Гностицизм (еврейский аспект)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Перенаправление на ej:Гностицизм (еврейский аспект))
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Гностицизм (еврейский аспект)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Гностицизм''', ряд неортодоксальных христианских сект, распространенных в 1–2 вв., которые развивали мистические системы философии, основанные на гносисе (по-гречески `знание`) Бога. Эти системы были синкретическими, то есть представляли смесь языческой [[Магия|магии]] и верований вавилонского, греческого и еврейского происхождения.
+
-
 
+
-
Иудаизм внес важный вклад в систему понятий и развитие гностицизма. Одним из путей проникновения еврейского влияния в гностицизм служила [[Библия]], которую почитали и христиане, а также другие произведения еврейской литературы — на иврите, арамейском и греческих языках. Особое влияние имели главы книги [[Бытие]], повествующие о сотворении мира. Гностицизм приписывал особое значение рассказу о сотворении и грехопадении человека, истолкованному как рассказ о падении Божественного начала в материальный мир. Отрицательное отношение к природному миру и моральному закону, призванному регулировать поведение человека в этом мире, привело гностиков (сторонников гностицизма) к взгляду на создателя мира, Бога Израиля, как на злого или низшего бога; гностики решительно отвергали Его Закон и заповеди (особенно резкая антииудаистская направленность характерна для писаний гностика 2 в. Маркиона, полностью отвергавшего еврейскую Библию). Они толковали библейский рассказ в духе, противоположном его подлинному смыслу и назначению: так, [[Змей|змея]] в рассказе о грехопадении они часто рассматривали как носителя истинного «знания», которого Бог хотел лишить человека; [[Каин]] становился преследуемым Богом положительным героем, и т. д.
+
-
 
+
-
Еврейское влияние на гностицизм видно также в использовании имен, понятий и выражений, заимствованных из иврита или арамейского языка Так, Бог, творец мира, именуется в некоторых гностических системах Иалдабаот (йалда бахут, по некоторым предположениям, означает «дитя хаоса»); другие мифологические или символические фигуры в гностицизме — Барбело (бе-арба элоха — «в четырех богах», то есть отец, сын, женское начало в божестве и первый человек); Эдем (эден); Ахамот (хохмот, «мудрость», согласно Пр. 9:1); название гностической секты наасеев (офитов) происходит от слова нахаш («змей»); таинственные слова «повеление за повелением, повеление за повелением, черта за чертой, черта за чертой, немного здесь, немного там» (Ис. 28:10, 13) служат мистическим обозначением трех гностических сфирот (эонов).
+
-
 
+
-
В иудаизме в конце эпохи Второго [[Храм|храма]] существовали интеллектуальные и эмоциональные настроения, близкие духовному миру гностицизма. Возможно, они оказали более непосредственное влияние на возникновение гностицизма или, по крайней мере, послужили основой некоторых его идей. Признаки этого обнаруживаются в литературе секты Мертвого моря. Общим для гностицизма и [[Мёртвого Моря Свитки|Мёртвого моря свитков]] является представление об эзотерическом «знании» как о спасительном средстве, которое позволяет группе избранных преодолеть бездну, отделяющую человека от Божества, и предстать перед Богом «вместе с вечным воинством и духами знания, обновиться со всем существующим» («Благодарственные псалмы»).
+
-
 
+
-
Литература этой секты, как и у гностиков, отражает дуалистическое мировоззрение, предполагающее вражду начала добра (света) с началом зла (тьмой), каждое из которых имеет свое воинство ангелов и духов. Однако эти взгляды, в отличие от гностицизма, не выходят за рамки еврейского [[Монотеизм|монотеизма]]. Даже чувство отвращения к человеку и нечистоте его материальной основы в свитках Мертвого моря не доходит до представления о различии между материей как таковой и Божественным духовным миром. Несмотря на определенное духовное родство писаний секты и мировоззрения гностицизма, свитки Мертвого моря не являются документами «гностического иудаизма», они скорее отражают некоторые общие настроения, свойственные людям той эпохи, в том числе евреям, в которых содержалась возможность развития в подлинно гностические спекулятивные построения.
+
-
 
+
-
В талмудической литературе гностицизм и его история непосредственно не упоминаются. Возможно, однако, что понятие миним (в значении `еретики`) относится в некоторых случаях и к гностикам.
+
-
 
+
-
См. также [[Дуализм]]. О влиянии гностицизма на историю еврейской мистики см. [[Каббала]].
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|11218|ГНОСТИЦИЗМ}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Категории к расформированию:ИУДАИЗМ:Иудаизм и другие религии]]
+

Текущая версия на 22:50, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Гностицизм (еврейский аспект)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация