Дания (История евреев Дании)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4 | АВТОР1 = | АВТОР2 = | АВТОР3 = | СУПЕРВАЙЗЕР = | ПРОЕКТ = | ПОДТЕМА = | К…»)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
-
| АВТОР2 =
+
| АВТОР2 =Л.Гроервейдл
| АВТОР3 =  
| АВТОР3 =  
| СУПЕРВАЙЗЕР =  
| СУПЕРВАЙЗЕР =  
Строка 8: Строка 8:
| КАЧЕСТВО  =  
| КАЧЕСТВО  =  
| УРОВЕНЬ  =  
| УРОВЕНЬ  =  
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =5.06.2012
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
-
}}'''Да́тские евре́и''' — еврейская община [[Дания|Дании]]. Первые евреи появились в Дании в 1623 году, когда король [[Кристиан IV (король Дании)|Кристиан IV]] пригласил евреев из [[Амстердам]]а поселиться в его стране. Главной причиной приглашения евреев в Данию стала необходимость развития экономики.
+
}}
 +
Дания была первой из скандинавских стран, на территории которой поселились евреи.
-
== История ==
+
== Первые евреи в Дании в начале XVII века ==
-
В [[Искусство Средневековья|средневековом датском искусстве]], содержатся еврейские образы. Еврейский образ в тот период, это человек в остроконечной шляпе. На самом же деле, в тот период евреи в Дании не жили, обусловлено это было постулатами заключенной в 1536 [[Реформация в Дании|Датской реформации]].
+
Нет никаких свидетельств пребывания евреев в Дании в средние века. В 1536 году евреям вместе с католиками был запрещен въезд в Данию.
-
(переход от [[католицизм]]а, к [[Лютеранство|лютеранству]])
+
[[Файл:Kristian IV av Danmark, malning av Pieter Isaacsz 1611-1616.jpg|250px|right|thumb|Король Кристиан IV ]]
 +
Когда Кристиан IV (1588–1648) основал Глюкштадт на реке Эльба в Шлезвиг-Гольштейне, он позволил еврейскому купцу Альберту Дионису Минту там поселиться (в 1619 г.). Ему было поручено организовать монетный двор в Глюкштадте. Минт это сделал, и в Дании появились свои монеты.  
-
Первые евреи поселились на территории Дании в 1622 году, по приглашению датского короля [[Кристиан IV (король Дании)|Кристиан IV]]. В 1622 году, Кристиан послал приглашение [[сефарды|евреем-сефардам]] из [[Амстердам]]а и [[Гамбург]]а, евреям предлагалось поселится в основном недавно городе [[Глюкштадт]], располагающимся на реке [[Эльба]]. (Сейчас этот город входит в состав земли [[Шлезвиг-Гольштейн]], в [[Германия|Германии]].)
+
Разрешение на въезд было распространено на несколько других евреев.
 +
 
 +
В послании от 25 ноября 1623 г. Кристиан IV пригласил португальских евреев [[Амстердам]]а и [[Гамбург]]а селиться в Дании, обещая им, кроме других привилегий, свободу вероисповедания, право на проведение частных богослужений и содержание своих собственных кладбищ.
 +
 
 +
Власти Глюкштадта привлекали португальских евреев, разрешая заниматься кораблестроением, что было запрещено в городах Ганзейского союза. В Глюкштадте и Эмдене евреи были известны как моряки в семнадцатом веке. В Глюкштадте Паулу Мельао построили корабль для себя в 1628 году, во многом против воли местных судостроителей.
 +
 
 +
В Альтоне, а позднее в [[Копенгаген]]е португальские евреи участвовали в строительстве кораблей.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/12847 Статья "мореходство" в ЭЕЭ на основании КЕЭ, том 5, кол. 464–459]</ref>
 +
 
 +
Евреи были активны в Дании в семнадцатом веке в качестве финансистов и ювелиров королевской семьи. Беньямин Муссафия, автор ''талмуд''ического словаря ''Мусаф hа-Арух'', был назначен врачом королевской семьи в 1646 году.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Denmark.html Denmark. By Jacqueline Shields in Jewish virtual library]</ref>
 +
 
 +
Альберт Дионис Минт вырос до особого статуса в рамках датского королевского двора, по-видимому, являясь источником кредита для амбициозных проектов.
 +
 
 +
== Жизнь еврейских общин в XVII веке ==
 +
Габриэль Гомес, который также достиг этого статуса, советовал Фредерику III (1648–1670) дать общее разрешение для [[сефард]]ских евреев на проживание в Дании в целях ведения торговли.
 +
 
 +
Но король был намерен сократить еврейское присутствие. В рескрипте от 6 февраля 1651 он упомянул закон об обязательности лютеранской веры в Дании и приказал, чтобы ни один еврей не прибывал в Данию без специального паспорта ("Geleitsbrief"), и чтобы те, кто уже находится в стране, были подвергнуты большим штрафам, если они не уезжали в течение четырнадцати дней.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/articles/5090-denmark DENMARK. In Jewish encyclopedia]</ref>
 +
 
 +
После неудачной для Дании Тридцатилетней войны король Фредерик III остро нуждался в деньгах. Авраам (Диего) де Матос Техейра, который проживал в [[Гамбург]]е, в 1657 году одолжил ему большую сумму денег,<ref>Назад он их не получил и продал недвижимость и земли, бывшие залогом, с большим убытком.</ref> в том числе при условии, что бедственное положение евреев-[[сефард]]ов было облегчено. Это означало, что ранее строгий запрет на иммиграцию и переселение евреев в Дании будет отменен в пользу евреев-[[сефард]]ов.
 +
 
 +
Король учредил привилегию для "португальских купцов еврейской веры" свободно ездить по Дании и торговать там, что открыло дверь для большой иммиграции. Эта привилегия была подтверждена 14 декабря 1670 Христианом V, который впоследствии расширил её действие 30 июля 1684 г.
 +
 
 +
Хотя она была ограничена [[сефард]]ами, сколько-то [[ашкеназ]]ов получили письма на право безопасного прохода и поселились в королевстве в ближайшие после этого годы. Первыми из них были богатые евреи-ювелиры и торговцы табачными изделиями, чаем, кофе и шоколадом из Германии. Была создана еврейская община, объединявшая города Алтона, Гамбург, Вандсбек.
 +
 
 +
В организованной в это время Национальной библиотеке были книги на [[иврит]]е. Указом короля евреям города Алтона была дарована свободная торговля в Норвегии и Шлезинг-Гольштейне, присоединенных к Дании.
 +
 
 +
Особо следует отметить историю Габриэля Милана, который обратился в христианство и стал губернатором датской Вест-Индии в 1684 году, только чтобы быть казнённым в 1689 году за коррупцию и злоупотребление служебным положением.
 +
 +
Еврейские общины существовали в XVII в. в герцогствах Шлезвиг и Гольштейн, принадлежавших тогда Дании.
 +
 
 +
В 1660-х годах король назначил ашкеназского еврея ''Аарона Гольдзихера'' сборщиком таможенных пошлин.
 +
 
 +
Первая еврейская община в самой Дании была основана в недавно созданной городе Фредериция в 1682 году, а в 1684 году [[ашкеназ]]ская община была основана в Копенгагене.
 +
 
 +
Начиная с 1684 года немецкий еврей Мейер Гольдшмидт и его семья на протяжении 50 лет определяли успех и влияние общины в Дании. Став придворным ювелиром, Гольдшмидт добился последующего расширения прав евреев. С его именем связаны постройка [[синагоги]] в Копенгагене, покупка земли под еврейские кладбища. Вместе с тем, правительством были утверждены денежные квоты для иммигрантов, чтобы ограничить приток бедных евреев из соседних стран.
 +
 
 +
== Датские евреи в XVIII веке ==
 +
Синагоги [[Копенгаген]]а, Алтоны и других городов стали "смешанными" после прибытия [[ашкеназ]]ских евреев. Там сочетали разные традиции в ведении службы и чтении [[Тора|Торы]].
 +
 
 +
В течение XVIII века<ref>В период, известный в Дании как "времена мрачного христианства" - см. сказки Андерсена.</ref> действовали различные ограничения и притеснения евреев. В 1726 году был принят закон, разрешающий евреям селиться в Копенгагене только при наличии у него не менее тысячи талеров? или постройки им за свой счёт дома определённого размера или открытия мануфактуры определённой отрасли.<ref>Дания была озабочена созданием хоть какой-нибудь промышленности, будучи в это время практически исключительно аграрно-морской страной.</ref> Были запреты евреям нанимать слуг-христиан. Еврейским детям запретили ходить в христианские школы.
 +
 
 +
В 1728 году появился даже королевский указ, который приказал всем евреям, жившим в Копенгагене, являться каждый четверг в одну из церквей и слушать там проповеди. Но он был вскоре отменён за невозможностью осуществления.
 +
 
 +
Была введена специальная публичная клятвы для евреев на верность, сопровождаемая унизительным ритуалом, и ряд других ограничений, например, дискриминация при приеме на медицинский факультет Копенгагенского университета.
 +
 
 +
Но евреи не должны были жить в [[гетто]] и имели значительную степень самоуправления. Судя по искусству и литературе того времени частности, датско-норвежского драматурга Людвига Хольберга), эти ранние общины держались обособленно.
 +
 
 +
В 1750 году королевская привилегия была возобновлена, так что [[сефард]]ские евреи могли свободно путешествовать по стране. А так называемым немецким евреям было нужно специальное разрешение для каждого человека, чтобы обосноваться в стране. Они выдавались только на основании личного богатства.
 +
 
 +
В 1782 г. в Дании жили 1830 евреев (из них 1503 в Копенгагене), которые занимались торговлей и ремеслами (в частности, ювелирным делом).
 +
 
 +
Им запрещалось вступать в купеческие гильдии, торговать вразнос по домам, а ставка по ипотечным кредитам была ограничена 4%. В основном они торговали старьём и серебром, занимались обменом денег и т.п. Евреям разрешалось также открывать мануфактуры, но лишь у немногих членов общины хватало для этого денег.
 +
 
 +
Экономическое положение евреев значительно ухудшилось. Запрет еврейским детям учиться в христианских школах привёл к тому, что большинство иммигрантских семей были бедны и необразованны.
 +
 
 +
Когда [[Ѓаскала|еврейское просвещение]] достигло Дании в конце XVIII века, король ввел ряд реформ с целью облегчения интеграции евреев в датское общества. Евреям было разрешено присоединиться к ремесленным и торговым гильдиям, учиться в университете, покупать недвижимость, служить в армии, а также создавать школы.
 +
[[Файл:Mendel_Levin_Nathanson_1861_by_Rudolph_Striegler.jpg|250px|right|thumb|Мендель Левин Натансон - еврейский просветитель из Дании. (С) Фото из датского раздела Википедии. ]]
 +
29 сентября 1788 года было разрешено евреям отдавать мальчиков в обучение ремёслам.
 +
Однако датские ремесленники не хотели брать еврейских детей в ученики. А когда начали брать, над ними там издевались ученики-христиане.
 +
 
 +
Евреи не торопились отдавать своих детей в такую науку, опасаясь чуждого религиозного влияния. Так что основной профессиональной ориентацией еврейских детей оставалась торговля.
 +
 
 +
В 1793 году братья Кантор создали компанию профессионального образования еврейских подростков. В ней участвовали и евреи, и христиане. Им удалось начать подготовку еврейских ремесленников.
 +
 
 +
Около 1800 г. они убедили евреев поступать в христианских школах и создали колледж для воспитания детей из еврейских семей. Купец, впоследствии государственный советник Мендель Левин Натансон был движущей силой в усилиях по улучшению условий получения образования в еврейских семьях в Дании. Параллельно с ним Давид Амсель Мейер создал бесплатные школы для мальчиков, а затем школу для девочек.<ref>Ovenstående to afsnit stammer fra J. Davidsens Fra det gamle Kongens Kjøbenhavn, 2. del, Gyldendal, 1881, s. 238-243</ref>
-
Первым евреем, которому было позволено поселится в Датском королевстве был купец [[Дионис, Альберт|Альберт Дионис Минт]], который должен был организовать монетный двор, на этом дворе выпускались [[денинги]], [[делеры]] и [[дукаты]]. Спустя некоторое время, король разрешил въехать в страну другим евреям. Первые евреи Дании были заняты в основном, в сфере [[Торговля|торговли]], [[Экономика|экономики]], [[Ювелирные изделия|производства ювелирных изделий]], также они были заняты при королевском дворе. В [[1628 год]]у, статус евреев Дании был закреплен на законодательном уровне. Евреи Дании не обязаны были носить традиционную еврейскую одежду и селиться в [[гетто]], кроме того евреям было разрешено исповедовать [[иудаизм]].
 
-
Евреи-финансисты, предоставляли королевскому двору Дании кредиты, на различные нужды, такие например как ведение войн.
 
== Период немецкой оккупации ==
== Период немецкой оккупации ==
{{Также|Дания во Второй мировой войне}}
{{Также|Дания во Второй мировой войне}}
Строка 32: Строка 95:
Точное количество евреев, живущих в Дании, в настоящее время неизвестно. Согласно реестрам датских синагог, насчитывается около 2,500 представителей.  Однако предполагаемое количество людей, относящих себя к евреям, может достигать  7000-9000 со всего населения в 5.5 миллионов человек. Практически все евреи весьма удачно интегрировались в датское общество{{нет АИ|25|07|2011}}.
Точное количество евреев, живущих в Дании, в настоящее время неизвестно. Согласно реестрам датских синагог, насчитывается около 2,500 представителей.  Однако предполагаемое количество людей, относящих себя к евреям, может достигать  7000-9000 со всего населения в 5.5 миллионов человек. Практически все евреи весьма удачно интегрировались в датское общество{{нет АИ|25|07|2011}}.
-
== Примечания ==
+
== Источники ==
-
<references/>
+
* [http://www.eleven.co.il/article/11366 Статья "Дания" в ЭЕЭ на основании КЕЭ, том 2, кол. 282–284]
-
== Ссылки ==
+
* [http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_the_Jews_in_Denmark Статья "History of the Jews in Denmark" в английском разделе Википедии]
-
* [http://www.eleven.co.il/article/11366 Дания в ЭЕЭ]
+
* [http://da.wikipedia.org/wiki/Jøder_i_Danmark Статья "Jøder i Danmark" в датском разделе Википедии]
-
* [http://mishpoha.org/n23/23a11.shtml ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОЙ СЕМЬИ В ДАНИИ]
+
* [http://mishpoha.org/n23/23a11.shtml Бенжамин БЛЮДНИКОВ и Гирш РАЙХЕЛЬСОН. ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОЙ СЕМЬИ В ДАНИИ. Мишпоха №23]
 +
* [http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Denmark.html Denmark. By Jacqueline Shields in Jewish virtual library]
 +
* [http://www.jewishencyclopedia.com/articles/5090-denmark DENMARK. In Jewish encyclopedia]
* [http://sonia-stasina.livejournal.com/352829.html Датский феномен]
* [http://sonia-stasina.livejournal.com/352829.html Датский феномен]
-
{{перевести|en|History of the Jews in Denmark}}
+
== Литература ==
 +
* A. D. Cohen, De, Mosaiske Troesbekenderes Stilling i Danmark, Odense, 1837;
 +
* M. L. Nathanson, Historisk Fremstilling af Jödernes Forhold og Stilling i Danmark, Copenhagen, 1860;
 +
* M. A. Levy (and D. Simonsen), in an appendix to the Danish translation of Kayserling's Jüd. Gesch.: Jödernes Historie, pp. 275-290, Copenhagen, 1890;
 +
* I. P. Trap, Statistisk Topografisk Beskrivelse af Danmark, Copenhagen, 1860;
 +
Danmarks Statistik (Census) Folkemaengden 1894, Copenhagen, 1896.
-
+
Примечания
-
[[Категория:История евреев по странам]]
+
{{Примечания}}
-
[[cs:Židé v Dánsku]]
+
{{WikiCopyRight}}
-
[[da:Jøder i Danmark]]
+
 
-
[[en:History of the Jews in Denmark]]
+
[[Категория:История еврейского народа]]
-
[[he:יהדות דנמרק]]
+
[[Категория:Евреи в Европе]]
-
[[tr:Danimarka'daki Yahudilerin tarihi]]{{WikiCopyRight}}[[Категория:требует категоризации]]
+
[[Категория:История евреев в новое время]]
 +
[[Категория:История евреев по странам]]

Версия 17:46, 6 июня 2012

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Л.Гроервейдл
Дата создания: 5.06.2012

Дания была первой из скандинавских стран, на территории которой поселились евреи.

Содержание

Первые евреи в Дании в начале XVII века

Нет никаких свидетельств пребывания евреев в Дании в средние века. В 1536 году евреям вместе с католиками был запрещен въезд в Данию.

Когда Кристиан IV (1588–1648) основал Глюкштадт на реке Эльба в Шлезвиг-Гольштейне, он позволил еврейскому купцу Альберту Дионису Минту там поселиться (в 1619 г.). Ему было поручено организовать монетный двор в Глюкштадте. Минт это сделал, и в Дании появились свои монеты.

Разрешение на въезд было распространено на несколько других евреев.

В послании от 25 ноября 1623 г. Кристиан IV пригласил португальских евреев Амстердама и Гамбурга селиться в Дании, обещая им, кроме других привилегий, свободу вероисповедания, право на проведение частных богослужений и содержание своих собственных кладбищ.

Власти Глюкштадта привлекали португальских евреев, разрешая заниматься кораблестроением, что было запрещено в городах Ганзейского союза. В Глюкштадте и Эмдене евреи были известны как моряки в семнадцатом веке. В Глюкштадте Паулу Мельао построили корабль для себя в 1628 году, во многом против воли местных судостроителей.

В Альтоне, а позднее в Копенгагене португальские евреи участвовали в строительстве кораблей.[1]

Евреи были активны в Дании в семнадцатом веке в качестве финансистов и ювелиров королевской семьи. Беньямин Муссафия, автор талмудического словаря Мусаф hа-Арух, был назначен врачом королевской семьи в 1646 году.[2]

Альберт Дионис Минт вырос до особого статуса в рамках датского королевского двора, по-видимому, являясь источником кредита для амбициозных проектов.

Жизнь еврейских общин в XVII веке

Габриэль Гомес, который также достиг этого статуса, советовал Фредерику III (1648–1670) дать общее разрешение для сефардских евреев на проживание в Дании в целях ведения торговли.

Но король был намерен сократить еврейское присутствие. В рескрипте от 6 февраля 1651 он упомянул закон об обязательности лютеранской веры в Дании и приказал, чтобы ни один еврей не прибывал в Данию без специального паспорта ("Geleitsbrief"), и чтобы те, кто уже находится в стране, были подвергнуты большим штрафам, если они не уезжали в течение четырнадцати дней.[3]

После неудачной для Дании Тридцатилетней войны король Фредерик III остро нуждался в деньгах. Авраам (Диего) де Матос Техейра, который проживал в Гамбурге, в 1657 году одолжил ему большую сумму денег,[4] в том числе при условии, что бедственное положение евреев-сефардов было облегчено. Это означало, что ранее строгий запрет на иммиграцию и переселение евреев в Дании будет отменен в пользу евреев-сефардов.

Король учредил привилегию для "португальских купцов еврейской веры" свободно ездить по Дании и торговать там, что открыло дверь для большой иммиграции. Эта привилегия была подтверждена 14 декабря 1670 Христианом V, который впоследствии расширил её действие 30 июля 1684 г.

Хотя она была ограничена сефардами, сколько-то ашкеназов получили письма на право безопасного прохода и поселились в королевстве в ближайшие после этого годы. Первыми из них были богатые евреи-ювелиры и торговцы табачными изделиями, чаем, кофе и шоколадом из Германии. Была создана еврейская община, объединявшая города Алтона, Гамбург, Вандсбек.

В организованной в это время Национальной библиотеке были книги на иврите. Указом короля евреям города Алтона была дарована свободная торговля в Норвегии и Шлезинг-Гольштейне, присоединенных к Дании.

Особо следует отметить историю Габриэля Милана, который обратился в христианство и стал губернатором датской Вест-Индии в 1684 году, только чтобы быть казнённым в 1689 году за коррупцию и злоупотребление служебным положением.

Еврейские общины существовали в XVII в. в герцогствах Шлезвиг и Гольштейн, принадлежавших тогда Дании.

В 1660-х годах король назначил ашкеназского еврея Аарона Гольдзихера сборщиком таможенных пошлин.

Первая еврейская община в самой Дании была основана в недавно созданной городе Фредериция в 1682 году, а в 1684 году ашкеназская община была основана в Копенгагене.

Начиная с 1684 года немецкий еврей Мейер Гольдшмидт и его семья на протяжении 50 лет определяли успех и влияние общины в Дании. Став придворным ювелиром, Гольдшмидт добился последующего расширения прав евреев. С его именем связаны постройка синагоги в Копенгагене, покупка земли под еврейские кладбища. Вместе с тем, правительством были утверждены денежные квоты для иммигрантов, чтобы ограничить приток бедных евреев из соседних стран.

Датские евреи в XVIII веке

Синагоги Копенгагена, Алтоны и других городов стали "смешанными" после прибытия ашкеназских евреев. Там сочетали разные традиции в ведении службы и чтении Торы.

В течение XVIII века[5] действовали различные ограничения и притеснения евреев. В 1726 году был принят закон, разрешающий евреям селиться в Копенгагене только при наличии у него не менее тысячи талеров? или постройки им за свой счёт дома определённого размера или открытия мануфактуры определённой отрасли.[6] Были запреты евреям нанимать слуг-христиан. Еврейским детям запретили ходить в христианские школы.

В 1728 году появился даже королевский указ, который приказал всем евреям, жившим в Копенгагене, являться каждый четверг в одну из церквей и слушать там проповеди. Но он был вскоре отменён за невозможностью осуществления.

Была введена специальная публичная клятвы для евреев на верность, сопровождаемая унизительным ритуалом, и ряд других ограничений, например, дискриминация при приеме на медицинский факультет Копенгагенского университета.

Но евреи не должны были жить в гетто и имели значительную степень самоуправления. Судя по искусству и литературе того времени (в частности, датско-норвежского драматурга Людвига Хольберга), эти ранние общины держались обособленно.

В 1750 году королевская привилегия была возобновлена, так что сефардские евреи могли свободно путешествовать по стране. А так называемым немецким евреям было нужно специальное разрешение для каждого человека, чтобы обосноваться в стране. Они выдавались только на основании личного богатства.

В 1782 г. в Дании жили 1830 евреев (из них 1503 в Копенгагене), которые занимались торговлей и ремеслами (в частности, ювелирным делом).

Им запрещалось вступать в купеческие гильдии, торговать вразнос по домам, а ставка по ипотечным кредитам была ограничена 4%. В основном они торговали старьём и серебром, занимались обменом денег и т.п. Евреям разрешалось также открывать мануфактуры, но лишь у немногих членов общины хватало для этого денег.

Экономическое положение евреев значительно ухудшилось. Запрет еврейским детям учиться в христианских школах привёл к тому, что большинство иммигрантских семей были бедны и необразованны.

Когда еврейское просвещение достигло Дании в конце XVIII века, король ввел ряд реформ с целью облегчения интеграции евреев в датское общества. Евреям было разрешено присоединиться к ремесленным и торговым гильдиям, учиться в университете, покупать недвижимость, служить в армии, а также создавать школы.

Файл:Mendel Levin Nathanson 1861 by Rudolph Striegler.jpg
Мендель Левин Натансон - еврейский просветитель из Дании. (С) Фото из датского раздела Википедии.

29 сентября 1788 года было разрешено евреям отдавать мальчиков в обучение ремёслам. Однако датские ремесленники не хотели брать еврейских детей в ученики. А когда начали брать, над ними там издевались ученики-христиане.

Евреи не торопились отдавать своих детей в такую науку, опасаясь чуждого религиозного влияния. Так что основной профессиональной ориентацией еврейских детей оставалась торговля.

В 1793 году братья Кантор создали компанию профессионального образования еврейских подростков. В ней участвовали и евреи, и христиане. Им удалось начать подготовку еврейских ремесленников.

Около 1800 г. они убедили евреев поступать в христианских школах и создали колледж для воспитания детей из еврейских семей. Купец, впоследствии государственный советник Мендель Левин Натансон был движущей силой в усилиях по улучшению условий получения образования в еврейских семьях в Дании. Параллельно с ним Давид Амсель Мейер создал бесплатные школы для мальчиков, а затем школу для девочек.[7]


Период немецкой оккупации

См. также статью: Дания во Второй мировой войне

9 апреля 1940 года германские войска, вторглись на территорию Дании (в рамках Датско-Норвежской операции), не смотря на то, что Дания сохраняла нейтралитет.[8] Благодаря соглашению, подписанному между Данией и Германией, страна сохраняла свое государственное устройство. Кристиан X оставался королём, датское правительство и парламент, продолжали функционировать, в период с 1940 по 1943 год.[9] В 1943 году, датские подпольщики активизировали свою деятельность против немецких оккупантов. В ответ на это, немцы распустили датское правительство и объявили в стране военное положение.[10]

Послевоенный период

Точное количество евреев, живущих в Дании, в настоящее время неизвестно. Согласно реестрам датских синагог, насчитывается около 2,500 представителей. Однако предполагаемое количество людей, относящих себя к евреям, может достигать 7000-9000 со всего населения в 5.5 миллионов человек. Практически все евреи весьма удачно интегрировались в датское общество.

Источники

Литература

  • A. D. Cohen, De, Mosaiske Troesbekenderes Stilling i Danmark, Odense, 1837;
  • M. L. Nathanson, Historisk Fremstilling af Jödernes Forhold og Stilling i Danmark, Copenhagen, 1860;
  • M. A. Levy (and D. Simonsen), in an appendix to the Danish translation of Kayserling's Jüd. Gesch.: Jödernes Historie, pp. 275-290, Copenhagen, 1890;
  • I. P. Trap, Statistisk Topografisk Beskrivelse af Danmark, Copenhagen, 1860;

Danmarks Statistik (Census) Folkemaengden 1894, Copenhagen, 1896.

Примечания

  1. Статья "мореходство" в ЭЕЭ на основании КЕЭ, том 5, кол. 464–459
  2. Denmark. By Jacqueline Shields in Jewish virtual library
  3. DENMARK. In Jewish encyclopedia
  4. Назад он их не получил и продал недвижимость и земли, бывшие залогом, с большим убытком.
  5. В период, известный в Дании как "времена мрачного христианства" - см. сказки Андерсена.
  6. Дания была озабочена созданием хоть какой-нибудь промышленности, будучи в это время практически исключительно аграрно-морской страной.
  7. Ovenstående to afsnit stammer fra J. Davidsens Fra det gamle Kongens Kjøbenhavn, 2. del, Gyldendal, 1881, s. 238-243
  8. Хубач, Вальтер. Захват Дании и Норвегии. Операция «Учение Везер». 1940—1941 = Die Deutsche Besetzung von Danemark und Norwegen 1940. — Центрполиграф, 2006. — С. 8. — 460 с. — (За линией фронта. Военная история). — ISBN 5952424465
  9. История. Проверено 15 апреля 2011.
  10. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ХОЛОКОСТА Спасение евреев. Проверено 15 апреля 2011.

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация