Гольдфаден, Авром

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Внешние ссылки)
(Перенаправление на ej:Гольдфаден, Авром)
 
(14 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
#redirect [[:ej:Гольдфаден, Авром]]
-
| АВТОР1  =
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}} 
+
-
 
+
-
[[Image:Abraham_Goldfaden.jpg|thumb|right|Авром Гольдфаден]]
+
-
'''Авром Гольдф́аден''' (Goldfaden, Abraham; ''Авраам Голденфодим'', 24 июля 1840, [[Староконстантинов]], Хмельницкая область, Украина, — 9 января 1908, [[Нью-Йорк]]) — еврейский поэт, композитор и драматург, автор музыкальных пьес, основатель профессионального театра на [[идиш]].
+
-
 
+
-
== Образование ==
+
-
Сын часовщика, приверженца [[Ѓаскала|Ѓаскалы]], Гольдфаден получил традиционное еврейское и светское образование, владел русским и немецким языками. В 1857–66 гг. учился в Житомирском раввинском училище, получил звание учителя.
+
-
 
+
-
До 1875 г. преподавал в казенных училищах Симферополя и Одессы.
+
-
 
+
-
== Начало поэтического творчества ==
+
-
Еще в Житомире Гольдфаден под влиянием своего земляка и наставника [[Готлобер, Авраhам Бер|А. Б. Готлобера]] стал писать стихотворения на [[иврит]]е, вошедшие в сборник «Цицим у-фрахим» («Ростки и цветы», 1865).
+
-
 
+
-
Но как поэт Гольдфаден стал известен после выхода в свет сборников его стихотворений на [[идиш]] «Дос иделе» («Еврей», 1866) и «Ди идене» («Еврейка», 1869). Многие из этих стихотворений очень скоро стали популярными народными песнями.
+
-
 
+
-
После неудач с изданием еженедельника «Исролик» (Львов, 1875) и газеты «Буковинер израелитишер фолксблат» ([[Черновицы]], 1876) Гольдфаден переехал в [[Яссы]].
+
-
 
+
-
== Начало драматургического творчества ==
+
-
Встреча с «[[Бродер, Берл|бродеровскими певцами]]», исполнявшими еврейские песни (в том числе и сочинения Гольдфадена) как сценические миниатюры, навела Гольдфадена на мысль создать с их участием спектакль, перемежая песни занимательными диалогами.
+
-
 
+
-
Постановка в октябре 1876 г. первой пьесы Гольдфадена «Ди бобе мит дем эйникл» («Бабушка и внучек»), восторженно встреченной зрителем, считается рождением профессионального театра на [[идиш]]. Это был странствующий театр «блуждающих звезд», по образцу которого вскоре возникли многие новые труппы. Обычно их руководитель был, как и Гольдфаден, режиссером, оформителем спектаклей и автором всего репертуара.
+
-
 
+
-
Труппа Гольдфадена гастролировала по [[Румыния|Румынии]] с большим успехом. В 1879 году поехала в Россию. Из-за запрета русским правительством спектаклей на [[идиш]] труппа Гольдфадена в 1883 г. прекратила существование.
+
-
 
+
-
Гольдфаден выехал в Варшаву, где создал новую труппу под названием «немецкой» (играла до середины 1886 г.).
+
-
 
+
-
== Жизнь в США ==
+
-
В 1887–89 гг. Гольдфаден жил в [[Нью-Йорк]]е, издавал газету «Ньюйоркер илустрирте цайтунг», затем ставил свои пьесы в [[Париж]]е и [[Львов]]е. В 1900 г. был делегатом от [[Париж]]а на [[Сионистский конгресс|Сионистском конгрессе]] в [[Лондон]]е. С 1903 г. жил в [[Нью-Йорк]]е.
+
-
 
+
-
[[Файл:AfishaGoldfadena.jpg|200px|thumb|left|Афиша к спектаклю по пьесе А. Гольдфадена «Бар-Кохба». Нью-Йорк, 1917 (из Электронной еврейской энциклопедии)]]
+
-
Благодаря его усилиям также была осуществлена первая театральная постановка в [[США]] на языке [[иврит]].
+
-
 
+
-
== Особенности пьес Гольдфадена ==
+
-
Свои спектакли Гольдфаден адресовал широким кругам еврейского общества, так как видел в театре действенное средство воспитания и просвещения народа. Поэтому Гольдфаден завершал свои пьесы нравоучительным финалом, во имя доступности прямолинейно делил героев на положительных и отрицательных, нередко ради успеха у невзыскательной публики перемежал в диалогах истинные блестки народного юмора пошловатым балагурством. Это не могло не сказаться на литературном качестве драматургических произведений Гольдфадена.
+
-
 
+
-
Тем не менее многие из его пьес (около шестидесяти; не все изданы) и поныне не сходят со сцены театра на [[идиш]], подвергаясь последующим обработкам.
+
-
 
+
-
Особенно популярны его водевили:
+
-
* «Шмендрик» («Ничтожный человечек», 1877),
+
-
* «Дер фанатик, одер цвей Куни-Лемлех» («Фанатик, или два простофили», 1880),
+
-
 
+
-
музыкальные драмы:
+
-
* «Шуламис» («Суламифь», 1880),
+
-
* «Ди кишефмахерин» («Колдунья», около 1879) и другие.
+
-
 
+
-
Реакцией на погромы в 1881 г. явилась пьеса Гольдфадена «Доктор Алмасадо» (1882), в которой события в Палермо XIV в. явственно намекали на русскую действительность, на тяжелое положение евреев России.
+
-
 
+
-
Народно-героической драмой «Бар-Кохба» (1882) Гольдфаден, приверженец [[Ховевей Цион]], стремился пробудить у зрителя чувство национальной гордости и сознание таящихся в народе сил для сопротивления произволу.
+
-
 
+
-
== Музыка Гольдфадена ==
+
-
Не умея записывать музыку и играть на каком-либо музыкальном инструменте, Гольдфаден, тем не менее, создавал мелодии для спектаклей.
+
-
 
+
-
Черпая из еврейских народных песен, синагогальных напевов, народной и популярной музыки других европейских народов, в том числе из итальянских и французских оперных арий, Гольдфаден преобразовывал их, приспосабливая к ритму и настроению своих песенных текстов, входивших в пьесы.
+
-
 
+
-
Многие песни Гольдфадена стали народными еще до того, как он включил их в свои пьесы, другие получили распространение благодаря спектаклям его труппы.
+
-
 
+
-
Ряд пьес Гольдфадена ставился с большим успехом в Израиле в переводе на [[иврит]].
+
-
 
+
-
Колыбельная из оперы «Суламифь» ([[Роженькис унд мандлех]]) стала популярной народной песней.
+
-
 
+
-
== Значение творчества Гольдфадена ==
+
-
Гольдфаден заслуженно был назван «отцом еврейского театра». Он внес крупный вклад в становление и развитие национального сценического искусства как драматург, создатель устойчивого репертуара и воспитатель первого поколения профессиональных еврейских актеров. Многие из них вскоре стали руководителями театральных трупп, игравших на [[идиш]] в ряде стран.
+
-
 
+
-
== Внешние ссылки ==
+
-
* [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11248&query=%C3%CE%CB%DC%C4%D4%C0%C4%C5%CD Электронная еврейская энциклопедия, статья "Гольдфаден Аврахам" на основании КЕЭ, том 2, кол. 163–165]
+
-
* [http://savethemusic.com/yiddish/bin/halloffame.cgi?Page=yiddish&Bio=goldfaden Краткая биография {{lang-en|}}]
+
-
* [http://www.jewishmuseum.org.uk/whatson/exhibitions/y2.asp «Рождение театра на языке идиш»] {{lang-en|}}
+
-
* [[http://www.sem40.ru/index.php?newsid=217684 Вениамин Чернухин. Откуда взялись еврейские песни? – 4]]
+
-
 
+
-
Примечания
+
-
{{Примечания}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
+
-
[[Категория:Актёры и режиссёры театра на идише]]
+
-
[[Категория:Поэты на идише]]
+
-
[[Категория:Еврейский театр]]
+
-
[[Категория:Драматурги по алфавиту]]
+
-
[[Категория:Композиторы по алфавиту]]
+
-
[[Категория:Еврейские песни]]
+
-
[[Категория:Еврейская музыка]]
+
-
[[Категория:Евреи в Российской империи/СССР/СНГ]]
+
-
[[Категория:Евреи в США/Канаде]]
+
-
[[Категория:Евреи в Европе]]
+
-
 
+
-
{{WikiCopyRight}}
+
-
 
+
-
{{checked_final}}
+

Текущая версия на 22:51, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Гольдфаден, Авром
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация