Голем (персонаж мифологии)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Голем в кинематографе: оформление)
(Перенаправление на ej:Голем (персонаж мифологии))
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Голем (персонаж мифологии)]]
-
| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
-
| АВТОР1  =
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}}  {{другие значения|Голем (значения)}}
+
-
[[Файл:Golem and Loew.jpg|thumb|[[Рабби Лев]] оживляет голема]]
+
-
'''Го́лем''' ({{Lang-he|גולם}}) — [[персонаж]] [[евреи|еврейской]] мифологии, человекоподобное существо, реже — любое живое существо, созданное посредством магического акта
+
-
 
+
-
== Слово "голем" в ранних еврейских текстах ==
+
-
Слово «голем» происходит от слова ''гелем'' ({{lang-he|גלם}}) обозначающие «необработанный, сырой материал», либо просто глина.
+
-
 
+
-
Согласно другой гипотезе, оно происходит от древне-еврейского "галам" — он свернул, завернул.
+
-
 
+
-
Слово "голем" встречается в [[ТаНаХ]]е лишь один раз (Пс. 139:16) и обозначает бесформенный зародыш человека («Неоформленный»). В [[Талмуд]]е термином ''голем'' определяются незавершенные предметы и существа, не готовые или не приступившие к выполнению своих функций. Так, Адам до того, как Бог вдохнул в него душу, назван в [[Аггада|аггаде]] ''голем'' (Санх. 38б, Быт. Р. 24:2). Големом называется женщина до замужества (Санх. 22б).
+
-
 
+
-
В одном месте (Авот 5:7) Талмуд употребляет понятие голем и в смысле «болван», «глупец». Первым термин ''голем'' применительно к человеческому существу, созданному посредством магического акта, употребил [[Элазар Бен Иехуда Из Вормса|Элазар бен Иехуда из Вормса]] в труде «Содей разая» («Тайны таинств», приблизительно начало 13 в.), где привел необходимые для совершения этого акта словесные и буквенные формулы и подробно описал соответствующий мистический ритуал. Идея о возможности создания голема, навеянная талмудическим преданием о чудесном сотворении человека [[Рав]]ой (Санх. 65б) и отраженная во многих легендах раннего средневековья, оформилась главным образом в среде [[Хасидей Ашкеназ]], видным представителем которых и был Элазар.
+
-
 
+
-
Уже в раннем [[идиш]]е слово ''гойлем'' приобрело переносное значение «истукан», «глупый и неповоротливый человек», «болван», перекочевавшее и в современный [[иврит]].
+
-
 
+
-
== Легенды о големе ==
+
-
Всем легендам о големе присущи представления о том, что это существо создается из девственно чистой материи и что оно лишено дара речи.
+
-
 
+
-
В легенде 14 в. сотворение голема приписано даже пророку [[Иеремия|Иеремии]] и Сире.
+
-
 
+
-
Популярна была легенда 17 в. о рабби Элияху из Хелма (середина 16 в.), который создал голема из глины, но вскоре превратил его в прах, испугавшись исполинских размеров, которые тот быстро принял, и опасаясь, что его огромная все возрастающая сила будет способна разрушить мир.
+
-
 
+
-
Наибольшую известность приобрела легенда о големе, созданном якобы [[Иехуда Лива|Иехудой Лива бен Бецалелем]] (Махарал) из Праги для исполнения разных «чёрных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и главным образом для предотвращения [[Кровавый навет на евреев|кровавого навета]] путём своевременного вмешательства и разоблачения.. Чтобы голем, исполнявший обязанности слуги, не работал в [[Шабат]], рабби Иехуда Лива на исходе пятницы извлекал из-под его языка записку с [[тетраграмматон]]ом, этим лишая его способности двигаться. Забыв однажды сделать это вовремя, рабби Иехуда Лива догнал голема в самый момент наступления Шабата, но когда он вырвал у него изо рта магическую записку, тот превратился в бесформенную массу глины.
+
-
 
+
-
[[Файл:Praha Staronova Synagoga.jpg|thumb|[[Староновая синагога|Пражская синагога]], где якобы сохранены останки голема]]
+
-
Известны и другие големы, созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами — новаторами религиозной мысли. В этой легенде народная фантазия как бы оправдывает противление социальному злу некоторым, хотя бы и робким, насилием: в образе голема как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, переступающая границы религиозного закона; недаром голем по легенде превышает свои «полномочия», заявляет свою волю, противоречащую воле его «создателя»: искусственный человек делает то, что по закону «неприлично» или даже преступно для естественно-живого человека. Во всем этом — богоборческий смысл голема. Но богоборческое начало в народной фантазии не имеет самодовлеющего значения: оно лишь разновидность протеста против социального и национального гнета.
+
-
 
+
-
Несмотря на явно легендарный характер преданий о големе, его существование допускалось, по-видимому, и поздними авторитетами [[Галаха|Галахи]]. Так, [[Ашкенази, Цви Хирш Бен Яаков|Цви Хирш Ашкенази]] и его сын [[Эмден Яаков|Я. Эмден]] (потомки рабби Элияху из Хелма) в своих [[Респонсы|респонсах]] рассматривают вопрос о том, допустимо ли включение голема в [[Миньян|миньян]]. Некоторые авторитеты даже утверждали, что голема можно безнаказанно лишить жизни, поскольку он не наделен душой, а мясо животных, созданных путем магических таинств, можно употреблять в пищу и не соблюдая правил ритуального убоя.
+
-
 
+
-
== Голем в литературе ==
+
-
{{чистить}}
+
-
 
+
-
=== Западноевропейская литература ===
+
-
 
+
-
В западноевропейскую литературу мотив голема вводят романтики ([[Арним, Ахим фон|Арним]], [[Изабелла Египетская]]; реминисценции этого мотива можно указать у [[Гофман]]а и [[Гейне]]); для них голем — экзотический (немецкая романтика воспринимает очень остро экзотику [[гетто]]) вариант излюбленного ими мотива двойничества. В новейшей литературе известны два значительных произведения на эту тему: в немецкой — роман [[Майринк, Густав|Густава Майринка]] — и в еврейской — драма [[Лейвик]]а.
+
-
 
+
-
«Голем» Майринка по существу — социальная сатира на [[мессианизм]]. Он — символ массовой души, охватываемой в каждом поколении какой-то «психической эпидемией», — болезненно страстной и смутной жаждой освобождения. Голем возбуждает народную массу своим трагическим появлением: она периодически устремляется к неясной непостижимой цели, но, как и «Голем», становится «глиняным истуканом», жертвой своих порывов. Человек, по Майринку, все более и более механизируется жестокой борьбой за существование, всеми последствиями капиталистического строя, и он такой же обречённый, как и голем. Это глубоко пессимистическое произведение следует рассматривать как художественную реакцию на «освободительные идеи» империалистической бойни со стороны средней и мелкой буржуазии.
+
-
 
+
-
[[Станислав Лем]] написал в [[1973 год]]у рассказ «Голем XIV» (Golem XIV).
+
-
 
+
-
=== Поэзия ===
+
-
 
+
-
Более углублённо трактует голема еврейский поэт Лейвик. Голем для него символ пробуждающейся народной массы, ее революционной, еще неосознанной, но могучей стихии, стремящейся окончательно порвать с традициями прошлого; ей это не удается, но она возвышается над своим вождем, противопоставляет ему свою личную волю, стремится подчинить его себе. Философская углубленность образа выражается в том, что творение, насыщенное социальными потенциями, продолжает и хочет жить своей собственной жизнью и соперничает со своим творцом. Лейвик в своем «Големе» вышел за пределы легенды, расширил ее, запечатлев в нем грозные предчувствия грядущих социальных катастроф, отождествив его с массой, которая больше не хочет быть орудием сильных и имущих.
+
-
Стихотворение Х. Л. Борхеса «Голем» описывает голема как неудавшуюся копию человека.
+
-
 
+
-
=== Фантастика ===
+
-
В творчестве писателей-[[Научная фантастика|фантастов]], голем нередко рассматривается и используется в качестве примитивного [[робот]]а, с заложенной в него программой. В отличие от [[Магия|магического]] оживления голема, используемого в жанре [[фэнтези]], в фантастике для этого используются процессы, основанные на реальных или вымышленных физических законах. Нередки случаи, когда для оживления голема, необходимо подобрать ''буквенный код''.
+
-
 
+
-
Такой образ голема встречается в произведениях современных писателей:
+
-
* [[Лазарчук, Андрей Геннадьевич|Лазарчук А.]], [[Успенский, Михаил Глебович|Успенский М.]] «[[Посмотри в глаза чудовищ]]» — описана монотонная работа сотрудников [[Аненербе]], по подбору такого буквенного кода, с целью создания идеальных и послушных воле [[Третий рейх|Третьего рейха]] солдат.
+
-
* [[Чанг, Тед|Чанг Т.]] «72 буквы» — о применении к живой материи принципа наложения слова (непременно из 72 букв [[Еврейский алфавит|еврейского алфавита]], расположенных по 12 в 6 рядов) в массовом производстве глиняных големов. Учёные в области [[Генетическая инженерия|генной инженерии]] доказывают, что через несколько поколений человечество утратит способность к размножению. И вот в качестве решения этой проблемы, главный герой повести предлагает втравить в [[сперматозоид]] человека это самое слово, которое способствовует продолжению рода големов в течение одного цикла, с целью наследования факта воспроизведения человеком.<ref>{{cite web
+
-
| author        = Карацупа В.
+
-
| url          = http://archivsf.narod.ru/work/00000087.htm
+
-
| title        = Тед Чан. 72 буквы
+
-
| publisher    = Архив фантастики
+
-
| accessdate    = 18 мая 2009
+
-
}}</ref>
+
-
* Голем фигурирует в эпизоде романа [[Эко, Умберто|Умберто Эко]] «[[Маятник Фуко (роман)|Маятник Фуко]]».
+
-
* Одним из персонажей романов Терри Пратчетта "Ноги из глины" и "Патриот" является голем Дорфл. В Плоском мире запрещено создание големов, так как создание жизни (пусть даже и такой) есть прерогатива богов. Однако ранее созданные големы продолжают использоваться на тяжелой, опасной и грязной работе.
+
-
* Голем как действующее лицо появляется в одном из эпизодов в третьей книге первой трилогии [[Андрей Валентинов|Андрея Валентинова]] из цикла "Око силы" - "Несущий свет"
+
-
 
+
-
=== Фэнтези ===
+
-
 
+
-
Големы часто присутствуют в современной литературе жанра [[фэнтези]]. Здесь они обычно представляют собой изначально неживых человекоподобных существ, собранных из какого-либо материала (глины, дерева, камня и т. п.) и оживлённых с помощью [[магия|магии]]. Как правило, они подчиняются и полностью контролируются создавшими их [[волшебник]]ами, которые используют их в качестве стражей или работников, так как големы не чувствительны к боли, слабоуязвимы и не устают.
+
-
 
+
-
Список фентези рассказов и вселенных, в которых присутствует или упоминается голем:
+
-
* [[Големы (Плоский мир)|Големы]] в [[Плоский мир|Плоском мире]] [[Терри Пратчетт]]а.
+
-
* в «[[Игроземье]]» [[Кевин Андерсон|Кевина Андерсона]].
+
-
* В трилогии Бартемиуса {{translation2|Джонатон Страуд|Джонатона Страуда|en|Jonathan Stroud}}, во второй книге «{{translation2|Глаз Голема||en|The Golem's Eye}}».
+
-
 
+
-
== Голем в кинематографе ==
+
-
Легенда о Големе стала сюжетной основой для нескольких художественных фильмов. Среди них наиболее известны фильмы «Голем» (Der Golem, 1915) и «Голем: как он пришел в мир» (Der Golem, wie er in die Welt kam, 1920) — последний, пересказывающий легенду о создании и первом бунте Голема, считается классическим киновоплощенем этого сюжета. Во многом благодаря выразительному исполнению роли Голема [[Вегенер, Пауль|Паулем Вегенером]], образ оживленного магией глиняного человека приобрел широкую известность, хотя впоследствии и был потеснен схожим по смыслу образом Чудовища, созданного Франкенштейном.
+
-
 
+
-
В 1936 году фильм «Голем» снял [[Дювивье, Жюльен|Жюльен Дювивье]].
+
-
 
+
-
Легенда о Големе легла в основу серии «Kaddish» 4-го сезона сериала «Секретные материалы».
+
-
 
+
-
В СССР в 1950-е годы прошёл остроумный и зрелищный чешский фильм «Пекарь императора» (''Cisaruv pekar, pekaruv cisar'', режиссёр Мартин Фрич, 1951), где голем тоже появляется и играет важнейшую роль в развитии сюжета.<ref>См. кадры из фильма: [http://www.etvnet.ca/cgi-bin/video/eitv_browse.fcgi?action=details&media_file=158375 Пекарь Императора и Император пекарей].</ref>
+
-
 
+
-
В «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино (2009 г.) аналогия с Големом применялась Гитлером к отряду американских евреев, уничтожавших бойцов рейха и бесследно исчезавших, порождая панику среди солдат.
+
-
 
+
-
В сериале «Шерлок», снятом в 2010 году о Шерлоке Холмсе на современный лад, был использован миф о Големе и сопоставлен с наемным убийцей, который «выдавливал» жизнь из людей голыми руками.
+
-
 
+
-
== Голем в театре ==
+
-
Легенды о големе (особенно о пражском) легли в основу многих литературных, музыкальных и сценических произведений 20 в. Среди них — спектакль «Хабимы» (первая постановка: Москва, 1925) по драматической поэме [[Лейвик Х|Х. Лейвика]] «Дер гойлем» (1921; перевод на иврит Б. Каспи, музыка М. М. Мильнера, 1886–1953) и две композиции [[Ахрон, Иосеф|И. Ахрона]] под тем же названием. В 1926 г. во Франкфурте была поставлена опера «Голем» Э. Ф. Д’Альбера (1864–1932), а в 1962 г. в Вене — одноименный балет по хореографическому плану Эрики Ханка (1905–58), на музыку Ф. Бёрта (родился в 1926 г.).
+
-
 
+
-
[[23 ноября]] [[2006 год]]а в театральном дворце «Dum u Hybern» в [[Прага|Праге]] состоялась премьера мюзикла «Голем».<ref>http://www.visitprague.cz/main.php3?s1=culture&s2=theatre&lng=ru&id=37</ref> Музыкальный спектакль написан [[Свобода, Карел|Карелом Свободой]], [[Зеленка, Зденеком|Зденеком Зеленкой]] и [[Хаген, Лу Фананек|Лу Фананеком Хагеном]] и поставлен режиссёром [[Ренк, Филип|Филипом Ренком]].<ref>http://www.abcprague.com/2006/11/22/golem-in-newly-reconstructed-hybernia-theatre</ref> Мюзикл играется на чешском языке и сопровождается английскими субтитрами.
+
-
 
+
-
== Голем в современной публицистике ==
+
-
 
+
-
Образ Голема приобрел специальное значение в совеременной российской общественно-политической публицистике после появления в конце [[1980-е|1980-х]] в [[самиздат]]е эссе [[Лазарчук, Андрей|Андрея Лазарчука]] и [[Лелик, Пётр|Петра Лелика]].<ref>[http://lazandr.lib.ru/web/books027.html Голем хочет жить]</ref> В статье, где предлагалась оригинальная модель функционирования и развития советской административной системы, «Големом» назывался административный аппарат, понимаемый как информационный организм, преследующий собственные цели, отличные и от целей государства в целом, и от целей отдельных чиновников. Термин «административный Голем» в сходном значении широко использовался такими публицистами, как [[Переслегин, Сергей Борисович|Сергей Переслегин]], [[Максимов, Константин|Константин Максимов]] и другими.
+
-
 
+
-
== Голем в компьютерных играх ==
+
-
 
+
-
Во многих играх жанра [[фэнтези]] есть разновидность существ «голем». Например: Castlevania, Final Fantasy, Ultima III: Exodus, Heroes of Might and Magic, Diablo/Diablo II, Gothic, Kingdom of Loathing, Проклятые земли, Warcraft 3, World of Warcraft, Master of Magic, Lineage 2, Ведьмак, Nox, Perfect World, Dragon Age: Origins. В играх голем обычно механический либо глиняный человек, созданный или оживлённый магией.
+
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
{{примечания}}
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
* Bloch Chr. Der Prager Golem. 1919
+
-
* Ludwig Albert. Der Golem, «Die Literatur». 1923—1924
+
-
* Held Hans Ludwig. Das Gespenst des Golems. 1927
+
-
* [[Gershom Scholem]]. Zur Kabbala und ihrer Symbolik. Stuttgart, 1973.
+
-
 
+
-
{{ЛЭ}}
+
-
{{ElevenCopyRight|11232|ГОЛЕМ}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Категории к расформированию:ИУДАИЗМ:Мистика. Каббала. Магия]]
+
-
[[Категория:Еврейская мифология]]
+
-
+
-
<!-- [[ast:Golem]]
+
-
[[bg:Голем]]
+
-
[[ca:Gòlem]]
+
-
[[cs:Golem (bytost)]]
+
-
[[cy:Golem]]
+
-
[[da:Golem]]
+
-
[[de:Golem]]
+
-
[[en:Golem]]
+
-
[[eo:Golemo]]
+
-
[[es:Golem]]
+
-
[[et:Golem]]
+
-
[[fi:Golem]]
+
-
[[fr:Golem]]
+
-
[[gl:Golem]]
+
-
[[he:גולם (מיסטיקה)]]
+
-
[[hu:Gólem]]
+
-
[[it:Golem]]
+
-
[[ja:ゴーレム]]
+
-
[[ko:골렘]]
+
-
[[la:Golem]]
+
-
[[lt:Golemas]]
+
-
[[nl:Golem (legende)]]
+
-
[[no:Golem]]
+
-
[[pl:Golem]]
+
-
[[pt:Golem]]
+
-
[[sk:Golem]]
+
-
[[sv:Golem]]
+
-
[[szl:Golym]]
+
-
[[th:โกเลม]]
+
-
[[tr:Golem]]
+
-
[[uk:Голем]]
+
-
[[vi:Golem]] -->{{WikiCopyRight}}
+
-
 
+
-
{{checked_final}}
+

Текущая версия на 22:50, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Голем (персонаж мифологии)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация