Гордин, Яков

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Nechama (Обсуждение | вклад)
Nechama (Обсуждение | вклад)
Строка 1: Строка 1:
{{Начало_работы}}
{{Начало_работы}}
-
'''Яаков Гордин''' (Двинск 1896 - Лиссабон 1947)
+
'''Яаков Гордин''', один из крупнейших еврейских философов и преподавателей Франции двадцатого века. (Латвия, 1896 - Португалия, 1947).
-
Яков Гордин родился в России в 1896 году. В 1920 году был вынужден эмигрировать в Германию, а в 1933 году после прихода к власти Гитлера он переехал во Францию, где впоследствии также участвовал в движении Сопротивления.
+
Большая часть философии Якова Гордина была передана ученикам в устной форме. Был предвестником возрождения еврейской мысли во Франции, в период после Катастрофы.
-
Гордин изучал каббалу в России, а в Германии был учеником Германа Коhена и Франца Розенцвайга. Там он работал в Берлинской академии иудаизма (Akademie fur die Wissenschaft des Judentums), стал профессором по иудаике и общей философии в Берлинском университете.  После войны р.Яаков Гордин начинает изучение и преподавание книг Маhараля из Праги.  
+
 
-
Среди учеников Яакова Гордина были рав [[Ашкенази, Иеhуда Леон (Маниту)|Маниту]], [[Неер Андре|Андре Неер]] и [[Левинас, Эммануэль|Эмануэль Левинас]].
+
==Биография==
 +
 
 +
Яков Гордин родился в Двинске 22 октября 1896 в семье состоятельного мещанина. В 1899 году семья переехала в Санкт-Петербург. В детстве Гордин занимался ивритом с частным преподавателем, и изучал Талмуд со своим отцом. Не сумев поступить в университет из-за процентной нормы, Гордин занялся самостоятельным изучением арабского языка и Корана. В 1914 году он поступает в Санкт-Петербургский университет где изучает философию.  
 +
 
 +
В 1917 году он был заинтересован анархизмом Кропоткина, но держался в стороне от революции после победы большевиков. Во время поездки в Крым, к матери и сестре Гордин посетил в хасидские общины Украины, в которых изучал каббалу.
 +
 
 +
Вернулся в Петроград в 1921 году и эмигрировал из Советского Союза в 1923 году.
 +
Приехав в Берлине в сентябре 1923 года, женился на подруге детства, Рахель Заиб (1896 по 1991 год). В 1927 году у них родилась дочь, Наоми. В Берлине Гордин знакомиться с неокантианством Германа Коэна и философией Фраца Розенцвайга. С 1924 года  он сотрудничает в Академии Еврейской Мысли "Die für Wissenschaft DES Judentums", и спустя пять лет публикует свою диссертацию. Одновременно Гордин участвует в выпуске в Энциклопедии Иудаики на немецком языке, возглавляемой Наумом Гольдманом, публикация которой прекратилась в 1934 году в результате нацистских преследований.
 +
Гордин Покинул Берлин в мае 1933 года, после выбора Гитлера рейхсканцлером. 
 +
 
 +
Приехав в Париж, Яков Гордин не  может получить соответствующей работы, несмотря на сопроводительные письма Юлиуса Гутмана и на благоприятный прием со стороны наиболее известных еврейских интеллектуалов  того времени. Гордин проводит серию учебных курсов по средневековой еврейской философии в раввинской школе Франции, и пишет для нескольких еврейских журналов, после чего с 1934 по 1940 год работает библиотекарем "Альянса" (AIU).  
 +
 
 +
17 июня, 1940 Яков Гордин присоединился к своей жене и дочери в Болье-сюр-Дордон у французских маки. Он преподает детям в лагере еврейского молодежного еврейского движения Франции (EIF) в Муассаке. В 1944 году вынужден покинуть центр Болье, и переехать в Chaumargeais вблизи Шамбоне, где обосновалась небольшая группа еврейских лидеров, включающая А. Р. Джордж Левита и Андре Шораки. Яков Гордин и Жоржа Вайда проводят там занятия по еврейской философии, каббале, истории еврейской мысли и т.д. во флигеле дома, известного как "Школа пророков".  Они остаются там до освобождения Парижа в 1944 году.
 +
 
 +
После войны Яков Гордин возобновил свою работу как библиотекарь в Альянсе, и в дополнение к этому сотрудничал с Центром Современной Еврейской Документации. Он продолжал вести курсы в бесплатных школы иудаики, в колледже Орсей, основанном Робертом Гамзоном, а также в летних лагерях еврейского молодежного двежения в Шамбоне и в Муассаке.
 +
 
 +
 
 +
Яков Гордин, умер в 1947 году в больнице в Лиссабоне, куда он перевезен для операции.
 +
 
 +
==Учение==
 +
 +
Учение Якова Гордина в основном устным и большая часть его произведений была опубликована посмертно.
 +
Подобно своему коллеге и другу, Лео Штраусу, который впоследствии уехал в Америку и стал там широко известным философом, Гордин долго колебался между двумя полюсами еврейской мысли, между – рационалистской философией Маймонида и Германа Коhена –  с одной стороны, и Иегудой Галеви и его последователями, и  каббалистическим подходом –  с другой. После войны, он оставил академическое исследование иудаизма посвятил себя углубленному изученю комментариев к Писанию и каббалы. Под влиянием работ Иегуды Халеви и Маhараля, он занялся исследованием смысла особой судьбы еврейского народа. Гордин развивает мессианскую теологию, в которой он относится к народу Израиля, как к "народу принципа" , этот термин он заимствовал у сефардского философа 18 вера Иосефа Сальвадора. Сальвадор считал, что задачей еврейского народа является привнесение в мир Божественной идеи, которая изменит мир от естественно природного  состояния к – мессианскому .
 +
Гордин связывает с особенностями судьбы еврейского народа, надежды на духовное продвижение. Он отвергает точку зрения универсальной философии и христианства, которые считают, что судьба евреев – ассимилироваться и исчезнуть. С его точки зрения на еврейский народ возложена универсальная миссия. Народ Израиля с его уникальной судьбой воздействует на человечество и направляет его к мессианскому идеалу. Без Израиля, неустанно стремящегося к самореализации, человеческая история осталась бы без направления. Гордин комментирует Иегуду Галеви: "По мнению Галеви, еврейский народ является единственным подлинным посредником вмешательства Бога в мире. Он является истинным центром человечества, его элитой". Гордин замечает, что не имеет при этом в виду народ в национальном или политическом смысле: "Историческая мысль Галеви появляется в контексте развития морали и духовного мессианства ". (2)
 +
Гордина интересует не онтологический Бог, будь то из учения  Аристотеля-Маймонида  или из учения Канта-Коэна. Его занимает Бог Авраама Ицхака и Яаакова. Бог Галеви, а именно – личный Бог, который говорит со своими творениями, и который получает смысл от самого существования его творений на земле.
 +
Гордин чувствовал необходимость создания новой теологии - " необходимость создания приемлемой формы, для разговора о Боге" (3) – для возрождения иудаизма. В отличие от Штрауса, его не занимали  противоречиям между философией и теологией, между Богом Аристотеля и Богом Моисея, между исследователем и пророком. В качестве первого шага новой концепции, Гордин предполагает антропоцентрическое чтение Писания, которое разъясняет иудаизм с гуманистической точки зрения. Второй шаг – "израильское прочтение" истории – разъясняющее человеческую историю с точки зрения развития еврейского народа. Израиль, в центре, а страны мира на периферии: "Без Израиля, не было никакой истории. Был только шквал движений народов, без направления и без центра. Израиль это начало системы координат, согласно которым направляется история. Он определяет уровень различных культур и обществ, гарантирует существование ценностей в мире, влияет на людей на народы ... "(4)
 +
 
 +
Гордин оказал большое влияние на трех крупнейших деятелей еврейской мысли послевоенной Франции:[[Левинас, Эммануэль|Эммануэля Левинаса]], [[Неер Андре|Андре Неера]] и рава [[Ашкенази, Иеhуда Леон (Маниту)|Маниту]]
== Ссылки ==
== Ссылки ==
[http://www.jewishagency.org/JewishAgency/Hebrew/Education/R_D/Paris_School Парижская Школа еврейской мысли]
[http://www.jewishagency.org/JewishAgency/Hebrew/Education/R_D/Paris_School Парижская Школа еврейской мысли]

Версия 19:08, 24 марта 2010


Яаков Гордин, один из крупнейших еврейских философов и преподавателей Франции двадцатого века. (Латвия, 1896 - Португалия, 1947).

Большая часть философии Якова Гордина была передана ученикам в устной форме. Был предвестником возрождения еврейской мысли во Франции, в период после Катастрофы.

Биография

Яков Гордин родился в Двинске 22 октября 1896 в семье состоятельного мещанина. В 1899 году семья переехала в Санкт-Петербург. В детстве Гордин занимался ивритом с частным преподавателем, и изучал Талмуд со своим отцом. Не сумев поступить в университет из-за процентной нормы, Гордин занялся самостоятельным изучением арабского языка и Корана. В 1914 году он поступает в Санкт-Петербургский университет где изучает философию.

В 1917 году он был заинтересован анархизмом Кропоткина, но держался в стороне от революции после победы большевиков. Во время поездки в Крым, к матери и сестре Гордин посетил в хасидские общины Украины, в которых изучал каббалу.

Вернулся в Петроград в 1921 году и эмигрировал из Советского Союза в 1923 году. Приехав в Берлине в сентябре 1923 года, женился на подруге детства, Рахель Заиб (1896 по 1991 год). В 1927 году у них родилась дочь, Наоми. В Берлине Гордин знакомиться с неокантианством Германа Коэна и философией Фраца Розенцвайга. С 1924 года он сотрудничает в Академии Еврейской Мысли "Die für Wissenschaft DES Judentums", и спустя пять лет публикует свою диссертацию. Одновременно Гордин участвует в выпуске в Энциклопедии Иудаики на немецком языке, возглавляемой Наумом Гольдманом, публикация которой прекратилась в 1934 году в результате нацистских преследований. Гордин Покинул Берлин в мае 1933 года, после выбора Гитлера рейхсканцлером.

Приехав в Париж, Яков Гордин не может получить соответствующей работы, несмотря на сопроводительные письма Юлиуса Гутмана и на благоприятный прием со стороны наиболее известных еврейских интеллектуалов того времени. Гордин проводит серию учебных курсов по средневековой еврейской философии в раввинской школе Франции, и пишет для нескольких еврейских журналов, после чего с 1934 по 1940 год работает библиотекарем "Альянса" (AIU).

17 июня, 1940 Яков Гордин присоединился к своей жене и дочери в Болье-сюр-Дордон у французских маки. Он преподает детям в лагере еврейского молодежного еврейского движения Франции (EIF) в Муассаке. В 1944 году вынужден покинуть центр Болье, и переехать в Chaumargeais вблизи Шамбоне, где обосновалась небольшая группа еврейских лидеров, включающая А. Р. Джордж Левита и Андре Шораки. Яков Гордин и Жоржа Вайда проводят там занятия по еврейской философии, каббале, истории еврейской мысли и т.д. во флигеле дома, известного как "Школа пророков". Они остаются там до освобождения Парижа в 1944 году.

После войны Яков Гордин возобновил свою работу как библиотекарь в Альянсе, и в дополнение к этому сотрудничал с Центром Современной Еврейской Документации. Он продолжал вести курсы в бесплатных школы иудаики, в колледже Орсей, основанном Робертом Гамзоном, а также в летних лагерях еврейского молодежного двежения в Шамбоне и в Муассаке.


Яков Гордин, умер в 1947 году в больнице в Лиссабоне, куда он перевезен для операции.

Учение

Учение Якова Гордина в основном устным и большая часть его произведений была опубликована посмертно. Подобно своему коллеге и другу, Лео Штраусу, который впоследствии уехал в Америку и стал там широко известным философом, Гордин долго колебался между двумя полюсами еврейской мысли, между – рационалистской философией Маймонида и Германа Коhена – с одной стороны, и Иегудой Галеви и его последователями, и каббалистическим подходом – с другой. После войны, он оставил академическое исследование иудаизма посвятил себя углубленному изученю комментариев к Писанию и каббалы. Под влиянием работ Иегуды Халеви и Маhараля, он занялся исследованием смысла особой судьбы еврейского народа. Гордин развивает мессианскую теологию, в которой он относится к народу Израиля, как к "народу принципа" , этот термин он заимствовал у сефардского философа 18 вера Иосефа Сальвадора. Сальвадор считал, что задачей еврейского народа является привнесение в мир Божественной идеи, которая изменит мир от естественно природного состояния к – мессианскому . Гордин связывает с особенностями судьбы еврейского народа, надежды на духовное продвижение. Он отвергает точку зрения универсальной философии и христианства, которые считают, что судьба евреев – ассимилироваться и исчезнуть. С его точки зрения на еврейский народ возложена универсальная миссия. Народ Израиля с его уникальной судьбой воздействует на человечество и направляет его к мессианскому идеалу. Без Израиля, неустанно стремящегося к самореализации, человеческая история осталась бы без направления. Гордин комментирует Иегуду Галеви: "По мнению Галеви, еврейский народ является единственным подлинным посредником вмешательства Бога в мире. Он является истинным центром человечества, его элитой". Гордин замечает, что не имеет при этом в виду народ в национальном или политическом смысле: "Историческая мысль Галеви появляется в контексте развития морали и духовного мессианства ". (2) Гордина интересует не онтологический Бог, будь то из учения Аристотеля-Маймонида или из учения Канта-Коэна. Его занимает Бог Авраама Ицхака и Яаакова. Бог Галеви, а именно – личный Бог, который говорит со своими творениями, и который получает смысл от самого существования его творений на земле. Гордин чувствовал необходимость создания новой теологии - " необходимость создания приемлемой формы, для разговора о Боге" (3) – для возрождения иудаизма. В отличие от Штрауса, его не занимали противоречиям между философией и теологией, между Богом Аристотеля и Богом Моисея, между исследователем и пророком. В качестве первого шага новой концепции, Гордин предполагает антропоцентрическое чтение Писания, которое разъясняет иудаизм с гуманистической точки зрения. Второй шаг – "израильское прочтение" истории – разъясняющее человеческую историю с точки зрения развития еврейского народа. Израиль, в центре, а страны мира на периферии: "Без Израиля, не было никакой истории. Был только шквал движений народов, без направления и без центра. Израиль это начало системы координат, согласно которым направляется история. Он определяет уровень различных культур и обществ, гарантирует существование ценностей в мире, влияет на людей на народы ... "(4)

Гордин оказал большое влияние на трех крупнейших деятелей еврейской мысли послевоенной Франции:Эммануэля Левинаса, Андре Неера и рава Маниту,

Ссылки

Парижская Школа еврейской мысли

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация