Горен, Шломо

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 14: Строка 14:
   
   
[[Файл:Shlomo Goren.jpg|thumb|Шломо Горен, 01/03/1949]]
[[Файл:Shlomo Goren.jpg|thumb|Шломо Горен, 01/03/1949]]
-
'''Шломо Горен''' (урожд. '''Горончик'''; [[1917]] — [[1994]]) — один из выдающихся раввинов религиозного сионизма, с [[1948]] по [[1968]] занимал должность главного раввина Армии Обороны Израиля, с 1968 по 1973 раввин Тель-Авива, в [[1973]]—[[1983]] Главный [[ашкеназы|ашкеназский]] [[раввин]] Израиля.
+
'''Шломо Горен''' (урожд. '''Горончик'''; 1917, поселок Замбров Ломжинской губернии, Россия, – 1994, Иерусалим) — один из выдающихся раввинов религиозного сионизма, с [[1948]] по [[1968]] занимал должность главного раввина Армии Обороны Израиля, с 1968 по 1973 раввин Тель-Авива, в [[1973]]—[[1983]] Главный [[ашкеназы|ашкеназский]] [[раввин]] Израиля.
== Биография ==
== Биография ==
-
Родился в посёлке [[Замбрув]] Ломжинской губернии. В [[1925]] вместе с отцом репатриировался в [[Палестина|Палестину]]. Отец стал основателем [[Кфар Хасидим]], где молодой Шломо провёл детство. Учился в иешивах Эц Хаим и Хеврон в [[Иерусалим]]е.
+
Родился в посёлке [[Замбрув]] Ломжинской губернии. В [[1925]] вместе с отцом репатриировался в [[Эрец-Исраэль]]. Отец стал основателем [[Кфар Хасидим]], где молодой Шломо провёл детство. Учился в иешивах Эц Хаим и Хеврон в [[Иерусалим]]е и в Еврейском университете. Уже в юности прославился своей эрудированностью в еврейской религиозной литературе и в 1935 г., в возрасте 18 лет, опубликовал первый ученый труд — комментарий к «Мишне Тора» Маймонида. Тогда же получил звание раввина.
-
В [[1936]] вступил в [[Хагана|Хагану]] и принял участие в боях. В [[1948]]—[[1949]] принимал участие в боях за [[Иерусалим]]. В [[1948]] стал основателем военного раввината, который возглавлял до [[1968]]. В рамках своей должности ввёл различные постановления, в том числе хасидский нусах ([[нусах сфарад]]) как единый молитвы в армии, а также обязательное соблюдение в армии [[кашрут]]а.
+
В [[1936]] вступил в [[Хагана|Хагану]] и обороне ишува во время арабских беспорядков в 1936–39 гг. В [[1948]]—[[1949]] принимал участие в боях за [[Иерусалим]]. Весной 1948 г. был назначен главным раввином Армии обороны Израиля и, пройдя военную подготовку, получил чин бригадного генерала (алуф). Находился в действующей армии во время Синайской кампании и Шестидневной войны.  
 +
 
 +
В рамках своей должности принял множество постановлений, дававших возможность полнценной рлигиозной жизи в процессе прохождения военной службы. Под его руководством создан принятый в армии общий для ашкеназов и сефардов молитвенник "единый нусах" (близкий к [[нусах сфарад]]), а также обязательное соблюдение в армии [[кашрут]]а.
Во время [[Шестидневная война (1967)|Шестидневной войны]] [[1967]] был среди первых освободителей [[Иерусалим]]а и вскоре после прибытия к [[Стена плача|Стене плача]] протрубил там в [[шофар]]. Фотография с равом Гореном трубящим в шофар быстро стала одним из символов Шестидневной войны. Вскоре после этого рав Горен поднялся на [[Храмовая гора|Храмовую гору]] со [[Свиток Торы|свитком Торы]] и с шофаром. Рав Горен пытался сделать Храмовую гору главной святыней Израиля, однако вскоре было издано постановление Главного раввината и харедимных раввинов, запрещающая подъём на нее.
Во время [[Шестидневная война (1967)|Шестидневной войны]] [[1967]] был среди первых освободителей [[Иерусалим]]а и вскоре после прибытия к [[Стена плача|Стене плача]] протрубил там в [[шофар]]. Фотография с равом Гореном трубящим в шофар быстро стала одним из символов Шестидневной войны. Вскоре после этого рав Горен поднялся на [[Храмовая гора|Храмовую гору]] со [[Свиток Торы|свитком Торы]] и с шофаром. Рав Горен пытался сделать Храмовую гору главной святыней Израиля, однако вскоре было издано постановление Главного раввината и харедимных раввинов, запрещающая подъём на нее.
Строка 27: Строка 29:
Наиболее нашумевшим делом связанным с деятельностью Горена как главного раввина является решение по делу брата и сестры, считавшихся [[мамзер]]ами большинством раввинов, включая [[Шах, Элиэзер|Элиэзера Шаха]] и [[Эльяшив, Йосеф Шалом|Йосефа Шалома Эльяшива]]<ref> [[:he:פסק דין האח והאחות]] «Дело брата и сестры» {{ref-he}}</ref>, в котором признал, что они не являются мамзерами, что позволило им заключить браки. Решение рава Горена привело к его [[бойкот]]у части [[харедим]]ного мира и усилению разрыва харедим с Главным раввинатом, однако «вязаные кипы» продолжили видеть в нём раввинского авторитета.  
Наиболее нашумевшим делом связанным с деятельностью Горена как главного раввина является решение по делу брата и сестры, считавшихся [[мамзер]]ами большинством раввинов, включая [[Шах, Элиэзер|Элиэзера Шаха]] и [[Эльяшив, Йосеф Шалом|Йосефа Шалома Эльяшива]]<ref> [[:he:פסק דין האח והאחות]] «Дело брата и сестры» {{ref-he}}</ref>, в котором признал, что они не являются мамзерами, что позволило им заключить браки. Решение рава Горена привело к его [[бойкот]]у части [[харедим]]ного мира и усилению разрыва харедим с Главным раввинатом, однако «вязаные кипы» продолжили видеть в нём раввинского авторитета.  
-
В [[Старый город (Иерусалим)|Старом городе Иерусалима]] равом Гореном основана [[иешива]] hа-Идра Раба.
+
В [[Старый город (Иерусалим)|Старом городе Иерусалима]] равом Гореном основана [[иешива]] hа-Идра Раба.
 +
 
 +
Сторонник Движения за неделимый Эрец-Исраэль, Горен стремился связать свою деятельность раввина с целями сионизма и еврейского государства. Горен был решительным противником мирных соглашений с палестинцами (см. [[Палестинская автономия]]) и в 1993 г. выступил с заявлением, что солдаты Израиля должны отказаться выполнять приказы о разрушении еврейских поселений на контролируемых территориях.  
== Награды, признание ==
== Награды, признание ==

Версия 23:45, 5 февраля 2012

Тип статьи: Регулярная исправленная статья


Файл:Shlomo Goren.jpg
Шломо Горен, 01/03/1949

Шломо Горен (урожд. Горончик; 1917, поселок Замбров Ломжинской губернии, Россия, – 1994, Иерусалим) — один из выдающихся раввинов религиозного сионизма, с 1948 по 1968 занимал должность главного раввина Армии Обороны Израиля, с 1968 по 1973 раввин Тель-Авива, в 1973—1983 Главный ашкеназский раввин Израиля.

Содержание

Биография

Родился в посёлке Замбрув Ломжинской губернии. В 1925 вместе с отцом репатриировался в Эрец-Исраэль. Отец стал основателем Кфар Хасидим, где молодой Шломо провёл детство. Учился в иешивах Эц Хаим и Хеврон в Иерусалиме и в Еврейском университете. Уже в юности прославился своей эрудированностью в еврейской религиозной литературе и в 1935 г., в возрасте 18 лет, опубликовал первый ученый труд — комментарий к «Мишне Тора» Маймонида. Тогда же получил звание раввина.

В 1936 вступил в Хагану и обороне ишува во время арабских беспорядков в 1936–39 гг. В 1948—1949 принимал участие в боях за Иерусалим. Весной 1948 г. был назначен главным раввином Армии обороны Израиля и, пройдя военную подготовку, получил чин бригадного генерала (алуф). Находился в действующей армии во время Синайской кампании и Шестидневной войны.

В рамках своей должности принял множество постановлений, дававших возможность полнценной рлигиозной жизи в процессе прохождения военной службы. Под его руководством создан принятый в армии общий для ашкеназов и сефардов молитвенник "единый нусах" (близкий к нусах сфарад), а также обязательное соблюдение в армии кашрута.

Во время Шестидневной войны 1967 был среди первых освободителей Иерусалима и вскоре после прибытия к Стене плача протрубил там в шофар. Фотография с равом Гореном трубящим в шофар быстро стала одним из символов Шестидневной войны. Вскоре после этого рав Горен поднялся на Храмовую гору со свитком Торы и с шофаром. Рав Горен пытался сделать Храмовую гору главной святыней Израиля, однако вскоре было издано постановление Главного раввината и харедимных раввинов, запрещающая подъём на нее.

В 1968 был избран главным ашкеназским раввином Тель-Авива, в то время, когда рав Овадья был там главным сефардским раввином. В 1973 избран Главным ашкеназским раввином Израиля, параллельно с тем что рав Овадьей Йосеф был избран Главным сефардским раввином Израиля.

Наиболее нашумевшим делом связанным с деятельностью Горена как главного раввина является решение по делу брата и сестры, считавшихся мамзерами большинством раввинов, включая Элиэзера Шаха и Йосефа Шалома Эльяшива[1], в котором признал, что они не являются мамзерами, что позволило им заключить браки. Решение рава Горена привело к его бойкоту части харедимного мира и усилению разрыва харедим с Главным раввинатом, однако «вязаные кипы» продолжили видеть в нём раввинского авторитета.

В Старом городе Иерусалима равом Гореном основана иешива hа-Идра Раба.

Сторонник Движения за неделимый Эрец-Исраэль, Горен стремился связать свою деятельность раввина с целями сионизма и еврейского государства. Горен был решительным противником мирных соглашений с палестинцами (см. Палестинская автономия) и в 1993 г. выступил с заявлением, что солдаты Израиля должны отказаться выполнять приказы о разрушении еврейских поселений на контролируемых территориях.

Награды, признание

Источники

  1. he:פסק דין האח והאחות «Дело брата и сестры» (иврит)
  2. Israel Prize recipients in 1961 (in Hebrew). cms.education.gov.il (Israel Prize official website). Архивировано из первоисточника 11 April 2010 by WebCite.
  3. גיא בניוביץ'. הישראלי מספר 1: יצחק רבין – תרבות ובידור, Ynet (20 June 1995). Проверено 16 января 2012.

Ссылки


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках