Грехопадение

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Delete this category, not in RUB)
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Строка 1: Строка 1:
-
[[Файл:Temptation and Fall-Sistine Chapel Ceiling.jpg|right|thumb|[[Микеланджело]]. Грехопадение [[Адам]]а и [[Ева|Евы]]. Фрагмент росписи [[Сикстинская капелла|Сикстинской капеллы]], [[1508]]—[[1512]] гг.]]
+
'''Грехопаде́ние''' — понятие, обозначающее нарушение первым человеком воли [[Бог|Господа]], которое привело к падению человека из состояния высшего совершенства в состояние [[страдание|страданий]] и греховности.
-
'''Грехопаде́ние''' — общее для всех [[авраамические религии|авраамических религий]] понятие, обозначающее нарушение первым человеком [[воля|воли]] [[Бог|Господа]], которое привело к падению человека из состояния высшего невинного [[блаженство|блаженства]] в состояние [[страдание|страданий]] и греховности.
+
-
В видоизменённых формах понятие грехопадения присутствует во многих том числе и неавраамических) религиях.
+
== В Пятикнижии ==
 +
Понятие грехопадения основано на [[Библия|библейской]] истории об изгнании перволюдей ([[Адам]]а и [[Ева|Евы]]) из [[Эдем|Райского сада]] за то, что те, нарушив волю Господа, вкусили от [[Дерево познания добра и зла|Древа познания добра и зла]] ({{Библия|Быт|3:1|-7}}). Фактически, Адам и Ева не были ограничены в своём выборе, а, по некоторым толкованиям, [[Бог]] налагал только временное ограничение на вкушение плодов с Дерева познания добра и зла. [[Книга Бытия]] говорит, что Змей уловками и хитростью убедил Еву попробовать [[запретный плод|плод запретного древа]], а та, в свою очередь, дала попробовать плодов Адаму. Адам и Ева познали добро и зло, увидели себя нагими и познали стыд. Узнав об этом, Господь изгнал перволюдей из Рая, лишив их вечной блаженной жизни и подвергнув страданиям ({{Библия|Быт|3:17|-24}}).
-
== В Библии ==
+
== В еврейской традиции ==
-
Понятие грехопадения основано на [[Библия|библейской]] истории об изгнании перволюдей ([[Адам]]а и [[Ева|Евы]]) из [[Эдем|Райского сада]] за то, что те, нарушив волю Господа, вкусили от [[Дерево познания добра и зла|Древа познания добра и зла]] ({{Библия|Быт|3:1|-7}}). Фактически, Адам и Ева не были ограничены в своём выборе, а, по некоторым толкованиям, [[Бог]] налагал только временное ограничение на вкушение плодов с Дерева познания добра и зла. [[Книга Бытия]] говорит, что Змей уловками и хитростью убедил Еву попробовать [[запретный плод|плод запретного древа]], а та, в свою очередь, дала попробовать плодов Адаму. Адам и Ева познали добро и зло, увидели себя нагими и познали стыд. Узнав об этом, Господь [[Изгнание из рая|изгнал перволюдей из Рая]], лишив их вечной блаженной жизни и подвергнув страданиям ({{Библия|Быт|3:17|-24}}).
+
-
В иудаизме считается, что Змей-искуситель — ангел [[Самаэль]]<ref>[[Мишна]], Сота 10б. Другие [[мидраш]]и и [[таргум]]ы отождествляют Самаэля с ангелом смерти (Таргум Ионатан к {{Библия|Быт|3:6}} ) и [[Сатана|Сатаном]] и дурным побуждением ([[Талмуд]], Бава Батра 15А) </ref>, в то время как в христианской традиции принято отождествлять Змея-искусителя с [[Сатана|Сатаной]]. Христианское богословие, в частности, основывается на [[Откровение Иоанна Богослова|Откровении Иоанна]]: {{НЗ2|И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним|Откр|12:9}}.
+
В иудаизме считается, что Змей-искуситель — ангел [[Самаэль]]<ref>[[Мишна]], Сота 10б</ref>. Другие [[мидраш]]и и [[таргум]]ы отождествляют Самаэля с ангелом смерти (Таргум Ионатан к {{Библия|Быт|3:6}} ) и [[Сатана|Сатаном]] и дурным побуждением <ref>[[Талмуд]], Бава Батра 15А</ref>.
-
== Религиозные трактовки последствий грехопадения ==
+
В современном [[иудаизм]]е отвергается концепция первородного греха. Человек, как существо, созданное по образу и подобию Божьему, являясь венцом творения, наделён свободной волей. Во власти человека решать что есть хорошо, а что плохо, выбирать между [[добро]]м и [[зло]]м ({{Библия|Втор|30:15|-18}}). Именно совершение греха непослушания Богу, как волевой акт человека послужило причиной грехопадения. Непослушание Богу, в соответствии с иудейской традицией является самым тяжким грехом.  
-
[[Иудаизм]], [[христианство]] и [[ислам]] признают предание о грехопадении, однако оценка последствий грехопадения в этих религиях различна.
+
-
=== В иудаизме ===
+
В то же время иудейский [http://en.wikipedia.org/wiki/Midrash_Rabba Мидраш Рабба] содержит утверждения об испорченности людского рода после впадения в грех Адама и Евы <ref>«Когда Святой Бог создал Свой мир, в нём не было ещё ангела смерти... Но когда Адам и Ева впали в грех, весь людской род был испорчен. Когда родился [[Перец]], через него начала осуществляться история, ибо от него надлежало произойти Мессии, и в его дни Святой Бог установил, что «поглощена будет смерть навеки», как написано ({{Библия|Ис|25:8}})» МЕССИЯ в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний. Ристо Сантала. Санкт-Петербург, 1995. стр. 30-31</ref>. Ряд средневековых еврейских философов толковали историю о грехопадении как аллегорию о природе человека{{Нет АИ|2009|12|23}}.
-
В современном [[иудаизм]]е отвергается концепция [[Первородный грех|первородного греха]]. Человек, как существо, созданное по образу и подобию Божьему, являясь венцом творения, был наделён волей. Во власти человека было решать что есть хорошо, а что плохо, выбирать между [[добро]]м и [[зло]]м ({{Библия|Втор|30:15|-18}}). Именно совершение греха непослушания Богу, как волевой акт человека послужило причиной грехопадения. Непослушание Богу, в соответствии с иудейской традицией является самым тяжким грехом.
+
-
 
+
-
В то же время иудейский [http://en.wikipedia.org/wiki/Midrash_Rabba Мидраш Рабба] содержит утверждения об испорченности людского рода после впадения в грех Адама и Евы <ref>«Когда Святой Бог создал Свой мир, в нём не было ещё ангела смерти... Но когда Адам и Ева впали в грех, весь людской род был испорчен. Когда появился Фарес, через него начала осуществляться история, ибо от него надлежало произойти Мессии, и в его дни Святой Бог установил, что «поглощена будет смерть навеки», как написано ({{Библия|Ис|25:8}})» МЕССИЯ в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний. Ристо Сантала. Санкт-Петербург, 1995. стр. 30-31</ref>. Ряд средневековых еврейских философов толковали историю о грехопадении как аллегорию о природе человека{{Нет АИ|2009|12|23}}.
+
-
 
+
-
=== Христианство ===
+
-
{{Христианство}}
+
-
{{main|Первородный грех}}
+
-
Особое значение тезис грехопадения получил в христианстве, послужив основой для понятия [[первородный грех|первородного греха]] и, затем — [[Искупительная жертва|искупительной жертвы]].
+
-
 
+
-
Утверждается, что грехопадение изменило саму природу человека: «''Естественные и беспорочные страсти вошли в человеческую жизнь вследствие осуждения из-за преступления, как, например, голод, жажда, утомление, слеза, тление, уклонение от смерти, боязнь, предсмертная мука, что по природе присуще всем людям''».<ref>Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Спб., 1994. Гл. XX. С. 185</ref>
+
-
 
+
-
Изгнанные из рая люди потеряли способность жить вечно (отныне им был закрыт доступ к Древу Жизни), оказались вовлечены в извечную борьбу добра и зла. [[Зло]], персонифицированное в виде Змея ([[Сатана|Сатаны]]), побудило человека нарушить волю Божию:
+
-
{{ВЗ|Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его.|Прем|2:23|-24}}
+
-
 
+
-
Отныне и вовеки человек по определению наделён греховностью, которая препятствует свободному выбору между добром и злом. Но под влиянием [[благодать|благодати]] человек может сделать свободный выбор между добром и злом.
+
-
{{ВЗ|Когда они согрешат пред Тобою, — ибо нет человека, который не грешил бы, — и Ты прогневаешься на них и предашь их врагам, и пленившие их отведут их в неприятельскую землю, далекую или близкую;|3Цар|8:46}}
+
-
Квинтессенцией этой доктрины можно считать Послание к Римлянам [[Апостол Павел|апостола Павла]]:
+
-
{{НЗ|Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили.|Рим|5:12}}
+
-
 
+
-
Вся доктрина грехопадения в христианстве выливается в учение о [[первородный грех|первородном грехе]], и, в конечном счёте, в учение об [[Искупительная жертва|искупительной жертве]] [[Иисус Христос|Иисуса Христа]] и [[Спасение (христианство)|спасение]] посредством [[благодать|благодати]] Божьей. Профессор [[Осипов, Алексей Ильич|А. И. Осипов]] пишет, что человек не выдержал испытания на добро и зло, в результате чего человеческая природа была повреждена, однако это испытание выдержал второй Адам — Иисус Христос при своём [[искушение Христа|искушении от дьявола]].
+
-
 
+
-
== Искусство и культура ==
+
-
{{planned}}
+
-
 
+
-
== См. также ==
+
-
* [[Первородный грех]]
+
-
* [[Спасение]]
+
-
* [[Благодать]]
+
== Примечания ==
== Примечания ==
Строка 46: Строка 16:
== Ссылки ==
== Ссылки ==
-
* [http://www.rosblag.narod.ru/books/osip14/Main.htm А. И. Осипов «Путь разума в поисках истины»]
 
-
* [http://bookz.ru/authors/kuraev-andrei/esli-bog_330.html А. Кураев «Если Бог есть любовь»]
 
== Литература ==
== Литература ==
-
* А. И. Осипов «Посмертная жизнь» Изд. «Даръ», М: 2007
+
* {{ЭЕЭ|10077|Адам}}
-
* «Закон Божий» Руководство для семьи и школы. Сост. прот. Серафим Слободской. Второе изд. Типография преп. Иова Почаевского Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY, USA, 1967
+
* [http://www.webwinds.com/thalassa/adameve.htm Adam and Eve resources online]{{ref-en}} — обширное собрание текстов
-
* проф., к.б.н., арх. Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь) «Священная Библейская история», Ч. I. Ветхий Завет. Часть II. Новый Завет. — СПб, 2003. — 472 с.
+
* [http://www.machanaim.org/tanach/in_2i.htm Две истории сотворения мира], [[Полонский, Пинхас|П. Полонский]]
-
* «Конспекты по Священной Библейской истории Нового Завета», МДА, Сектор заочного обучения, Учебное пособие для студентов 1 класса, Сергиев Посад, 2005
+
-
{{bible-stub}}
 
{{Шаблон:Адам и Ева}}
{{Шаблон:Адам и Ева}}
   
   
-
[[Категория:Иудейское богословие]]
+
[[Категория:Еврейская философия]]
-
+
-
+
-
 
+
-
{{Link FA|simple}}
+
-
 
+
-
[[da:Syndefaldet]]
+
-
[[de:Sündenfall]]
+
-
[[en:Fall of Man]]
+
-
[[et:Pattulangemine]]
+
-
[[fi:Syntiinlankeemus]]
+
-
[[fr:Chute (Bible)]]
+
-
[[it:Caduta dell'uomo]]
+
-
[[nl:Zondeval]]
+
-
[[no:Syndefallet]]
+
-
[[pt:Queda do homem]]
+
-
[[simple:Fall of Man]]
+
-
[[sv:Syndafallet]]
+
-
[[th:ขับจากสวรรค์]]
+
-
[[uk:Гріхопадіння]]
+

Версия 13:23, 4 ноября 2010

Грехопаде́ние — понятие, обозначающее нарушение первым человеком воли Господа, которое привело к падению человека из состояния высшего совершенства в состояние страданий и греховности.

Содержание

В Пятикнижии

Понятие грехопадения основано на библейской истории об изгнании перволюдей (Адама и Евы) из Райского сада за то, что те, нарушив волю Господа, вкусили от Древа познания добра и зла (Быт.3:1-7). Фактически, Адам и Ева не были ограничены в своём выборе, а, по некоторым толкованиям, Бог налагал только временное ограничение на вкушение плодов с Дерева познания добра и зла. Книга Бытия говорит, что Змей уловками и хитростью убедил Еву попробовать плод запретного древа, а та, в свою очередь, дала попробовать плодов Адаму. Адам и Ева познали добро и зло, увидели себя нагими и познали стыд. Узнав об этом, Господь изгнал перволюдей из Рая, лишив их вечной блаженной жизни и подвергнув страданиям (Быт.3:17-24).

В еврейской традиции

В иудаизме считается, что Змей-искуситель — ангел Самаэль[1]. Другие мидраши и таргумы отождествляют Самаэля с ангелом смерти (Таргум Ионатан к Быт.3:6 ) и Сатаном и дурным побуждением [2].

В современном иудаизме отвергается концепция первородного греха. Человек, как существо, созданное по образу и подобию Божьему, являясь венцом творения, наделён свободной волей. Во власти человека решать что есть хорошо, а что плохо, выбирать между добром и злом (Втор.30:15-18). Именно совершение греха непослушания Богу, как волевой акт человека послужило причиной грехопадения. Непослушание Богу, в соответствии с иудейской традицией является самым тяжким грехом.

В то же время иудейский Мидраш Рабба содержит утверждения об испорченности людского рода после впадения в грех Адама и Евы [3]. Ряд средневековых еврейских философов толковали историю о грехопадении как аллегорию о природе человека.

Примечания

  1. Мишна, Сота 10б
  2. Талмуд, Бава Батра 15А
  3. «Когда Святой Бог создал Свой мир, в нём не было ещё ангела смерти... Но когда Адам и Ева впали в грех, весь людской род был испорчен. Когда родился Перец, через него начала осуществляться история, ибо от него надлежало произойти Мессии, и в его дни Святой Бог установил, что «поглощена будет смерть навеки», как написано (Ис.25:8)» МЕССИЯ в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний. Ристо Сантала. Санкт-Петербург, 1995. стр. 30-31

Ссылки

Литература

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация