Города-убежища (где совершившие неумышленное убийство могли найти убежище от кровной мести)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 26: | Строка 26: | ||
'''Города-Убежища''' (עָרֵי מִקְלַט, арей миклат), в [[Библия|Библии]] — шесть городов (в [[Ханаан|Ханаане]] — Кедеш, [[Шхем]] и [[Хеврон]]; в [[Заиорданье]] — Бецер, Рамот и Голан), где совершившие неумышленное [[Убийство|убийство]] могли найти убежище и защиту от [[Кровная Месть|кровной мести]]. | '''Города-Убежища''' (עָרֵי מִקְלַט, арей миклат), в [[Библия|Библии]] — шесть городов (в [[Ханаан|Ханаане]] — Кедеш, [[Шхем]] и [[Хеврон]]; в [[Заиорданье]] — Бецер, Рамот и Голан), где совершившие неумышленное [[Убийство|убийство]] могли найти убежище и защиту от [[Кровная Месть|кровной мести]]. | ||
+ | === О праве невольного убийцы на защиту === | ||
О праве невольного убийцы на такого рода защиту в месте, предназначенном для этой цели, говорится уже в книге [[Исход Из Египта|Исход]] (21:13), но из следующего за этим стиха явствует, что под местом укрытия подразумевается жертвенник. В этом библейское законодательство отлично от обычаев других народов древности, согласно которым любой (а не только невольный) убийца мог найти убежище в святилище (Тацит, Анналы 3:60–63). | О праве невольного убийцы на такого рода защиту в месте, предназначенном для этой цели, говорится уже в книге [[Исход Из Египта|Исход]] (21:13), но из следующего за этим стиха явствует, что под местом укрытия подразумевается жертвенник. В этом библейское законодательство отлично от обычаев других народов древности, согласно которым любой (а не только невольный) убийца мог найти убежище в святилище (Тацит, Анналы 3:60–63). | ||
+ | === Предписание о выделении городов-убежищ === | ||
Предписание о том, чтобы из 48 городов, предоставленных левитам (см. [[Леви]]) в наделах [[Колена Израилевы|колен Израиля]], три города в Заиорданье и три в Ханаане были выделены как города-убежища, было объявлено [[Моисей|Моисеем]] при подходе евреев к границам Земли обетованной (Чис. 35:6, 13, 14; Втор. 19:2, 7, 9). Заиорданские города-убежища перечислены во [[Второзаконие|Второзаконии]] (4:43), а также названы вместе с городами-убежищами Ханаана, которые выделил [[Иехошуа Бин Нун|Иехошуа бин Нун]] (ИбН. 20:7, 8). | Предписание о том, чтобы из 48 городов, предоставленных левитам (см. [[Леви]]) в наделах [[Колена Израилевы|колен Израиля]], три города в Заиорданье и три в Ханаане были выделены как города-убежища, было объявлено [[Моисей|Моисеем]] при подходе евреев к границам Земли обетованной (Чис. 35:6, 13, 14; Втор. 19:2, 7, 9). Заиорданские города-убежища перечислены во [[Второзаконие|Второзаконии]] (4:43), а также названы вместе с городами-убежищами Ханаана, которые выделил [[Иехошуа Бин Нун|Иехошуа бин Нун]] (ИбН. 20:7, 8). | ||
+ | === Право на предоставление безоговорочного и безвозмездного убежища === | ||
- | Авторы [[Талмуд|Талмуда]] и позднейшие авторитеты, восстанавливая по Библии и преданиям статус городов-убежищ, утверждают, что спасающийся от кровной мести имел право искать убежища во всех 48 городах левитов (Мак. 13а; Майм. Яд., Роцеах 8:9), но в шести городах-убежищах это право предоставлялось ему безоговорочно и безвозмездно (Тосеф., Мак. 3:6), тогда как в остальных 42 городах он мог проживать только по специальному разрешению общины и должен был платить за жилье (Мак. 13а; Майм., там же 8:10). Дороги, ведущие в города-убежища, должны были содержаться в исправности и иметь на перекрестках дорожные знаки, указывающие направление в города-убежища (Мак. 10б; Тосеф., Мак. 3:5; Майм., там же 8:5). Старейшины городов-убежищ, выслушав заявление просящего укрытия, давали ему временный приют в городе до разбора дела судом. В суд он отправлялся в сопровождении конвоя для защиты от возможных покушений мстителя (Мак. 2:6). Если суд находил убийство умышленным, виновного отдавали в руки мстителя или казнили (Майм., там же 1:2). Если же суд признавал убийство непреднамеренным, убийцу возвращали в город-убежище, где он оставался до смерти [[Первосвященник|первосвященника]], при котором произошло убийство, после чего он не подлежал кровной мести и мог жить, где хотел (Чис. 35:25, 28; ИбН. 20:6). До этого убийца не должен был выходить за пределы города-убежища, так как вне города мститель был вправе его убить (Чис. 35:27). Пребывание в городе-убежище являлось для невольного убийцы не только защитой от мести, но и карой; поэтому библейское законодательство запрещало заменять его выкупом (Чис. 35:31–32). | + | Авторы [[Талмуд|Талмуда]] и позднейшие авторитеты, восстанавливая по Библии и преданиям статус городов-убежищ, утверждают, что спасающийся от кровной мести имел право искать убежища во всех 48 городах левитов (Мак. 13а; Майм. Яд., Роцеах 8:9), но в шести городах-убежищах это право предоставлялось ему безоговорочно и безвозмездно (Тосеф., Мак. 3:6), тогда как в остальных 42 городах он мог проживать только по специальному разрешению общины и должен был платить за жилье (Мак. 13а; Майм., там же 8:10). Дороги, ведущие в города-убежища, должны были содержаться в исправности и иметь на перекрестках дорожные знаки, указывающие направление в города-убежища (Мак. 10б; Тосеф., Мак. 3:5; Майм., там же 8:5). |
+ | === Процедура установления непреднамеренности убийства === | ||
+ | |||
+ | Старейшины городов-убежищ, выслушав заявление просящего укрытия, давали ему временный приют в городе до разбора дела судом. В суд он отправлялся в сопровождении конвоя для защиты от возможных покушений мстителя (Мак. 2:6). Если суд находил убийство умышленным, виновного отдавали в руки мстителя или казнили (Майм., там же 1:2). | ||
+ | === Город-убежище - не только защита от мести, но и кара === | ||
+ | |||
+ | Если же суд признавал убийство непреднамеренным, убийцу возвращали в город-убежище, где он оставался до смерти [[Первосвященник|первосвященника]], при котором произошло убийство, после чего он не подлежал кровной мести и мог жить, где хотел (Чис. 35:25, 28; ИбН. 20:6). | ||
+ | |||
+ | До этого убийца не должен был выходить за пределы города-убежища, так как вне города мститель был вправе его убить (Чис. 35:27). Пребывание в городе-убежище являлось для невольного убийцы не только защитой от мести, но и карой; поэтому библейское законодательство запрещало заменять его выкупом (Чис. 35:31–32). | ||
{{ElevenCopyRight|11274|ГОРОДА-УБЕЖИЩА}} | {{ElevenCopyRight|11274|ГОРОДА-УБЕЖИЩА}} |
Версия 11:47, 14 марта 2012
Источник: | ||||||||
|
Города-Убежища (עָרֵי מִקְלַט, арей миклат), в Библии — шесть городов (в Ханаане — Кедеш, Шхем и Хеврон; в Заиорданье — Бецер, Рамот и Голан), где совершившие неумышленное убийство могли найти убежище и защиту от кровной мести.
Содержание |
О праве невольного убийцы на защиту
О праве невольного убийцы на такого рода защиту в месте, предназначенном для этой цели, говорится уже в книге Исход (21:13), но из следующего за этим стиха явствует, что под местом укрытия подразумевается жертвенник. В этом библейское законодательство отлично от обычаев других народов древности, согласно которым любой (а не только невольный) убийца мог найти убежище в святилище (Тацит, Анналы 3:60–63).
Предписание о выделении городов-убежищ
Предписание о том, чтобы из 48 городов, предоставленных левитам (см. Леви) в наделах колен Израиля, три города в Заиорданье и три в Ханаане были выделены как города-убежища, было объявлено Моисеем при подходе евреев к границам Земли обетованной (Чис. 35:6, 13, 14; Втор. 19:2, 7, 9). Заиорданские города-убежища перечислены во Второзаконии (4:43), а также названы вместе с городами-убежищами Ханаана, которые выделил Иехошуа бин Нун (ИбН. 20:7, 8).
Право на предоставление безоговорочного и безвозмездного убежища
Авторы Талмуда и позднейшие авторитеты, восстанавливая по Библии и преданиям статус городов-убежищ, утверждают, что спасающийся от кровной мести имел право искать убежища во всех 48 городах левитов (Мак. 13а; Майм. Яд., Роцеах 8:9), но в шести городах-убежищах это право предоставлялось ему безоговорочно и безвозмездно (Тосеф., Мак. 3:6), тогда как в остальных 42 городах он мог проживать только по специальному разрешению общины и должен был платить за жилье (Мак. 13а; Майм., там же 8:10). Дороги, ведущие в города-убежища, должны были содержаться в исправности и иметь на перекрестках дорожные знаки, указывающие направление в города-убежища (Мак. 10б; Тосеф., Мак. 3:5; Майм., там же 8:5).
Процедура установления непреднамеренности убийства
Старейшины городов-убежищ, выслушав заявление просящего укрытия, давали ему временный приют в городе до разбора дела судом. В суд он отправлялся в сопровождении конвоя для защиты от возможных покушений мстителя (Мак. 2:6). Если суд находил убийство умышленным, виновного отдавали в руки мстителя или казнили (Майм., там же 1:2).
Город-убежище - не только защита от мести, но и кара
Если же суд признавал убийство непреднамеренным, убийцу возвращали в город-убежище, где он оставался до смерти первосвященника, при котором произошло убийство, после чего он не подлежал кровной мести и мог жить, где хотел (Чис. 35:25, 28; ИбН. 20:6).
До этого убийца не должен был выходить за пределы города-убежища, так как вне города мститель был вправе его убить (Чис. 35:27). Пребывание в городе-убежище являлось для невольного убийцы не только защитой от мести, но и карой; поэтому библейское законодательство запрещало заменять его выкупом (Чис. 35:31–32).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ГОРОДА-УБЕЖИЩА в ЭЕЭ