Давид

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Замена текста — «{{planned}}» на «{{Заготовка_раздела}}»)
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Строка 3: Строка 3:
| русское имя        =Давид
| русское имя        =Давид
| оригинальное имя  =דָּוִד
| оригинальное имя  =דָּוִד
-
| портрет            =Rey David por Pedro Berruguete.JPG
+
| портрет            =
-
| ширина портрета    =250
+
| ширина портрета    =
-
| подпись            =[[Берругете, Педро|Педро Берругете]], ''Давид'', XV в.
+
| подпись            =
| титул              =царь объединённого [[Израильское царство|Израильского царства]]
| титул              =царь объединённого [[Израильское царство|Израильского царства]]
| порядок            =2
| порядок            =2
Строка 54: Строка 54:
=== На службе у филистимлян ===
=== На службе у филистимлян ===
-
Оказавшись в немилости у царя Саула, Давид бежал со своими сторонниками (600 мужей) к своим недавним врагам филистимлянам ({{Библия|1Цар|27:1}}), ища покровительства их короля Анхуса, властителя города [[Геф]]. Анхус пожаловал Давиду пограничный город Секелаг (в пустыне [[Негев]]) ({{Библия|1Цар|27:6}}), который был превращен в разбойничью базу. Отряды Давида грабили аборигенов ([[Амаликитяне|амаликитян]]), а часть добычи отсылали филистимлянскому королю Анхусу ({{Библия|1Цар|27:9}}). Когда филистимляне собрались в поход против Израиля, только возражения ветеранов помешали включить отряды Давида в войска антиизраильской коалиции ({{Библия|1Цар|28:4}}). В это время Давид использовал очередной трофей, захваченный у [[Амаликитяне|амаликитян]], для подкупа иудейских старейшин ({{Библия|1Цар|30:26}})
+
Оказавшись в немилости у царя Саула, Давид бежал со своими сторонниками (600 мужей) к своим недавним врагам филистимлянам ({{Библия|1Цар|27:1}}), ища покровительства их короля Анхуса, властителя города [[Геф]]. Анхус пожаловал Давиду пограничный город Секелаг (в пустыне [[Негев]]) ({{Библия|1Цар|27:6}}), который был превращен в разбойничью базу. Отряды Давида грабили аборигенов ([[Амаликитяне|амаликитян]]), а часть добычи отсылали филистимлянскому королю Анхусу ({{Библия|1Цар|27:9}}). Когда филистимляне собрались в поход против Израиля, только возражения ветеранов помешали включить отряды Давида в войска антиизраильской коалиции ({{Библия|1Цар|28:4}}).
=== Царь в Хевроне ===
=== Царь в Хевроне ===
Строка 67: Строка 67:
==== Религиозная реформа ====
==== Религиозная реформа ====
-
После объединения Израиля Давид превратил иевусейский [[Иерусалим]] в сакральный иудейский центр, поместив [[ковчег завета]] в скинии на горе [[Сион]] ({{Библия|Пс|73:2}}; {{Библия|Пс|75:3}}). Пребывание в филистимлянской земле в отрыве от израильской религиозной традиции привело к тому, что израильтяне недоумевали ({{Библия|2Цар|6:20}}), когда Давид плясал перед Господом ({{Библия|2Цар|6:16}}), одетый лишь в льняной [[ефод]] ({{Библия|2Цар|6:14}}). В глазах Давида [[Яхве]] становился [[Саваоф]]ом ({{Библия|Пс|23:10}}), приобретая языческие черты главы пантеона богов ({{Библия|Пс|81:1}}; {{Библия|Пс|134:5}};), змееборца ({{Библия|Пс|73:14}}) и громовержца ({{Библия|Пс|103:3}}). Однако Давид категорически отвергал человеческие жертвоприношения ({{Библия|Пс|105:38}}) и служения истуканам ({{Библия|Пс|105:36}}). Богослужения стали более экзальтированными ({{Библия|Пс|99:2}}) и музыкальными ({{Библия|1Пар|25:6}}; {{Библия|Пс|150:3}}), поскольку стихотворец и музыкант Давид сам сочинял [[псалмы]].
+
После объединения Израиля Давид превратил иевусейский [[Иерусалим]] в сакральный иудейский центр, поместив [[ковчег завета]] в скинии на горе [[Сион]] ({{Библия|Пс|73:2}}; {{Библия|Пс|75:3}}). Израильтяне недоумевали ({{Библия|2Цар|6:20}}), когда Давид плясал перед Господом ({{Библия|2Цар|6:16}}), одетый лишь в льняной [[ефод]] ({{Библия|2Цар|6:14}}). Богослужения стали более экзальтированными ({{Библия|Пс|99:2}}) и музыкальными ({{Библия|1Пар|25:6}}; {{Библия|Пс|150:3}}), поскольку стихотворец и музыкант Давид сам сочинял [[псалмы]].
Давид подчинил духовную власть светской, объединив священников под началом первосвященников ({{Библия|2Цар|8:17}}) и включив их в состав государственного аппарата (''писцами'' и ''судьями'' — {{Библия|1Пар|26:29}}). Богослужения стали проводиться дважды в день ({{Библия|1Пар|23:30}}), а ротацию священников определял жребий и очередность ({{Библия|1Пар|25:8}}). Другие левиты были назначены судьями и писцами в землях западнее и восточнее Иордана .
Давид подчинил духовную власть светской, объединив священников под началом первосвященников ({{Библия|2Цар|8:17}}) и включив их в состав государственного аппарата (''писцами'' и ''судьями'' — {{Библия|1Пар|26:29}}). Богослужения стали проводиться дважды в день ({{Библия|1Пар|23:30}}), а ротацию священников определял жребий и очередность ({{Библия|1Пар|25:8}}). Другие левиты были назначены судьями и писцами в землях западнее и восточнее Иордана .
-
Давид также намеревался построить для Ковчега Божьего дом — [[Иерусалимский храм|Храм]]. Не Давид, а лишь его сын осуществит строительство, ибо Давид, участвуя в войнах, пролил слишком много крови ({{Библия|1Пар|22:8}}). Хотя Давид и не должен был строить Храм, он начал подготавливать строительство, собрал средства и предоставил своему сыну Соломону строительные материалы и планы ({{Библия|2Цар|7}}; {{Библия|1Пар|17}}; {{Библия2|1Пар|22}}; {{Библия2|1Пар|28:1}} — {{Библия2|1Пар|29:21}}). Поскольку в это время на Израиль, в наказание за исчисление народа, предпринятое Давидом, была послана язва, царь получил через пророка Гада задание возвести алтарь Господу на том месте, где милосердие Божье остановило ангела с мечом, простёртым на Иерусалим, — на [[гумно|гумне]] Орны иевусеянина. Тем самым Давиду было указано место, на котором [[Соломон]] позже начал строительство Храма ({{Библия|2Цар|24}}; {{Библия|2Пар|3:1}}).
+
Давид также намеревался построить для Ковчега Божьего дом — [[Иерусалимский храм|Храм]]. Не Давид, а лишь его сын осуществит строительство, ибо Давид, участвуя в войнах, пролил слишком много крови ({{Библия|1Пар|22:8}}). Хотя Давид и не должен был строить Храм, он начал подготавливать строительство, собрал средства и предоставил своему сыну Соломону строительные материалы и планы ({{Библия|2Цар|7}}; {{Библия|1Пар|17}}; {{Библия2|1Пар|22}}; {{Библия2|1Пар|28:1}} — {{Библия2|1Пар|29:21}}). Поскольку в это время на Израиль, в наказание за исчисление народа, предпринятое Давидом, была послана болезнь, царь получил через пророка Гада задание возвести алтарь Господу на том месте, где милосердие Божье остановило ангела с мечом, простёртым на Иерусалим, — на [[гумно|гумне]] Орны иевусеянина. Тем самым Давиду было указано место, на котором [[Соломон]] позже начал строительство Храма ({{Библия|2Цар|24}}; {{Библия|2Пар|3:1}}).
==== Территориальные приобретения ====
==== Территориальные приобретения ====
Строка 104: Строка 104:
Старший сын Давида Амнон изнасиловал свою родную сестру Фамарь ({{Библия|2Цар|13:14}}). Давид расстроился, но не стал наказывать своего сына. Видя такую несправедливость, за честь сестры вступился [[Авессалом]] и убил своего старшего брата, но, страшась гнева отца, бежал в [[Гессур]] ({{Библия|2Цар|13:38}}), где пробыл три года ([[970 год до н. э.|970]] — [[967 год до н. э.]]). Затем, когда печаль Давида ослабла, Авессалом был прощен и смог возвратиться в [[Иерусалим]]. Однако Авессалом окружил себя частной армией и, ощущая свою возросшую популярность среди израильтян, во время религиозной церемонии объявил себя царем ({{Библия|2Цар|19:10}}). Библия сообщает, что это произошло «по прошествии сорока лет царствования Давида» ({{Библия|2Цар|15:7}}), то есть практически под самый конец его правления. Поскольку авторитет Давида к этому времени пошатнулся, то он не стал оказывать сопротивление и бежал вместе со своей гвардией из столицы за Иордан. Авессалом начал преследовать своего отца и Лесу Ефремовом произошло решающее сражение, вследствие которого Давид смог вернуть себе трон. Однако власть Давида была еще шаткой, поскольку открылся новый мятеж, который возглавил Савей ({{Библия|2Цар|20:2}}). Однако Давиду удалось усмирить и этот мятеж, но покой обрести ему все же не удалось. О своих правах на царский трон заявил [[Адония|Адонии]] ({{Библия|3Цар|1:18}}) — следующий по старшинству сын Давида. Пророк [[Нафан (пророк)|Нафан]] и [[Вирсавия]] настояли, чтобы дряхлеющий Давид передал власть [[Соломон]]у, что и было сделано ({{Библия|3Цар|2:1}}; {{Библия|1Пар|23:1}}).
Старший сын Давида Амнон изнасиловал свою родную сестру Фамарь ({{Библия|2Цар|13:14}}). Давид расстроился, но не стал наказывать своего сына. Видя такую несправедливость, за честь сестры вступился [[Авессалом]] и убил своего старшего брата, но, страшась гнева отца, бежал в [[Гессур]] ({{Библия|2Цар|13:38}}), где пробыл три года ([[970 год до н. э.|970]] — [[967 год до н. э.]]). Затем, когда печаль Давида ослабла, Авессалом был прощен и смог возвратиться в [[Иерусалим]]. Однако Авессалом окружил себя частной армией и, ощущая свою возросшую популярность среди израильтян, во время религиозной церемонии объявил себя царем ({{Библия|2Цар|19:10}}). Библия сообщает, что это произошло «по прошествии сорока лет царствования Давида» ({{Библия|2Цар|15:7}}), то есть практически под самый конец его правления. Поскольку авторитет Давида к этому времени пошатнулся, то он не стал оказывать сопротивление и бежал вместе со своей гвардией из столицы за Иордан. Авессалом начал преследовать своего отца и Лесу Ефремовом произошло решающее сражение, вследствие которого Давид смог вернуть себе трон. Однако власть Давида была еще шаткой, поскольку открылся новый мятеж, который возглавил Савей ({{Библия|2Цар|20:2}}). Однако Давиду удалось усмирить и этот мятеж, но покой обрести ему все же не удалось. О своих правах на царский трон заявил [[Адония|Адонии]] ({{Библия|3Цар|1:18}}) — следующий по старшинству сын Давида. Пророк [[Нафан (пророк)|Нафан]] и [[Вирсавия]] настояли, чтобы дряхлеющий Давид передал власть [[Соломон]]у, что и было сделано ({{Библия|3Цар|2:1}}; {{Библия|1Пар|23:1}}).
-
Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет царствования и был погребён в Иерусалиме ({{Библия|3Цар|2:10|-11}}), на горе [[Сион]], где, согласно христианскому преданию, проходила [[Тайная вечеря]]<ref>[http://newsru.com/religy/11dec2009/isva.html Ватикан может разорвать дипломатические отношения с Израилем] [[NEWSru]] 11 декабря 2009.</ref>.
+
Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет царствования и был погребён в Иерусалиме ({{Библия|3Цар|2:10|-11}}).
-
 
+
Со времён средневековья принята ошибочная локализация могилы Давида на горе [[Сион]], где, согласно христианскому преданию, проходила Тайная вечеря<ref>[http://newsru.com/religy/11dec2009/isva.html Ватикан может разорвать дипломатические отношения с Израилем] [[NEWSru]] 11 декабря 2009.</ref>.
-
== В Новом Завете ==
+
-
[[Новый Завет]] видит в Давиде пророка ({{Библия|Деян|2:30}}) и героя веры ({{Библия|Евр|11:32}}), мужа по сердцу Божьему и праотца «Сына Давидова» ({{Библия|Деян|13:22}} и след.; {{Библия|Мф|1:1|,6}}; {{Библия|Мф|9:27}}; {{Библия2|Мф|15:22}}; {{Библия|Рим|1:3}}), Который одновременно есть Давидов Господь, Христос ({{Библия|Мф|22:42|-45}}). В этом исполняются данные Давиду обетования ({{Библия|Лк|1:32|,33}}).
+
-
 
+
-
== В преданиях ==
+
=== В еврейской традиции ===
=== В еврейской традиции ===
 +
{{Заготовка_раздела}}
 +
=== В еврейской мистике ===
{{Заготовка_раздела}}
{{Заготовка_раздела}}
{{нет источников в разделе}}
{{нет источников в разделе}}
Согласно еврейской традиции из рода Давида должен прийти [[Мессия]], который преобразит мир насилия и эгоизма в мир, где не будет войн, и вся земля наполнится любовью к Богу и к людям.
Согласно еврейской традиции из рода Давида должен прийти [[Мессия]], который преобразит мир насилия и эгоизма в мир, где не будет войн, и вся земля наполнится любовью к Богу и к людям.
-
 
-
Давид — царь Израиля, ибо вышедший из Источника, Источнику принадлежит и в Источник вернётся.
 
Смысловое значение имени '''Давид''' (דוד) можно понять через его ивритское написание, где оно является графической формулой, графическим изображением '''модели Мироздания''', состоящей из трёх компонентов (частей), обязанных образовать единую и гармонично уравновешенную конструкцию имеющую центр и две стороны: левую — суд и правую — милосердие.
Смысловое значение имени '''Давид''' (דוד) можно понять через его ивритское написание, где оно является графической формулой, графическим изображением '''модели Мироздания''', состоящей из трёх компонентов (частей), обязанных образовать единую и гармонично уравновешенную конструкцию имеющую центр и две стороны: левую — суд и правую — милосердие.
Строка 129: Строка 125:
Слово דוד пишется с точкой под буквами ו. Эта точка является противоположностью буквы " י ", открывающей вход в высшие миры, утверждая и показывая перекрытый канал утечки жизненных энергий в «нижний» мир — невозможность образования следующего «нижнего» мира благодаря постоянному стремлению души Давида вверх, к Богу.
Слово דוד пишется с точкой под буквами ו. Эта точка является противоположностью буквы " י ", открывающей вход в высшие миры, утверждая и показывая перекрытый канал утечки жизненных энергий в «нижний» мир — невозможность образования следующего «нижнего» мира благодаря постоянному стремлению души Давида вверх, к Богу.
-
 
-
=== В христианстве ===
 
-
В первую очередь вспоминаем как автор [[Псалтирь|Псалмов]].
 
-
{{Заготовка_раздела}}
 
-
 
-
=== Давид в исламе ===
 
-
{{main|Дауд}}
 
== Образ в искусстве ==
== Образ в искусстве ==
-
[[Файл:Michelangelos David.jpg|thumb|left|250px|Давид — скульптура [[Микеланджело]]]]
 
-
Давиду посвящено немало произведений искусства разных эпох и поколений. Например — знаменитая скульптура работы [[Микеланджело]], картины [[Тициан]]а и [[Рембрандт]]а, отражающие эпизоды из его жизни, оратория «Царь Давид» французского композитора [[Онеггер, Артюр|Артюра Онеггера]] и т. д.
 
-
 
Седьмого октября 2008 года на горе Сион был установлен бронзовый памятник царю Давиду, полученный израильскими властями в дар от российского благотворительного фонда Святителя Николая чудотворца <ref>[http://www.newsru.co.il/israel/07oct2008/king_david_200.html NEWSru.co.il — Дар России: бронзовый Царь Давид на горе Сион. Раввин Гольдштейн: проблема в ухе]</ref>.
Седьмого октября 2008 года на горе Сион был установлен бронзовый памятник царю Давиду, полученный израильскими властями в дар от российского благотворительного фонда Святителя Николая чудотворца <ref>[http://www.newsru.co.il/israel/07oct2008/king_david_200.html NEWSru.co.il — Дар России: бронзовый Царь Давид на горе Сион. Раввин Гольдштейн: проблема в ухе]</ref>.
Строка 148: Строка 134:
== См. также ==
== См. также ==
* [[Звезда Давида]]
* [[Звезда Давида]]
-
* [[Родословие Иисуса]]
 
== Литература ==
== Литература ==
Строка 173: Строка 158:
[[Категория:Цари Израиля]]
[[Категория:Цари Израиля]]
[[Категория:Цари Иудеи]]
[[Категория:Цари Иудеи]]
-
+
[[Категория:Древняя история евреев]]
-
+
-
+
-
+
-
 
+
-
{{Link GA|no}}
+
-
 
+
-
[[ace:Daud]]
+
-
[[ar:داود]]
+
-
[[az:Davud peyğəmbər]]
+
-
[[be:Давыд, цар ізраільска-іудзейскі]]
+
-
[[bg:Давид]]
+
-
[[bn:দাউদ]]
+
-
[[br:David (roue Israel)]]
+
-
[[ca:David]]
+
-
[[cs:David (biblická postava)]]
+
-
[[cy:Dafydd (brenin)]]
+
-
[[da:Kong David]]
+
-
[[de:David (Israel)]]
+
-
[[el:Δαβίδ]]
+
-
[[en:David]]
+
-
[[eo:Davido]]
+
-
[[es:David]]
+
-
[[fa:داوود]]
+
-
[[fi:Daavid]]
+
-
[[fr:David (Bible)]]
+
-
[[fur:Davide]]
+
-
[[gl:David]]
+
-
[[hak:Thai-ví-vòng]]
+
-
[[he:דוד]]
+
-
[[hi:दाउद]]
+
-
[[hr:Kralj David]]
+
-
[[hu:Dávid zsidó király]]
+
-
[[id:Daud]]
+
-
[[it:Re Davide]]
+
-
[[ja:ダビデ]]
+
-
[[ko:다윗]]
+
-
[[ku:Dawid]]
+
-
[[la:David (rex)]]
+
-
[[lt:Dovydas]]
+
-
[[mk:Давид]]
+
-
[[ml:ദാവീദ്]]
+
-
[[nl:Koning David]]
+
-
[[nn:David I av Israel]]
+
-
[[no:David av Israel]]
+
-
[[pdc:Daafit]]
+
-
[[pl:Dawid (król Izraela)]]
+
-
[[pt:David]]
+
-
[[ro:David (Israel)]]
+
-
[[sco:David]]
+
-
[[simple:David]]
+
-
[[sk:Dávid (biblická postava)]]
+
-
[[so:Nabi Daa'uud C.S.]]
+
-
[[sq:Mbreti David]]
+
-
[[sr:Краљ Давид]]
+
-
[[sv:Kung David]]
+
-
[[sw:Daudi (Biblia)]]
+
-
[[th:เดวิด]]
+
-
[[tl:David]]
+
-
[[tr:Davud]]
+
-
[[uk:Давід]]
+
-
[[vi:David]]
+
-
[[wo:Daawuda]]
+
-
[[yi:דוד המלך]]
+
-
[[zh:大衛]]
+
-
 
+
-
[[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
+

Версия 10:02, 22 декабря 2010

Давид
דָּוִד



2-й царь объединённого Израильского царства
ок. 1005 — 965 до н. э.
Предшественник: Саул
Преемник: Соломон
Наследник: Соломон
 
Национальность: еврей из колена Иуды
Вероисповедание: иудаизм
Рождение: ок. 1035 до н. э.
Вифлеем (Бет-Лехем)
Смерть: ок. 965 до н. э.
Иерусалим
Похоронен: Иерусалим
Династия: основатель династии царей Иудеи
Отец: Иесей (Ишай)
Супруга: Авигея, Ависага Сунамитянка (Авишаг), Ахиноама, Вирсавия (Бат-Шева), Мелхола (Михаль), Мааха
Дети: Амнон, Тамар, Авессалом, Адония, Соломон (Шломо)
Давид на Викискладе
Давид на Родоводе

Дави́д (ивр. דָּוִד‎) — второй царь Израиля, младший сын Иессея (Ишая) из Вифлеема (Бет-Лехема). Царствовал 40 лет (ок. 1005 — 965 до н. э.): семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года — царём объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме). Образ Давида является образом идеального властителя, из рода которого, согласно еврейскому преданию, выйдет Мессия.

Содержание

В Священных Писаниях

В Ветхом Завете

Происхождение и помазание

Файл:Paris psaulter gr139 fol4v.jpg
Битва Давида и Голиафа (Парижская псалтырь)

Давид был младшим из восьми сыновей Иессея — вифлеемлянина из колена Иуды[1], правнуком Вооза (Боаза) и моавитянки Руфи (Рут)[2].

Он был белокур или рыж[3], красив, силён, красноречив и хорошо играл на гуслях. Будучи пастухом (он пас овец своего отца), Давид показал себя человеком надёжным и смелым.[4].

Поэтому Бог, отвергнув царя Саула (Шаула) за непокорность, послал пророка Самуила (Шмуэля) помазать Давида в присутствии его отца и братьев как будущего царя. С помазанием на Давида снизошёл Дух Божий и почивал на нём (1Цар.16:1-13).

При дворе царя Саула

Призванный к царю Саулу, Давид игрой на гуслях отгонял злого духа, мучившего царя за его отступничество. После того как Давид, пришедший в израильское войско навестить своих братьев, принял вызов великана-филистимлянина Голиафа и сразил его пращой, обеспечив тем самым победу израильтянам, Саул окончательно взял его ко двору (1Цар.16:14 — 18:2).

Как придворный и воин, Давид завоевал дружбу царского сына Ионафана (Ионатана), а его отвага и успехи в борьбе с филистимлянами начали затмевать в глазах народа славу самого Саула. Это вызвало зависть и ревность царя, так что «с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида»  (1Цар.18:7-9). Со временем подозрения укрепились и Саул дважды пытался убить Давида. Когда это ему не удалось, Саул стал действовать более осторожно. Он подверг Давида опасности во время войны с филистимлянами — используя чувство своей дочери Мелхолы (Михаль) к юному вождю, он заставил Давида рисковать жизнью, но тот проявил себя человеком храбрым и мужественным (1Цар.18:3-30).

Теперь Саул уже не скрывал своей вражды. Случай с копьём, которое царь метнул в Давида, и угроза попасть в темницу, от которой его уберегла только жена Мелхола, вынудили Давида бежать к Самуилу в Раму. При последней встрече Ионафан подтвердил Давиду, что примирение с Саулом более невозможно (1Цар.19:20).

Бегство и эмиграция

Под предлогом исполнения тайного поручения царя Давид получил хлебы предложения и меч Голиафа от священника Ахимелеха в Номве (Нове), а затем бежал к филистимскому царю Анхусу в Геф (Гат). Там Давида хотели схватить, и, чтобы спастись, он притворился безумным (1Цар.21; Пс.33:1; 55:1).

Затем Давид искал убежища в пещере Адолламской, где собрал вокруг себя родственников и множество притесняемых и недовольных; своих родителей он укрыл у моавитского царя. Поспешному бегству Давида и его тщетным попыткам обрести безопасность положило конец переданное ему через пророка Гада Божье повеление идти в землю Иуды (1Цар.22:1-5). Оттуда Господь, в ответ на вопрос Давида, повёл его дальше, на освобождение от филистимлян Кеиля, куда к нему прибыл с ефодом Авиафар, единственный священник из Номвы, спасшийся от мести Саула. Саул, услышав о пребывании Давида в Кеиле, начал многолетнее беспощадное преследование соперника (1Цар.23). Однако тот снова и снова ускользал от него, при этом Давид дважды отказывался от представившейся возможности убить царя, помазанника Божьего, чтобы не понести за это кары (1Цар.23; 24; 26).

На службе у филистимлян

Оказавшись в немилости у царя Саула, Давид бежал со своими сторонниками (600 мужей) к своим недавним врагам филистимлянам (1Цар.27:1), ища покровительства их короля Анхуса, властителя города Геф. Анхус пожаловал Давиду пограничный город Секелаг (в пустыне Негев) (1Цар.27:6), который был превращен в разбойничью базу. Отряды Давида грабили аборигенов (амаликитян), а часть добычи отсылали филистимлянскому королю Анхусу (1Цар.27:9). Когда филистимляне собрались в поход против Израиля, только возражения ветеранов помешали включить отряды Давида в войска антиизраильской коалиции (1Цар.28:4).

Царь в Хевроне

Файл:David et l Amalécite.jpg
Давиду приносят новость о смерти Саула

Тем временем филистимляне нанесли сокрушительное поражение израильтянам в битве при Гелвуе (1Цар.31:6). Воспользовавшись временным вакуумом власти Давид во главе вооруженного отряда прибыл в иудейский Хеврон, где племя Иуды на собрании провозгласило его царем иудейским (2Цар.2:4), что означало фактическое отделение Иудеи от Израиля, царем которого был провозглашен сын Саула Иевосфей (2Цар.2:10). Два еврейских государства вступили между собой в междоусобную борьбу, которая длилась два года (ибо Иевосфей царствовал 2 года) и завершилась победой Давида (2Цар.3:1). Старейшины Израиля пришли в Хеврон и избрали Давида царем над всем Израилем (2Цар.5:3). При этом филистимляне считали Давида своим ставленником, поскольку в знак своего расположения они преподнесли в дар Давиду ковчег завета, который был ранее захвачен у израильтян и хранился в филистимлянском городе Геф (у некого Аведдара) (2Цар.6:11). Также третьей частью армии Давида командовал Еффей — военачальник из того же филистимлянского города Геф, то есть один из трех давидовых маршалов был филистимлянином (2Цар.15:19; 2Цар.18:2).

В Хевроне у Давида родилось 6 сыновей: первенец Амнон, Далиуа, Авессалом, Адония, Сафатия и Иефераам.

Царь в Иерусалиме

Файл:Davids-kingdom.jpg
Различные интерпретации того, что Библия говорит о размерах Израильского царства времён Давида (1000—930 г. до н. э.)

Первым крупным предприятием Давида стала война с иевусеями (2Цар.5:6), в результате которой он захватил Иерусалим и перенес туда столицу своего государства. Давид заключил союз с тирским царем Хирамом, который помог ему построить в Иерусалиме деревянный терем (2Цар.5:11). В новой столице от новых жен у Давида родилось множество сыновей, среди которых был и Соломон (2Цар.5:14).

Религиозная реформа

После объединения Израиля Давид превратил иевусейский Иерусалим в сакральный иудейский центр, поместив ковчег завета в скинии на горе Сион (Пс.73:2; Пс.75:3). Израильтяне недоумевали (2Цар.6:20), когда Давид плясал перед Господом (2Цар.6:16), одетый лишь в льняной ефод (2Цар.6:14). Богослужения стали более экзальтированными (Пс.99:2) и музыкальными (1Пар.25:6; Пс.150:3), поскольку стихотворец и музыкант Давид сам сочинял псалмы.

Давид подчинил духовную власть светской, объединив священников под началом первосвященников (2Цар.8:17) и включив их в состав государственного аппарата (писцами и судьями — 1Пар.26:29). Богослужения стали проводиться дважды в день (1Пар.23:30), а ротацию священников определял жребий и очередность (1Пар.25:8). Другие левиты были назначены судьями и писцами в землях западнее и восточнее Иордана .

Давид также намеревался построить для Ковчега Божьего дом — Храм. Не Давид, а лишь его сын осуществит строительство, ибо Давид, участвуя в войнах, пролил слишком много крови (1Пар.22:8). Хотя Давид и не должен был строить Храм, он начал подготавливать строительство, собрал средства и предоставил своему сыну Соломону строительные материалы и планы (2Цар.7; 1Пар.17; 22; 28:1 — 29:21). Поскольку в это время на Израиль, в наказание за исчисление народа, предпринятое Давидом, была послана болезнь, царь получил через пророка Гада задание возвести алтарь Господу на том месте, где милосердие Божье остановило ангела с мечом, простёртым на Иерусалим, — на гумне Орны иевусеянина. Тем самым Давиду было указано место, на котором Соломон позже начал строительство Храма (2Цар.24; 2Пар.3:1).

Территориальные приобретения

Объединив Израиль, Давид распространил свою экспансию на сопредельные территории. Так он завоевал Моав (2Цар.8:2). Затем Давид начал победоносную войну против арамеев, чьи полукочевые царства (Сува, Дамаск, Беф-Рехова) располагались на территории Сирии (2Цар.8:6). Сирийский поход вывел Давида к берегам Ефрата и обеспечил ему доступ к богатейшим месторождениям меди (2Цар.8:8). На юге он присоединил Идумею (2Цар.8:14).

С аммонитянами при царе Наасе отношения были мирными, но его сын Аннон оскорблением послов Давида спровоцировал войну. Первым же походом Иоав и Авесса разрушили союз между Анноном и призванными им на помощь арамеями (сирийцами), которые после этого окончательно покорились Давиду. Через год Давид взял Равву.

Царство Давида простиралось от Ецион-Гавера на Акабском заливе на юге до границы Емафа на севере и занимало, за исключением узких прибрежных полосок, населённых филистимлянами и финикийцами, все пространство между морем и Аравийской пустыней. Тем самым Израиль в основном достиг границ земли обетованной (Чис.34:2-12; Иез.47:15-20).

Государственное строительство

Обширное царство требовало упорядоченной организации управления и войска. При дворе Давид создал, во многом по египетскому образцу, должности дееписателя и писца (2Цар.8:16 и след.).

Далее мы узнаем о советниках царя (1Пар.27:32-34), о чиновниках, управлявших царским имуществом (27:25-31), и о надзирателе за сбором податей (2Цар.20:24). Наряду с начальниками над отдельными коленами (1Пар.27:16-22) действовали уже упоминавшиеся левитские судьи и чиновники (1Пар.26:29-32). Давид произвёл также всеобщую перепись народа, которое, однако, было противно воле Господней и не было завершено (1Пар.27:23 и след.).

Высшим воинским чином обладали главный военачальник, то есть начальник народного ополчения, которое состояло из 12 воинских подразделений, обязанных служить месячный срок, и начальник личной охраны царя, хелефеев и фелефеев (2Цар.20:23), наёмников критского и филистимского происхождения.

Особое положение занимали храбрые Давида — его спутники со времени бегства от Саула, прославившиеся своими подвигами. Некоторые из них (Иоав, Авесса, Ваней) заняли впоследствии высшие командные должности (2Цар.23:8-39; 1Пар.11:10 — 12:22; 20:4-8).

Гаваонитяне и Мемфивосфей

Когда Давид вопросил Господа о причине трехлетнего голода, он получил наказ искупить старый Саулов долг крови перед гаваонитянами. По требованию последних Давид выдал им двух сыновей и пятерых внуков Саула, которые были подвергнуты жестокой казни. После того как Давид приказал предать земле их останки, «умилостивился Бог над страною»  (2Цар.21:1-14). Давид должен был в этом случае действовать как верховный владыка и судья своего народа, повинуясь требованию Господа, возложившего долг крови Саула на его семью; сам он не питал к роду Саула личной ненависти.

В знак этого Давид призвал Мемфивосфея, хромого сына Ионафана, к своему двору и разрешил ему есть за царским столом вместе со своими сыновьями (2Цар.9). Поскольку Бог даровал ему царство и победу, Давид проявил по отношению к последнему внуку Саула царственное милосердие.

Давид и Вирсавия

Файл:Paris psaulter gr139 fol136v.jpg
Пророк Нафан обличает Давида

На вершине своего могущества, во время войны с аммонитянами, Давид впал в грех. Увидев красивую купающуюся женщину и узнав, что это Вирсавия, жена Урии, одного из его храбрых воинов, Давид, несмотря на это, послал за нею.

Вирсавия была вынуждена подчиниться. Когда царю стало известно, что она ждет от него ребенка, он вызвал её мужа из похода. Однако Урия перед всем двором отказался войти в свой дом, чем спутал планы Давида, надеявшегося, что с прибытием Урии беременность Вирсавии будет связываться с именем её мужа. Давид послал Иоаву приказ отправить Урию в такое место, где бы тот погиб в сражении. И этот полководец, не искупивший ещё грех убийства Авенира, выполнил приказ. Урия пал в бою. По истечении времени траура Вирсавия официально сделалась женою Давида и родила ему сына. Тогда Бог послал к царю пророка Нафана, который объявил приговор: не отступит меч от дома Давида вовеки, и жёны его будут открыто отданы другому. Сын его должен умереть, но смертный приговор самому Давиду будет отменён, ибо он признал свой грех. Прощение распространилось и на брак с Вирсавией, от которой теперь родился преемник Давида — Соломон (2Цар.11:2 — 12:25).

Закат правления

Файл:King david tomb.jpg
Т. н. «Могила царя Давида»

Старший сын Давида Амнон изнасиловал свою родную сестру Фамарь (2Цар.13:14). Давид расстроился, но не стал наказывать своего сына. Видя такую несправедливость, за честь сестры вступился Авессалом и убил своего старшего брата, но, страшась гнева отца, бежал в Гессур (2Цар.13:38), где пробыл три года (970 — 967 год до н. э.). Затем, когда печаль Давида ослабла, Авессалом был прощен и смог возвратиться в Иерусалим. Однако Авессалом окружил себя частной армией и, ощущая свою возросшую популярность среди израильтян, во время религиозной церемонии объявил себя царем (2Цар.19:10). Библия сообщает, что это произошло «по прошествии сорока лет царствования Давида» (2Цар.15:7), то есть практически под самый конец его правления. Поскольку авторитет Давида к этому времени пошатнулся, то он не стал оказывать сопротивление и бежал вместе со своей гвардией из столицы за Иордан. Авессалом начал преследовать своего отца и Лесу Ефремовом произошло решающее сражение, вследствие которого Давид смог вернуть себе трон. Однако власть Давида была еще шаткой, поскольку открылся новый мятеж, который возглавил Савей (2Цар.20:2). Однако Давиду удалось усмирить и этот мятеж, но покой обрести ему все же не удалось. О своих правах на царский трон заявил Адонии (3Цар.1:18) — следующий по старшинству сын Давида. Пророк Нафан и Вирсавия настояли, чтобы дряхлеющий Давид передал власть Соломону, что и было сделано (3Цар.2:1; 1Пар.23:1).

Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет царствования и был погребён в Иерусалиме (3Цар.2:10-11). Со времён средневековья принята ошибочная локализация могилы Давида на горе Сион, где, согласно христианскому преданию, проходила Тайная вечеря[5].

В еврейской традиции

В еврейской мистике


Согласно еврейской традиции из рода Давида должен прийти Мессия, который преобразит мир насилия и эгоизма в мир, где не будет войн, и вся земля наполнится любовью к Богу и к людям.

Смысловое значение имени Давид (דוד) можно понять через его ивритское написание, где оно является графической формулой, графическим изображением модели Мироздания, состоящей из трёх компонентов (частей), обязанных образовать единую и гармонично уравновешенную конструкцию имеющую центр и две стороны: левую — суд и правую — милосердие.

Давид известен как строитель Храма. Именно он создал на уровне этого мира его духовно — энергетическую модель, реализованную его сыном — царём Соломоном.

Это стало возможным благодаря тождеству духовно — энергетических корней самого Давида и Храма Господня, так же состоящего из этих же компонентов, ибо графическая формула דוד есть формула структурных компонентов самого Храма и Мироздания на уровне этого мира, где суд есть ислам, а милосердие — христианство. И их весовые значения равны, что и есть условие стабильности всего Мира и человечества в частности.

Это значит, что правление Давида способно создать условия, при которых свойства ислама и христианства станут идентичны, то есть величина наказания будет соответствовать величине преступления и главное, — будет общее понятие самого смысла преступления и сути преступного.

И этот духовный корень Давида, охватывающий всё Мироздание, делает его значимым для всех религий общего Храма, в которых он и живёт.

Слово דוד пишется с точкой под буквами ו. Эта точка является противоположностью буквы " י ", открывающей вход в высшие миры, утверждая и показывая перекрытый канал утечки жизненных энергий в «нижний» мир — невозможность образования следующего «нижнего» мира благодаря постоянному стремлению души Давида вверх, к Богу.

Образ в искусстве

Седьмого октября 2008 года на горе Сион был установлен бронзовый памятник царю Давиду, полученный израильскими властями в дар от российского благотворительного фонда Святителя Николая чудотворца [6].

Сноски и источники

См. также

Литература

  • Пински, Роберт. Жизнь Давида. М., Текст, 2008.

Ссылки

Предшественник:
Иевосфей
Ишбаал
Израильский царь
КЕЭ             1005 — 965 до н. э.

Jewish Encycl.  1047 — 1017 до н. э.
Эрлихман        972 — 961 до н. э.

Преемник:
Соломон
Шломо




Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация