Дан (библейский город)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад)
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад)
м (переименовал «Дан (Древний Израиль)» в «Дан (библейский город)»)

Версия 14:49, 15 апреля 2012

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Достопримечательность
Тель Дан
תל דן
Тель Дан, руины Железного века, вид на ворота Южной стены
Страна Израиль
Дата основания 4500 г. до н.э.
Дата упразднения 733 г. до н. э.
Известные насельники культуры неолита, ханаан, израильтяне
Состояние руины
Сайт Официальный сайт

Координаты: 33°14′56.4″ с. ш. 35°39′07.2″ в. д. / 33.249° с. ш. 35.652° в. д. (G) (O)

Дан (דָּן) — еврейский библейский город в долине Хула близ истоков реки Иордан; первоначально назывался Лаиш и находился под властью финикийского города Сидон.

История

Евреи из колена Дана (см. также Колена Израилевы) захватили город и дали ему название Дан (Суд. 18:29). С тех пор Дан рассматривался как крайний северный пункт Страны Израиля (Суд. 20:1). Даниты построили в городе святилище, где было установлено изваяние (песел), захваченное ими у некоего Михи (или Михайху) «с горы Эфраима» (Суд. 17:1), и где совершалась служба до угона жителей Дана в Ассирию (см. Пленение ассирийское) Тиглатпаласаром III в 733 г. до н. э. (Суд. 18:30). Дан как культовый центр на севере Эрец-Исраэль противостоял Шило, а затем Иерусалиму, где находился Ковчег Завета и где служили потомки Аарона, тогда как жрецами святилища в Дане были, видимо, потомки Моисея. Так, Талмуд (ББ. 109б) толкует имя Менашше (которым в Суд. 18:30 назван дед родоначальника жрецов Дана) как видоизменение имени Моше, то есть Моисея.

После раскола царства Соломона царь Израиля Иоровам I (10 в. до н. э.), стремясь покончить с культовой зависимостью от Иерусалима, установил в Дане (а также в Бет-Эле) золотых тельцов (I Ц. 12:28, 29, 32) в противоположность имевшимся в Иерусалимском храме херувимам. Таким образом, Дан превратился в один из двух культовых центров Израильского царства, в которых не херувимы, а золотые тельцы служили символом присутствия Бога.

При преемнике Иоровама — Баше — Дан, через который проходил путь всех завоевателей, вторгавшихся в Израиль с севера, был разрушен царем Арам-Даммесека (см. Арамеи) Бен-Хададом. В эллинистический период Дан, по-видимому, назывался Антиохией и был самым северным городом на территориях, завоеванных Александром Яннаем.

Постепенно Дан пришел в упадок и превратился в деревню; Евсевий (4 в. н. э.) упоминает Кфар-Дан. Память о библейском Дане сохранилась в названии Мивцар-Дан, которое евреи, жившие в 11-12 вв. в Баниасе, дали своему городу.

Файл:Tel Dan - Canaanite Gate.jpg
Тел Дан — Раскопки и реконструкция Восточных ворот эпохи Бронзового века

Раскопки

Раскопки, систематически ведущиеся с 1966 г. на месте древнего Дана (Тель-Дан, площадь около 200 дунамов), позволили установить, что уже с древнебронзового века (2900—2200 гг. до н. э.) здесь существовало поселение. К 18 в. до н. э. относится самый большой из известных в стране мощный крепостной вал с гласисом, характерным для строительства периода гиксосов. Город неоднократно разрушался, но вновь отстраивался. Завоевание в 12 в. до н. э. коленом Дана сопровождалось разрушением города. В эпоху единого царства и в годы правления Иоровама Дан сильно разрастается, и строения выходят за пределы городских стен. После разрушения Бен-Хададом город восстанавливается и достигает своего наибольшего расцвета в конце 10 в. — начале 9 в. В 8 в. до н. э. сильное землетрясение разрушило Дан. В 733 г. город был разрушен ассирийскими завоевателями. Последний археологический слой, содержащий следы поселения конца израильского — начала персидского периода (7-6 вв. до н. э.), почти совершенно уничтожен поздним кладбищем, существовавшим на этом месте.

Наиболее интересными археологическими объектами, обнаруженными при раскопках Дана, являются уже упомянутый крепостной вал, а также четырехугольное культовое возвышение (бама; 18,7 × 18,2 м), образованное стенами из тесаного камня 1,5-2,3 м толщиной, пространство между которыми заполнено камнями. Это возвышение было построено во времена Иоровама на месте насыпи, существовавшей уже в среднебронзовом веке; при Ахаве с юга к возвышению были пристроены монументальные ступени. В эллинистическую эпоху площадь возвышения была увеличена. В Библии неоднократно упоминаются культовые «высоты», однако «высота» в Тель-Дане является лишь второй из обнаруженных до сих пор (первая была найдена в Мегиддо и имеет круглую форму). Интерес представляют также остатки городских ворот и ведущая к ним мощеная улица периода Иоровама.

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ДАН в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация