Де-Рабанан (постановления мудрецов)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Architect1 (Обсуждение | вклад)
Строка 14: Строка 14:
}}
}}
{{Начало_работы}}
{{Начало_работы}}
-
== Классификация заповедей ==
 
-
Одной из главных основ [[ортодоксальный иудаизм|ортодоксального иудаизма]] является соблюдение [[Галахи]]. Однако в соблюдении Галахи есть много градаций:
+
'''Дерабанан''' (де-рабанан, דְּרַבָּנָן "от мудрецов" (арам.)) - заповеди, установленные мудрецами, (в отличие от [[Деорайта]] — заповедей, которые следуют непосредственно из Торы).
-
* ''лехатхила'' (ле-ха-тхила, לְכַתְּחִילָה, "изначально") - изначально-правильное соблюдение того, что предписывают галахические кодексы и современные [[поским]],
+
 
-
* ''бедиавад'' (бедиэвед, бе-ди-авад, בְּדִיעֲבַד, "постфактум") - соблюдение на таком уровне, который может быть признан достаточным только постфактум, но изначально так поступать не рекомендуется,
+
Заповеди Дерабанан называются также דִֹבְרֵי סוֹפְרִים ''диврей софрим'' "слова книжников". Они установленные мудрецами как [[hидур]], [[хумра]], расширение сферы исполнения заповеди или как новый закон;
-
* ''hидур'' (הִידּוּר, "украшение") - дополнительно улучшенное соблюдение заповедей,
+
 
-
* ''хумра'' (חוּמְרָה, "устрожение") - устрожение соблюдения,
+
 
-
* ''кула'' (קוּלָא, "облегчение") - облегчение соблюдения,
+
 
-
* [[минhаг]] (מִנְהָג, "обычай") - обычай конкретной общины.
+
== Классификация заповедей ==
-
{{main|Соотношение_понятий_"Галаха",_"hидур"_и_"хумра"_в_различных_направлениях_ортодоксального_иудаизма}}
+
-
Заповеди иудаизма по источнику и авторитетности делятся на три группы:
+
См. [[Деорайта#Классификация заповедей]]
-
* ''деорайта'' (де-орайта, דְּאוֹרַיְתָא "из Торы" (арам.)) - заповеди, которые выводятся из [[Пятикнижия]] (иногда - и из других книг Танаха) путём [[hалахического]] [[мидраш]]а или из простого смысла Писания;
+
-
* ''[[дерабанан]]'' (де-рабанан, דְּרַבָּנָן "от мудрецов" (арам.) или דִֹבְרֵי סוֹפְרִים ''диврей софрим'' "слова книжников") - заповеди, установленные мудрецами как [[hидур]], [[хумра]], расширение сферы исполнения заповеди или как новый закон;
+
-
* ''минhаг'' (מִנְהָג обычай) - нормы действия и поведения, соблюдаемые евреями, но не закреплённые ни в Торе, ни в галахических кодексах.
+
-
К законам деорайта примыкает также [[hалаха ле-Моше ми-Синай]] (הֲלָכָה לְמֹשֶׁה מִסִּינַי "закон от Моше с Синая") - законы, авторитетность которых равна деорайта, но которые никак не выводятся из Писания.
+
{{также|Соотношение_понятий_"Галаха",_"hидур"_и_"хумра"_в_различных_направлениях_ортодоксального_иудаизма}}
== Примеры заповедей дерабанан ==
== Примеры заповедей дерабанан ==
Строка 58: Строка 53:
Во многих случаях кажущийся драш вовсе не создает нового закона; он лишь соединяет с ТАНАХом Устную Тору, в которой данный закон определяется как синайский, либо получен на основе логических умозаключений, либо даже сформулирован мудрецами. В этих случаях несоответствие драша простому или логическому значению текста не имеет большого значения, поскольку сам драш не порождал законы, а наоборот, законы порождали драш<ref>Многочисленные примеры - [http://toldot.ru/tora/articles/articles_790.html?template=83 Хаим Шиммель. Истоки Устного Закона. Законы, основанные на драше (интерпретации).]</ref>.  
Во многих случаях кажущийся драш вовсе не создает нового закона; он лишь соединяет с ТАНАХом Устную Тору, в которой данный закон определяется как синайский, либо получен на основе логических умозаключений, либо даже сформулирован мудрецами. В этих случаях несоответствие драша простому или логическому значению текста не имеет большого значения, поскольку сам драш не порождал законы, а наоборот, законы порождали драш<ref>Многочисленные примеры - [http://toldot.ru/tora/articles/articles_790.html?template=83 Хаим Шиммель. Истоки Устного Закона. Законы, основанные на драше (интерпретации).]</ref>.  
-
== Строгость заповеди ==
+
== В случае сомнения ==
-
 
+
-
За нарушение запретительной заповеди деорайта человек может быть наказан как земным судом (порка, штраф, казнь), так и небесным судом ([[карет]], неестественная смерть). За нарушение заповеди дерабанан человека могут лишь выпороть, да и то - если у суда есть такие полномочия.
+
-
 
+
-
Если перед человеком стоит выбор, что выполнить в некоей ситуации - заповедь деорайта или дерабанан - следует выбирать деорайта.
+
В случае сомнения в необходимости исполнения данной заповеди в данных условиях (сафек) в заповедях деорайта нужно устрожать, а в заповедях дерабанан - облегчать.
В случае сомнения в необходимости исполнения данной заповеди в данных условиях (сафек) в заповедях деорайта нужно устрожать, а в заповедях дерабанан - облегчать.
-
 
== Источники ==
== Источники ==
* [http://toldot.ru/tora/articles/articles_873.html?template=83 Хаим Шиммель, Истоки Устного закона], издательство "Швут Ами".
* [http://toldot.ru/tora/articles/articles_873.html?template=83 Хаим Шиммель, Истоки Устного закона], издательство "Швут Ами".
 +
<references/>
<references/>
 +
[[Категория:Устный Закон]]
[[Категория:Устный Закон]]

Версия 01:51, 26 июня 2011

Тип статьи: Регулярная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Дата создания: 19/06/2011



Дерабанан (де-рабанан, דְּרַבָּנָן "от мудрецов" (арам.)) - заповеди, установленные мудрецами, (в отличие от Деорайта — заповедей, которые следуют непосредственно из Торы).

Заповеди Дерабанан называются также דִֹבְרֵי סוֹפְרִים диврей софрим "слова книжников". Они установленные мудрецами как hидур, хумра, расширение сферы исполнения заповеди или как новый закон;


Содержание

Классификация заповедей

См. Деорайта#Классификация заповедей

Примеры заповедей дерабанан

Мудрецы ввели семь новых заповедей, у которых нет опоры в тексте Пятикнижия:

1. Читать ѓалель в праздники и рош-ходеш

2. Читать в Пурим Свиток Эстер

3. Эрув хацерот, эрув тхумин и эрув тавшилин

4. Благословения перед едой, перед исполнением заповеди и при виде некоторых событий

5. Зажигать субботние свечи

6. Зажигать светильник в Хануку

7. Омывать руки перед трапезой с хлебом.

Все эти заповеди требуют благословения перед исполнением.

Кроме того, мудрецы ввели множество гзерот (запрещений) и таканот (постановлений)[1].

Опора заповедей дерабанан на текст Торы

Во многих случаях кажущийся драш вовсе не создает нового закона; он лишь соединяет с ТАНАХом Устную Тору, в которой данный закон определяется как синайский, либо получен на основе логических умозаключений, либо даже сформулирован мудрецами. В этих случаях несоответствие драша простому или логическому значению текста не имеет большого значения, поскольку сам драш не порождал законы, а наоборот, законы порождали драш[2].

В случае сомнения

В случае сомнения в необходимости исполнения данной заповеди в данных условиях (сафек) в заповедях деорайта нужно устрожать, а в заповедях дерабанан - облегчать.

Источники

  1. Многочисленные примеры - Хаим Шиммель. Истоки Устного Закона. Законы, основанные на драше (интерпретации).
  2. Многочисленные примеры - Хаим Шиммель. Истоки Устного Закона. Законы, основанные на драше (интерпретации).
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация