Дерево жизни

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
(В Книге Урантии)
м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat)
 
(4 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
| АВТОР3 =  
| АВТОР3 =  
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =  
+
| СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| ПРОЕКТ =  
| ПРОЕКТ =  
| ПОДТЕМА =  
| ПОДТЕМА =  
| КАЧЕСТВО  =  
| КАЧЕСТВО  =  
-
| УРОВЕНЬ  =  
+
| УРОВЕНЬ  = 1
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
}}   
}}   
-
{{Сузить_тему}}
 
-
{{другие значения}}
 
-
{{не путать|Мировое дерево}}
 
-
[[Изображение:Tifftree.JPG|thumb|Древо Жизни, витраж работы [[Луис Комфорт Тиффани|Л. К. Тиффани]] (1848—1933)]]
 
'''Де́рево жи́зни''' — в [[Библия|библейской]] книге [[Быт.|Бытие]] — особое дерево, посаженное Богом посреди [[Эдем|Эдемского сада]]. Приносит плоды, которые дарят [[вечная жизнь|вечную жизнь]].
'''Де́рево жи́зни''' — в [[Библия|библейской]] книге [[Быт.|Бытие]] — особое дерево, посаженное Богом посреди [[Эдем|Эдемского сада]]. Приносит плоды, которые дарят [[вечная жизнь|вечную жизнь]].
Строка 27: Строка 23:
== В иудаизме ==
== В иудаизме ==
-
Согласно еврейскому комментарию, Дерево жизни символизирует [[Тора|Тору]], о которой сказано в [[Прит.|Притчах Соломоновых]]: {{ВЗ2|Она — дерево жизни для тех, кто поддерживает её|Прит|3:18}}. По этой причине деревянный валик, на который наматывается пергаментный [[свиток Торы]], называется «''Эц а-хаим''» — «Дерево Жизни», а ручки, прикреплённые к нему для разматывания свитка, украшаются изображениями плодов граната — общераспространённого символа жизни на Древнем Ближнем Востоке.
+
Согласно еврейскому комментарию, Дерево жизни символизирует [[Тора|Тору]], о которой сказано в [[Мишлей|Притчах Соломоновых]]: {{ВЗ2|Она — дерево жизни для тех, кто поддерживает её|Прит|3:18}}. По этой причине деревянный валик, на который наматывается пергаментный [[свиток Торы]], называется «''Эц хаим''» — «Дерево Жизни», а ручки, прикреплённые к нему для разматывания свитка, украшаются изображениями плодов граната — общераспространённого символа жизни на Древнем Ближнем Востоке.
Согласно традиционному еврейскому толкованию, Дерево жизни покрывает своей живительной тенью Эдемский сад, куда попадают души праведников. Оно благоухает пятьюстами тысячами различных ароматов, и его сладостный запах достигает края света. Под Деревом жизни сидят праведники, которые толкуют и учат Тору из уст Самого Всевышнего, обитающего среди них.
Согласно традиционному еврейскому толкованию, Дерево жизни покрывает своей живительной тенью Эдемский сад, куда попадают души праведников. Оно благоухает пятьюстами тысячами различных ароматов, и его сладостный запах достигает края света. Под Деревом жизни сидят праведники, которые толкуют и учат Тору из уст Самого Всевышнего, обитающего среди них.
Строка 38: Строка 34:
Ввиду того, что библейский рассказ о райских деревьях резко отличается от всех других аналогичных повествований, библейские критики [[Будде]] и [[Гункель]] полагали, что в первоначальном рассказе {{Библия|Быт|2|—3}} фигурировало только одно дерево, а именно древо познания, так как первоначальный автор этого рассказа ни в коем случае не мог бы допустить, чтобы первому человеку было разрешено пользоваться плодами от древа жизни наравне с плодами других деревьев.<ref>Budde, Die biblische Urgeschichte, 46—88, Giessen, 1883; Gunkel, Chaos und Schöpfung, 420 и сл.</ref>
Ввиду того, что библейский рассказ о райских деревьях резко отличается от всех других аналогичных повествований, библейские критики [[Будде]] и [[Гункель]] полагали, что в первоначальном рассказе {{Библия|Быт|2|—3}} фигурировало только одно дерево, а именно древо познания, так как первоначальный автор этого рассказа ни в коем случае не мог бы допустить, чтобы первому человеку было разрешено пользоваться плодами от древа жизни наравне с плодами других деревьев.<ref>Budde, Die biblische Urgeschichte, 46—88, Giessen, 1883; Gunkel, Chaos und Schöpfung, 420 и сл.</ref>
-
== Взгляд иудаизма ==
+
== В еврейской философии ==
"Важно отметить, что деревья Познания и Жизни не случайно являются центром Сада. Они соответствуют двум важнейшим страстям, двум страхам, двум важнейшим центрам притяжения для метафизического Адама : страсти непрагматичного познания и страсти личного бессмертия. И эти две страсти отличают "метафизического" человека Второго рассказа от "природного" Адама Первого рассказа.
"Важно отметить, что деревья Познания и Жизни не случайно являются центром Сада. Они соответствуют двум важнейшим страстям, двум страхам, двум важнейшим центрам притяжения для метафизического Адама : страсти непрагматичного познания и страсти личного бессмертия. И эти две страсти отличают "метафизического" человека Второго рассказа от "природного" Адама Первого рассказа.
-
  Природный человек, как мы уже говорили об этом ранее, рассматривает себя, свою человеческую сущность прежде всего как интегральную часть рода человеческого. Вечность человеческого рода - это и есть его собственная вечность; у него, по сути, нет проблемы индивидуального бессмертия. Конечно, так же как всякое иное живое существо (т. е. на уровне животного), человек "природный" тоже боится смерти. Но это нежелание смерти находится в нем на уровне "животной души", а в качестве Человека его волнует не личное бессмертие, а продолжение себя и своего дела в потомках и последователях. Поэтому Дерево Жизни (дающее индивидуальное бессмертие) не является важной страстью для природного человека, - и, соответственно, в Первом рассказе о Сотворении о Дереве Жизни ничего не сказано"<ref>[http://www.machanaim.org/tanach/_pol2ism/glava5.htm#5.6 П.Полонский, Две истории сотворения мира]</ref>.
+
Природный человек, как мы уже говорили об этом ранее, рассматривает себя, свою человеческую сущность прежде всего как интегральную часть рода человеческого. Вечность человеческого рода - это и есть его собственная вечность; у него, по сути, нет проблемы индивидуального бессмертия. Конечно, так же как всякое иное живое существо (т. е. на уровне животного), человек "природный" тоже боится смерти. Но это нежелание смерти находится в нем на уровне "животной души", а в качестве Человека его волнует не личное бессмертие, а продолжение себя и своего дела в потомках и последователях. Поэтому Дерево Жизни (дающее индивидуальное бессмертие) не является важной страстью для природного человека, - и, соответственно, в Первом рассказе о Сотворении о Дереве Жизни ничего не сказано"<ref>[http://www.machanaim.org/tanach/_pol2ism/glava5.htm#5.6 П.Полонский, Две истории сотворения мира]</ref>.
== Примечания ==
== Примечания ==
Строка 49: Строка 45:
== Источники==
== Источники==
* {{Источник/ЕЭ}}
* {{Источник/ЕЭ}}
-
 
+
* [http://www.machanaim.org/tanach/_pol2ism/glava5.htm#5.6 П.Полонский, Две истории сотворения мира]
== Ссылки ==
== Ссылки ==
{{commonscat-inline|Tree of life|Дерево жизни}}
{{commonscat-inline|Tree of life|Дерево жизни}}
Строка 56: Строка 52:
{{Адам и Ева}}
{{Адам и Ева}}
-
+
[[Категория:Еврейская философия]]
-
+
[[Категория:Библейские сюжеты]]
-
+
{{checked_final}}
-
+
-
 
+
-
[[ar:شجرة الحياة (الكتاب المقدس)]]
+
-
[[ca:Arbre de la vida]]
+
-
[[de:Baum des Lebens (Bibel)]]
+
-
[[en:Tree of Life (Judeo-Christian)]]
+
-
[[fr:Arbre de la Vie]]
+
-
[[he:עץ החיים]]
+
-
[[it:Albero della vita (Eden)]]
+
-
[[ja:生命の樹]]
+
-
[[la:Lignum vitae]]
+
-
[[lt:Gyvybės medis]]
+
-
[[nl:Levensboom (Bijbel)]]
+
-
[[pl:Drzewo życia (religia)]]
+
-
[[pt:Árvore da Vida (Bíblia)]]
+
-
[[ro:Pomul vieţii]]
+
-
[[sv:Livets träd]]
+
-
[[tr:Yaşam ağacı]]{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 14:41, 2 июля 2011

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Де́рево жи́зни — в библейской книге Бытие — особое дерево, посаженное Богом посреди Эдемского сада. Приносит плоды, которые дарят вечную жизнь.

В тексте Пятикнижия Дерево жизни находится в тесной связи с Деревом познания Добра и Зла.

Содержание

В Библии

Основная статья: Эдем

Пятикнижие сообщает о природе и облике Дерева жизни следующее:

« И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
»

Хотя Господь под страхом смерти запретил первому человеку вкушать плоды с Дерева познания Добра и Зла (Быт.2:17), плоды Дерева жизни запрещены не были.

В иудаизме

Согласно еврейскому комментарию, Дерево жизни символизирует Тору, о которой сказано в Притчах Соломоновых: «Она — дерево жизни для тех, кто поддерживает её»  (Прит.3:18). По этой причине деревянный валик, на который наматывается пергаментный свиток Торы, называется «Эц хаим» — «Дерево Жизни», а ручки, прикреплённые к нему для разматывания свитка, украшаются изображениями плодов граната — общераспространённого символа жизни на Древнем Ближнем Востоке.

Согласно традиционному еврейскому толкованию, Дерево жизни покрывает своей живительной тенью Эдемский сад, куда попадают души праведников. Оно благоухает пятьюстами тысячами различных ароматов, и его сладостный запах достигает края света. Под Деревом жизни сидят праведники, которые толкуют и учат Тору из уст Самого Всевышнего, обитающего среди них.

Взгляд критической школы

Поскольку представление о древе жизни существовало у многих древних народов, существует мнение, что оно было заимствовано евреями у вавилонян. Так, в одном из древнейших иранских преданий о рае рассказывается, между прочим, о двух чудесных деревьях, из которых одно отличалось способностью уничтожать боли и страдания человеческие, другое же обладало соком Haoma, который живым оставлял бессмертие, а мёртвым возвращал жизнь. В ещё более первобытном виде представление о древе жизни встречается в индийских Ведах; это дерево носит в себе все семена растительного царства, разбросанного в мире; оно же, как дерево мировое, некогда доставило и тот материал, из которого были сооружены земля и небо.[1]

Однако, даже если признать это утверждение правильным, идея Древа познания не могла быть заимствована ни у вавилонян, ни у других древних народов Азии, поскольку ни у одного из них она не встречается. Не упоминается древо познания и в семитических, в частности ассиро-вавилонских, преданиях, в то время как представление о древе жизни приняло в них несколько иной характер, чем у евреев. В земном вавилонском раю были «вода жизни» и «растение, которое превращало старца в молодого», причем Утнапиштимy и его жене вовсе не было запрещено пользоваться живой водою и плодами от этого растения.[2] Однако другой весьма древний вавилонский миф[3] о герое Адапе сообщает, что Адапе позволено было созерцать все тайны земли и неба, но ему же было запрещено божественным отцом его Эа вкушать от «пищи жизни» и пить «воду жизни». «Когда ты явишься пред лицо Ану, — говорит Эа своему сыну Адапе, — они поднесут тебе пищу смерти, но ты не ешь; они поднесут тебе воду смерти, но ты не пей». Адапа повинуется, но впоследствии оказывается, что бог Ану предлагал ему пищу жизни и воду жизни, Адапа же, не зная этого, отказался от этих драгоценных даров, вследствие чего человечество лишилось бессмертия.

Ввиду того, что библейский рассказ о райских деревьях резко отличается от всех других аналогичных повествований, библейские критики Будде и Гункель полагали, что в первоначальном рассказе Быт.2—3 фигурировало только одно дерево, а именно древо познания, так как первоначальный автор этого рассказа ни в коем случае не мог бы допустить, чтобы первому человеку было разрешено пользоваться плодами от древа жизни наравне с плодами других деревьев.[4]

В еврейской философии

"Важно отметить, что деревья Познания и Жизни не случайно являются центром Сада. Они соответствуют двум важнейшим страстям, двум страхам, двум важнейшим центрам притяжения для метафизического Адама : страсти непрагматичного познания и страсти личного бессмертия. И эти две страсти отличают "метафизического" человека Второго рассказа от "природного" Адама Первого рассказа.

Природный человек, как мы уже говорили об этом ранее, рассматривает себя, свою человеческую сущность прежде всего как интегральную часть рода человеческого. Вечность человеческого рода - это и есть его собственная вечность; у него, по сути, нет проблемы индивидуального бессмертия. Конечно, так же как всякое иное живое существо (т. е. на уровне животного), человек "природный" тоже боится смерти. Но это нежелание смерти находится в нем на уровне "животной души", а в качестве Человека его волнует не личное бессмертие, а продолжение себя и своего дела в потомках и последователях. Поэтому Дерево Жизни (дающее индивидуальное бессмертие) не является важной страстью для природного человека, - и, соответственно, в Первом рассказе о Сотворении о Дереве Жизни ничего не сказано"[5].

Примечания

  1. Еврейская энциклопедия, Изд. О-ва для Научных Еврейских Изд. и Брокгаузъ-Ефронъ. Спб.: 1906—1913; репринт: М.: Терра, 1991. ISBN 5-85255-057-4.
  2. Jensen, Kosmologie der Babylonier, 227, 383 и сл.; Barton, Sketch of semitic origins, 90—98
  3. Jensen, Adapa und der Südwind, в KB, VI, 1 часть, 92—101;
  4. Budde, Die biblische Urgeschichte, 46—88, Giessen, 1883; Gunkel, Chaos und Schöpfung, 420 и сл.
  5. П.Полонский, Две истории сотворения мира

Источники

Ссылки


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация