Давид

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Замена текста — «Иерусалимский храм» на «Иерусалимский Храм»)
109.165.13.74 (Обсуждение | вклад)
(Ссылки: стилевые правки)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Неадекватная}}  {{другие значения|Давид (значения)}}
+
{{другие значения|Давид (значения)}}
{{Государственный деятель
{{Государственный деятель
| русское имя        =Давид
| русское имя        =Давид
Строка 5: Строка 5:
| портрет            =Rey David por Pedro Berruguete.JPG
| портрет            =Rey David por Pedro Berruguete.JPG
| ширина портрета    =250
| ширина портрета    =250
-
| подпись            =Педро Берругете, ''Давид'', XV в.
+
| подпись            =[[Берругете, Педро|Педро Берругете]], ''Давид'', XV в.
| титул              =царь объединённого [[Израильское царство|Израильского царства]]
| титул              =царь объединённого [[Израильское царство|Израильского царства]]
| порядок            =2
| порядок            =2
Строка 12: Строка 12:
| преемник          =[[Соломон]]
| преемник          =[[Соломон]]
| наследник          =[[Соломон]]
| наследник          =[[Соломон]]
-
| национальность    =[[еврей]] из колена [[Иуда (Ветхий Завет)|Иуд]]ы
+
| национальность    =[[еврей]] из колена [[Иуда (Ветхий Завет)|Иуды]]
-
| вероисповедание    =[[иудей]]
+
| вероисповедание    =[[иудаизм]]
| дата рождения      =ок. [[1035 до н. э.]]
| дата рождения      =ок. [[1035 до н. э.]]
| место рождения    =[[Вифлеем]] (Бет-Лехем)
| место рождения    =[[Вифлеем]] (Бет-Лехем)
Строка 23: Строка 23:
| мать              =
| мать              =
| супруга            =[[Авигея]], [[Ависага Сунамитянка]] (Авишаг), [[Ахиноама]], [[Вирсавия]] (Бат-Шева), [[Мелхола]] ([[Михаль]]), [[Мааха]]
| супруга            =[[Авигея]], [[Ависага Сунамитянка]] (Авишаг), [[Ахиноама]], [[Вирсавия]] (Бат-Шева), [[Мелхола]] ([[Михаль]]), [[Мааха]]
-
| дети              =[[Амнон]], [[Тамар]], [[Авессалом]], [[Адония]], [[Соломон]] (Шломо)
+
| дети              =[[Амнон]], [[Фамарь|Тамар]], [[Авессалом]], [[Адония]], [[Соломон]] (Шломо)
| Commons            =David
| Commons            =David
| Rodovid            =79377
| Rodovid            =79377
}}
}}
-
'''Дави́д''' ({{lang-he|דָּוִד}}) второй царь [[Израильское царство|Израиля]], младший сын [[Иессей|Иессея]] (Ишая) из [[Вифлеем]]а (Бет-Лехема). Царствовал 40 лет (ок. [[1005 до н. э.|1005]] [[965 до н. э.]]): семь лет и шесть месяцев был царём [[Иудейское царство|Иудеи]] (со столицей в [[Хеврон]]е), затем 33 года — царём [[Израильское царство|объединенного царства Израиля и Иудеи]] (со столицей в [[Иерусалим]]е). Образ Давида является образом идеального властителя, из рода которого, согласно еврейскому преданию, выйдет [[Мессия]].
+
'''Дави́д''' ({{lang-he|דָּוִד}}) — второй царь [[Израильское царство|Израиля]], младший сын [[Иессей|Иессея]] (Ишая) из [[Вифлеем]]а (Бет-Лехема). Царствовал 40 лет (ок. [[1005 до н. э.|1005]] — [[965 до н. э.]]): семь лет и шесть месяцев был царём [[Иудейское царство|Иудеи]] (со столицей в [[Хеврон]]е), затем 33 года — царём [[Израильское царство|объединенного царства Израиля и Иудеи]] (со столицей в [[Иерусалим]]е). Образ Давида является образом идеального властителя, из рода которого, согласно еврейскому преданию, выйдет [[Мессия]].
== В Священных Писаниях ==
== В Священных Писаниях ==
 +
=== В Ветхом Завете ===
=== В Ветхом Завете ===
 +
==== Происхождение и помазание ====
==== Происхождение и помазание ====
[[Файл:Paris psaulter gr139 fol4v.jpg|thumb|left|Битва Давида и Голиафа ([[Парижская псалтырь]])]]
[[Файл:Paris psaulter gr139 fol4v.jpg|thumb|left|Битва Давида и Голиафа ([[Парижская псалтырь]])]]
-
Давид был младшим из восьми сыновей [[Иессей|Иессея]] вифлеемлянина из колена Иуды<ref>{{Библия|1Цар|16:1|, 10}} и след.; {{Библия|1Пар|2:13|-16}}</ref>, правнуком [[Вооз]]а (Боаза) и моавитянки [[Руфь|Руфи]] (Рут)<ref>{{Библия|Руфь|4:18|-22}}</ref>.
+
Давид был младшим из восьми сыновей [[Иессей|Иессея]] — вифлеемлянина из колена Иуды<ref>{{Библия|1Цар|16:1|, 10}} и след.; {{Библия|1Пар|2:13|-16}}</ref>, правнуком [[Вооз]]а (Боаза) и моавитянки [[Руфь|Руфи]] (Рут)<ref>{{Библия|Руфь|4:18|-22}}</ref>.
Он был белокур или рыж<ref>{{Библия|1Цар|17:42}}</ref>, красив, силён, красноречив и хорошо играл на гуслях. Будучи пастухом (он пас овец своего отца), Давид показал себя человеком надёжным и смелым.<ref>{{Библия|1Цар|16:12|,18}}; {{Библия2|1Цар|17:34|17:34-36}}</ref>.
Он был белокур или рыж<ref>{{Библия|1Цар|17:42}}</ref>, красив, силён, красноречив и хорошо играл на гуслях. Будучи пастухом (он пас овец своего отца), Давид показал себя человеком надёжным и смелым.<ref>{{Библия|1Цар|16:12|,18}}; {{Библия2|1Цар|17:34|17:34-36}}</ref>.
-
Поэтому Бог, отвергнув царя [[Саул]]а (Шаула) за непокорность, послал пророка [[Самуил]]а (Шмуэля) помазать Давида в присутствии его отца и братьев как будущего царя. С помазанием на Давида снизошёл Дух Божий и почивал на нём ({{Библия|1Цар|16:1|-13}}).
+
Поэтому Бог, отвергнув царя [[Саул]]а (Шаула) за непокорность, послал пророка [[Самуил (пророк)|Самуила]] (Шмуэля) помазать Давида в присутствии его отца и братьев как будущего царя. С помазанием на Давида снизошёл Дух Божий и почивал на нём ({{Библия|1Цар|16:1|-13}}).
==== При дворе царя Саула ====
==== При дворе царя Саула ====
-
Призванный к царю Саулу, Давид игрой на гуслях отгонял злого духа, мучившего царя за его отступничество. После того как Давид, пришедший в израильское войско навестить своих братьев, принял вызов великана-филистимлянина [[Голиаф]]а и сразил его пращой, обеспечив тем самым победу израильтянам, Саул окончательно взял его ко двору ({{Библия|1Цар|16:14}} {{Библия2|1Цар|18:2}}).
+
Призванный к царю Саулу, Давид игрой на гуслях отгонял злого духа, мучившего царя за его отступничество. После того как Давид, пришедший в израильское войско навестить своих братьев, принял вызов великана-филистимлянина [[Голиаф]]а и сразил его пращой, обеспечив тем самым победу израильтянам, Саул окончательно взял его ко двору ({{Библия|1Цар|16:14}} — {{Библия2|1Цар|18:2}}).
-
Как придворный и воин, Давид завоевал дружбу царского сына [[Ионафан]]а (Ионатана), а его отвага и успехи в борьбе с филистимлянами начали затмевать в глазах народа славу самого Саула. Это вызвало зависть и ревность царя, так что {{ВЗ2|с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида|1Цар|18:7|-9}}. Со временем подозрения укрепились и Саул дважды пытался убить Давида. Когда это ему не удалось, Саул стал действовать более осторожно. Он подверг Давида опасности во время войны с филистимлянами — используя чувство своей дочери [[Мелхола|Мелхолы]] (Михаль) к юному вождю, он заставил Давида рисковать жизнью, но тот проявил себя человеком храбрым и мужественным ({{Библия|1Цар|18:3|-30}}).
+
Как придворный и воин, Давид завоевал дружбу царского сына [[Ионафан]]а (Ионатана), а его отвага и успехи в борьбе с филистимлянами начали затмевать в глазах народа славу самого Саула. Это вызвало зависть и ревность царя, так что {{ВЗ2|с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида|1Цар|18:7|-9}}. Со временем подозрения укрепились и Саул дважды пытался убить Давида. Когда это ему не удалось, Саул стал действовать более осторожно. Он подверг Давида опасности во время войны с филистимлянами — используя чувство своей дочери [[Мелхола|Мелхолы]] (Михаль) к юному вождю, он заставил Давида рисковать жизнью, но тот проявил себя человеком храбрым и мужественным ({{Библия|1Цар|18:3|-30}}).
Теперь Саул уже не скрывал своей вражды. Случай с копьём, которое царь метнул в Давида, и угроза попасть в темницу, от которой его уберегла только жена Мелхола, вынудили Давида бежать к Самуилу в Раму. При последней встрече Ионафан подтвердил Давиду, что примирение с Саулом более невозможно ({{Библия|1Цар|19:20}}).
Теперь Саул уже не скрывал своей вражды. Случай с копьём, которое царь метнул в Давида, и угроза попасть в темницу, от которой его уберегла только жена Мелхола, вынудили Давида бежать к Самуилу в Раму. При последней встрече Ионафан подтвердил Давиду, что примирение с Саулом более невозможно ({{Библия|1Цар|19:20}}).
Строка 49: Строка 51:
Под предлогом исполнения тайного поручения царя Давид получил хлебы предложения и меч [[Голиаф]]а от священника Ахимелеха в [[Номв]]е (Нове), а затем бежал к филистимскому царю Анхусу в Геф (Гат). Там Давида хотели схватить, и, чтобы спастись, он притворился безумным ({{Библия|1Цар|21}}; {{Библия|Пс|33:1}}; {{Библия2|Пс|55:1}}).
Под предлогом исполнения тайного поручения царя Давид получил хлебы предложения и меч [[Голиаф]]а от священника Ахимелеха в [[Номв]]е (Нове), а затем бежал к филистимскому царю Анхусу в Геф (Гат). Там Давида хотели схватить, и, чтобы спастись, он притворился безумным ({{Библия|1Цар|21}}; {{Библия|Пс|33:1}}; {{Библия2|Пс|55:1}}).
-
Затем Давид искал убежища в пещере Адолламской, где собрал вокруг себя родственников и множество притесняемых и недовольных; своих родителей он укрыл у моавитского царя. Поспешному бегству Давида и его тщетным попыткам обрести безопасность положило конец переданное ему через пророка [[Гад (пророк)|Гад]]а Божье повеление идти в землю Иуды ({{Библия|1Цар|22:1|-5}}). Оттуда Господь, в ответ на вопрос Давида, повёл его дальше, на освобождение от филистимлян Кеиля, куда к нему прибыл с [[ефод]]ом [[Авиафар]], единственный священник из Номвы, спасшийся от мести Саула. Саул, услышав о пребывании Давида в Кеиле, начал многолетнее беспощадное преследование соперника ({{Библия|1Цар|23}}). Однако тот снова и снова ускользал от него, при этом Давид дважды отказывался от представившейся возможности убить царя, помазанника Божьего, чтобы не понести за это кары ({{Библия|1Цар|23}}; {{Библия2|1Цар|24}}; {{Библия2|1Цар|26}}).
+
Затем Давид искал убежища в пещере Адолламской, где собрал вокруг себя родственников и множество притесняемых и недовольных; своих родителей он укрыл у моавитского царя. Поспешному бегству Давида и его тщетным попыткам обрести безопасность положило конец переданное ему через пророка [[Гад (пророк)|Гада]] Божье повеление идти в землю Иуды ({{Библия|1Цар|22:1|-5}}). Оттуда Господь, в ответ на вопрос Давида, повёл его дальше, на освобождение от филистимлян Кеиля, куда к нему прибыл с [[ефод]]ом [[Авиафар]], единственный священник из Номвы, спасшийся от мести Саула. Саул, услышав о пребывании Давида в Кеиле, начал многолетнее беспощадное преследование соперника ({{Библия|1Цар|23}}). Однако тот снова и снова ускользал от него, при этом Давид дважды отказывался от представившейся возможности убить царя, помазанника Божьего, чтобы не понести за это кары ({{Библия|1Цар|23}}; {{Библия2|1Цар|24}}; {{Библия2|1Цар|26}}).
-
Осознавая возможные последствия ({{Библия|1Цар|27:1}}), Давид с 600 воинами и обеими женами, на которых к тому времени женился<ref>{{Библия|1Цар|25}}</ref>, ушёл в Геф. Там он поступил на службу к филистимскому царю Анхусу, который предоставил ему для жительства Секелаг (Циклаг) ({{Библия|1Цар|27:2|-7}}). В последующие 16 месяцев Бог заставил Давида до конца испить горькую чашу. Он должен был казаться врагом Израиля, не будучи таковым. Поэтому он обманывал Анхуса относительно направления своих разбойничьих набегов и вместо израилитян он атаковал амаликитян и безжалостно убивал всех, чтобы его ложь не открылась. Завоевав таким образом доверие филистимлянина, Давид вынужден был пойти с войском Анхуса на Израиль, но его и его людей, как потенциальных перебежчиков, отослали по домам ({{Библия|1Цар|27:8}} {{Библия2|1Цар|28:2}}; {{Библия2|1Цар|29}}).
+
=== На службе у филистимлян ===
 +
Оказавшись в немилости у царя Саула, Давид бежал со своими сторонниками (600 мужей) к своим недавним врагам филистимлянам ({{Библия|1Цар|27:1}}), ища покровительства их короля Анхуса, властителя города [[Геф]]. Анхус пожаловал Давиду пограничный город Секелаг (в пустыне [[Негев]]) ({{Библия|1Цар|27:6}}), который был превращен в разбойничью базу. Отряды Давида грабили аборигенов ([[Амаликитяне|амаликитян]]), а часть добычи отсылали филистимлянскому королю Анхусу ({{Библия|1Цар|27:9}}). Когда филистимляне собрались в поход против Израиля, только возражения ветеранов помешали включить отряды Давида в войска антиизраильской коалиции ({{Библия|1Цар|28:4}}). В это время Давид использовал очередной трофей, захваченный у [[Амаликитяне|амаликитян]], для подкупа иудейских старейшин ({{Библия|1Цар|30:26}})
-
Обнаружив по возвращении, что Секелаг сожжён, а их жены и дети угнаны в плен, люди Давида взбунтовались и хотели побить его камнями. Тогда Давид сделал то, к чему не прибегал с самого Кеиля: обратился к Господу и получил ответ. Преследуя войско амаликитян, отряд Давида захватил богатую добычу и отбил всех пленных живыми и невредимыми, а имущество в целости и сохранности. Спустя два дня некий амаликитянин принес ему весть о смерти Саула на [[Гелвуй|Гелвуе]] (Гильбоа). Давид горевал до вечера, и его скорбь нашла выход в песне плача, посвященной Саулу и Ионафану. Потом он приказал казнить вестника, сознавшегося в убийстве царя Израиля ({{Библия|2Цар|1}}).
+
=== Царь в Хевроне ===
-
 
+
-
==== Царь в Хевроне ====
+
[[Файл:David et l Amalécite.jpg|thumb|Давиду приносят новость о смерти Саула]]
[[Файл:David et l Amalécite.jpg|thumb|Давиду приносят новость о смерти Саула]]
-
После того как Давид вновь вопросил Господа, он двинулся (возможно, с согласия Анхуса) в [[Хеврон]], где колено Иуды помазало его на царство. Однако Авенир, военачальник Саула, воцарил сына последнего, Иевосфея, в Маханаиме, на который не распространялось господство филистимлян, и установил его власть над остальными коленами.
+
Тем временем филистимляне нанесли сокрушительное поражение израильтянам в битве при [[Гелвуй|Гелвуе]] ({{Библия|1Цар|31:6}}). Воспользовавшись временным вакуумом власти Давид во главе вооруженного отряда прибыл в иудейский [[Хеврон]], где племя Иуды на собрании провозгласило его царем иудейским ({{Библия|2Цар|2:4}}), что означало фактическое отделение [[Иудея|Иудеи]] от Израиля, царем которого был провозглашен сын [[Саул]]а [[Иевосфей]] ({{Библия|2Цар|2:10}}). Два еврейских государства вступили между собой в междоусобную борьбу, которая длилась два года (ибо [[Иевосфей]] царствовал 2 года) и завершилась победой Давида ({{Библия|2Цар|3:1}}). Старейшины Израиля пришли в [[Хеврон]] и избрали Давида царем над всем Израилем ({{Библия|2Цар|5:3}}). При этом [[филистимляне]] считали Давида своим ставленником, поскольку в знак своего расположения они преподнесли в дар Давиду [[ковчег завета]], который был ранее захвачен у израильтян и хранился в филистимлянском городе [[Геф]] (у некого Аведдара) ({{Библия|2Цар|6:11}}). Также третьей частью армии Давида командовал Еффей — военачальник из того же филистимлянского города [[Геф]], то есть один из трех давидовых маршалов был филистимлянином ({{Библия|2Цар|15:19}}; {{Библия|2Цар|18:2}}).
-
В многолетней войне между Иудой и Израилем могущество Давида постоянно возрастало. В Хевроне у него родилось 6 сыновей, в том числе [[Амнон]], [[Авессалом]] и [[Адония]]. Наконец Авенир поссорился с Иевосфеем и вступил в переговоры с Давидом, который прежде всего потребовал вернуть ему его жену Мелхолу. Это было исполнено, но ещё до достижения окончательного соглашения Авенир был убит [[Иоав]]ом, отомстившим за смерть Асаила. Однако вместо того чтобы судить своего племянника Иоава за убийство, царь лишь публично оплакал Авенира, пытаясь таким образом отвести от себя подозрения в подстрекательстве.
+
В Хевроне у Давида родилось 6 сыновей: первенец [[Амнон]], Далиуа, [[Авессалом]], [[Адония]], Сафатия и Иефераам.
-
Когда вскоре после этого двое вениамитян, служивших в войске Иевосфея, убили своего царя и принесли его голову в Хеврон, Давид тотчас же приказал их казнить ({{Библия|2Цар|2|-4}}). После семи лет царствования Давида над домом Иуды путь к власти над всем народом был свободен. Все старейшины Израиля, заранее подготовленные Авениром, явились в Хеврон и помазали Давида на царство ({{Библия|2Цар|5:1|-5}}; {{Библия|1Пар|11:1|-3}}; {{Библия2|1Пар|12:23|-40}}).
+
=== Царь в Иерусалиме ===
 +
[[Файл:Davids-kingdom.jpg|thumb|350px|Различные интерпретации того, что [[Библия]] говорит о размерах Израильского царства времён Давида (1000—930 г. до н. э.)]]
 +
Первым крупным предприятием Давида стала война с [[Иевусеи|иевусеями]] ({{Библия|2Цар|5:6}}), в результате которой он захватил [[Иерусалим]] и перенес туда столицу своего государства. Давид заключил союз с [[тир]]ским царем [[Хирам]]ом, который помог ему построить в Иерусалиме деревянный терем ({{Библия|2Цар|5:11}}). В новой столице от новых жен у Давида родилось множество сыновей, среди которых был и [[Соломон]] ({{Библия|2Цар|5:14}}).
-
==== Царь в Иерусалиме ====
+
==== Религиозная реформа ====
-
После воцарения Давид первым делом взял считавшийся неприступным и принадлежащий до того иевусеям [[Иерусалим]] и сделал этот город, расположенной на границе между уделами колен Иуды и Вениамина, столицей, так называемым «градом Давидовым» — с военной и политической точки зрения необычайно удачный шаг (не оказывалось предпочтения ни северу, ни Иуде). Давид заново укрепил город, и приказал соорудить там царский дворец, используя труд ремесленников, посланных ему тирским царем.
+
После объединения Израиля Давид превратил иевусейский [[Иерусалим]] в сакральный иудейский центр, поместив [[ковчег завета]] в скинии на горе [[Сион]] ({{Библия|Пс|73:2}}; {{Библия|Пс|75:3}}). Пребывание в филистимлянской земле в отрыве от израильской религиозной традиции привело к тому, что израильтяне недоумевали ({{Библия|2Цар|6:20}}), когда Давид плясал перед Господом ({{Библия|2Цар|6:16}}), одетый лишь в льняной [[ефод]] ({{Библия|2Цар|6:14}}). В глазах Давида [[Яхве]] становился [[Саваоф]]ом ({{Библия|Пс|23:10}}), приобретая языческие черты главы пантеона богов ({{Библия|Пс|81:1}}; {{Библия|Пс|134:5}};), змееборца ({{Библия|Пс|73:14}}) и громовержца ({{Библия|Пс|103:3}}). Однако Давид категорически отвергал человеческие жертвоприношения ({{Библия|Пс|105:38}}) и служения истуканам ({{Библия|Пс|105:36}}). Богослужения стали более экзальтированными ({{Библия|Пс|99:2}}) и музыкальными ({{Библия|1Пар|25:6}}; {{Библия|Пс|150:3}}), поскольку стихотворец и музыкант Давид сам сочинял [[псалмы]].
-
Новые жёны и наложницы родили ему новых сыновей и дочерей ({{Библия|2Цар|5:6|-16}}; {{Библия|1Пар|3:4|-9}}; {{Библия|1Пар|14:1|-7}}). Как только первые победы обеспечили Давиду внешнеполитическое спокойствие, он начал превращать Иерусалим и в культово-религиозную столицу. [[Ковчег Завета]] со времени его возвращения из земли Филистимской находился в Кириафиариме (Кирьят Иеарим) ({{Библия|1Цар|7:1}}). Хотя первая попытка перенести Ковчег в Иерусалим окончилась неудачей, Давиду все же удалось выполнить эту задачу, и под ликование народа торжественная процессия доставила несомый [[левиты|левитами]] Ковчег в столицу, где он был помещён в заранее устроенную скинию (ср. {{Библия|Пс|23}}; {{Библия2|Пс|131}}). В пути сам царь, облаченный в священническую накидку ([[эфод]]), плясал перед ковчегом. Мелхола осудила такое поведение как унижающее достоинство царя перед народом. В наказание за это с того времени она оставалась бездетной ({{Библия|2Цар|6}}; {{Библия|1Пар|13}}; {{Библия2|1Пар|15}} и след.).
+
Давид подчинил духовную власть светской, объединив священников под началом первосвященников ({{Библия|2Цар|8:17}}) и включив их в состав государственного аппарата (''писцами'' и ''судьями'' — {{Библия|1Пар|26:29}}). Богослужения стали проводиться дважды в день ({{Библия|1Пар|23:30}}), а ротацию священников определял жребий и очередность ({{Библия|1Пар|25:8}}). Другие левиты были назначены судьями и писцами в землях западнее и восточнее Иордана .
-
Перенесение [[Ковчег Завета|Ковчега Завета]] позволило возобновить ежедневные богослужения. [[коэны|Священники]], певцы и [[левиты]], нёсшие службу при Ковчеге и [[Скиния|Скинии]] в качестве привратников, совершителей жертвоприношений и хранителей храмовых сокровищ, были исчислены и включены в регулярно чередующиеся смены (череды). Сердцу стихотворца и музыканта Давида были особенно близки певцы, их песни и музыка во славу Господа. Он сам сочинял [[Псалом|псалмы]] и поручил Асафу и его братьям спеть один из них, как благодарственную песнь Господу, в честь перенесения Ковчега ({{Библия|1Пар|6:16|-32}}; {{Библия2|1Пар|9:22}}; {{Библия2|1Пар|16:4|-42}}; {{Библия2|1Пар|23:1}} {{Библия2|1Пар|26:28}}). Другие левиты были назначены судьями и писцами в землях западнее и восточнее Иордана ({{Библия|1Пар|26:29|-32}}). В связи с этим могло быть окончательно проведено предписанное [[Моисей|Моисеем]] и начатое [[Иисус Навин|Иисусом Навином]] ({{Библия|Чис|35:6}} и след.; {{Библия|Нав|20:7}} и след.) выделение [[левиты|левитам]] 48 городов, в том числе шести городов-убежищ, поскольку некоторые из соответствующих городов (например, Елфеке и Гиввефон в земле филистимской) только после их взятия Давидом подпали под власть израильтян.
+
Давид также намеревался построить для Ковчега Божьего дом — [[Иерусалимский храм|Храм]]. Не Давид, а лишь его сын осуществит строительство, ибо Давид, участвуя в войнах, пролил слишком много крови ({{Библия|1Пар|22:8}}). Хотя Давид и не должен был строить Храм, он начал подготавливать строительство, собрал средства и предоставил своему сыну Соломону строительные материалы и планы ({{Библия|2Цар|7}}; {{Библия|1Пар|17}}; {{Библия2|1Пар|22}}; {{Библия2|1Пар|28:1}} — {{Библия2|1Пар|29:21}}). Поскольку в это время на Израиль, в наказание за исчисление народа, предпринятое Давидом, была послана язва, царь получил через пророка Гада задание возвести алтарь Господу на том месте, где милосердие Божье остановило ангела с мечом, простёртым на Иерусалим, — на [[гумно|гумне]] Орны иевусеянина. Тем самым Давиду было указано место, на котором [[Соломон]] позже начал строительство Храма ({{Библия|2Цар|24}}; {{Библия|2Пар|3:1}}).
-
Чувство благодарности за изобилие данной ему Господней благодати вызывало у Давида, сравнивавшего свой кедровый дворец, центр умиротворенного царства, с шатром [[Ковчег Завета|Ковчега Завета]], желание построить для Ковчега Божьего дом — [[Иерусалимский Храм|Храм]]. При этом, это желание было исключительно Давида. Бог не просил ни его, ни кого либо об этом, спокойно обитая в [[Скиния|Скинии]]. Не просил, зная, что люди склонны фокусироваться на средствах, а не на Нём. Однако воля Божья гласила иное. Не Давид, а лишь его сын осуществит строительство, ибо Давид, участвуя в войнах, пролил слишком много крови ({{Библия|1Пар|22:8}}). Но зато Господь устроит дом Давида; он получил обетование, ставшее основой для последующих мессианских ожиданий.
+
==== Территориальные приобретения ====
 +
Объединив Израиль, Давид распространил свою экспансию на сопредельные территории. Так он завоевал [[Моав]] ({{Библия|2Цар|8:2}}). Затем Давид начал победоносную войну против [[Арамеи|арамеев]], чьи полукочевые царства (Сува, [[Дамаск]], Беф-Рехова) располагались на территории [[Сирия|Сирии]] ({{Библия|2Цар|8:6}}). Сирийский поход вывел Давида к берегам [[Ефрат]]а и обеспечил ему доступ к богатейшим месторождениям [[Медь|меди]] ({{Библия|2Цар|8:8}}). На юге он присоединил [[Идумея|Идумею]] ({{Библия|2Цар|8:14}}).
-
Хотя Давид и не должен был строить Храм, он начал подготавливать строительство, собрал средства и предоставил своему сыну Соломону строительные материалы и планы ({{Библия|2Цар|7}}; {{Библия|1Пар|17}}; {{Библия2|1Пар|22}}; {{Библия2|1Пар|28:1}} — {{Библия2|1Пар|29:21}}). Поскольку в это время на Израиль, в наказание за исчисление народа, предпринятое Давидом, была послана язва, царь получил через пророка Гада задание возвести алтарь Господу на том месте, где милосердие Божье остановило ангела с мечом, простёртым на Иерусалим, — на [[гумно|гумне]] Орны иевусеянина. Тем самым Давиду было указано место, на котором [[Соломон]] позже начал строительство Храма ({{Библия|2Цар|24}}; {{Библия|2Пар|3:1}}).
+
С аммонитянами при царе Наасе отношения были мирными, но его сын Аннон оскорблением послов Давида спровоцировал войну. Первым же походом Иоав и Авесса разрушили союз между Анноном и призванными им на помощь арамеями (сирийцами), которые после этого окончательно покорились Давиду. Через год Давид взял Равву.
-
 
+
-
==== Внешние войны ====
+
-
Как только Давид стал царем всего Израиля, вновь проявили активность филистимляне, которым в Хевроне он казался зависимым и неопасным. Вблизи Иерусалима они были дважды наголову разбиты Давидом, действовавшим по наставлениям Господа ({{Библия|2Цар|5:17|-25}}). Последующие сражения ({{Библия|2Цар|21:15|-22}}) привели к покорению филистимлян ({{Библия|2Цар|8:1}}; {{Библия|1Пар|18:1}}). На севере Давид побеждал сирийцев дамасских и Адраазара, царя сувского, что снискало ему дружбу противника Адраазара, Фоя, царя Емафа; на юге и юго-востоке Давид установил свое господство над Моавом, Идумеей и амаликитянами ({{Библия|2Цар|8:2|-14}}). С аммонитянами при царе Наасе отношения были мирными, но его сын Аннон оскорблением послов Давида спровоцировал войну. Первым же походом Иоав и Авесса разрушили союз между Анноном и призванными им на помощь арамеями (сирийцами), которые после этого окончательно покорились Давиду. Через год Давид взял Равву.
+
Царство Давида простиралось от Ецион-Гавера на Акабском заливе на юге до границы Емафа на севере и занимало, за исключением узких прибрежных полосок, населённых филистимлянами и финикийцами, все пространство между морем и Аравийской пустыней. Тем самым Израиль в основном достиг границ земли обетованной ({{Библия|Чис|34:2|-12}}; {{Библия|Иез|47:15|-20}}).
Царство Давида простиралось от Ецион-Гавера на Акабском заливе на юге до границы Емафа на севере и занимало, за исключением узких прибрежных полосок, населённых филистимлянами и финикийцами, все пространство между морем и Аравийской пустыней. Тем самым Израиль в основном достиг границ земли обетованной ({{Библия|Чис|34:2|-12}}; {{Библия|Иез|47:15|-20}}).
Строка 86: Строка 87:
Высшим воинским чином обладали главный военачальник, то есть начальник народного ополчения, которое состояло из 12 воинских подразделений, обязанных служить месячный срок, и начальник личной охраны царя, хелефеев и фелефеев ({{Библия|2Цар|20:23}}), наёмников критского и филистимского происхождения.
Высшим воинским чином обладали главный военачальник, то есть начальник народного ополчения, которое состояло из 12 воинских подразделений, обязанных служить месячный срок, и начальник личной охраны царя, хелефеев и фелефеев ({{Библия|2Цар|20:23}}), наёмников критского и филистимского происхождения.
-
Особое положение занимали ''храбрые Давида'' его спутники со времени бегства от Саула, прославившиеся своими подвигами. Некоторые из них ([[Иоав]], [[Авесса]], [[Ваней]]) заняли впоследствии высшие командные должности ({{Библия|2Цар|23:8|-39}}; {{Библия|1Пар|11:10}} {{Библия2|1Пар|12:22}}; {{Библия2|1Пар|20:4|20:4-8}}).
+
Особое положение занимали ''храбрые Давида'' — его спутники со времени бегства от Саула, прославившиеся своими подвигами. Некоторые из них ([[Иоав]], [[Авесса]], [[Ваней]]) заняли впоследствии высшие командные должности ({{Библия|2Цар|23:8|-39}}; {{Библия|1Пар|11:10}} — {{Библия2|1Пар|12:22}}; {{Библия2|1Пар|20:4|20:4-8}}).
==== Гаваонитяне и Мемфивосфей ====
==== Гаваонитяне и Мемфивосфей ====
-
Когда Давид вопросил Господа о причине трехлетнего голода, он получил [[наказ]] искупить старый Саулов долг крови перед гаваонитянами. По требованию последних Давид выдал им двух сыновей и пятерых внуков Саула, которые были подвергнуты жестокой казни. После того как Давид приказал предать земле их останки, {{ВЗ2|умилостивился Бог над страною|2Цар|21:1|-14}}. Давид должен был в этом случае действовать как верховный владыка и судья своего народа, повинуясь требованию Господа, возложившего долг крови Саула на его семью; сам он не питал к роду Саула личной ненависти.
+
Когда Давид вопросил Господа о причине трехлетнего голода, он получил [[наказ]] искупить старый Саулов долг крови перед [[гаваон]]итянами. По требованию последних Давид выдал им двух сыновей и пятерых внуков Саула, которые были подвергнуты жестокой казни. После того как Давид приказал предать земле их останки, {{ВЗ2|умилостивился Бог над страною|2Цар|21:1|-14}}. Давид должен был в этом случае действовать как верховный владыка и судья своего народа, повинуясь требованию Господа, возложившего долг крови Саула на его семью; сам он не питал к роду Саула личной ненависти.
В знак этого Давид призвал Мемфивосфея, хромого сына Ионафана, к своему двору и разрешил ему есть за царским столом вместе со своими сыновьями ({{Библия|2Цар|9}}). Поскольку Бог даровал ему царство и победу, Давид проявил по отношению к последнему внуку Саула царственное милосердие.
В знак этого Давид призвал Мемфивосфея, хромого сына Ионафана, к своему двору и разрешил ему есть за царским столом вместе со своими сыновьями ({{Библия|2Цар|9}}). Поскольку Бог даровал ему царство и победу, Давид проявил по отношению к последнему внуку Саула царственное милосердие.
Строка 95: Строка 96:
==== Давид и Вирсавия ====
==== Давид и Вирсавия ====
[[Файл:Paris psaulter gr139 fol136v.jpg|thumb|200px|Пророк Нафан обличает Давида]]
[[Файл:Paris psaulter gr139 fol136v.jpg|thumb|200px|Пророк Нафан обличает Давида]]
-
На вершине своего могущества, во время войны с аммонитянами, Давид впал в грех. Увидев красивую купающуюся женщину и узнав, что это [[Вирсавия]], жена [[Урия|Урии]], одного из его храбрых, Давид, несмотря на это, послал за нею.
+
На вершине своего могущества, во время войны с аммонитянами, Давид впал в грех. Увидев красивую купающуюся женщину и узнав, что это [[Вирсавия]], жена [[Урия|Урии]], одного из его храбрых воинов, Давид, несмотря на это, послал за нею.
Вирсавия была вынуждена подчиниться. Когда царю стало известно, что она ждет от него ребенка, он вызвал её мужа из похода. Однако Урия перед всем двором отказался войти в свой дом, чем спутал планы Давида, надеявшегося, что с прибытием Урии беременность Вирсавии будет связываться с именем её мужа. Давид послал [[Иоав]]у приказ отправить Урию в такое место, где бы тот погиб в сражении. И этот полководец, не искупивший ещё грех убийства [[Авенир]]а, выполнил приказ. Урия пал в бою. По истечении времени траура Вирсавия официально сделалась женою Давида и родила ему сына. Тогда Бог послал к царю пророка [[Нафан (пророк)|Нафана]], который объявил приговор: не отступит меч от дома Давида вовеки, и жёны его будут открыто отданы другому. Сын его должен умереть, но смертный приговор самому Давиду будет отменён, ибо он признал свой грех. Прощение распространилось и на брак с Вирсавией, от которой теперь родился преемник Давида — [[Соломон]] ({{Библия|2Цар|11:2}} — {{Библия2|2Цар|12:25}}).
Вирсавия была вынуждена подчиниться. Когда царю стало известно, что она ждет от него ребенка, он вызвал её мужа из похода. Однако Урия перед всем двором отказался войти в свой дом, чем спутал планы Давида, надеявшегося, что с прибытием Урии беременность Вирсавии будет связываться с именем её мужа. Давид послал [[Иоав]]у приказ отправить Урию в такое место, где бы тот погиб в сражении. И этот полководец, не искупивший ещё грех убийства [[Авенир]]а, выполнил приказ. Урия пал в бою. По истечении времени траура Вирсавия официально сделалась женою Давида и родила ему сына. Тогда Бог послал к царю пророка [[Нафан (пророк)|Нафана]], который объявил приговор: не отступит меч от дома Давида вовеки, и жёны его будут открыто отданы другому. Сын его должен умереть, но смертный приговор самому Давиду будет отменён, ибо он признал свой грех. Прощение распространилось и на брак с Вирсавией, от которой теперь родился преемник Давида — [[Соломон]] ({{Библия|2Цар|11:2}} — {{Библия2|2Цар|12:25}}).
-
С этого времени жизнь Давида была одновременно подчинена приговору и обетованию. Старший сын царя Амнон совершил насилие над своей единокровной сестрой Фамарью. Давид, узнав об этом, ничего не предпринял и тем предал [[Амнон]]а мести брата [[Фамарь, дочь Давида|Фамари]] (Тамар) [[Авессалом]]а, который велел его убить, а сам бежал к своему деду в Гессур ({{Библия2|2Цар|13|гл. 13}}).
+
==== Закат правления ====
 +
[[Файл:King david tomb.jpg|thumb|Т. н. «Могила царя Давида»]]
 +
Старший сын Давида Амнон изнасиловал свою родную сестру Фамарь ({{Библия|2Цар|13:14}}). Давид расстроился, но не стал наказывать своего сына. Видя такую несправедливость, за честь сестры вступился [[Авессалом]] и убил своего старшего брата, но, страшась гнева отца, бежал в [[Гессур]] ({{Библия|2Цар|13:38}}), где пробыл три года ([[970 год до н. э.|970]] — [[967 год до н. э.]]). Затем, когда печаль Давида ослабла, Авессалом был прощен и смог возвратиться в [[Иерусалим]]. Однако Авессалом окружил себя частной армией и, ощущая свою возросшую популярность среди израильтян, во время религиозной церемонии объявил себя царем ({{Библия|2Цар|19:10}}). Библия сообщает, что это произошло «по прошествии сорока лет царствования Давида» ({{Библия|2Цар|15:7}}), то есть практически под самый конец его правления. Поскольку авторитет Давида к этому времени пошатнулся, то он не стал оказывать сопротивление и бежал вместе со своей гвардией из столицы за Иордан. Авессалом начал преследовать своего отца и Лесу Ефремовом произошло решающее сражение, вследствие которого Давид смог вернуть себе трон. Однако власть Давида была еще шаткой, поскольку открылся новый мятеж, который возглавил Савей ({{Библия|2Цар|20:2}}). Однако Давиду удалось усмирить и этот мятеж, но покой обрести ему все же не удалось. О своих правах на царский трон заявил [[Адония|Адонии]] ({{Библия|3Цар|1:18}}) — следующий по старшинству сын Давида. Пророк [[Нафан (пророк)|Нафан]] и [[Вирсавия]] настояли, чтобы дряхлеющий Давид передал власть [[Соломон]]у, что и было сделано ({{Библия|3Цар|2:1}}; {{Библия|1Пар|23:1}}).
-
Иоав придумал предлог, под которым царь мог, не вынося приговора, призвать сына назад. Авессалом добился для себя полного прощения (2Цар 14) и подготовил восстание против Давида. Внезапно начав военные действия, он получил поддержку Ахитофела, деда Вирсавии и советника царя. После взятия Иерусалима [[Ахитофел]] побудил Авессалома открыто сделать своими женами наложниц, оставленных во дворце бежавшим Давидом (2Цар 15; 16).
+
Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет царствования и был погребён в Иерусалиме ({{Библия|3Цар|2:10|-11}}), на горе [[Сион]], где, согласно христианскому преданию, проходила [[Тайная вечеря]]<ref>[http://newsru.com/religy/11dec2009/isva.html Ватикан может разорвать дипломатические отношения с Израилем] [[NEWSru]] 11 декабря 2009.</ref>.
-
Так исполнился Божий суд, но другой совет Ахитофела сумел дезавуировать Хусий, доверенное лицо Давида. Это дало царю возможность с надежными отрядами уйти за Иордан и собрать войско в Маханаиме. В решающем бою Давид не принял на себя командование, но отдал своим военачальникам категорический приказ сохранить жизнь Авессалому, которым Иоав сознательно пренебрег.
+
== В Новом Завете ==
 +
[[Новый Завет]] видит в Давиде пророка ({{Библия|Деян|2:30}}) и героя веры ({{Библия|Евр|11:32}}), мужа по сердцу Божьему и праотца «Сына Давидова» ({{Библия|Деян|13:22}} и след.; {{Библия|Мф|1:1|,6}}; {{Библия|Мф|9:27}}; {{Библия2|Мф|15:22}}; {{Библия|Рим|1:3}}), Который одновременно есть Давидов Господь, Христос ({{Библия|Мф|22:42|-45}}). В этом исполняются данные Давиду обетования ({{Библия|Лк|1:32|,33}}).
-
Безгранично скорбя о смерти сына, царь под влиянием Иоава, угрожавшего ему новыми изменами, все же собрался с духом и показался народу у городских ворот (2Цар 17:1 — 19:9). На обратном пути в Иерусалим Давид, полностью осознавший Божий суд, проявил милосердие к противникам и подозреваемым.
+
== В преданиях ==
-
Этим он, однако, не сумел предотвратить нового восстания, вспыхнувшего под руководством Савея, из колена Вениамина, но умело и беспощадно подавленное Иоавом. Одновременно Иоав с помощью ещё одного убийства устранил Амессая, назначенного Давидом военачальником вместо него (2Цар 19:10 — 20:22).
+
=== В еврейской традиции ===
 +
{{planned}}
 +
{{нет источников в разделе}}
 +
Согласно еврейской традиции из рода Давида должен прийти [[Мессия]], который преобразит мир насилия и эгоизма в мир, где не будет войн, и вся земля наполнится любовью к Богу и к людям.
-
==== Передача царства Соломону и смерть ====
+
Давид — царь Израиля, ибо вышедший из Источника, Источнику принадлежит и в Источник вернётся.
-
Воцарился мир, но лишь до того времени, когда снисходительность царя оказалась роковой и для [[Адония|Адонии]], старшего на тот момент царского сына: зная, что отец находится в преклонном возрасте, он возжаждал власти. Пророку [[Нафан (пророк)|Нафану]] и [[Вирсавия|Вирсавии]] удалось побудить Давида к действию. Собравшись с силами, сказал: {{ВЗ2|возьмите с собою слуг господина вашего и посадите Соломона, сына моего, на мула моего, и сведите его к Гиону, и да помажет его там Садок священник и Нафан пророк в царя над Израилем, и затрубите трубою и возгласите: да живет царь Соломон! Потом проводите его назад, и он придет и сядет на престоле моем; он будет царствовать вместо меня; ему завещал я быть вождём Израиля и Иуды|3Цар|1:33|-35}}. Так и сделали, и Соломон, став царем торжественно возвратился во дворец, а партия Адонии распалась, но временно осталась безнаказанной.
+
-
Давид чувствовал, что его конец близок. Он позвал к себе Соломона и завещал ему верно служить Богу и построить в Иерусалиме Храм из приготовленного им золота и серебра. Своей последней волей Давид завещал сыну совершить царское правосудие над [[Иоав]]ом. Он также обязал Соломона вознаградить сыновей Верзеллия и не оставить безнаказанным Семея. ({{Библия|3Цар|2:7|-8}})
+
Смысловое значение имени '''Давид''' (דוד) можно понять через его ивритское написание, где оно является графической формулой, графическим изображением '''модели Мироздания''', состоящей из трёх компонентов (частей), обязанных образовать единую и гармонично уравновешенную конструкцию имеющую центр и две стороны: левую — суд и правую — милосердие.
-
Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет царствования и был погребён в Иерусалиме ({{Библия|3Цар|2:10|-11}}), на горе [[Сион]], где, согласно христианскому преданию, проходила [[Тайная вечеря]]<ref>[http://newsru.com/religy/11dec2009/isva.html Ватикан может разорвать дипломатические отношения с Израилем] [[NEWSru]] 11 декабря 2009.</ref>.
+
Давид известен как строитель Храма. Именно он создал на уровне этого мира его духовно — энергетическую модель, реализованную его сыном — царём Соломоном.
 +
Это стало возможным благодаря тождеству духовно — энергетических корней самого Давида и Храма Господня, так же состоящего из этих же компонентов, ибо графическая формула דוד есть формула структурных компонентов самого Храма и Мироздания на уровне этого мира, где суд есть ислам, а милосердие — христианство. И их весовые значения равны, что и есть условие стабильности всего Мира и человечества в частности.
-
== В преданиях ==
+
Это значит, что правление Давида способно создать условия, при которых свойства ислама и христианства станут идентичны, то есть величина наказания будет соответствовать величине преступления и главное, — будет общее понятие самого смысла преступления и сути преступного.
-
=== В еврейской традиции ===
+
 
 +
И этот духовный корень Давида, охватывающий всё Мироздание, делает его значимым для всех религий общего Храма, в которых он и живёт.
 +
 
 +
Слово דוד пишется с точкой под буквами ו. Эта точка является противоположностью буквы " י ", открывающей вход в высшие миры, утверждая и показывая перекрытый канал утечки жизненных энергий в «нижний» мир — невозможность образования следующего «нижнего» мира благодаря постоянному стремлению души Давида вверх, к Богу.
 +
 
 +
=== В христианстве ===
 +
В первую очередь вспоминаем как автор [[Псалтирь|Псалмов]].
{{planned}}
{{planned}}
-
Согласно еврейской традиции из рода Давида должен прийти [[Мессия]], который преобразит мир насилия и эгоизма в мир, где не будет войн, и вся земля наполнится любовью к Богу и к людям.
 
 +
=== Давид в исламе ===
 +
{{main|Дауд}}
== Образ в искусстве ==
== Образ в искусстве ==
 +
[[Файл:Michelangelos David.jpg|thumb|left|250px|Давид — скульптура [[Микеланджело]]]]
 +
Давиду посвящено немало произведений искусства разных эпох и поколений. Например — знаменитая скульптура работы [[Микеланджело]], картины [[Тициан]]а и [[Рембрандт]]а, отражающие эпизоды из его жизни, оратория «Царь Давид» французского композитора [[Онеггер, Артюр|Артюра Онеггера]] и т. д.
-
Давиду посвящено немало произведений искусства разных эпох и поколений. Например — знаменитая скульптура работы [[Микеланджело]], картины [[Тициан]]а и [[Рембрандт]]а, отражающие эпизоды из его жизни, оратория «Царь Давид» французского композитора [[Онеггер, Артюр|Артюра Онеггера]] и т. д.
+
Седьмого октября 2008 года на горе Сион был установлен бронзовый памятник царю Давиду, полученный израильскими властями в дар от российского благотворительного фонда Святителя Николая чудотворца <ref>[http://www.newsru.co.il/israel/07oct2008/king_david_200.html NEWSru.co.il — Дар России: бронзовый Царь Давид на горе Сион. Раввин Гольдштейн: проблема в ухе]</ref>.
-
 
+
-
Седьмого октября 2008 года на горе Сион был установлен бронзовый памятник царю Давиду, полученный израильскими властями в дар от российского благотворительного фонда Святителя Николая чудотворца <ref>[http://www.newsru.co.il/israel/07oct2008/king_david_200.html NEWSru.co.il - Дар России: бронзовый Царь Давид на горе Сион. Раввин Гольдштейн: проблема в ухе]</ref>.
+
== Сноски и источники ==
== Сноски и источники ==
-
<references />
+
{{примечания}}
== См. также ==
== См. также ==
* [[Звезда Давида]]
* [[Звезда Давида]]
 +
* [[Родословие Иисуса]]
 +
== Литература ==
 +
* Пински, Роберт. Жизнь Давида. М., [[Текст (издательство)|Текст]], 2008.
== Ссылки ==
== Ссылки ==
* {{ЭЕЭ|11356|Давид}}
* {{ЭЕЭ|11356|Давид}}
* [http://www.maranat.de/agr_01_08.html Царь Давид в изобразительном искусстве]
* [http://www.maranat.de/agr_01_08.html Царь Давид в изобразительном искусстве]
-
 
{{Израильский царь
{{Израильский царь
Строка 152: Строка 168:
{{Библейские пророки|Судьи}}
{{Библейские пророки|Судьи}}
-
 
{{Род от Адама|state=uncollapsed}}
{{Род от Адама|state=uncollapsed}}
-
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 
[[Категория:Цари Израиля]]
[[Категория:Цари Израиля]]
[[Категория:Цари Иудеи]]
[[Категория:Цари Иудеи]]
-
[[Категория:Мессианство в иудаизме]]
+
[[Категория:Еврейское мессианство]]
[[Категория:Персонажи Ветхого Завета]]
[[Категория:Персонажи Ветхого Завета]]
-
[[Категория:Скиния и Храм]]
+
[[Категория:Персоналии:Еврейский Храм]]
[[Категория:Персонажи «Божественной комедии»]]
[[Категория:Персонажи «Божественной комедии»]]
 +
 +
{{Link GA|no}}
[[ace:Daud]]
[[ace:Daud]]
Строка 185: Строка 201:
[[fur:Davide]]
[[fur:Davide]]
[[gl:David]]
[[gl:David]]
-
[[gv:Davy]]
 
[[hak:Thai-ví-vòng]]
[[hak:Thai-ví-vòng]]
[[he:דוד]]
[[he:דוד]]
[[hi:दाउद]]
[[hi:दाउद]]
[[hr:Kralj David]]
[[hr:Kralj David]]
-
[[hu:Dávid király (Biblia)]]
+
[[hu:Dávid zsidó király]]
[[id:Daud]]
[[id:Daud]]
[[it:Re Davide]]
[[it:Re Davide]]
Строка 196: Строка 211:
[[ko:다윗]]
[[ko:다윗]]
[[ku:Dawid]]
[[ku:Dawid]]
-
[[la:David (Rex)]]
+
[[la:David (rex)]]
[[lt:Dovydas]]
[[lt:Dovydas]]
 +
[[mk:Давид]]
[[ml:ദാവീദ്]]
[[ml:ദാവീദ്]]
[[nl:Koning David]]
[[nl:Koning David]]
Строка 206: Строка 222:
[[pt:David]]
[[pt:David]]
[[ro:David (Israel)]]
[[ro:David (Israel)]]
 +
[[sco:David]]
[[simple:David]]
[[simple:David]]
[[sk:Dávid (biblická postava)]]
[[sk:Dávid (biblická postava)]]
 +
[[so:Nabi Daa'uud C.S.]]
[[sq:Mbreti David]]
[[sq:Mbreti David]]
[[sr:Краљ Давид]]
[[sr:Краљ Давид]]
Строка 215: Строка 233:
[[tl:David]]
[[tl:David]]
[[tr:Davud]]
[[tr:Davud]]
-
[[uk:Давид]]
+
[[uk:Давід]]
[[vi:David]]
[[vi:David]]
[[wo:Daawuda]]
[[wo:Daawuda]]
[[yi:דוד המלך]]
[[yi:דוד המלך]]
[[zh:大衛]]
[[zh:大衛]]

Версия 14:41, 23 октября 2010

Давид
דָּוִד
Файл:Rey David por Pedro Berruguete.JPG
Педро Берругете, Давид, XV в.
Педро Берругете, Давид, XV в.
2-й царь объединённого Израильского царства
ок. 1005 — 965 до н. э.
Предшественник: Саул
Преемник: Соломон
Наследник: Соломон
 
Национальность: еврей из колена Иуды
Вероисповедание: иудаизм
Рождение: ок. 1035 до н. э.
Вифлеем (Бет-Лехем)
Смерть: ок. 965 до н. э.
Иерусалим
Похоронен: Иерусалим
Династия: основатель династии царей Иудеи
Отец: Иесей (Ишай)
Супруга: Авигея, Ависага Сунамитянка (Авишаг), Ахиноама, Вирсавия (Бат-Шева), Мелхола (Михаль), Мааха
Дети: Амнон, Тамар, Авессалом, Адония, Соломон (Шломо)
Давид на Викискладе
Давид на Родоводе

Дави́д (ивр. דָּוִד‎) — второй царь Израиля, младший сын Иессея (Ишая) из Вифлеема (Бет-Лехема). Царствовал 40 лет (ок. 1005 — 965 до н. э.): семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года — царём объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме). Образ Давида является образом идеального властителя, из рода которого, согласно еврейскому преданию, выйдет Мессия.

Содержание

В Священных Писаниях

В Ветхом Завете

Происхождение и помазание

Файл:Paris psaulter gr139 fol4v.jpg
Битва Давида и Голиафа (Парижская псалтырь)

Давид был младшим из восьми сыновей Иессея — вифлеемлянина из колена Иуды[1], правнуком Вооза (Боаза) и моавитянки Руфи (Рут)[2].

Он был белокур или рыж[3], красив, силён, красноречив и хорошо играл на гуслях. Будучи пастухом (он пас овец своего отца), Давид показал себя человеком надёжным и смелым.[4].

Поэтому Бог, отвергнув царя Саула (Шаула) за непокорность, послал пророка Самуила (Шмуэля) помазать Давида в присутствии его отца и братьев как будущего царя. С помазанием на Давида снизошёл Дух Божий и почивал на нём (1Цар.16:1-13).

При дворе царя Саула

Призванный к царю Саулу, Давид игрой на гуслях отгонял злого духа, мучившего царя за его отступничество. После того как Давид, пришедший в израильское войско навестить своих братьев, принял вызов великана-филистимлянина Голиафа и сразил его пращой, обеспечив тем самым победу израильтянам, Саул окончательно взял его ко двору (1Цар.16:14 — 18:2).

Как придворный и воин, Давид завоевал дружбу царского сына Ионафана (Ионатана), а его отвага и успехи в борьбе с филистимлянами начали затмевать в глазах народа славу самого Саула. Это вызвало зависть и ревность царя, так что «с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида»  (1Цар.18:7-9). Со временем подозрения укрепились и Саул дважды пытался убить Давида. Когда это ему не удалось, Саул стал действовать более осторожно. Он подверг Давида опасности во время войны с филистимлянами — используя чувство своей дочери Мелхолы (Михаль) к юному вождю, он заставил Давида рисковать жизнью, но тот проявил себя человеком храбрым и мужественным (1Цар.18:3-30).

Теперь Саул уже не скрывал своей вражды. Случай с копьём, которое царь метнул в Давида, и угроза попасть в темницу, от которой его уберегла только жена Мелхола, вынудили Давида бежать к Самуилу в Раму. При последней встрече Ионафан подтвердил Давиду, что примирение с Саулом более невозможно (1Цар.19:20).

Бегство и эмиграция

Под предлогом исполнения тайного поручения царя Давид получил хлебы предложения и меч Голиафа от священника Ахимелеха в Номве (Нове), а затем бежал к филистимскому царю Анхусу в Геф (Гат). Там Давида хотели схватить, и, чтобы спастись, он притворился безумным (1Цар.21; Пс.33:1; 55:1).

Затем Давид искал убежища в пещере Адолламской, где собрал вокруг себя родственников и множество притесняемых и недовольных; своих родителей он укрыл у моавитского царя. Поспешному бегству Давида и его тщетным попыткам обрести безопасность положило конец переданное ему через пророка Гада Божье повеление идти в землю Иуды (1Цар.22:1-5). Оттуда Господь, в ответ на вопрос Давида, повёл его дальше, на освобождение от филистимлян Кеиля, куда к нему прибыл с ефодом Авиафар, единственный священник из Номвы, спасшийся от мести Саула. Саул, услышав о пребывании Давида в Кеиле, начал многолетнее беспощадное преследование соперника (1Цар.23). Однако тот снова и снова ускользал от него, при этом Давид дважды отказывался от представившейся возможности убить царя, помазанника Божьего, чтобы не понести за это кары (1Цар.23; 24; 26).

На службе у филистимлян

Оказавшись в немилости у царя Саула, Давид бежал со своими сторонниками (600 мужей) к своим недавним врагам филистимлянам (1Цар.27:1), ища покровительства их короля Анхуса, властителя города Геф. Анхус пожаловал Давиду пограничный город Секелаг (в пустыне Негев) (1Цар.27:6), который был превращен в разбойничью базу. Отряды Давида грабили аборигенов (амаликитян), а часть добычи отсылали филистимлянскому королю Анхусу (1Цар.27:9). Когда филистимляне собрались в поход против Израиля, только возражения ветеранов помешали включить отряды Давида в войска антиизраильской коалиции (1Цар.28:4). В это время Давид использовал очередной трофей, захваченный у амаликитян, для подкупа иудейских старейшин (1Цар.30:26)

Царь в Хевроне

Файл:David et l Amalécite.jpg
Давиду приносят новость о смерти Саула

Тем временем филистимляне нанесли сокрушительное поражение израильтянам в битве при Гелвуе (1Цар.31:6). Воспользовавшись временным вакуумом власти Давид во главе вооруженного отряда прибыл в иудейский Хеврон, где племя Иуды на собрании провозгласило его царем иудейским (2Цар.2:4), что означало фактическое отделение Иудеи от Израиля, царем которого был провозглашен сын Саула Иевосфей (2Цар.2:10). Два еврейских государства вступили между собой в междоусобную борьбу, которая длилась два года (ибо Иевосфей царствовал 2 года) и завершилась победой Давида (2Цар.3:1). Старейшины Израиля пришли в Хеврон и избрали Давида царем над всем Израилем (2Цар.5:3). При этом филистимляне считали Давида своим ставленником, поскольку в знак своего расположения они преподнесли в дар Давиду ковчег завета, который был ранее захвачен у израильтян и хранился в филистимлянском городе Геф (у некого Аведдара) (2Цар.6:11). Также третьей частью армии Давида командовал Еффей — военачальник из того же филистимлянского города Геф, то есть один из трех давидовых маршалов был филистимлянином (2Цар.15:19; 2Цар.18:2).

В Хевроне у Давида родилось 6 сыновей: первенец Амнон, Далиуа, Авессалом, Адония, Сафатия и Иефераам.

Царь в Иерусалиме

Файл:Davids-kingdom.jpg
Различные интерпретации того, что Библия говорит о размерах Израильского царства времён Давида (1000—930 г. до н. э.)

Первым крупным предприятием Давида стала война с иевусеями (2Цар.5:6), в результате которой он захватил Иерусалим и перенес туда столицу своего государства. Давид заключил союз с тирским царем Хирамом, который помог ему построить в Иерусалиме деревянный терем (2Цар.5:11). В новой столице от новых жен у Давида родилось множество сыновей, среди которых был и Соломон (2Цар.5:14).

Религиозная реформа

После объединения Израиля Давид превратил иевусейский Иерусалим в сакральный иудейский центр, поместив ковчег завета в скинии на горе Сион (Пс.73:2; Пс.75:3). Пребывание в филистимлянской земле в отрыве от израильской религиозной традиции привело к тому, что израильтяне недоумевали (2Цар.6:20), когда Давид плясал перед Господом (2Цар.6:16), одетый лишь в льняной ефод (2Цар.6:14). В глазах Давида Яхве становился Саваофом (Пс.23:10), приобретая языческие черты главы пантеона богов (Пс.81:1; Пс.134:5;), змееборца (Пс.73:14) и громовержца (Пс.103:3). Однако Давид категорически отвергал человеческие жертвоприношения (Пс.105:38) и служения истуканам (Пс.105:36). Богослужения стали более экзальтированными (Пс.99:2) и музыкальными (1Пар.25:6; Пс.150:3), поскольку стихотворец и музыкант Давид сам сочинял псалмы.

Давид подчинил духовную власть светской, объединив священников под началом первосвященников (2Цар.8:17) и включив их в состав государственного аппарата (писцами и судьями — 1Пар.26:29). Богослужения стали проводиться дважды в день (1Пар.23:30), а ротацию священников определял жребий и очередность (1Пар.25:8). Другие левиты были назначены судьями и писцами в землях западнее и восточнее Иордана .

Давид также намеревался построить для Ковчега Божьего дом — Храм. Не Давид, а лишь его сын осуществит строительство, ибо Давид, участвуя в войнах, пролил слишком много крови (1Пар.22:8). Хотя Давид и не должен был строить Храм, он начал подготавливать строительство, собрал средства и предоставил своему сыну Соломону строительные материалы и планы (2Цар.7; 1Пар.17; 22; 28:1 — 29:21). Поскольку в это время на Израиль, в наказание за исчисление народа, предпринятое Давидом, была послана язва, царь получил через пророка Гада задание возвести алтарь Господу на том месте, где милосердие Божье остановило ангела с мечом, простёртым на Иерусалим, — на гумне Орны иевусеянина. Тем самым Давиду было указано место, на котором Соломон позже начал строительство Храма (2Цар.24; 2Пар.3:1).

Территориальные приобретения

Объединив Израиль, Давид распространил свою экспансию на сопредельные территории. Так он завоевал Моав (2Цар.8:2). Затем Давид начал победоносную войну против арамеев, чьи полукочевые царства (Сува, Дамаск, Беф-Рехова) располагались на территории Сирии (2Цар.8:6). Сирийский поход вывел Давида к берегам Ефрата и обеспечил ему доступ к богатейшим месторождениям меди (2Цар.8:8). На юге он присоединил Идумею (2Цар.8:14).

С аммонитянами при царе Наасе отношения были мирными, но его сын Аннон оскорблением послов Давида спровоцировал войну. Первым же походом Иоав и Авесса разрушили союз между Анноном и призванными им на помощь арамеями (сирийцами), которые после этого окончательно покорились Давиду. Через год Давид взял Равву.

Царство Давида простиралось от Ецион-Гавера на Акабском заливе на юге до границы Емафа на севере и занимало, за исключением узких прибрежных полосок, населённых филистимлянами и финикийцами, все пространство между морем и Аравийской пустыней. Тем самым Израиль в основном достиг границ земли обетованной (Чис.34:2-12; Иез.47:15-20).

Государственное строительство

Обширное царство требовало упорядоченной организации управления и войска. При дворе Давид создал, во многом по египетскому образцу, должности дееписателя и писца (2Цар.8:16 и след.).

Далее мы узнаем о советниках царя (1Пар.27:32-34), о чиновниках, управлявших царским имуществом (27:25-31), и о надзирателе за сбором податей (2Цар.20:24). Наряду с начальниками над отдельными коленами (1Пар.27:16-22) действовали уже упоминавшиеся левитские судьи и чиновники (1Пар.26:29-32). Давид произвёл также всеобщую перепись народа, которое, однако, было противно воле Господней и не было завершено (1Пар.27:23 и след.).

Высшим воинским чином обладали главный военачальник, то есть начальник народного ополчения, которое состояло из 12 воинских подразделений, обязанных служить месячный срок, и начальник личной охраны царя, хелефеев и фелефеев (2Цар.20:23), наёмников критского и филистимского происхождения.

Особое положение занимали храбрые Давида — его спутники со времени бегства от Саула, прославившиеся своими подвигами. Некоторые из них (Иоав, Авесса, Ваней) заняли впоследствии высшие командные должности (2Цар.23:8-39; 1Пар.11:10 — 12:22; 20:4-8).

Гаваонитяне и Мемфивосфей

Когда Давид вопросил Господа о причине трехлетнего голода, он получил наказ искупить старый Саулов долг крови перед гаваонитянами. По требованию последних Давид выдал им двух сыновей и пятерых внуков Саула, которые были подвергнуты жестокой казни. После того как Давид приказал предать земле их останки, «умилостивился Бог над страною»  (2Цар.21:1-14). Давид должен был в этом случае действовать как верховный владыка и судья своего народа, повинуясь требованию Господа, возложившего долг крови Саула на его семью; сам он не питал к роду Саула личной ненависти.

В знак этого Давид призвал Мемфивосфея, хромого сына Ионафана, к своему двору и разрешил ему есть за царским столом вместе со своими сыновьями (2Цар.9). Поскольку Бог даровал ему царство и победу, Давид проявил по отношению к последнему внуку Саула царственное милосердие.

Давид и Вирсавия

Файл:Paris psaulter gr139 fol136v.jpg
Пророк Нафан обличает Давида

На вершине своего могущества, во время войны с аммонитянами, Давид впал в грех. Увидев красивую купающуюся женщину и узнав, что это Вирсавия, жена Урии, одного из его храбрых воинов, Давид, несмотря на это, послал за нею.

Вирсавия была вынуждена подчиниться. Когда царю стало известно, что она ждет от него ребенка, он вызвал её мужа из похода. Однако Урия перед всем двором отказался войти в свой дом, чем спутал планы Давида, надеявшегося, что с прибытием Урии беременность Вирсавии будет связываться с именем её мужа. Давид послал Иоаву приказ отправить Урию в такое место, где бы тот погиб в сражении. И этот полководец, не искупивший ещё грех убийства Авенира, выполнил приказ. Урия пал в бою. По истечении времени траура Вирсавия официально сделалась женою Давида и родила ему сына. Тогда Бог послал к царю пророка Нафана, который объявил приговор: не отступит меч от дома Давида вовеки, и жёны его будут открыто отданы другому. Сын его должен умереть, но смертный приговор самому Давиду будет отменён, ибо он признал свой грех. Прощение распространилось и на брак с Вирсавией, от которой теперь родился преемник Давида — Соломон (2Цар.11:2 — 12:25).

Закат правления

Файл:King david tomb.jpg
Т. н. «Могила царя Давида»

Старший сын Давида Амнон изнасиловал свою родную сестру Фамарь (2Цар.13:14). Давид расстроился, но не стал наказывать своего сына. Видя такую несправедливость, за честь сестры вступился Авессалом и убил своего старшего брата, но, страшась гнева отца, бежал в Гессур (2Цар.13:38), где пробыл три года (970 — 967 год до н. э.). Затем, когда печаль Давида ослабла, Авессалом был прощен и смог возвратиться в Иерусалим. Однако Авессалом окружил себя частной армией и, ощущая свою возросшую популярность среди израильтян, во время религиозной церемонии объявил себя царем (2Цар.19:10). Библия сообщает, что это произошло «по прошествии сорока лет царствования Давида» (2Цар.15:7), то есть практически под самый конец его правления. Поскольку авторитет Давида к этому времени пошатнулся, то он не стал оказывать сопротивление и бежал вместе со своей гвардией из столицы за Иордан. Авессалом начал преследовать своего отца и Лесу Ефремовом произошло решающее сражение, вследствие которого Давид смог вернуть себе трон. Однако власть Давида была еще шаткой, поскольку открылся новый мятеж, который возглавил Савей (2Цар.20:2). Однако Давиду удалось усмирить и этот мятеж, но покой обрести ему все же не удалось. О своих правах на царский трон заявил Адонии (3Цар.1:18) — следующий по старшинству сын Давида. Пророк Нафан и Вирсавия настояли, чтобы дряхлеющий Давид передал власть Соломону, что и было сделано (3Цар.2:1; 1Пар.23:1).

Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет царствования и был погребён в Иерусалиме (3Цар.2:10-11), на горе Сион, где, согласно христианскому преданию, проходила Тайная вечеря[5].

В Новом Завете

Новый Завет видит в Давиде пророка (Деян.2:30) и героя веры (Евр.11:32), мужа по сердцу Божьему и праотца «Сына Давидова» (Деян.13:22 и след.; Мф.1:1,6; Мф.9:27; 15:22; Рим.1:3), Который одновременно есть Давидов Господь, Христос (Мф.22:42-45). В этом исполняются данные Давиду обетования (Лк.1:32,33).

В преданиях

В еврейской традиции


Согласно еврейской традиции из рода Давида должен прийти Мессия, который преобразит мир насилия и эгоизма в мир, где не будет войн, и вся земля наполнится любовью к Богу и к людям.

Давид — царь Израиля, ибо вышедший из Источника, Источнику принадлежит и в Источник вернётся.

Смысловое значение имени Давид (דוד) можно понять через его ивритское написание, где оно является графической формулой, графическим изображением модели Мироздания, состоящей из трёх компонентов (частей), обязанных образовать единую и гармонично уравновешенную конструкцию имеющую центр и две стороны: левую — суд и правую — милосердие.

Давид известен как строитель Храма. Именно он создал на уровне этого мира его духовно — энергетическую модель, реализованную его сыном — царём Соломоном.

Это стало возможным благодаря тождеству духовно — энергетических корней самого Давида и Храма Господня, так же состоящего из этих же компонентов, ибо графическая формула דוד есть формула структурных компонентов самого Храма и Мироздания на уровне этого мира, где суд есть ислам, а милосердие — христианство. И их весовые значения равны, что и есть условие стабильности всего Мира и человечества в частности.

Это значит, что правление Давида способно создать условия, при которых свойства ислама и христианства станут идентичны, то есть величина наказания будет соответствовать величине преступления и главное, — будет общее понятие самого смысла преступления и сути преступного.

И этот духовный корень Давида, охватывающий всё Мироздание, делает его значимым для всех религий общего Храма, в которых он и живёт.

Слово דוד пишется с точкой под буквами ו. Эта точка является противоположностью буквы " י ", открывающей вход в высшие миры, утверждая и показывая перекрытый канал утечки жизненных энергий в «нижний» мир — невозможность образования следующего «нижнего» мира благодаря постоянному стремлению души Давида вверх, к Богу.

В христианстве

В первую очередь вспоминаем как автор Псалмов.

Давид в исламе

Основная статья: Дауд

Образ в искусстве

Файл:Michelangelos David.jpg
Давид — скульптура Микеланджело

Давиду посвящено немало произведений искусства разных эпох и поколений. Например — знаменитая скульптура работы Микеланджело, картины Тициана и Рембрандта, отражающие эпизоды из его жизни, оратория «Царь Давид» французского композитора Артюра Онеггера и т. д.

Седьмого октября 2008 года на горе Сион был установлен бронзовый памятник царю Давиду, полученный израильскими властями в дар от российского благотворительного фонда Святителя Николая чудотворца [6].

Сноски и источники

См. также

Литература

  • Пински, Роберт. Жизнь Давида. М., Текст, 2008.

Ссылки

Предшественник:
Иевосфей
Ишбаал
Израильский царь
КЕЭ             1005 — 965 до н. э.

Jewish Encycl.  1047 — 1017 до н. э.
Эрлихман        972 — 961 до н. э.

Преемник:
Соломон
Шломо




ace:Daud ar:داود az:Davud peyğəmbər be:Давыд, цар ізраільска-іудзейскі bg:Давид bn:দাউদ br:David (roue Israel) ca:David cs:David (biblická postava) cy:Dafydd (brenin) da:Kong Davidel:Δαβίδeo:Davidofa:داوود fi:Daavidfur:Davide gl:David hak:Thai-ví-vònghi:दाउद hr:Kralj David hu:Dávid zsidó király id:Daudja:ダビデ ko:다윗 ku:Dawid la:David (rex) lt:Dovydas mk:Давид ml:ദാവീദ് nl:Koning David nn:David I av Israel no:David av Israel pdc:Daafit pl:Dawid (król Izraela) pt:David ro:David (Israel) sco:Davidsk:Dávid (biblická postava) so:Nabi Daa'uud C.S. sq:Mbreti David sr:Краљ Давид sv:Kung David sw:Daudi (Biblia) th:เดวิด tl:David tr:Davudvi:David wo:Daawudazh:大衛

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация