Диврей hа-ямим (Хроники), библейская книга

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
(Содержание книги: консолидация)
 
(5 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
#redirect [[:ej:Диврей hа-ямим (Хроники), библейская книга]]
-
| АВТОР1  =
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР = 2
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  = 1
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}}
+
-
 
+
-
'''Паралипоме́нон''' или '''Летописи''', в западной традиции — '''Хроники''' ({{lang-he|דִבְרֵי הַיָּמִים}}, ''Дивре́й hа-ями́м''; {{lang-grc|παραλείπω}}, «пропускать, упускать» — букв. «о пропущенных вещах»; ) — две (1-я и 2-я Паралипоменон) книги [[ТаНаХ]]а, чьё авторство традиционно приписывается [[Ездра|Ездре]] (Эзре). Являются обобщённой летописью священной библейской истории начиная с родословия избранного народа, войн [[Давид]]а, строительства [[Иерусалимский Храм|Храма]] и заканчивая [[Вавилонское пленение|вавилонским пленением]]. Написание книги завершено ок. 460 до н. э.
+
-
 
+
-
Изначально книга Хроник — единая книга; её деление на две части впервые встречается в [[Септуагинта|Септуагинте]], откуда оно перешло в другие переводы Библии; начиная с XV века это деление принято и в изданиях еврейской Библии ([[ТаНаХ]]а). В [[Талмуд]]е книга Хроник упоминается как заключающая раздел [[Агиографы|Писаний]], и это место она занимает в большинстве рукописей и в печатных изданиях Библии. Однако в ряде манускриптов книга Хроник открывает раздел Писаний. В Септуагинте книга Хроник помещена среди исторических книг, после книги Царей. Этот порядок был принят Вульгатой, откуда он перешёл в некоторые современные переводы Библии.
+
-
 
+
-
[[Мишна]] (Иома 1:6) сообщает, что книга Хроник была среди тех книг, которые читали [[первосвященник]]у перед наступлением [[Йом-Киппур]], чтобы тот случайно не заснул, не испытал поллюцию и не был за это отстранён от участия в храмовой церемонии.
+
-
 
+
-
==Название==
+
-
В Септуагинте книга Хроник называется «''Паралипоменон''» (по-гречески — ''пропущенное''). Очевидно, переводчики Септуагинты рассматривали книгу Хроник как дополнение к остальным библейским книгам. Название «''Паралипоменон''» принято и в [[Вульгата|Вульгате]], однако название «''Хроникон''» также получило распространение и употребляется в большинстве переводов Библии на новые языки.
+
-
 
+
-
== Содержание книги ==
+
-
Книга Хроник излагает историю Израиля со времени царя Давида ([[X век до н. э.]]) до падения Иудейского царства в правление царя Седекии ([[Цидкияhy]]) ([[VI век до н. э.]]). Пространное введение, состоящее преимущественно из различных списков, служит фоном исторического повествования книги, которая завершается выдержкой из эдикта Кира, заимствованной из [[книга Ездры|книги Ездры]].
+
-
 
+
-
Книгу Хроник можно подразделить на три основные части:
+
-
# Введение ({{Библия|1Пар|1|—9}});
+
-
# История Израиля под властью Давида и Соломона ({{Библия|1Пар|10}} — {{Библия|2Пар|9}});
+
-
# История Иудейского царства со времени его образования в результате распада царства Соломона и вплоть до его падения ({{Библия|2Пар|10|—36}}).
+
-
=== Введение ===
+
-
Глава 1 представляет собой собрание генеалогических списков, взятых из книги [[Бытие]] и по большей части подвергшихся адаптации и сокращению за счет исключения из них повествовательных элементов.
+
-
 
+
-
Центральная часть введения (главы 2–8) содержит генеалогические списки израильских племен. Последовательность перечисления [[Колена Израилевы|колен Израилевых]] отлична от последовательности в других библейских списках. Книга Хроник начинает с колена [[Иехуда|Иехуды]], которое составляло основу населения Иудейского царства, а затем [[Иудея|Иудеи]] по возвращении изгнанников из [[Пленение Вавилонское|пленения вавилонского]]. Далее следует колено [[Шимон]]а, надел которого с самого начала был включен в состав Иудейского царства. Затем перечислены колена в [[Заиорданье]] (с юга на север): [[Реувен]], [[Гад]] и половина колена [[Менашше]]. Далее приводятся генеалогии колена [[Леви]]. Затем идут колена [[Иссахар]]а, [[Биньямин]]а, [[Дан]]а и [[Нафтали]]. Затем следуют вторая половина колена Менашше, колена [[Эфраим]]а и [[Ашер]]а. Колено [[Звулун]]а в списке отсутствует.
+
-
 
+
-
Наряду с генеалогической информацией списки содержат сведения о войнах, о поселениях и о перемещениях колен. Материал неоднороден в количественном и качественном отношениях; частью он заимствован из других книг Библии, частью почерпнут из переписей воинов периода Объединенного царства (I Хр. 7:1–11, 35–40), устных традиций и т. п. В 9-й главе содержатся списки жителей Иерусалима, левитских служек и жителей [[Гивон|Гивона]].
+
-
 
+
-
Список обитателей Иерусалима (I Хр. 9:2–18), названный «первые жители» и параллельный списку в книге [[Нехемия|Нехемии]] (11:3–19), по всей видимости, восходит ко времени Нехемии или к последующим годам. К этому списку примыкает подробный список левитских (см. [[Леви]]) служек (I Хр. 9:19–34), в котором особое внимание уделяется левитам-привратникам. Следующий за этим списком перечень жителей Гивона дословно повторяет список из I Хр. 8:29–38, что, возможно, является результатом ошибки переписчика.
+
-
 
+
-
Введение служит созданию широкого исторического фона для перехода к повествованию о царстве Давида, и с этой целью автор использовал весь релевантный материал, который был в его распоряжении.
+
-
=== Давид и Шломо ===
+
-
Рассказ о поражении и гибели [[Саул]]а на горе [[Гилбоа]] (I Хр. 10) предваряет изложение истории Объединенного царства — от помазания Давида на царство над всем Израилем в [[Хеврон|Хевроне]] до смерти Соломона. Основным источником глав, посвященных царствованию Давида, служит [[Самуил]]а книга, некоторые главы которой почти цитируются. Однако совпадение повествования двух книг лишь частично.
+
-
 
+
-
С одной стороны, в книге Хроник опущена значительная часть содержащегося в книге Самуила материала о Давиде (например, выпущен весь период от помазания Давида Самуилом до смерти Саула, история правления Давида в Хевроне, его борьба с сыном Саула Эшбаалом (Иш-Бошетом/), подробности семейной жизни Давида и прочее). С другой стороны, книга Хроник содержит обширную информацию, отсутствующую в книге Самуила, относительно государственно-административного устройства, приготовлений к строительству [[Храма]] и его создания (I Хр. 13–16,22–29).
+
-
 
+
-
Царствование Давида в книге Хроник представлено как довольно спокойный, безмятежный период, существенно отличающийся от описанного в книге Самуила и книге Царей. Книга Хроник умалчивает о событиях, предшествовавших воцарению Давида над всем Израилем (о правлении Эшбаала, о тяжелых периодах царствования Давида, например, о восстании его сына [[Авшалом]]f, о голоде в стране и т. п.), и о личных пороках царя.
+
-
 
+
-
Из книги Хроник создается впечатление, что Давид стал царем Израиля без проблем, что он был безупречным правителем, а период его царствования был совершенно благополучным.
+
-
 
+
-
В целом повествование концентрируется вокруг организации Давидом административной и религиозной сфер жизни царства. Деятельность царя в религиозной сфере включает установление места отправления культа Бога Израиля, перенесение [[Ковчег Завета|Ковчега завета]] из [[Кирьят-Иеарим]]f в Иерусалим в специально сооруженную для него [[Скиния|скинию]], установление порядка службы, приготовление к строительству Храма (перепись ремесленников, подготовка необходимых материалов и даже плана здания) и должностная организация храмового персонала (I Хр. 11:20–47), высших чиновников (I Хр. 18:15–17), «тысяченачальников и стоначальников» и «главных начальников над коленами Израилевыми» (I Хр. 27:1–22), управляющих царским имуществом, высших начальников (27:25–34) и царских писцов, судей и надзирателей (I Хр. 26:29–32). Автор книги Хроник особенно подчеркивает, что Давид был царем всего Израиля, и рассматривает единство Израиля и власть Давида как два взаимосвязанных фактора.
+
-
 
+
-
В отличие от I Ц. 1–2, в книге Хроник и переход власти от Давида к Соломону представлен в соответствии с желанием Бога, избравшего Соломона среди всех сыновей Давида; помазание Соломона произошло еще при жизни Давида с согласия царя и народа. Помазание Соломона прямо связывается с приготовлениями к строительству Храма. Повествование о царствовании Соломона обнаруживает еще большую, нежели рассказ о правлении Давида, связь с книгой Царей. Как и раньше, автор книги Хроник опускает часть материала, однако, в отличие от повествования о Давиде, в рассказе о царствовании Соломона объем дополнительного материала невелик, и этот материал по большей части расширяет описания, заимствованные из книги Царей.
+
-
 
+
-
Как и царствование Давида, правление Соломона представлено как период благополучия; автор книги Хроник умалчивает как о борьбе за престол в начальный период, так и о прегрешениях царя в последний период его правления. В центре повествования — строительство Храма: из девяти глав, посвященных царствованию Соломона, более шести отведены подробностям сооружения Храма и его функциональным распорядкам.
+
-
 
+
-
=== История Иудейского царства ===
+
-
В повествовании о царях Иудеи автор книги Хроник почти полностью использовал соответствующие главы книги Царей, а также ввел обширный дополнительный материал. В отличие от описания царствования Давида и Соломона, в повествовании об иудейских царях отсутствует тенденция к их идеализации, и в большинстве случаев оценка царей совпадает с таковой в книге Царей. Дополнительная информация большей частью относится к военной, политической и экономической сферам, в частности, книга Хроник приводит список построенных [[Рехавам]]ом укрепленных городов (II Хр. 11:5–12); список городов, захваченных иудейским царем Авией у царя Израиля [[Иоровам II|Иоровама]] (II Хр. 11:13–19); сообщается о войнах Асы (II Хр. 14:8–14) и его сына [[Иехошафат]]f (II Хр. 20:1–2), о военной, административной и религиозно-правовой реформах в царствование последнего (II Хр. 19:5–11); о войнах царя [[Уззия|Уззии]], об организации его войска, о его экономической деятельности и расцвете при нем Иудейского царства (II Хр. 26:6–15); повествуется о деяниях его сына, царя Иотама в военной и экономической сферах (II Хр. 27:3–5); о мерах, которые принял [[Хизкияху]] для укрепления Иерусалима и организации его водоснабжения во время осады города [[Санхерив]]jv (II Хр. 32:3–6). Дополнительная информация, приводимая в книге Хроник, имеет большое историческое значение и находит подтверждение в нееврейских источниках и в археологических раскопках.
+
-
== Источники книги ===
+
-
Автор книги Хроник упоминает более 20 книг, служащих источниками его информации, однако, по-видимому, число использованных им источников еще больше. Так, очевидно, что автор книги Хроник черпал информацию из ряда книг Библии, которые он не упомянул ([[Пятикнижие]], книга [[Иехошуа Бин Нун]]f, пророчества [[Исайя|Исайи]], [[Иеремия|Иеремии]] и [[Зхария|Зхарии]], [[Псалмы]], книги [[Эзра|Эзры]] и [[Нехемия|Нехемии]]). Упомянутые в книге Хроник источники можно подразделить на три группы.
+
-
 
+
-
# Первая группа источников состоит из шести книг общего характера: «Книга царей Израиля и Иудеи» (II Хр. 27:7 и т. д.), «Книга царей Иудейских и Израильских» (II Хр. 16:11), «Книга царей Израиля» (II Хр. 20:34), «Книга царей Израильских» (II Хр. 33:18) и «Комментарий ([[мидраш]]) книги Царей» (II Хр. 24:27). Различия в названиях незначительны, и весьма возможно, что речь идет об одной и той же книге.
+
-
# Вторая группа источников включает 12 книг пророков (см. [[Пророки И Пророчество|Пророки и пророчество]]), например, «записи провидца Самуила», «записи пророка Натана», «записи провидца Гада» (I Хр. 29:29) и другие (II Хр. 9:29; 12:15; 13:22; 20:34; 26:22; 32:32; 33:19). За исключением одного, все упоминаемые в книге Хроник пророки известны из книг ранних пророков. Маловероятно, что автор книги Хроник располагал аутентичными пророческими книгами, например, эпохи Давида. Самуил умер до того, как Давид стал царем, и потому деяния Давида вряд ли могли быть частью содержания «записей провидца Самуила». Хотя нельзя полностью отрицать, что автор книги Хроник имел доступ к пророческим сказаниям и легендам, восходившим ко времени Первого храма; представляется более вероятным, что упоминаемые им книги пророков на самом деле представляли не отдельные книги, а пророчества, инкорпорированные в книгу об истории израильских и иудейских царей.
+
-
# Третья группа источников состоит из различных книг и документов, как, например, «Писания Давида, царя Израилева, и Соломона, сына Давидова» (II Хр. 35:4), «Слова Давида и Асафа-провидца» (II Хр. 29:30), «Плач» (II Хр. 35:25) и других. Представляется вероятным, что речь идет о разнообразных письменных документах, возможно, о царских и храмовых хрониках, которыми располагал автор книги Хроник.
+
-
 
+
-
==Ссылки==
+
-
* {{ЭЕЭ|14566|Книга Хроник}}
+
-
 
+
-
 
+
-
{{Книги ТаНаХа}}
+
-
 
+
-
{{bible-stub}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Книги ТаНаХа]]
+

Текущая версия на 23:01, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Диврей hа-ямим (Хроники), библейская книга
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация