Двинск (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Arbeli (Обсуждение | вклад)
(Еврейская история города)
Arbeli (Обсуждение | вклад)
Строка 137: Строка 137:
Около 1886 г. общину [[митнагдим]] возглавил рав [[Меир Симха а-Коэн]] (1887–1926).  
Около 1886 г. общину [[митнагдим]] возглавил рав [[Меир Симха а-Коэн]] (1887–1926).  
-
Во главе [[хасид|хасидов]] с 1889 г. стоял [[Рогачевер|Гаон из Рогачева]], рав Йосеф Розен.  
+
Во главе [[хасидизм|хасидов]] с 1889 г. стоял [[Рогачевер гоэн|Гаон из Рогачева]], рав Йосеф Розен.  
К началу 20 в. евреи играли доминирующую роль в торговой и промышленной жизни Даугавпилёа, а также составляли большинство рабочих на спичечной, дубильной и трех пуговичных фабриках города (главным образом женщины). По переписи 1897 г. в Даугавпилсе проживало 32 400 евреев (46% от всего населения). В городе функционировали различные еврейские учебные заведения: ремесленная школа для мальчиков, открытая в 1887 г. (в 1910 г. — 103 ученика), женская профессиональная школа, открытая в 1902 г. (в 1910 г. — 208 учениц), три бесплатных еврейских училища для бедных, образцовый хедер. В 1897 г. в Даугавпилсе было 4862 еврейских ремесленника, 1760 еврейских наемных рабочих и 909 подмастерьев; много евреев было занято на строительстве и в железнодорожных мастерских. Большой процент еврейского населения жил в условиях нищеты. По данным Еврейского колонизационного общества, в 1910 г. таковых насчитывалось 1996 семей (30,9% еврейского населения). Даугавпилс стал одним из центров еврейского рабочего движения, в котором ведущую роль играли партии Бунд и По‘алей Цион. В 1903 г. еврейские рабочие Даугавпилса организовали самооборону, успешно действовавшую во время погромов.
К началу 20 в. евреи играли доминирующую роль в торговой и промышленной жизни Даугавпилёа, а также составляли большинство рабочих на спичечной, дубильной и трех пуговичных фабриках города (главным образом женщины). По переписи 1897 г. в Даугавпилсе проживало 32 400 евреев (46% от всего населения). В городе функционировали различные еврейские учебные заведения: ремесленная школа для мальчиков, открытая в 1887 г. (в 1910 г. — 103 ученика), женская профессиональная школа, открытая в 1902 г. (в 1910 г. — 208 учениц), три бесплатных еврейских училища для бедных, образцовый хедер. В 1897 г. в Даугавпилсе было 4862 еврейских ремесленника, 1760 еврейских наемных рабочих и 909 подмастерьев; много евреев было занято на строительстве и в железнодорожных мастерских. Большой процент еврейского населения жил в условиях нищеты. По данным Еврейского колонизационного общества, в 1910 г. таковых насчитывалось 1996 семей (30,9% еврейского населения). Даугавпилс стал одним из центров еврейского рабочего движения, в котором ведущую роль играли партии Бунд и По‘алей Цион. В 1903 г. еврейские рабочие Даугавпилса организовали самооборону, успешно действовавшую во время погромов.

Версия 22:15, 9 января 2011



Да́угавпилс,(латыш. Daugavpils, латг. Daugpiļs, лит. Daugpilis, нем. Dünaburg, польск. Dyneburg, Dźwińsk, Dźwinów, белор. Даўгаўпілс, Дзвінск[сн 1], идиш דענענבורג (Дененбург)) — город в Латвии, второй по величине и значению после столицы Риги.

В разные исторические периоды город носил разные названия:

  • Невгин (в русских летописях)[1]; .
  • Динабург (1275 – 1893 с перерывами), Дененбург (на идиш).
  • Борисоглебск (1656-1667)
  • Двинск (1893-1920)
  • Даугавпилс (с 1920 г.)

Многонациональный и многоконфессиональный город.

Крупнейший город Латгалии - восточной провинции Латвии, её культурный, образовательный и промышленный центр. Расположен на реке Даугава (Западная Двина). Крупный железнодорожный узел.

Расстояние до Риги – 232 км.

Город находится недалеко от границ с соседними странами:

  • Литва - 25 км.,
  • Беларуссия - 33 км.,
  • Россия - 120 км.
Файл:Dvinsk 1912.jpg
С. М. Прокудин-Горский. Двинск. 1912

Содержание

История

  • В источниках впервые упоминается в 1275 году.
  • До 1558 в составе Ливонии,
  • С 1558 в составе Речи Посполитой
  • Присоединен к России в результате первого раздела Польши в 1772 г.
  • С 1920 г. по 1940 г. — в составе независимой Латвии,
  • в 1940–1991 гг. — в составе СССР.
  • С 1582 г. Магдебургское право.[1]

Демография

Приграничное расположение города сделало его свидетелем и участником многих исторических событий и заметно влияло на изменение численности населения и его национального состава.

В 16-18 веках в городе обосновались польские помещики, чиновники и преследуемые в России старообрядцы. После присоединения Латгалии к России в 1772 году – русские чиновники и торговцы.

В начале XX в. в Даугавпилсе (тогда Двинске) проживало:

  • 46% евреев,
  • 28% русских 
  • 1.8% латышей.

В 1935 году в Даугавпилсе (Латвийская Республика) жили уже 34% латышей.

После Второй мировой войны вследствие стремительной урбанизации и миграции численность населения города значительно увеличилась. Даугавпилс стал большим промышленным центром, куда приезжали рабочие из Белоруссии и России.

Население города:

  • 01.01.04 – 111 159 чел.
  • 1.01.05 г. - 109 421 чел.,
  • 1.01.09 г. - 104 857 чел.:

На январь 2009г.:

  • Смертность 67 человек на тысячу,
  • рождаемость — 39 на тыс.,
  • количество браков — 29 на тыс.,
  • приезд на постоянное место жительства — 62 на тыс.,
  • выезд на ПМЖ - 19 на тысячу человек.

[1]

национальность

население 1.01.09 г.

%

 Русские

57607

53.3

 Латыши 

19,278

17.8

 Поляки

15,868

14.7

 Белорусы

8,709

8.1

 Украинцы 

2,395

2.2

 Литовцы

1,047

1

 Другие

3,187

2.9



Всего

104,857 100

Еврейская история города

Евреи жили в Двинске со второй половины 18 в. Тогда же была образована община.

В Российской империи Двинск входил в черту оседлости.

До Второй мировой войны был населен преимущественно евреями.

Евреи составляли значительный процент населения города.

  • 1772 г. в Даугавпилсе проживали 136 евреев (31,3% от всего населения), в
  • 1787 г. — 783 еврея, в
  • 1815 г. — 1559 евреев (57%).

Евреи были представлены в органах городского самоуправления. Так, в 1800 г. одним из двух бургомистров Даугавпилса был Ш. Мовшович, в 1826 г. — Н. Кобленц, в 1836 г. — М. Малкиель. В 1812 г. евреям было запрещено строить какие-либо здания внутри крепости. В 1830 г. евреи основали кожевенный и пивоваренный заводы, производство извести.

В 1847 г. в Даугавпилсе жили 2918 евреев.

Город начал развиваться с 60-х гг. 19 в. вследствие роста торговли зерном, льном и лесом, и в особенности после того, как Даугавпилс стал железнодорожным узлом. Даугавпилс стал также одним из центров еврейской традиционной учености, в городе возникло несколько иешив.

Около 1886 г. общину митнагдим возглавил рав Меир Симха а-Коэн (1887–1926).

Во главе хасидов с 1889 г. стоял Гаон из Рогачева, рав Йосеф Розен.

К началу 20 в. евреи играли доминирующую роль в торговой и промышленной жизни Даугавпилёа, а также составляли большинство рабочих на спичечной, дубильной и трех пуговичных фабриках города (главным образом женщины). По переписи 1897 г. в Даугавпилсе проживало 32 400 евреев (46% от всего населения). В городе функционировали различные еврейские учебные заведения: ремесленная школа для мальчиков, открытая в 1887 г. (в 1910 г. — 103 ученика), женская профессиональная школа, открытая в 1902 г. (в 1910 г. — 208 учениц), три бесплатных еврейских училища для бедных, образцовый хедер. В 1897 г. в Даугавпилсе было 4862 еврейских ремесленника, 1760 еврейских наемных рабочих и 909 подмастерьев; много евреев было занято на строительстве и в железнодорожных мастерских. Большой процент еврейского населения жил в условиях нищеты. По данным Еврейского колонизационного общества, в 1910 г. таковых насчитывалось 1996 семей (30,9% еврейского населения). Даугавпилс стал одним из центров еврейского рабочего движения, в котором ведущую роль играли партии Бунд и По‘алей Цион. В 1903 г. еврейские рабочие Даугавпилса организовали самооборону, успешно действовавшую во время погромов.

Во время Первой мировой войны Даугавпилсу был причинен сильный ущерб, и большинство жителей покинуло город.

В 1921 г. в Даугавпилсе было 11 838 евреев (40% всего населения), в 1935 г. — 11 106 евреев (25%). В 1920–30-х гг. в Даугавпилсе значительно окрепло сионистское (см. Сионизм) движение, в особенности партия Це‘ирей Цион. В начале 1930-х гг. в городе было шесть еврейских школ, из них в пяти преподавание велось на иврите или на идиш; их посещало свыше двух тысяч еврейских детей. Существовали также еврейская городская средняя школа с преподаванием на иврите, профессиональная школа ОРТ и местная еврейская спортивная организация. Общинные учреждения включали больницу, аптеку, дом престарелых, сиротский дом, библиотеку и три народных банка. Накануне Второй мировой войны в Даугавпилсе насчитывалось 13 тысяч евреев.

Вторая мировая война

В конце 1940 г. – начале 1941 г. многие евреи Даугавпилса — представители буржуазии, активисты различных еврейских политических партий — были высланы в отдаленные регионы Советского Союза во время массовых ссылок части населения Латвии, к которому советские власти относились как к потенциальному врагу.

26 июня 1941 г. Даугавпилс был оккупирован германской армией. Очень незначительная часть еврейского населения успела эвакуироваться.

Вскоре после оккупации началось уничтожение еврейского населения, в котором активную роль играли латышские полицейские формирования, состоящие из местных националистов.

В середине июля евреи Даугавпилса были заключены в гетто, в которое были согнаны евреи из ряда близлежащих деревень и местечек. По распоряжению немецких властей был создан юденрат.

В августе – ноябре 1941 г. подразделения эйнзацгруппен «А» совместно с латышскими частями осуществляли массовые акции по уничтожению еврейского населения. Так, во время последней акции 9 ноября 1941 г. были расстреляны 1134 еврея.

Уничтожение сопровождалось грабежом принадлежавшего евреям имущества. Так, в январе 1942 г. эйнзацгруппен «А» были отправлены в Берлин вещи, конфискованные у евреев Даугавпилса, среди которых находилось более 60 кг золота в различной форме, 155 кг золотых обручальных колец, 65 кг золотых серег и т. д.

после 9 ноября 1941 г. в Даугавпилсе оставалось 950 евреев, о которых было сказано в документах СС (см. СС и СД), что они «представляют собой квалифицированную рабочую силу, незаменимую для поддержки хозяйства, особенно военного хозяйства».

В мае 1942 г. последние обитатели гетто Даугавпилса были расстреляны.

Часть уцелевших евреев вернулась в Даугавпилс после освобождения города в июле 1944 г.

Послевоенное время

В 1970 г. в Даугавпилсе проживало около двух тысяч евреев.

Культурная и образовательная деятельность

В 1974 г. была открыта синагога.

В конце 1960-х гг. была организована и функционировала еврейская любительская театральная труппа.

В те же годы среди евреев Даугавпилса действовала группа активистов алии.

После 1970 г. многие евреи Даугавпилса репатриировались в Израиль.

В конце 1980-х гг. происходило восстановление еврейской жизни в Даугавпилсе. В декабре 1988 г. было открыто отделение Латвийского общества еврейской культуры (председатель А. Фишиль). В начале 1990-х гг. начали функционировать воскресная школа, спортивное общество «Маккаби», литературное общество «Круглый стол». В 1992 г. на базе отделения Латвийского общества еврейской культуры создана еврейская община.

В 1970–80-х гг. и особенно с конца 1980-х гг. происходил массовый выезд евреев Латвии в Израиль, США, Германию и другие страны.

Источники

  1. 1,0 1,1 Двинск / Военная энциклопедия. — СПб.: Т-во И. Д. Сытина, 1912. — Т. 9.
  1. На тарашкевице (варианте белорусской орфографии, основывающейся на правилах белорусского языка до Реформы белорусского правописания 1933 года) название города пишется Дзьвінск.
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация