Гробница Шмуэля

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Археологические раскопки)
(История)
Строка 95: Строка 95:
{{Цитата|Однажды арабы не пустили евреев молиться в зал гробницы пророка Шмуэля. И поднялся навстречу им праведник, да пребудет память о нем в будущей жизни, и сдавил горло притеснителя, и сказал ему: «Верни ключ евреям, и они будут усердны во вратах моих, потому что они сыновья мои, а не вы!» Тут же и вернул. И это я слышал, когда сам был там. И свечи горят постоянно, и арабы добровольно зажигают их.}}
{{Цитата|Однажды арабы не пустили евреев молиться в зал гробницы пророка Шмуэля. И поднялся навстречу им праведник, да пребудет память о нем в будущей жизни, и сдавил горло притеснителя, и сказал ему: «Верни ключ евреям, и они будут усердны во вратах моих, потому что они сыновья мои, а не вы!» Тут же и вернул. И это я слышал, когда сам был там. И свечи горят постоянно, и арабы добровольно зажигают их.}}
-
Время от времени евреи, участвовавшие в этих торжествах, напивались и служили причиной беспорядков. Посему [[иерусалим]]ские р[[аввин]]ы постановили вывесить в [[синагога]]х указ, гласящий, что «да не придет пьющий вино на могилу пророка Шмуэля».
+
Время от времени евреи, участвовавшие в этих торжествах, напивались и служили причиной беспорядков. Посему [[иерусалим]]ские [[раввин]]ы постановили вывесить в [[синагога]]х указ, гласящий, что «да не придет пьющий вино на могилу пророка Шмуэля».
Согласно иерусалимскому письму 1454 года, гробница Самуила находилась под управлением еврейской общины, и тут была возведена [[синагога]]. В том же письме рассказывается о бедах и расходах, связанных с содержанием помещений:  
Согласно иерусалимскому письму 1454 года, гробница Самуила находилась под управлением еврейской общины, и тут была возведена [[синагога]]. В том же письме рассказывается о бедах и расходах, связанных с содержанием помещений:  

Версия 17:43, 25 апреля 2013

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Дмитрий Детинкин
Дата создания: 30.04.2013
Гробница Шмуэля
קבר שמואל הנביא‎, "Ке́вер Шмуэ́ль hа-нави́" (иврит)
Файл:NebiSamuel2.jpg
Мечеть Наби Самуил построена в мамелюкский период на остатках крепости крестоносцев, могила Шмуэля находится в крипте под зданием.
Alternate name لنبي صموئيل ан-наби Самуил (ар.)
Координаты 31°49′58.72″ с. ш. 35°10′53.87″ в. д. / 31.832978, 35.181633 (G) (O)

Гробница Шмуэля ивр. קבר שמואל הנביא‎, кевер Шмуэль ha-нави;), (араб. النبي صموئيل‎‎, ан-наби Самуил или неби Самвил является традиционным местом захоронения библейского еврейского пророка Шмуэля.

Содержание

Упоминание в ТАНАХе и Талмуде

В ТАНАХе дважды рассказывается о смерти пророка Самуила (Шмуэля):

  1. «И умер Шмуэль, и собрались все израильтяне, и оплакивали его, и похоронили его в доме его в Раме» (Шм. I, 25:1);
  2. «А Шмуэль умер, и оплакивал его весь Израиль, и похоронили его в Раме, в городе его» (Шм. I, 28:3).

Еврейские мудрецы вопрошают: «Разве мы не знаем, что Рама – это его город? Это известно из слов, что оплакивал его весь Израиль, подобно тому, как оплакивали его в Раме» (Тосефта Сота, 11:5). По талмудической традиции Шмуэль умер 28 ияра 52 лет от роду.

Традиционном местом погребения Шмуэля считается самая высокая точка Иудейских гор – 885 м над уровнем моря, к северу от Иерусалима в окрестностях Рамот. Могила почитается за святое место также и мусульманами, и небольшая деревушка поблизости называется так же – А-наби Самуэль. Над погребальным комплексом возвышается хорошо просматриваемый с разных точек города минарет. Сама могила располагается в подземной камере, где находится небольшая синагога.

Археологические раскопки

Ицхак Маген проводил археологические раскопки в 1992-2003 гг.[1]

На юго-восточном склоне находится городское поселение, расположенное там начиная с 8-го по 7-й века до нашей эры, и остатки того, что Маген считает Мизрах в Беньямине из Книги Шмуэля.[2]

В противоположность этому, Джеффри Цорн считает, что на этом месте нет никаких остатков построек того периода, в котором жил Самуил, и поэтому это не может быть Мизрах в Беньямине.[3] Выводы Магена были подвергнуты критике за отсутствие доказательств помимо очевидных фактов, на которые он сам намекает:

« Мы не нашли никаких остатков от эпохи Судей ... ни одной структуры или даже стоящей стены из этого периода. Исходя из этого, может возникнуть соблазн сделать вывод, что это место было вообще не занято в то время...[4] »

Однако, если Мизрах в Беньямине была Тель эн-Насбех на шхемской дороге, Ишмаэль, убивший Гдалию не бежал бы в Аммон через Гаваон,[5] расположенный на западе вблизи гробницы Шмуэля, из которого виден Иерусалим.

Кроме того, Иуда Маккавей, готовясь к войне с сирийцами, собрал своих людей "в Массифу, напротив Иерусалима, ибо в Массифе было место молитвы до сих пор в Израиле".[6]

Большой монастырь был построен Византийской империей, правда, от него мало что осталось. Не существует четких доказательств того что это место было местом захоронения Шмуэля, или вообще имеющим религиозное значение до византийских времен.[7] Маген утверждает, что строители монастыря не считали место постройки могилой Шмуэля, считая, что постройка была создана только в качестве мемориала. [4] Писатель пятого века Иероним, например, утверждает, что останки Шмуэля были перенесены в Халкидон, согласно приказу императора Аркадия;[8] это случилось за век до того, как монастырь был построен.

История

Христианский писатель шестого века определил это место как могилу Шмуэля. Хотя, согласно Библии, пророк был похоронен в своем родом городе, Раме, [9] к востоку от горы, расположенной в близи города Гива.

В XII-м веке еврейский путешественник Беньямин из Туделы побывал на этом месте во время своего путешествия в 1173 году, отметив, что крестоносцы обнаружили кости Шмуэля на еврейском кладбище в городе Рамла, на прибрежной равнине, и перезахоронили их здесь, с видом на Святой Город. Он писал, что церковь в честь Святого Самуила из Шило, была построена, как раз на этом холме.[10] Это может относиться к монастырской церкви Святого Самуэля, построенной по Премонстратензианскому канону и обитаемой в период с 1141 по 1244.[11]

Раймонд Агилерский, который написал хронику Первого крестового похода (1096-1099), рассказывает, что на утро 7 июня 1099 г., крестоносцы достигли вершины Наби-Самуэль, и когда они увидели город Иерусалим, которого они еще никогда не видели, они упали на землю и заплакал от радости;[12] крестоносцы назвали это место "Гора Радости" именно по этой причине.

Крестоносцы построили крепость на месте, которое было разграблено и разрешено мамелюками. Некоторые определяют местоположение гробницы в месте расположения библейского храма в Гаваоне, хотя согласно консенсусу между экспертами гробница находится в деревне эль-Джиб.

В последующих поколениях почти все еврейские паломники упоминают гробницу Шмуэля, ставшую одним из самых популярных и посещаемых святых мест. Также могилу начинают связывать с родителями Шмуэля (Хана и Элькана), а также и с двумя его братьями.

Ученик Рамбана в 1272 году рассказывает, что «в Раме погребены Шмуэль Рамайский и мать его Хана в одном и том же очень красивом доме. И перед ним – молитвенный дом исмаильтян. И поблизости находится родник, и говорят, что это миква Ханы». Паломники также рассказывают и народных торжествах, устраиваемых тут 28 эйяра, в день смерти Шмуэля.

Рабби Ицхак Альфара пишет в 1441 году: «И прибывают из Сирии и из Египта, и из Маноа-Амон (Александрии), и из страны Вавилонской вместе с общиной Иерусалима поклониться могиле Шмуэля, да покоится он в мире».

Рабби Ицхак Латиф, побывавший здесь в 1445 году, повествует:

« Однажды арабы не пустили евреев молиться в зал гробницы пророка Шмуэля. И поднялся навстречу им праведник, да пребудет память о нем в будущей жизни, и сдавил горло притеснителя, и сказал ему: «Верни ключ евреям, и они будут усердны во вратах моих, потому что они сыновья мои, а не вы!» Тут же и вернул. И это я слышал, когда сам был там. И свечи горят постоянно, и арабы добровольно зажигают их. »

Время от времени евреи, участвовавшие в этих торжествах, напивались и служили причиной беспорядков. Посему иерусалимские раввины постановили вывесить в синагогах указ, гласящий, что «да не придет пьющий вино на могилу пророка Шмуэля».

Согласно иерусалимскому письму 1454 года, гробница Самуила находилась под управлением еврейской общины, и тут была возведена синагога. В том же письме рассказывается о бедах и расходах, связанных с содержанием помещений:

« И мы сильно опустились из-за того, что содержим… и дом Шмуэля Рамайского, мир с ним, и дома нескольких праведников и пророков, коим мы обязаны отдавать дань чести и уважения, а также должны ухаживать за их домами. »

Далее автор письма просит братской помощи, дабы «поддержать дом обитания нашего, и тогда это засчитается вам, будто бы вы принесли жертву всесожжения… и каждую субботу будет помянут и благословен каждый, принявший участие в доме Шмуэля Рамайского, мир с ним».

Также и рабби Мешулам пишет в 1481 году о

« месте господина нашего пророка Шмуэля, мир с ним. И поднялся я в Раму на высокую гору и увидел укрепленный город с высокими разрушенными башнями. И один дом закрытый, который евреи содержат как дом молитвы и используют как синагогу…
Открыли мне дверь, и там весьма красиво и высокие потолки. И затем я вошел в помещение, такое же большое, как и первое, или же чуть меньше.
И из этого помещения уходит вниз каменная лестница, ведущая в пещеру с закрывающимся входом. И там – синагога с постоянно горящими свечами. И там – гробницы господина нашего пророка Шмуэля, мир с ним, и Эльканы, отца его, и Ханы, матери его, и двух братьев его.
И там собираются каждый год евреи, и прибывают также из-за границы – из Вавилона, из Халеба, из Сирии, из Азы, из Домаска, из Египта и из других мест.
Более тысячи человек стекаются сюда каждый год 28 числа месяца ияр, дабы угнездиться и помолиться в этой пещере: ибо в этот день душа его (Шмуэля) была завязана в узел жизни. И покупают прибывающие туда евреи масло для светильников этой синагоги. И я молился в этом месте и отдал масло, как требует обычай.
»

По преданию рабби Ицхак Лурия («святой Ари», каббалист из Цфата, XVI век) также признавал гробницу Шмуэля и гробницы его родителей. В книге «Связь отцов и пророков», написанной в 1537 году и изданной в 1659 г., приведен рисунок гробниц Шмуэля и Ханы.

В еврейских общинах разных стран стало принято собирать особые пожертвования и брать на себя обязательства по содержанию гробницы пророка Шмуэля. В связи с обетами поднимались проблемы, отраженные в средневековой раввинской литературе.

Например, еще в 1180 году спросили Рамбама в Египте: «Наши мудрецы учили: кто клянется субботой или господином нашим Шмуэлем не делать того-то и того-то, а после раскаивается, что дал клятву, он освобождается от обязательства, как в случае, когда клянутся Богом, или предстает перед судом?» Рамбам отвечает: «Упомянутые клятвы не считаются обетами для мудрецов, но для простого народа надо проявлять строгость, дабы не привыкли пренебрегать клятвами».

Португальский паломник-христианин, побывавший в Иерусалиме в 1552 году, рассказывает о посещении гробницы Самуила:

« Это место содержится за счет местных евреев. Раз в год они идут туда на восемь дней и зажигают свечи. Великий султан дал право каждому человеку жить там, и также дал евреям особые полномочия. Но даже после этого тут нет никакого крупного поселения, хоть местные земли весьма плодородны… В то же время, что мы посетили эти места, прибыло большее количество иудеев… которые подняли большой шум по поводу их обитания здесь, и я не знаю, что они там, в конце концов, решили. »

Также английский путешественник, посетивший Иерусалим в 1601 году, рассказывает об особом значении гробницы Шмуэля в жизни евреев и об обычае стричь волосы, как и на горе Мерон у могилы Шимона бар Йохая:

« Пошли мы в Раму, к пророку Самуилу, к дому его… Сверху же – место, где евреи стригут волосы, когда клянутся и дают большие суммы денег на святое место. В этот день дающие обеты евреи приводят детей и стригут им волосы в этом месте. Справа находится водосборник, именуемый цистерной Шмуэля. »

Караимы также совершали паломничество к гробнице Шмуэля. Некий караим Шмуэль Бен-Давид пишет о посещении Рамы в 1641 году:

« И там могила нашего господина Шмуэля-пророка, мир с ним, в большой и широкой пещере. И рядом с пещерой построил Махмет-паша, иерусалимский наместник, прекрасное и дивное здание, а также молитвенный дом. И здание это, что у пещеры, - как маленький город: с домами внутри городской стены.
И во время Праздника Опресноков пришли туда израильтяне и сидят все дни, и едят, и пьют, и празднуют. И с древних пор израильтяне не покидают собраний в пещере, даже если им дать сто денег, и уже 50 лет, как они получили законное право на тамошние собрания.
И один человек из Египта, Шмуэль Коэн, райская душа, собрал с общин много денег и распределил их между иерусалимским наместником и судьями, и городскими стражами, и после этого получили право на собрания в пещере пророка, благословенно его имя, за плату.
И ныне, если прибывают люди из дальних стран, то дают по сорок монеток каждый и входят, а если иерусалимские люди захотят придти туда, то с них берут по пять монеток… И мы пришли, и спустились в пещеру под пение псалмов с весельем и радостью… и прочитали там несколько молитв, связанных с ним (с пророком).
»

У караимов были свои особые молитвенные тексты, написанные специально для посещения сей гробницы.

Рабби Гедалия из Семятича повествует в 1706 году:

« Гробница Шмуэля-пророка и отца его Элкана, и матери его Ханы находится в пещере под землей и весьма красива… а здание из побеленных камней – очень большое. И каменный купол над ним, и в куполе есть окно для дневного освещения… и гробница Шмуэля-пророка – у южной стены… Гробница Ханы-пророчицы и Элканы в той комнате в пещере, что перед ней (гробницей Шмуэля).
Каждый год в 28-й день месяца ияр приходит глава сефардской общины к могиле Шамуэля Рамайского и проводит там с мудрецами всю ночь. И я тоже там был однажды с ним. И читал молитвы, собранные для чтения у гробницы Шмуэля… в великом рыдании, и был такой общий плач, что даже каменное сердце размягчилось бы.
И после читали минху и маарив. И сели все вместе учить книгу Шмуэля…
А в полночь погасили все свечи в пещере и сидели в темноте, и читали «Тикун хацот лайла» («Полуночное исправление» - молитвы для особо благочестивых) и плакали в голос… И когда закончили читать «Тикун» учили немного из книги «Зохар». И после того принесли напитки…
»

Специально для посетителей гробницы Шмуэля в 1701 году была издана небольшая книжка цитат из «Зохара», где на титуле значилось: «И это сборник святых изречений, что учат иерусалимские мудрецы и раввины, дополненный свод священных текстов, которые читают после молитвы в пещере, где гробница господина нашего Шмуэля-пророка в Раме, из года в год, изо дня в день...»

Арабы, живущие по соседству с гробницей, принимали участие в обслуживании паломников. Они предоставляли желающим верховых животных, в основном ослов, а в дни праздников устраивали базары и сами принимали участие и еврейских торжествах.

Файл:NebiSamuel3.jpg
Изображение гробницы Шмуэля, напечатанное в 1889 году

Арабский шейх Мустафа Асад Алькими, посетивший Святую Землю в 1730 году, описывает свое посещение могилы Шмуэля в деревне Рама:

« И было это место в руках иудеев, они молились там и приносили дары: украшения, одежды и ковры. И клали их в пещеру, где гробница пророка, мир с ним. Затем эти вещи сжигали…
До тех пор, пока не появился в Иерусалиме учитель наш и господин шейх Мухаммед Альхалили, отдавший приказы, которые принесли ему известность.
Божественное провидение помогло ему с помощью священного письма султана вывести евреев оттуда, и он закрыл вход в пещеру, и построил над ней башню, и установил порядок молитв в мечети. Он окончательно запретил евреям входить сюда.
И они приходили сюда в страхе, и оставались стоять снаружи мечети, но не могли войти внутрь. И Аллах воздал ему (шейху Мухаммеду Альхалили) по заслугам в милости и благости и определил ему место в раю за усердное служение и выполнение воли пророков.
»

Шейх Мухаммед Альхалили был муфтием Иерусалима и умер в 1734 году.[13]

Современная эпоха

Евреи положили начало основанию деревни на этом месте в 1980 году, и первоначально она называлась Рама в честь библейского дома Шмуэля, затем название меняется на название группы купившей эти земли – «Нахлат Израэль». В течении следующих пяти лет, из-за бюрократических барьеров, различные попытки реализовать план проваливаются, однако в 1895 году, 13 семей йеменских евреев присоединились к группе и весьма преуспели, даже освоив там сельское хозяйство.

Первая Мировая Война

Шаблон:Смотри так же

Стратегическое расположение Наби-Самуил сделало его местом сражения во время британской кампании за Синай и Палестину в 1917 году, деревня была сильно повреждена от артиллерийского огня и заброшена. Она была заселена вновь в 1921 году, но различные трудности привели к тому что через несколько лет она снова опустела.

Мечеть, построенная в 1730 году была повреждена в сражении между англичанами и турками в 1917 году. Она был восстановлена во время Первой мировой войны. [2][14]

Файл:NebisamuelonMountain.JPG
Вид от въезда в Иерусалим на холм, на котором расположена гробница Шмуэля. Фото 2007 года.

После Второй Мировой Войны

Место снова оказалось стратегически значимым в арабо-израильской войне 1948 года и Шестидневной войне 1967 г., и было использовано артиллерией иорданского Арабского легиона для обстрела Иерусалима. В дополнение к тому там была размещена база для нападения на еврейские автоколонны во время гражданской войны в Палестине (1947-1948), при осаде Иерусалима в 1948 году.[15][16]

Наби-Самуил и окружающие ее археологические раскопки в настоящее время являются частью национального парка. На вершине холма располагается арабская деревня из 20 семей.

Как еврейские, так и мусульманские молитвы проводятся над гробницей. Многие религиозные евреи посещают могилу 28 Ияра, в годовщину смерти Шмуэля Пророка.[17]

Галерея

Примечания

  1. BAR 34:03, May/June 2008 Nebi Samwil: Where Samuel Crowned Israel's First King
  2. 2,0 2,1 Nebi Samwil - Site of a Biblical Town and a Crusad
  3. Jeffery Zorn, Mizpah: Newly Discovered Stratum Reveals Judah's Other Capital, in Biblical Archaeology Review, September/October 1997
  4. 4,0 4,1 Yitzhak Magen, Nebi Samwil, Where Samuel Crowned Israel's First King, in Biblical Archaeology Review, May/June 2008
  5. Jeremiah Chapter 41 Verse 10-12 Mechon Mamre
  6. I Mach., iii, 46, cited in Шаблон:CathEncy
  7. IHJR, p. 86
  8. Jerome, Against Vigilantius, 5:343
  9. (1Samuel 25:1, 28:3)
  10. Travelling to Jerusalem-Benjamin of Tudela
  11. Summary Page: Palestine/Israel (Kingdom of Jerusalem)-St. Samuel
  12. http://www.biu.ac.il/js/rennert/history_9.html
  13. http://mili.org.il/?section=articles_zoom&params%5Bcat_id%5D=JERUSALEM&params%5Bparent_cat_id%5D=JERUSALEM&TAG=ARTICLE-20061105235042
  14. Jerusalem Won at Bayonet's Point, 'The New York Times' (December 18, 1917).
  15. Full Speed Ahead And Damn the Aesthetics, 'Time' (March 1, 1971).
  16. The Routledge Atlas of the Arab-Israeli Conflict. — Routledge, 2005. — ISBN 978-0-415-35901-6
  17. The Twenty Eighth of Iyar

Источники и ссылки

Уведомление: Предварительной основой данной статьи был перевод статьи "Tomb of Samuel" в английском разделе Википедии, который в дальнейшем изменялся, исправлялся и редактировался.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация