Главный раввинат Израиля

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Начало_работы}}{{О_статье
+
{{О_статье
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=2
|СУПЕРВАЙЗЕР=2
Строка 14: Строка 14:
}}
}}
-
[[Файл:Yonametzger.jpg|thumb|right|200px|Йона Йехиэль Мецгер, главный [[раввин]] [[Израиль|Израиля]].]]
+
[[Файл:PikiWiki Israel 8066 Shlomo Amar.JPG|thumb|right|200px|Ш.М. Амар, главный сефардский раввин Израиля.]]
-
[[Файл:PikiWiki Israel 8066 Shlomo Amar.JPG|thumb|right|200px|Шломо Моше Амар, [[Ришон ле-Цион]].]]
+
[[Файл:Yonametzger.jpg|thumb|right|200px|Й.Й. Мецгер, главный ашкеназский раввин Израиля.]]
-
'''Главный раввинат Израиля''' ({{lang-he|הרבנות הראשית לישראל}}) — высший орган государства [[Израиль|Израиля]], ответственный за регулирование еврейской религиозной жизни.
+
-
В частности, Главный раввинат отвечает за назначение [[раввин]]ов населённых пунктов и государственных структур.  
+
'''Главный раввинат Израиля''' ({{lang-he|הרבנות הראשית לישראל}}) — главный орган государства [[Израиль|Израиля]], ответственный за регулирование еврейской религиозной жизни.  
-
Сегодня главными раввинами Израиля являются: Йона Йехиэль Мецгер и Шломо Моше Амар.
+
== Создание ==
-
Главные раввины Израиля:
+
Главный раввинат был создан в 1921 г. по инициативе р. [[А.И. Кук]]а (который являлся тогда главным религиозным авторитетом для сионистского движения). В этот период, с началом действия Британского мандата в Палестине, происходило формирование органов еврейской автономии внутри Британского мандата, которые в дальнейшем были преобразованы в органы функционирования и управления Государства Израиль. В связи с этим р. Кук считал очень важным создать главные органы религиозного управления в Стране и инициировал создание Главного раввината.
-
'''[[Ашкеназ]]ские'''
+
Первыми главными раввинами были избраны рав Кук и рав [[Яаков Меир]]. Выборщиками были главы ешив, раввины общин и другие представители религиозного еврейства. Статус главных раввинов устанавливался как пожизненный. (В 1972 г. это было изменено, и каденция главных раввинов стала 10-летней).
 +
 
 +
Сионистское движение воспринимало Главный раввинат как один из элементов своей организационной структуры. Религиозный сионизм вначале рассматривал Главный раввинат как свой главный религиозный и галахический авторитет, и Главный раввинат позиционировал себя как сионистскую организацию.
 +
 
 +
== Функции ==
 +
 
 +
К сфере компетенции Главного раввината были отнесены такие вещи, как, прежде всего, проблема личного и семейного статуса (т.е. кто является евреем; проблемы брака, развода, [[гиюр]]а), а также проблемы налаживание кашрута, соблюдения субботы, еврейских праздников и религиозной жизни в Стране, взаимодействие с исполнительной и законодательной властью для этого.
 +
 
 +
Он также занимался национально-религиозными проблемами, такими как [[Шмита]], и проблемами доступа к святым местам иудаизма ([[Котель]] и т.д.)
 +
 
 +
== После создания Государства Израиль ==
 +
 
 +
После создания Государства Израиль Главный раввинат (сохраняя все свои предыдущие функции) был преобразован в одну из сфер государственного управления, ответственную за религиозную жизнь. Это означает, что он служит для исполнительной власти Государства Израиль авторитетом, определяющим нормы Галахи (По принципам «статус-кво» Государство не должно нарушать галаху).
 +
 
 +
Из первых действий в качестве раввината Государства можно упомянуть создание молитвы за Государство Израиль, провозглашающей его «''решит цмихат геулатейну''» - «началом роста Мессианского спасения».
 +
 
 +
Главный раввинат (в сотрудничестве с Главным раввином армии, возглавлявшимся р. [[Ш. Горен]]ом) наладил соблюдение еврейских религиозных аспектов в армии.
 +
 
 +
В ведение Главного раввината был передан также надзор за  функционированием святых мест иудаизма.
 +
 
 +
Важной частью деятельности Главного раввината является аттестация раввинов (проведение экзаменов, выдача раввинских дипломов и подтверждение дальнейших уровней компетентности, например статус "раввин города" или "даян"), но назначать на эти должности Главный раввинат возможности не имеет. (В небольших общинах, например в поселках или районных синагогах, назначение раввинов регулируется самими членами общины путем прямых выборов. В городах назначение раввинов города делается по согласованию между муниципалитетом и министерством религий).
 +
 
 +
Главный раввинат оказывает серьезное влияние на деятельность раввинских судов, хотя и не определяет их напрямую. (Судей религиозных судов назначает специальная комиссия, в которой Главный раввинат имеет весомый голос, но не определяющий).
 +
 
 +
 
 +
== Выборы главных раввинов ==
 +
 
 +
Выборы производятся комиссией, которая состоит из религиозных выборщиков, но сами эти выборщики фактически назначаются политическими партиями, пропорционально своему весу в Кнессета. Таким образом, фактически главных раввинов выбирает Кнессет, хотя и не напрямую, а опосредованно, через группу выборщиков.
 +
 
 +
== Харедимное еврейство и Главный раввинат ==
 +
 
 +
В начальный момент выборов главных раввинов в 1921 г. не было четкого разделения между [[харедим]]ными и сионистскими раввинами. Крайнее харедимное еврейство ([[Эда Харедит]]) уже тогда относилось отрицательно к выборам Главного раввината, но основная масса раввинов сотрудничала с главными раввинами подмандатной Палестины.
 +
 
 +
В первые десятилетия Государства Израиль харедимное еврейство не имело большого влияния на Главный раввинат, но затем, с начала 1990-х  гг., оно начало активно влиять на выбор главных раввинов. Это привело к тому, что стали избираться главные раввины более харедимной ориентации, и вследствие этого они перестали быть авторитетом для религиозно-сионистского общества. (В частности, нынешние главные раввины не являются галахическими авторитетами ни для сионистского, ни для харедимного общества, а являются компромиссными фигурами.)
 +
 
 +
Влияние харедим в Главном раввинате выразилось, например, в вопросе шмиты. В начале сионистского движения Главный раввинат пол руководством р.Кука полностью поддерживал [["hетер-мехира"]]  (т.е. продажу земли на субботний год, с тем, чтобы было возможно пользоваться урожаем. Эта мера необходима для того, чтобы продукция нерелигиозных кибуцев и других сельскохозяйственных субъектов была кошерной; в противном случае некоторая часть общества будет полностью соблюдать шмиту, но другая, менее религиозная, будет глобально ее нарушать). В последние несколько десятилетий Главный раввинат все более проблемно относится к "hетер-мехира", хотя под давлением общества все же допускает ее.
 +
 
 +
== Список Главных раввинов Израиля ==
 +
 
 +
=== [[Ашкеназ]]ские ===
* [[Авраам Ицхак Кук]] (1921-1935)
* [[Авраам Ицхак Кук]] (1921-1935)
Строка 32: Строка 70:
* [[Авраам Элкана Каhана Шапира]] (1983-1993)
* [[Авраам Элкана Каhана Шапира]] (1983-1993)
* [[Исраэль Меир Лау]] (1993-2003)
* [[Исраэль Меир Лау]] (1993-2003)
-
* [[Йона Мецгер]] (с 2003)
+
* [[Йона Мецгер]] (с 2003 по настоящее время)
-
 
+
=== [[Сефард]]ские ([[Ришон ле-Цион (титул)|Ришон ле-Цион]]) ===
-
'''[[Сефард]]ские ([[Ришон ле-Цион (титул)|Ришон ле-Цион]]):'''
+
* [[Яаков Меир]] (1921-1939)
* [[Яаков Меир]] (1921-1939)
Строка 43: Строка 80:
* [[Мордехай Элияху]] (1983-1993)
* [[Мордехай Элияху]] (1983-1993)
* [[Элияху Бакши Дорон]] (1993-2003)
* [[Элияху Бакши Дорон]] (1993-2003)
-
* [[Шломо Амар]] (с 2003)
+
* [[Шломо Амар]] (с 2003 по настоящее время)
== Ссылки ==
== Ссылки ==
* [http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%A8%D7%91%D7%A0%D7%95%D7%AA_%D7%94%D7%A8%D7%90%D7%A9%D7%99%D7%AA_%D7%9C%D7%99%D7%A9%D7%A8%D7%90%D7%9C Статья "Главный раввинат Израиля" в ивритской Википедии].
* [http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%A8%D7%91%D7%A0%D7%95%D7%AA_%D7%94%D7%A8%D7%90%D7%A9%D7%99%D7%AA_%D7%9C%D7%99%D7%A9%D7%A8%D7%90%D7%9C Статья "Главный раввинат Израиля" в ивритской Википедии].
-
{{Israel-stub}}
 
-
{{judaism-stub}}
 
-
 
   
   

Версия 11:02, 18 марта 2011

Тип статьи: Регулярная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Дата создания: 17/03/2011


Файл:PikiWiki Israel 8066 Shlomo Amar.JPG
Ш.М. Амар, главный сефардский раввин Израиля.
Файл:Yonametzger.jpg
Й.Й. Мецгер, главный ашкеназский раввин Израиля.

Главный раввинат Израиля (ивр. הרבנות הראשית לישראל‎) — главный орган государства Израиля, ответственный за регулирование еврейской религиозной жизни.

Содержание

Создание

Главный раввинат был создан в 1921 г. по инициативе р. А.И. Кука (который являлся тогда главным религиозным авторитетом для сионистского движения). В этот период, с началом действия Британского мандата в Палестине, происходило формирование органов еврейской автономии внутри Британского мандата, которые в дальнейшем были преобразованы в органы функционирования и управления Государства Израиль. В связи с этим р. Кук считал очень важным создать главные органы религиозного управления в Стране и инициировал создание Главного раввината.

Первыми главными раввинами были избраны рав Кук и рав Яаков Меир. Выборщиками были главы ешив, раввины общин и другие представители религиозного еврейства. Статус главных раввинов устанавливался как пожизненный. (В 1972 г. это было изменено, и каденция главных раввинов стала 10-летней).

Сионистское движение воспринимало Главный раввинат как один из элементов своей организационной структуры. Религиозный сионизм вначале рассматривал Главный раввинат как свой главный религиозный и галахический авторитет, и Главный раввинат позиционировал себя как сионистскую организацию.

Функции

К сфере компетенции Главного раввината были отнесены такие вещи, как, прежде всего, проблема личного и семейного статуса (т.е. кто является евреем; проблемы брака, развода, гиюра), а также проблемы налаживание кашрута, соблюдения субботы, еврейских праздников и религиозной жизни в Стране, взаимодействие с исполнительной и законодательной властью для этого.

Он также занимался национально-религиозными проблемами, такими как Шмита, и проблемами доступа к святым местам иудаизма (Котель и т.д.)

После создания Государства Израиль

После создания Государства Израиль Главный раввинат (сохраняя все свои предыдущие функции) был преобразован в одну из сфер государственного управления, ответственную за религиозную жизнь. Это означает, что он служит для исполнительной власти Государства Израиль авторитетом, определяющим нормы Галахи (По принципам «статус-кво» Государство не должно нарушать галаху).

Из первых действий в качестве раввината Государства можно упомянуть создание молитвы за Государство Израиль, провозглашающей его «решит цмихат геулатейну» - «началом роста Мессианского спасения».

Главный раввинат (в сотрудничестве с Главным раввином армии, возглавлявшимся р. Ш. Гореном) наладил соблюдение еврейских религиозных аспектов в армии.

В ведение Главного раввината был передан также надзор за функционированием святых мест иудаизма.

Важной частью деятельности Главного раввината является аттестация раввинов (проведение экзаменов, выдача раввинских дипломов и подтверждение дальнейших уровней компетентности, например статус "раввин города" или "даян"), но назначать на эти должности Главный раввинат возможности не имеет. (В небольших общинах, например в поселках или районных синагогах, назначение раввинов регулируется самими членами общины путем прямых выборов. В городах назначение раввинов города делается по согласованию между муниципалитетом и министерством религий).

Главный раввинат оказывает серьезное влияние на деятельность раввинских судов, хотя и не определяет их напрямую. (Судей религиозных судов назначает специальная комиссия, в которой Главный раввинат имеет весомый голос, но не определяющий).


Выборы главных раввинов

Выборы производятся комиссией, которая состоит из религиозных выборщиков, но сами эти выборщики фактически назначаются политическими партиями, пропорционально своему весу в Кнессета. Таким образом, фактически главных раввинов выбирает Кнессет, хотя и не напрямую, а опосредованно, через группу выборщиков.

Харедимное еврейство и Главный раввинат

В начальный момент выборов главных раввинов в 1921 г. не было четкого разделения между харедимными и сионистскими раввинами. Крайнее харедимное еврейство (Эда Харедит) уже тогда относилось отрицательно к выборам Главного раввината, но основная масса раввинов сотрудничала с главными раввинами подмандатной Палестины.

В первые десятилетия Государства Израиль харедимное еврейство не имело большого влияния на Главный раввинат, но затем, с начала 1990-х гг., оно начало активно влиять на выбор главных раввинов. Это привело к тому, что стали избираться главные раввины более харедимной ориентации, и вследствие этого они перестали быть авторитетом для религиозно-сионистского общества. (В частности, нынешние главные раввины не являются галахическими авторитетами ни для сионистского, ни для харедимного общества, а являются компромиссными фигурами.)

Влияние харедим в Главном раввинате выразилось, например, в вопросе шмиты. В начале сионистского движения Главный раввинат пол руководством р.Кука полностью поддерживал "hетер-мехира" (т.е. продажу земли на субботний год, с тем, чтобы было возможно пользоваться урожаем. Эта мера необходима для того, чтобы продукция нерелигиозных кибуцев и других сельскохозяйственных субъектов была кошерной; в противном случае некоторая часть общества будет полностью соблюдать шмиту, но другая, менее религиозная, будет глобально ее нарушать). В последние несколько десятилетий Главный раввинат все более проблемно относится к "hетер-мехира", хотя под давлением общества все же допускает ее.

Список Главных раввинов Израиля

Ашкеназские

Сефардские (Ришон ле-Цион)

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках