Далила

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Delete this category, not in RUB)
Строка 88: Строка 88:
[[Категория:Женщины в ТаНаХе]]
[[Категория:Женщины в ТаНаХе]]
-
[[Категория:Злодейки]]
+
-
[[Категория:Блудницы в религии]]
+
-
[[Категория:Филистимляне]]
+
[[ar:دليلة]]
[[ar:دليلة]]

Версия 20:39, 3 ноября 2010

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии



Дали́ла (ивр. דְּלִילָה‎, Длила́)
Файл:Rembrandt's circle samson.jpg
«Cамсон и Далила»
неизвестный художник, круг Рембрандта. Ок. 1630 г.
Пол: женский
Период жизни: ок. XII век до н. э.
Толкование имени: евр. возможно, «ниспадающие волосы», «кудри»; другие попытки объяснения — от арабского dalla, «соблазнять», «кокетничать»; укороченное теофорное имя, сходное с аккадским Daill Ishtar, «слава (краса, великолепие) Иштар»[1]
В иных культурах: русская форма: Далида
Местность: Палестина
Занятие: блудница
Происхождение: филистимлянка

Упоминания:

Суд.16:4-22
Супруг: Самсон
Характерные черты: красавица, предательница

Далила (в Синодальном переводе Далида; ок. XII век до н. э., ивр. דלילה‎) — в Ветхом Завете женщина-филистимлянка, обольстившая и предавшая Самсона. Её имя стало синонимом предательницы.

Содержание

Библейское повествование

Рассказ о Далиде содержится в ветхозаветной Книге Судей, где она описывается как возлюбленная Самсона: «полюбил он одну женщину, жившую на долине Сорек; имя ей Далида»  (Суд.16:4). Библия рассказывает, что филистимляне с помощью Далиды смогли пленить Самсона. Для этого она по их поручению хитростью и лаской узнала у Самсона секрет его силы: «К ней пришли владельцы Филистимские и говорят ей: уговори его, и выведай, в чём великая сила его и как нам одолеть его, чтобы связать его и усмирить его; а мы дадим тебе за то каждый тысячу сто [сиклей] серебра»  (Суд.16:5). Далида трижды спрашивала Самсона о его секрете, но он каждый раз давал ей вымышленные ответы (связать его семью сырыми тетивами; новыми веревками, которые не были в деле; воткать семь кос с его головы в ткань).

Применив своё женское обаяние, Далида всё же смогла узнать его секрет:

« И сказала ему [Далида]: как же ты говоришь: «люблю тебя», а сердце твое не со мною? вот, ты трижды обманул меня, и не сказал мне, в чём великая сила твоя. И как она словами своими тяготила его всякий день и мучила его, то душе его тяжело стало до смерти. И он открыл ей всё сердце своё, и сказал ей: бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди
»


«И усыпила его [Далида] на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его»  (Суд.16:19), после чего Самсон был схвачен филистимлянами и ослеплён.

В религиозной традиции

В христианстве

Христианские богословы, трактуя Книгу Судей, акцентируют на примере с Далилой значимость борьбы с плотской страстью:

Столько-то борьба с похотию труднее подвига в воинских рядах! Того, кто так доблестно был мужествен, и прославился чудными подвигами, соделало пленником сластолюбие. Оно лишило его и божественной благодати.

— Феодорит Кирский, Толкование на книгу Судей

Иоанн Златоуст приводит образ Далилы как образец действий злых женщин: «Кит сохранил невредимым Иону во чреве; Далида же, остригши и связавши Самсона, предала его иноплеменникам». Объяснение такого поведения святитель видит во вмешательстве дьявола: «Издревле в раю диавол уязвил Адама женщиною… женщиною мужественнейшего Самсона ослепил…».[2] Также Златоуст приводит Далилу как образец женского коварства:

Посмотри на Далиду, которая, связав сильного Самсона, предала его иноплеменникам; она предала иноплеменникам своего супруга, которого любила, ласкала, которому говорила, что любила его больше, чем себя. Того, кого вчера любила, ныне обольщает, кого вчера согревала лобзанием, ныне, обольщая, предает смерти.

Иоанн Златоуст, Слово святого Иоанна Златоуста на день усекновения главы Святого Предтечи Господня Иоанна

В культуре

Файл:Francesco Morone 001.jpg
Франческо Мороне. «Самсон и Далила»

В музыке

  • Самсон и Далила (опера)

В литературе

  • Йоханнес Линнанкоски - Самсон и Далила (Simson ja Delila) (драма, 1911)

В кинематографе

  • 1949 — Самсон и Далила / англ. Samson and Delilah, реж.

Примечания

Cм. также

  • Иуда Искариот
  • Танкред и Эрминия (Торквато Тассо, «Освобожденный Иерусалим»)
  • Далида (певица)

Ссылки



ar:دليلة cs:Delílahu:Delilanl:Delila pl:Dalila pt:Dalila sv:DelilaУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках