Гольдфаден, Авром

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Начало поэтического творчества)
Строка 23: Строка 23:
До 1875 г. преподавал в казенных училищах [[Симферополь|Симферополя]] и [[Одесса|Одессы]].  
До 1875 г. преподавал в казенных училищах [[Симферополь|Симферополя]] и [[Одесса|Одессы]].  
-
== Начало поэтического творчества ==
+
== Начало поэтического и драматургического творчества ==
-
Еще в Житомире Гольдфаден под влиянием своего земляка и наставника [[Готлобер, Авраhам Бер|А. Б. Готлобера]] стал писать стихотворения на [[иврит]]е, вошедшие в сборник «Цицим у-фрахим» («Ростки и цветы», 1865).  
+
Еще в Житомире Гольдфаден под влиянием своего земляка и наставника [[Готлобер, Авраhам Бер|А. Б. Готлобера]] стал писать стихотворения на [[иврит]]е, вошедшие в сборник «Цицим у-фрахим» («Ростки и цветы», 1865). Первое напечатанное стихотворение Гольдфадена называлось "Прогресс", оно было проникнуто духом [[сионизм]]а ещё до появления этого движения.  
Но как поэт Гольдфаден стал известен после выхода в свет сборников его стихотворений на [[идиш]] «Дос иделе» («Еврей», 1866) и «Ди идене» («Еврейка», 1869). Многие из этих стихотворений очень скоро стали популярными народными песнями.  
Но как поэт Гольдфаден стал известен после выхода в свет сборников его стихотворений на [[идиш]] «Дос иделе» («Еврей», 1866) и «Ди идене» («Еврейка», 1869). Многие из этих стихотворений очень скоро стали популярными народными песнями.  
-
После неудач с изданием еженедельника «Исролик» (Львов, 1875) и газеты «Буковинер израелитишер фолксблат» ([[Черновцы]], 1876) Гольдфаден переехал в [[Яссы]].
+
С 1868 года он жил в [[Одесса|Одессе]]. Там его двоюродный брат, хороший пианист, помог положить некоторые его стихи на музыку.
-
== Начало драматургического творчества ==
 
Встреча с «[[Бродер, Берл|бродеровскими певцами]]», исполнявшими еврейские песни (в том числе и сочинения Гольдфадена) как сценические миниатюры, навела Гольдфадена на мысль создать с их участием спектакль, перемежая песни занимательными диалогами.  
Встреча с «[[Бродер, Берл|бродеровскими певцами]]», исполнявшими еврейские песни (в том числе и сочинения Гольдфадена) как сценические миниатюры, навела Гольдфадена на мысль создать с их участием спектакль, перемежая песни занимательными диалогами.  
 +
 +
В [[Одесса|Одессе]] Гольдфаден возобновил свое знакомство с другим [[идиш]]еязычным писателем - [[Линецкий, Ицхак Иоэль|Ицхаком Йоэлем Линецким]], которого он знал по [[Житомир]]у.<ref name="Berkowitz, 2004, 12"/> Там он встретил [[иврит]]ского поэта [[Вербель, Элиягу Мордехай|Элиягу Мордехая Вербеля]] (чья дочь Полина стала женой Гольдфадена) и опубликовал стихи в газете ''Коль-Мевасер''. Кроме того, он написал свою первые две пьесы: ''Ди цвей ейнес''(''Два соседа'') и''Ди мурне Сосфе''(''Тетя Соня''), включавшие его стихи из книги «Ди идене» («Еврейка», 1869), которая выдержала три издания в течение трех лет. В это время он и Полина жили в основном на его скудную зарплату учителя и мелкие приработки.
 +
 +
 +
После неудач с изданием еженедельника «Исролик» (Львов, 1875) и газеты «Буковинер израелитишер фолксблат» ([[Черновцы]], 1876) Гольдфаден переехал в [[Яссы]].
Постановка в октябре 1876 г. первой пьесы Гольдфадена «Ди бобе мит дем эйникл» («Бабушка и внучек»), восторженно встреченной зрителем, считается рождением профессионального театра на [[идиш]]. Это был странствующий театр «блуждающих звезд», по образцу которого вскоре возникли многие новые труппы. Обычно их руководитель был, как и Гольдфаден, режиссером, оформителем спектаклей и автором всего репертуара.  
Постановка в октябре 1876 г. первой пьесы Гольдфадена «Ди бобе мит дем эйникл» («Бабушка и внучек»), восторженно встреченной зрителем, считается рождением профессионального театра на [[идиш]]. Это был странствующий театр «блуждающих звезд», по образцу которого вскоре возникли многие новые труппы. Обычно их руководитель был, как и Гольдфаден, режиссером, оформителем спектаклей и автором всего репертуара.  
Строка 128: Строка 132:
<!--  
<!--  
-
 
-
 
== Youth and early manhood ==
== Youth and early manhood ==
-
 
-
Goldfaden's first published poem was called "Progress"; his ''[[New York Times]]'' obituary described it as "a plea for [[Zionism]] years before that movement developed". In 1865 he published his first book of poetry, ''Tzitzim u-Ferahim'' (in [[Hebrew language|Hebrew]]); The ''Jewish Encyclopedia'' (1901&ndash;1906) says that "Goldfaden's Hebrew poetry... possesses considerable merit, but it has been eclipsed by his Yiddish poetry, which, for strength of expression and for depth of true Jewish feeling, remains unrivaled." The first book of verse in Yiddish was published in 1866, and in 1867 he took a job teaching in [[Simferopol]]. A year later, he moved on to [[Odessa]] (in [[Ukraine]]), where he lived initially in his uncle's house, where a cousin who was a good [[piano|pianist]] helped him set some of his poems to music.
 
-
 
-
In Odessa, Goldfaden renewed his acquaintance with fellow Yiddish-language writer [[Yitzkhok Yoel Linetzky]], whom he knew from Zhytomyr<ref name="Berkowitz, 2004, 12"/> and met [[Hebrew language|Hebrew-language]] poet [[Eliahu Mordechai Werbel]] (whose daughter Paulina would become Goldfaden's wife) and published poems in the newspaper ''Kol-Mevaser''.  He also wrote his first two plays, ''Die Tzwei Sheines'' (''The Two Neighbors'') and ''Die Murneh Sosfeh'' (''Aunt Susie''), included with some verses in a modestly successful 1869 book ''Die Yidene'' (''The Jewish Woman''), which went through three editions in three years. At this time, he and Paulina were living mainly on his meagre teacher's salary of 18 [[Russian ruble|rubles]] a year, supplemented by giving private lessons and taking a job as a cashier in a hat shop.
 
In 1875, Goldfaden headed for [[Munich]], intending to study medicine. This did not work out, and he headed for [[Lviv|Lvov/Lemberg]] in [[Galicia (Central Europe)|Galicia]], where he again met up with Linetsky, now editor of a weekly paper, ''Isrulik'' or ''Der Alter Yisrulik'' (which was well reputed, but was soon shut by the government). A year later, he moved on to [[Chernivtsi]] in [[Bukovina]], where he edited the Yiddish-language daily ''Dos Bukoviner Israelitishe Folksblatt''. The limits of the economic sense of this enterprise can be gauged from his inability to pay a registration fee of 3000 ducats. He tried unsuccessfully to operate the paper under a different name, but soon moved on to [[Iaşi]] on the invitation of Isaac Librescu (1850–1930), a young wealthy communitary activist interested in theatre.
In 1875, Goldfaden headed for [[Munich]], intending to study medicine. This did not work out, and he headed for [[Lviv|Lvov/Lemberg]] in [[Galicia (Central Europe)|Galicia]], where he again met up with Linetsky, now editor of a weekly paper, ''Isrulik'' or ''Der Alter Yisrulik'' (which was well reputed, but was soon shut by the government). A year later, he moved on to [[Chernivtsi]] in [[Bukovina]], where he edited the Yiddish-language daily ''Dos Bukoviner Israelitishe Folksblatt''. The limits of the economic sense of this enterprise can be gauged from his inability to pay a registration fee of 3000 ducats. He tried unsuccessfully to operate the paper under a different name, but soon moved on to [[Iaşi]] on the invitation of Isaac Librescu (1850–1930), a young wealthy communitary activist interested in theatre.

Версия 11:38, 28 мая 2011

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 26.03.2010


Файл:Abraham Goldfaden.jpg
Авром Гольдфаден

Авром Гольдф́аден (идиш אברהם גאָלדפֿאַדען; Goldfaden, Abraham; Авраам Голденфодим, 24 июля 1840, Староконстантинов, Хмельницкая область, Украина, — 9 января 1908, Нью-Йорк) — еврейский поэт, композитор и драматург, автор музыкальных пьес, основатель профессионального театра на идиш.

Содержание

Образование

Сын часовщика,[1] приверженца Ѓаскалы, Гольдфаден получил традиционное еврейское и светское образование, владел русским и немецким языками. В 1857–66 гг. учился в Житомирском раввинском училище, получил звание учителя.

По рассказам, в детстве он настолько любил подражать выступлениям бадханов (свадебных клоунов) и бродеровским певцам, что его прозвали Авромеле Бадхен.[2]

До 1875 г. преподавал в казенных училищах Симферополя и Одессы.

Начало поэтического и драматургического творчества

Еще в Житомире Гольдфаден под влиянием своего земляка и наставника А. Б. Готлобера стал писать стихотворения на иврите, вошедшие в сборник «Цицим у-фрахим» («Ростки и цветы», 1865). Первое напечатанное стихотворение Гольдфадена называлось "Прогресс", оно было проникнуто духом сионизма ещё до появления этого движения.

Но как поэт Гольдфаден стал известен после выхода в свет сборников его стихотворений на идиш «Дос иделе» («Еврей», 1866) и «Ди идене» («Еврейка», 1869). Многие из этих стихотворений очень скоро стали популярными народными песнями.

С 1868 года он жил в Одессе. Там его двоюродный брат, хороший пианист, помог положить некоторые его стихи на музыку.

Встреча с «бродеровскими певцами», исполнявшими еврейские песни (в том числе и сочинения Гольдфадена) как сценические миниатюры, навела Гольдфадена на мысль создать с их участием спектакль, перемежая песни занимательными диалогами.

В Одессе Гольдфаден возобновил свое знакомство с другим идишеязычным писателем - Ицхаком Йоэлем Линецким, которого он знал по Житомиру.[1] Там он встретил ивритского поэта Элиягу Мордехая Вербеля (чья дочь Полина стала женой Гольдфадена) и опубликовал стихи в газете Коль-Мевасер. Кроме того, он написал свою первые две пьесы: Ди цвей ейнес(Два соседа) иДи мурне Сосфе(Тетя Соня), включавшие его стихи из книги «Ди идене» («Еврейка», 1869), которая выдержала три издания в течение трех лет. В это время он и Полина жили в основном на его скудную зарплату учителя и мелкие приработки.


После неудач с изданием еженедельника «Исролик» (Львов, 1875) и газеты «Буковинер израелитишер фолксблат» (Черновцы, 1876) Гольдфаден переехал в Яссы.

Постановка в октябре 1876 г. первой пьесы Гольдфадена «Ди бобе мит дем эйникл» («Бабушка и внучек»), восторженно встреченной зрителем, считается рождением профессионального театра на идиш. Это был странствующий театр «блуждающих звезд», по образцу которого вскоре возникли многие новые труппы. Обычно их руководитель был, как и Гольдфаден, режиссером, оформителем спектаклей и автором всего репертуара.

Труппа Гольдфадена гастролировала по Румынии с большим успехом. В 1879 году поехала в Россию. Из-за запрета русским правительством спектаклей на идиш труппа Гольдфадена в 1883 г. прекратила существование.

Гольдфаден выехал в Варшаву, где создал новую труппу под названием «немецкой» (играла до середины 1886 г.).

Жизнь в США

В 1887–89 гг. Гольдфаден жил в Нью-Йорке, издавал газету «Ньюйоркер илустрирте цайтунг», затем ставил свои пьесы в Париже и Львове. С 1903 г. жил в Нью-Йорке.

Афиша к спектаклю по пьесе А. Гольдфадена «Бар-Кохба». Нью-Йорк, 1917 (из Электронной еврейской энциклопедии)

Благодаря его усилиям также была осуществлена первая театральная постановка в США на языке иврит.

Особенности пьес Гольдфадена

Свои спектакли Гольдфаден адресовал широким кругам еврейского общества, так как видел в театре действенное средство воспитания и просвещения народа. Поэтому Гольдфаден завершал свои пьесы нравоучительным финалом, во имя доступности прямолинейно делил героев на положительных и отрицательных, нередко ради успеха у невзыскательной публики перемежал в диалогах истинные блестки народного юмора пошловатым балагурством. Это не могло не сказаться на литературном качестве драматургических произведений Гольдфадена.

Тем не менее многие из его пьес (около шестидесяти; не все изданы) и поныне не сходят со сцены театра на идиш, подвергаясь последующим обработкам.

Особенно популярны его водевили:

  • «Шмендрик» («Ничтожный человечек», 1877),
  • «Дер фанатик, одер цвей Куни-Лемлех» («Фанатик, или два простофили», 1880),

музыкальные драмы:

  • «Шуламис» («Суламифь», 1880),
  • «Ди кишефмахерин» («Колдунья», около 1879) и другие.

Реакцией на погромы в 1881 г. явилась пьеса Гольдфадена «Доктор Алмасадо» (1882), в которой события в Палермо XIV в. явственно намекали на русскую действительность, на тяжелое положение евреев России.

Народно-героической драмой «Бар-Кохба» (1882) Гольдфаден, приверженец Ховевей Цион, стремился пробудить у зрителя чувство национальной гордости и сознание таящихся в народе сил для сопротивления произволу.

Музыка Гольдфадена

Не умея записывать музыку и играть на каком-либо музыкальном инструменте, Гольдфаден, тем не менее, создавал мелодии для спектаклей.

Черпая из еврейских народных песен, синагогальных напевов, народной и популярной музыки других европейских народов, в том числе из итальянских и французских оперных арий, Гольдфаден преобразовывал их, приспосабливая к ритму и настроению своих песенных текстов, входивших в пьесы.

Многие песни Гольдфадена стали народными еще до того, как он включил их в свои пьесы, другие получили распространение благодаря спектаклям его труппы.

Ряд пьес Гольдфадена ставился с большим успехом в Израиле в переводе на иврит.

Колыбельная из оперы «Суламифь» (Роженькис мит мандлен - "Изюм с миндалём") стала популярной народной песней.

Поэзия Гольдфадена

Гольдфаден напмсал сотни песен и стихов. Наиболее известные из них:

  • "Дер Малех" ("Ангел")
  • "Роженькис мит мандлен" ("Изюм с миндалём")
  • "Шабес, йонтев ун рош-ходеш" ("Суббота, праздник и новый мессяц")
  • "Цу дайн гебурцтаг!" ("Tс днём рождения!")

Значение творчества Гольдфадена

Гольдфаден заслуженно был назван «отцом еврейского театра». Он внес крупный вклад в становление и развитие национального сценического искусства как драматург, создатель устойчивого репертуара и воспитатель первого поколения профессиональных еврейских актеров. Многие из них вскоре стали руководителями театральных трупп, игравших на идиш в ряде стран.

Янкев Штернберг назвал его "принцем, который разбудил спящую румынскую еврейскую культуру".[3]

Исрали Беркович пишет, что в его работах "... мы находим общие точки с тем, что мы теперь называем 'Тотальный театр'. Во многих из его пьес он чередует прозу и стихи, пантомиму и танцы, акробатические номера и приёмы из jonglerie, и даже спиритуализма..."[4]

В Яссах проводится театральный фестиваль имени Авраама Гольдфадена.

Гольдфаден и сионизм

Гольдфаден был в близких отношениях с сионизмом. Некоторые из его ранних стихов проникнуты сионистским призывом. Одна из его последних пьес была написана на иврите. Некоторые из его пьес были явно или неявно сионистского содержания. Действие "Шуламис" происходит в Иерусалиме. Машиах цейтен ("Времена машиаха") заканчивается тем, что герой уезжает из Нью-Йорка в Палестину).

В 1900 г. был делегатом от Парижа на Сионистском конгрессе в Лондоне.[5]

Тем не менее, он провел большую часть своей жизни (и поставил больше половины своих пьес) в черте оседлости и в прилегающих еврейских областях Румынии. А когда он уезжал оттуда, никогда не ехал в Палестину, а ехал в такие города, как Нью-Йорк, Лондон или Париж. Это понятно, поскольку число его потенциальных зрителей в еврейской Палестине в свое время было очень мало.

Внешние ссылки

Примечания

  1. 1,0 1,1 Berkowitz, 2004, 12
  2. Sandrow, 2003
  3. Bercovici, 1998, 118
  4. Bercovici, 1998, 237-238
  5. Berkovitz, 2004, 15-16

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.



Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация