Гордин, Яков

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Nechama (Обсуждение | вклад)
Nechama (Обсуждение | вклад)
Строка 44: Строка 44:
   
   
Учение Якова Гордина в основном устным и большая часть его произведений была опубликована посмертно.  
Учение Якова Гордина в основном устным и большая часть его произведений была опубликована посмертно.  
-
Подобно своему коллеге и другу, [[Штраус, Лео|Лео Штраусу]], который впоследствии уехал в Америку и стал там широко известным философом, Гордин долго колебался между двумя полюсами еврейской мысли, между – рационалистской философией [[Маймонид]]|а и [[Германа Коhен]]а –  с одной стороны, и [[Иеhуда Галеви|Иеhудой Галеви]] и его последователями, и  каббалистическим подходом –  с другой. После войны, он оставил академическое исследование иудаизма посвятил себя углубленному изученю комментариев к Писанию и каббалы. Под влиянием работ Иегуды Халеви и Маhараля, он занялся исследованием смысла особой судьбы еврейского народа. Гордин развивает мессианскую теологию, в которой он относится к народу Израиля, как к "народу принципа" , этот термин он заимствовал у сефардского философа 18 вера Иосефа Сальвадора. Сальвадор считал, что задачей еврейского народа является привнесение в мир Божественной идеи, которая изменит мир от естественно природного  состояния к – мессианскому <ref> J. Salvador, Paris, Rome, Jérusalem, Michel Levy Frères, Paris, 1860. </ref>.
+
Подобно своему коллеге и другу, [[Штраус, Лео|Лео Штраусу]], который впоследствии уехал в Америку и стал там широко известным философом, Гордин долго колебался между двумя полюсами еврейской мысли, между – рационалистской философией [[Маймонид]]а и [[Германа Коhен]]а –  с одной стороны, и [[Иеhуда Галеви|Иеhудой Галеви]] и его последователями, и  каббалистическим подходом –  с другой. После войны, он оставил академическое исследование иудаизма посвятил себя углубленному изученю комментариев к Писанию и каббалы. Под влиянием работ Иегуды Халеви и Маhараля, он занялся исследованием смысла особой судьбы еврейского народа. Гордин развивает мессианскую теологию, в которой он относится к народу Израиля, как к "народу принципа" , этот термин он заимствовал у сефардского философа 18 вера Иосефа Сальвадора. Сальвадор считал, что задачей еврейского народа является привнесение в мир Божественной идеи, которая изменит мир от естественно природного  состояния к – мессианскому <ref> J. Salvador, Paris, Rome, Jérusalem, Michel Levy Frères, Paris, 1860. </ref>.
Гордин связывает с особенностями судьбы еврейского народа, надежды на духовное продвижение. Он отвергает точку зрения универсальной философии и христианства, которые считают, что судьба евреев – ассимилироваться и исчезнуть. С его точки зрения на еврейский народ возложена универсальная миссия. Народ Израиля с его уникальной судьбой воздействует на человечество и направляет его к мессианскому идеалу. Без Израиля, неустанно стремящегося к самореализации, человеческая история осталась бы без направления. Гордин комментирует Иегуду Галеви: "По мнению Галеви, еврейский народ является единственным подлинным посредником вмешательства Бога в мире. Он является истинным центром человечества, его элитой". Гордин замечает, что не имеет при этом в виду народ в национальном или политическом смысле: "Историческая мысль Галеви появляется в контексте развития морали и духовного мессианства ". <ref>.”J. Gordin, "Juda Halévy et l’hellénisme", in Ecrits, Albin Michel, Paris, 1995, pp.98-99.</ref>
Гордин связывает с особенностями судьбы еврейского народа, надежды на духовное продвижение. Он отвергает точку зрения универсальной философии и христианства, которые считают, что судьба евреев – ассимилироваться и исчезнуть. С его точки зрения на еврейский народ возложена универсальная миссия. Народ Израиля с его уникальной судьбой воздействует на человечество и направляет его к мессианскому идеалу. Без Израиля, неустанно стремящегося к самореализации, человеческая история осталась бы без направления. Гордин комментирует Иегуду Галеви: "По мнению Галеви, еврейский народ является единственным подлинным посредником вмешательства Бога в мире. Он является истинным центром человечества, его элитой". Гордин замечает, что не имеет при этом в виду народ в национальном или политическом смысле: "Историческая мысль Галеви появляется в контексте развития морали и духовного мессианства ". <ref>.”J. Gordin, "Juda Halévy et l’hellénisme", in Ecrits, Albin Michel, Paris, 1995, pp.98-99.</ref>
Гордина интересует не онтологический Бог, будь то из учения  Аристотеля-Маймонида  или из учения Канта-Коэна. Его занимает Бог Авраама Ицхака и Яаакова. Бог Галеви, а именно – личный Бог, который говорит со своими творениями, и который получает смысл от самого существования его творений на земле.
Гордина интересует не онтологический Бог, будь то из учения  Аристотеля-Маймонида  или из учения Канта-Коэна. Его занимает Бог Авраама Ицхака и Яаакова. Бог Галеви, а именно – личный Бог, который говорит со своими творениями, и который получает смысл от самого существования его творений на земле.

Версия 16:12, 29 апреля 2010

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Нехама Симонович (Полонски)
Дата создания: 26/03/2010


Яаков Гордин (Латвия, 1896 - Португалия, 1947), один из крупнейших еврейских философов и преподавателей Франции двадцатого века.

Большая часть философии Якова Гордина была передана ученикам в устной форме. Был предвестником возрождения еврейской мысли во Франции, в период после Катастрофы.

Содержание

Биография

Яков Гордин родился в Двинске 22 октября 1896 в семье состоятельного мещанина. В 1899 году семья переехала в Санкт-Петербург. В детстве Гордин занимался ом с частным преподавателем, и изучал Талмуд со своим отцом. Не сумев поступить в университет из-за процентной нормы, Гордин занялся самостоятельным изучением арабского языка и Корана. В 1914 году он поступает в Санкт-Петербургский университет где изучает философию.

В 1917 году он был заинтересован анархизмом Кропоткина, но держался в стороне от революции после победы большевиков. Во время поездки в Крым, к матери и сестре Гордин посетил в хасидские общины Украины, в которых изучал каббалу.

Вернулся в Петроград в 1921 году и эмигрировал из Советского Союза в 1923 году. Приехав в Берлине в сентябре 1923 года, женился на подруге детства, Рахель Заиб (1896 по 1991 год). В 1927 году у них родилась дочь, Наоми. В Берлине Гордин знакомиться с неокантианством Германа Коэна и философией Франца Розенцвейга. С 1924 года он сотрудничает в Академии Еврейской Мысли "Die für Wissenschaft DES Judentums", и спустя пять лет публикует свою диссертацию. Одновременно Гордин участвует в выпуске в Энциклопедии Иудаики на немецком языке, возглавляемой Наумом Гольдманом, публикация которой прекратилась в 1934 году в результате нацистских преследований. Гордин Покинул Берлин в мае 1933 года, после выбора Гитлера рейхсканцлером.

Приехав в Париж, Яков Гордин не может получить соответствующей работы, несмотря на сопроводительные письма Юлиуса Гутмана и на благоприятный прием со стороны наиболее известных еврейских интеллектуалов того времени. Гордин проводит серию учебных курсов по средневековой еврейской философии в раввинской школе Франции, и пишет для нескольких еврейских журналов, после чего с 1934 по 1940 год работает библиотекарем Альянса (AIU).

17 июня, 1940 Яков Гордин присоединился к своей жене и дочери в Болье-сюр-Дордон у французских маки. Он преподает детям в лагере еврейского молодежного еврейского движения Франции (EIF) в Муассаке. В 1944 году вынужден покинуть центр Болье, и переехать в Chaumargeais вблизи Шамбоне, где обосновалась небольшая группа еврейских лидеров. Яков Гордин и Жорж Вайда проводят там занятия по еврейской философии, каббале, истории еврейской мысли и т.д. во флигеле дома, известного как "Школа пророков". Они остаются там до освобождения Парижа в 1944 году.

После войны Яков Гордин возобновил свою работу как библиотекарь в Альянсе, и в дополнение к этому сотрудничал с Центром Современной Еврейской Документации. Он продолжал вести курсы в бесплатных школы иудаики, в колледже Орсей, основанном Робертом Гамзоном, а также в летних лагерях еврейского молодежного двежения в Шамбоне и в Муассаке.


Яков Гордин, умер в 1947 году в больнице в Лиссабоне, куда он перевезен для операции.

Учение

Учение Якова Гордина в основном устным и большая часть его произведений была опубликована посмертно. Подобно своему коллеге и другу, Лео Штраусу, который впоследствии уехал в Америку и стал там широко известным философом, Гордин долго колебался между двумя полюсами еврейской мысли, между – рационалистской философией Маймонида и Германа Коhена – с одной стороны, и Иеhудой Галеви и его последователями, и каббалистическим подходом – с другой. После войны, он оставил академическое исследование иудаизма посвятил себя углубленному изученю комментариев к Писанию и каббалы. Под влиянием работ Иегуды Халеви и Маhараля, он занялся исследованием смысла особой судьбы еврейского народа. Гордин развивает мессианскую теологию, в которой он относится к народу Израиля, как к "народу принципа" , этот термин он заимствовал у сефардского философа 18 вера Иосефа Сальвадора. Сальвадор считал, что задачей еврейского народа является привнесение в мир Божественной идеи, которая изменит мир от естественно природного состояния к – мессианскому [1]. Гордин связывает с особенностями судьбы еврейского народа, надежды на духовное продвижение. Он отвергает точку зрения универсальной философии и христианства, которые считают, что судьба евреев – ассимилироваться и исчезнуть. С его точки зрения на еврейский народ возложена универсальная миссия. Народ Израиля с его уникальной судьбой воздействует на человечество и направляет его к мессианскому идеалу. Без Израиля, неустанно стремящегося к самореализации, человеческая история осталась бы без направления. Гордин комментирует Иегуду Галеви: "По мнению Галеви, еврейский народ является единственным подлинным посредником вмешательства Бога в мире. Он является истинным центром человечества, его элитой". Гордин замечает, что не имеет при этом в виду народ в национальном или политическом смысле: "Историческая мысль Галеви появляется в контексте развития морали и духовного мессианства ". [2] Гордина интересует не онтологический Бог, будь то из учения Аристотеля-Маймонида или из учения Канта-Коэна. Его занимает Бог Авраама Ицхака и Яаакова. Бог Галеви, а именно – личный Бог, который говорит со своими творениями, и который получает смысл от самого существования его творений на земле. Гордин чувствовал необходимость создания новой теологии - " необходимость создания приемлемой формы, для разговора о Боге" [3] – для возрождения иудаизма. В отличие от Штрауса, его не занимали противоречиям между философией и теологией, между Богом Аристотеля и Богом Моисея, между исследователем и пророком. В качестве первого шага новой концепции, Гордин предполагает антропоцентрическое чтение Писания, которое разъясняет иудаизм с гуманистической точки зрения. Второй шаг – "израильское прочтение" истории – разъясняющее человеческую историю с точки зрения развития еврейского народа. Израиль, в центре, а страны мира на периферии: "Без Израиля, не было никакой истории. Был только шквал движений народов, без направления и без центра. Израиль это начало системы координат, согласно которым направляется история. Он определяет уровень различных культур и обществ, гарантирует существование ценностей в мире, влияет на людей на народы ... "[4]

Гордин оказал большое влияние на трех крупнейших деятелей еврейской мысли послевоенной Франции:Эммануэля Левинаса, Андре Неера и рава Маниту,

См. также

Парижская Школа еврейской мысли

Ссылки

  1. J. Salvador, Paris, Rome, Jérusalem, Michel Levy Frères, Paris, 1860.
  2. .”J. Gordin, "Juda Halévy et l’hellénisme", in Ecrits, Albin Michel, Paris, 1995, pp.98-99.
  3. “Une façon raisonnable de parler de Dieu.” E. Lévinas, "Avant-Propos", Au-delà du Verset, Les Editions de Minuit, Paris, p.11.
  4. J. Gordin, "La Galout", in Ecrits, p.176.

Nechama 16:10, 29 апреля 2010 (UTC)

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация