Денежная cсуда - трактовка в еврейской традиции

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья

Денежная cсуда .

Содержание

Отношение к процентной ссуде в Библии

В Библии ссудный процент называется нешех (Исх. 22:24; Втор. 23:20), тарбит или марбит (Втор. 25:36–37).

Относительно дачи в рост в Библии содержатся следующие предписания: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого... иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост...» (Втор. 23:20–21); «Если дашь деньги взаймы кому-нибудь из народа Моего, бедному при тебе, то не будь притеснителем его, не налагай на него роста» (Исх. 22:24); «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришелец ли он или поселенец, чтобы он жил с тобой. Не бери от него роста и прибыли... серебра не давай ему твоего в рост, и хлеба твоего не отдавай для прибыли» (Лев. 25:35–38).

По-видимому, в книге Исход и книге Левит запрет на дачу в рост касается только бедняков и не относится к коммерческим сделкам в целом; однако книга Второзаконие запрещает процентную ссуду вообще за исключением коммерческих сделок с чужеземцами.

Считается, что библейский запрет на процентную ссуду зиждется на двух основаниях. Во-первых, преуспевающий должен помогать нуждающемуся. Во-вторых, дача в рост — одна из причин разложения общества. Из формулировки запретов следует, что их нарушение считалось не преступлением, а моральным проступком, то есть дача в рост не влекла за собой наказания, а беспроцентная ссуда бедняку считалась благим поступком, который награждается Богом (Втор. 23:21).

При этом у пророка Иехезкеля (18:11–13) ростовщичество названо тягчайшим преступлением, таким, как воровство, прелюбодеяние, убийство и т. п., заслуживающим смертной казни. Упоминание в Библии казни за ростовщичество позднее интерпретировалось как Божье наказание за неумеренное корыстолюбие (БМ. 61б).

При этом запрет на дачу в рост зачастую не соблюдался в библейское время. Библия нередко повествует о кредиторе (ноше), неумолимо взыскивающем долг (I Сам. 2:2; II Ц. 4:1; Ис. 50:1 и др.); Иехезкель говорит о таких заимодавцах как о людях, забывших Бога (22:12). Нехемия упрекает «знатнейших и начальствующих» за то, что они берут «лихву с братьев своих» (Нех. 5:7). Папирусы из Элефантины свидетельствуют, что в 5 в. до н. э. среди живших там евреев дача денег в рост друг другу была вполне обычным явлением.

В талмудическую эпоху

В талмудическую эпоху законоучители постановили, что библейский запрет нарушает не только сам заимодавец, но и берущий ссуду под процент, а также гарант, свидетель и даже писец, составляющий расписку (БМ. 5:11).

Талмудические авторитеты расширили понятие роста, включив в него не только денежный или иной процент, но всякую выгоду, которую заимодавец мог бы получить (например, подарки, которые должник дарит заимодавцу в знак своей благодарности; БМ. 75б; Тосеф., БМ. 6:17). Эти и др. талмудические понятия известны под названием авак риббит (букв. «пыль процента») в отличие от риббит кцуца, то есть собственно процента, который может быть взыскан назад у заимодавца (БМ. 61б; Ш. Ар., ИД., 161:1–2).

Вопрос, можно ли давать ссуду в рост неевреям, был предметом дискуссии; в конечном счете возобладало мнение, что запрет не распространяется на ссуды неевреям: Мишна (БМ. 5:6) устанавливает, что еврею разрешается брать под проценты ссуду у нееврея и ссужать нееврею деньги под процент. Тем не менее, законоучители Талмуда смотрели на процентную ссуду неевреям неодобрительно, и некоторые полагали, что это допустимо только если у еврея нет иного способа поддерживать свое существование; другие считали, что дача денег в рост неевреям должна быть разрешена только ученым, так как несведущие в Законе могут легко впасть в ошибку и предположить, что взыскание процентов разрешено без всяких ограничений (БМ. 71а).

Ситуации отмены запрета на процентную ссуду

Расширительно толкуя запрет ростовщичества талмудические авторитеты одновременно искали способ обойти запрет. Это противоречие объясняется тем, что в эпоху амораев в Вавилонии запрет на процентную ссуду был несовместим с экономическими нуждами еврейской общины. Талмуд признает законной сделку, когда еврей ссужает деньги нееврею с тем, чтобы тот ссудил их другому еврею (БМ. 61б), или сделку, когда продавец продает в кредит товар, который он тут же выкупает назад по более низкой цене (БМ. 62б) и т. п. Некоторые из таких способов обходить запрет, хотя они и практиковались в талмудический период, не были узаконены Галахой; другие, хотя их и признали формально не противоречащими закону, тем не менее были осуждены и запрещены как основанные на ухищрении (БМ. 61б–62б).

Санкции для нарушителей

По-видимому, суд изначально обладал правом накладывать на ссужающего под процент штраф путем отказа признать его требование на возврат даже номинальной ссуды (Тосеф., БМ. 5:22), однако возобладала точка зрения, в соответствии с которой взыскивание процента не лишает заимодавца права получить назад ссуженную сумму (БМ. 72а). Ростовщиков не признают в качестве свидетелей, они не могут приносить клятву, то же самое относится к тем, кто берет в долг под проценты (Санх. 25а). Ростовщики уподобляются отступникам, отрицающим Бога (Тосеф., БМ. 6:17) и не имеющим доли в будущем мире (см. Олам hа-ба).

Эпоха гаонов (7–10 вв.) и период средневековья в исламских странах

Прямых сведений о ростовщичестве среди евреев в эпоху гаонов нет, однако Коран (4:161) обвиняет их в лихоимстве. Строгое антиростовщическое законодательство ислама, равно как и факт, что в этот период евреям еще не был закрыт доступ ко многим занятиям, по-видимому, побудили Амрама Гаона занять более жесткую позицию, нежели традиционная, в этом вопросе.

С развитием городской экономики в мусульманском мире в 9 в. финансирование быстро развивавшихся торговли и ремесла и растущих потребностей государства стало насущной необходимостью. С 10 в. известны крупные еврейские финансисты, снабжавшие ссудами под процент арабских правителей. Ссудный капитал составлялся, по всей очевидности, из сбережений средних и мелких еврейских предпринимателей, которые помещали их у придворных еврейских банкиров в расчете на безопасность и прибыль. Ростовщичество было в этот период одним из распространенных занятий среди горожан, и евреи, будучи преимущественно городскими жителями, принимали широкое участие в ссудных операциях.


В период средневековья в Европе

В 1179 г. церковь постановила, что взимание процента на ссуду запрещено Священным Писанием, равно как и законами естества, и что все христианские ростовщики будут наказаны отлучением от церкви. Так как каноническое право не распространялось на евреев, это постановление не затрагивало еврейских ростовщиков, и вскоре ростовщичество стало в Западной и Центральной Европе преимущественно еврейским занятием. Кроме того, почти во всех странах Европы евреям был закрыт доступ к большинству других источников дохода.

Хасидей Ашкеназ и некоторые испанские каббалисты 13 в. (см. Каббала) с неодобрением относились к растущему участию евреев в ссудных операциях, считая, что взимание процента с неевреев оправдано только в том случае, если не остается другого способа к поддержанию существования. Однако на практике выдача ссуд продолжалась.

С 13 в. по 15 в. доходы от денежных ссуд были основным источником существования евреев Европы. Для открытия ссудных касс евреи нуждались в лицензии папы или местного правителя или их обоих. Условия, оговоренные в лицензиях, были различными в разных местах, и власти их часто меняли, что делало положение еврейских ростовщиков весьма неустойчивым.

Христианские правители использовали еврейских ростовщиков как агентов в собственных ссудных операциях и отбирали у них большую часть прибыли. Нередко — особенно в случае, когда ростовщики впадали в нищету и более не могли приносить пользы, — власти объявляли частичную или полную отмену долгов евреям.

Еврейским ростовщикам приходилось выдерживать жестокую конкуренцию с ломбардцами, каталонцами и каорсинцами (Южная Франция), также специализировавшимися на процентных финансовых операциях; чтобы выдержать конкуренцию, евреи были часто вынуждены ссужать деньги под долговую расписку, а не под заклад.

Несмотря на то, что евреи были не единственными, кто ссужал деньги под процент, в христианском сознании они прочно связаны с ростовщичеством, что вызвано религиозной рознью и их социальным отчуждением от остального населения. Во многих случаях антиеврейские религиозные гонения имели экономическую подоплеку, и их инициаторы и участники стремились, среди прочего, к уничтожению или отмене долговых расписок. Иногда такие гонения пагубно сказывались на экономическом положении в стране: так, изгнание евреев из Испании в 1492 г. привело к краху кредитной системы, для восстановления которой потребовалось административное вмешательство властей.

Легализация процентной ссуды в Новое время. "hетер иска"

К концу 16 в. развитие еврейской торговли потребовало капитал больший, чем был в руках самих евреев, поэтому многие еврейские торговцы были вынуждены брать займы у христиан, тем более, что евреям возбранялось ссужать или брать ссуду под процент друг у друга.

Для преодоления этого запрета была выработана стандартная форма легализации процента, известная как "hетер иска" (буквально `разрешение на сделку`) и означавшая разрешение на участие в деле в качестве компаньона. Документ, называемый штар иска (`деловой документ`), заверяемый двумя свидетелями, оговаривает, что заимодавец обязуется обеспечить определенную сумму денег для совместного предприятия; получатель денег берет на себя ведение дела, ограждает заимодавца от возможных убытков и обещает ему установленную часть минимальной прибыли. Документ оговаривает срок возврата ссуженного капитала с добавлением установленного минимального дохода.

На протяжении веков эта форма легализации коммерческой ссуды настолько широко применялась, что сейчас все процентные операции осуществляются вполне свободно и соответствуют еврейскому закону после добавления к контракту слов ал-пи hетер иска (`в соответствии с разрешением на сделку`).

В настоящее время - различие "ссуды для выживания" и "ссуды на развитие"

В настоящее время запрет на процентные ссуды потерял всякое практическое значение в области коммерции, и относится только к ссудам филантропического и товарищеского характера, то есть сохраняется в той сфере, в которой этот запрет и возник.

"Суть запрета давать "ссуду под проценты" относится к ситуации, когда человеку не на что купить самое необходимое, он вынужден брать ссуду для выживания, и тогда морально отвратительно (и также запрещено) брать с него процент за эти деньги. Однако в последние столетия ситуация в этом вопросе изменилась. Люди обычно берут ссуду не потому, что у них нет еды или нет минимальной одежды, а потому что они хотят купить себе что-то дополнительное, улучшить свои материальные условия и т.д. В связи с этим, возникшая банковская система поставила перед еврейской Галахой вопрос, можно ли давать ссуду под проценты в таких случаях, и для этого была разработана процедура "hетер-иска". В Израиле (и в еврейских общинах диаспоры), если человек действительно беден и ему нужны деньги на минимально необходимое, он обычно может взять беспроцентную ссуду в организации "Гмах" («гмилут-хесед», благотворительность). Но обычные ссуды на развитие жизни он берет в банке, и они процентные".[1]

Евреи среди первых основателей международных финансовых учреждений

С развитием современной банковской системы еврейское ростовщичество постепенно потеряло свое значение, хотя в западных землях Германии и в Эльзас-Лотарингии оно продолжало существовать в значительных масштабах до периода эмансипации. Вследствие того, что евреи жили повсюду и могли свободно общаться друг с другом путем переписки на иврите, они были среди первых основателей международных финансовых учреждений.


Сноски

  1. Бней-Ноах и процентные ссуды


Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ССУДА ДЕНЕЖНАЯ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация