Двора

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 14: Строка 14:
   
   
[[Файл:Deborah.jpg|thumb|200px|Пророчица Дебора. Иллюстрация Гюстава Доре.]]
[[Файл:Deborah.jpg|thumb|200px|Пророчица Дебора. Иллюстрация Гюстава Доре.]]
-
'''Двора''' ({{lang-he|דְּבוֹרָה}}- «пчела», в русс. трад. ''Дебора '')- судья и [[Пророки|пророчица]] [[Эпоха Судей|эпохи Судей]].
+
'''Двора''' ({{lang-he|דְּבוֹרָה}}- «пчела», в русс. трад. ''Дебора '') - судья и [[Пророки|пророчица]] [[Эпоха Судей|эпохи Судей]].
== Значение в истории ==
== Значение в истории ==

Версия 15:04, 26 апреля 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Файл:Deborah.jpg
Пророчица Дебора. Иллюстрация Гюстава Доре.

Двора (ивр. דְּבוֹרָה‎- «пчела», в русс. трад. Дебора ) - судья и пророчица эпохи Судей.

Содержание

Значение в истории

Вдохновительница и руководительница войны против ханаанского царя Явина, правившего в Хацоре приблизительно 1200–1125 гг. до н. э. Автор Песни Деборы. Сведения о ней содержатся в книге Судей (Суд. 4, 5). Как в повествовании об исторических событиях, так и в Песне Деборы Дебора предстает как народная предводительница, «судья Израиля» (Суд. 4:4) и «мать в Израиле» (Суд. 5:7).

Личные данные

Двора "восседала под пальмой Дворы меж Рамой и Бейт-Элем, на горе Эфраима".[1] То есть она была из колена Эфраима (см. Самария (город)). Её мужа, по принятому в еврейской традиции мнению, звали Лапидот.[2] 

Принято считать, что её могила находится в бывшем еврейском городе у подножия Тавора, превратившемся к нашему времени в арабскую деревню Дабурия.

В источнике "Псевдо-Филон" (начало нашей эры)[3] разбираются вопросы дальнейшей биографии Дворы после битвы. В ТАНАХе об этом ничего не написано.

Война с финикийцами

Война против Явина являлась, по-видимому, последней кампанией израильских племен против ханаанеев.

Согласно библейскому повествованию, войско Явина под командованием Сисры включало «девятьсот железных колесниц» — средство, которым не располагали евреи и которое обеспечивало ханаанеям контроль над равнинами. Опираясь на военную мощь, Явин «жестоко угнетал сынов Израилевых двадцать лет» (Суд. 4:3).

Призвав к себе Барака, сына Авино‘ама, Дебора приказала ему собрать десятитысячное войско из колен Нафтали и Звулуна и выступить против ханаанеев. По настоянию Барака сама Дебора также присоединилась к войску.

Еврейское войско расположилось на горе Тавор; Сисра во главе колесниц и пешего войска двинулся к долине реки Кишон. Несмотря на то, что войско противника находилось на значительном расстоянии (около 25 км), Двора приказала Бараку немедленно атаковать ханаанеев, рассчитывая, что разлившийся Кишон помешает действиям колесниц.

Сражение произошло в Таанахе, у вод Мегиддо (Суд. 5:19). Расчет оказался правильным: колесницы Сисры увязли в болотистой почве, и ханаанейское войско было полностью разгромлено. Сам Сисра бежал с поля боя, бросив колесницу, и, преследуемый израильтянами, пытался укрыться в шатре кенита Хевера, где был убит женой Хевера Яэль.

Победа израильтян сломила могущество царя Явина, угрожавшего израильским племенам; не будучи способно более оказывать эффективное сопротивление, Хацорское царство впоследствии пало под неослабевающим военным давлением израильтян (Суд. 4:24).

Победа на 40 лет принесла спокойствие народу Израиля (Суд.5:31).

Песнь Деборы

Песнь Деборы представляет собой гимн победе Деборы и Барака и благословение Я‘эль. По мнению исследователей, Песнь Деборы является одним из наиболее ранних образцов еврейской героической поэзии.

Наличие в Песни Деборы множества женских образов говорит в пользу того, что ее автором была женщина. В синагогальном ритуале Песнь Деборы читают как хафтару в заключение к разделу Бешалах (Исх. 13:17–17:16), содержащему Моисееву Песнь моря (Исх. 15), которая по духу, стилю и содержанию имеет много общего с Песнью Деборы. Влияние Песни Деборы видно в псалме 68.

Образ Дворы в искусстве

На темы рассказа о Дворе написаны многочисленные картины и созданы музыкальные произведения. Самое известное из них - оратория Генделя "Дебора" (1733).[4]

Примечания

Литература

Источники и ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ДЕБОРА в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация