Де-Рабанан (постановления мудрецов)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 08:01, 19 июня 2011; Aryeolman (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Дата создания: 19/06/2011



Содержание

Классификация заповедей

Одной из главных основ ортодоксального иудаизма является соблюдение Галахи. Однако в соблюдении Галахи есть много градаций:

  • лехатхила (ле-ха-тхила, לְכַתְּחִילָה, "изначально") - изначально-правильное соблюдение того, что предписывают галахические кодексы и современные поским,
  • бедиавад (бедиэвед, бе-ди-авад, בְּדִיעֲבַד, "постфактум") - соблюдение на таком уровне, который может быть признан достаточным только постфактум, но изначально так поступать не рекомендуется,
  • hидур (הִידּוּר, "украшение") - дополнительно улучшенное соблюдение заповедей,
  • хумра (חוּמְרָה, "устрожение") - устрожение соблюдения,
  • кула (קוּלָא, "облегчение") - облегчение соблюдения,
  • минhаг (מִנְהָג, "обычай") - обычай конкретной общины.

Заповеди иудаизма по источнику и авторитетности делятся на три группы:

  • деорайта (де-орайта, דְּאוֹרַיְתָא "из Торы" (арам.)) - заповеди, которые выводятся из Пятикнижия (иногда - и из других книг Танаха) путём hалахического мидраша или из простого смысла Писания;
  • дерабанан (де-рабанан, דְּרַבָּנָן "от мудрецов" (арам.) или דִֹבְרֵי סוֹפְרִים диврей софрим "слова книжников") - заповеди, установленные мудрецами как hидур, хумра, расширение сферы исполнения заповеди или как новый закон;
  • минhаг (מִנְהָג обычай) - нормы действия и поведения, соблюдаемые евреями, но не закреплённые ни в Торе, ни в галахических кодексах.

К законам деорайта примыкает также hалаха ле-Моше ми-Синай (הֲלָכָה לְמֹשֶׁה מִסִּינַי "закон от Моше с Синая") - законы, авторитетность которых равна деорайта, но которые никак не выводятся из Писания.

Примеры заповедей дерабанан

Мудрецы ввели семь новых заповедей, у которых нет опоры в тексте Пятикнижия: 1. Читать ѓалель в праздники и рош-ходеш 2. Читать в Пурим Свиток Эстер 3. Эрув хацерот, эрув тхумин и эрув тавшилин 4. Благословения перед едой, перед исполнением заповеди и при виде некоторых событий 5. Зажигать субботние свечи 6. Зажигать светильник в Хануку 7. Омывать руки перед трапезой с хлебом.

Все эти заповеди требуют благословения перед исполнением.

Кроме того, мудрецы ввели множество гзерот (запрещений) и таканот (постановлений)[1].

Опора заповедей дерабанан на текст Торы

Во многих случаях кажущийся драш вовсе не создает нового закона; он лишь соединяет с ТАНАХом Устную Тору, в которой данный закон определяется как синайский, либо получен на основе логических умозаключений, либо даже сформулирован мудрецами. В этих случаях несоответствие драша простому или логическому значению текста не имеет большого значения, поскольку сам драш не порождал законы, а наоборот, законы порождали драш[2].

Строгость заповеди

За нарушение запретительной заповеди деорайта человек может быть наказан как земным судом (порка, штраф, казнь), так и небесным судом (карет, неестественная смерть). За нарушение заповеди дерабанан человека могут лишь выпороть, да и то - если у суда есть такие полномочия.

Если перед человеком стоит выбор, что выполнить в некоей ситуации - заповедь деорайта или дерабанан - следует выбирать деорайта.

В случае сомнения в необходимости исполнения данной заповеди в данных условиях (сафек) в заповедях деорайта нужно устрожать, а в заповедях дерабанан - облегчать.


Источники

  1. Многочисленные примеры - Хаим Шиммель. Истоки Устного Закона. Законы, основанные на драше (интерпретации).
  2. Многочисленные примеры - Хаим Шиммель. Истоки Устного Закона. Законы, основанные на драше (интерпретации).
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация