Дикер-Брандейс, Фридл

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Замена текста — «Категория:Памятники жертвам холокоста» на «Категория:Памятники жертвам Холокоста»)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 37: Строка 37:
| викисклад        =  
| викисклад        =  
}}
}}
-
'''Фридл Дикер-Брандейс (Брандайс)''' ({{lang-de|Friedl Dicker-Brandeis}}; [[30 июля]] [[1898]] — [[9 октября]] [[1944]]) — австрийская художница еврейского происхождения. Ученица Йоханнеса Иттена, затем продолжила обучение в [[Веймар]]ском [[Баухауз]]е. Занималась в 1919—1923 дизайном тканей, иллюстраторской и оформительской работой. После окончания [[Баухауз]]а работала театральным художником и дизайнером в [[Берлин]]е, [[Прага|Праге]] и [[Гронов]]е. Замужем за Павлом (Паулем) Брандайсом с 1936.
+
'''Фридл Дикер-Брандейс (Брандайс)''' ({{lang-de|Friedl Dicker-Brandeis}}; [[30 июля]] [[1898]] — [[9 октября]] [[1944]]) — австрийская художница еврейского происхождения, педагог.
 +
 
 +
== Биография ==
 +
В 1915–16 гг. посещала Императорскую школу прикладного искусства в Вене. Ученица Йоханнеса Иттена (швейцарского архитектора, специалиста по интерьеру), затем продолжила обучение в [[Веймар]]ском [[Баухауз]]е. Занималась в 1919—1923 дизайном тканей, иллюстраторской и оформительской работой. После окончания [[Баухауз]]а работала театральным художником и дизайнером в [[Берлин]]е, [[Прага|Праге]] и [[Гронов]]е. Замужем за Павлом (Паулем) Брандайсом с 1936.
 +
 
 +
В 1919 г. Иттен был назначен преподавателем Высшей школы строительства «Баухауз» в Веймаре, и его ученики, в том числе Дикер-Брандейс, последовали за ним. В «Баухаузе» Дикер-Брандейс занималась текстилем, типографским искусством и художественными переплетами. Еще будучи студенткой, писала декорации и делала костюмы для театров Дрездена и Берлина. В 1925 г. Дикер-Брандейс открыла в Берлине со своим однокурсником Ф. Зингером мастерскую изобразительного искусства. Одновременно они открыли мастерскую прикладного искусства в Вене, которая в 1926–31 гг. продолжала существовать как фирма «Зингер—Дикер». В ней выполнялись архитектурные проекты и работы по оформлению интерьеров (Теннисный клуб в Вене, 1928, городской детский сад «Гетехоф» в Вене, 1930–32). Помимо этого Дикер-Брандейс преподавала рисование.
 +
 
 +
== Идеологические взгляды==
 +
В 30-е Дикер-Брандейс сблизилась с левыми кругами интеллигенции. В связи с ее выступлениями против правоэкстремистского путча Штархемберга была арестована (1934), после чего уехала из Германии. С 1934 г. она жила в Праге, где связи с левыми чешскими и эмигрантскими кругами становились все более тесными. В 1936 г. Дикер-Брандейс открыла в Праге бюро по интерьерам, параллельно преподавала рисование. В 1938 г. переехала в город Хронов на севере Чехии, где занималась преподаванием. В 1940 г. в лондонской галерее «Аркад-геллери» состоялась ее выставка.
 +
 
 +
== Работы ==
 +
Дикер-Брандейс восприняла характерное для «Баухауза» стремление к созданию конструктивных и рациональных произведений архитектуры и прикладного искусства. Об этом свидетельствуют ее ранние конструктивистские и кубистические станковые произведения («Анна, Мария, Христос», раскрашенный рельеф, около 1920 г., Тель-Авив, частное собрание) и ее работы для театра. После 1934 г. Дикер-Брандейс стала уделять больше внимания живописи маслом и акварелью (два варианта сюжета «Допрос», после 1934 г., Прага, Еврейский музей; «Сон», около 1936 г., там же). Постепенно наметился переход к реалистическим, колористически тонким городским пейзажам и натюрмортам («Вид Франтишкове Лазне из окна», Прага, Еврейский музей; «Бегонии на окне», там же). Уже находясь в концлагере, Дикер-Брандейс написала акварелью несколько цветочных натюрмортов («Полевые цветы», Прага, Еврейский музей; «Букет», Гиват-Хаим, Бет-Терезин).
Вместе с мужем депортирована в [[Терезинское гетто]] в декабре 1942. В гетто давала уроки рисования. Накануне последней депортации из Терезинского гетто в [[Освенцим]], 6 октября [[1944]], она собрала все рисунки, сделанные детьми на ее уроках (около 5000), в чемодан. Рисунки сохранились. После войны они стали ярким свидетельством повседневной жизни евреев в гетто. В настоящее время они хранятся в Праге в Еврейском музее. Выставка произведений Фридл Дикер-Брандейс и ее терезинских учеников была открыта в Вене в 1999 году. Она объехала много стран, ее посетило более миллиона человек.
Вместе с мужем депортирована в [[Терезинское гетто]] в декабре 1942. В гетто давала уроки рисования. Накануне последней депортации из Терезинского гетто в [[Освенцим]], 6 октября [[1944]], она собрала все рисунки, сделанные детьми на ее уроках (около 5000), в чемодан. Рисунки сохранились. После войны они стали ярким свидетельством повседневной жизни евреев в гетто. В настоящее время они хранятся в Праге в Еврейском музее. Выставка произведений Фридл Дикер-Брандейс и ее терезинских учеников была открыта в Вене в 1999 году. Она объехала много стран, ее посетило более миллиона человек.
Строка 72: Строка 83:
-
{{WikiCopyRight}}
+
{{WikiCopyRight}}{{ElevenCopyRight|11431|ДИКЕР-БРАНДЕЙС Фридл}}
{{checked_final}}
{{checked_final}}

Версия 17:56, 11 марта 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья


Дикер-Брандейс, Фридл
Файл:Friedldickerbrandeis.gif
Дата рождения:

30 июля 1898

Место рождения:

Вена, Австрия

Дата смерти:

9 октября 1944

Фридл Дикер-Брандейс (Брандайс) (нем. Friedl Dicker-Brandeis; 30 июля 1898 — 9 октября 1944) — австрийская художница еврейского происхождения, педагог.

Содержание

Биография

В 1915–16 гг. посещала Императорскую школу прикладного искусства в Вене. Ученица Йоханнеса Иттена (швейцарского архитектора, специалиста по интерьеру), затем продолжила обучение в Веймарском Баухаузе. Занималась в 1919—1923 дизайном тканей, иллюстраторской и оформительской работой. После окончания Баухауза работала театральным художником и дизайнером в Берлине, Праге и Гронове. Замужем за Павлом (Паулем) Брандайсом с 1936.

В 1919 г. Иттен был назначен преподавателем Высшей школы строительства «Баухауз» в Веймаре, и его ученики, в том числе Дикер-Брандейс, последовали за ним. В «Баухаузе» Дикер-Брандейс занималась текстилем, типографским искусством и художественными переплетами. Еще будучи студенткой, писала декорации и делала костюмы для театров Дрездена и Берлина. В 1925 г. Дикер-Брандейс открыла в Берлине со своим однокурсником Ф. Зингером мастерскую изобразительного искусства. Одновременно они открыли мастерскую прикладного искусства в Вене, которая в 1926–31 гг. продолжала существовать как фирма «Зингер—Дикер». В ней выполнялись архитектурные проекты и работы по оформлению интерьеров (Теннисный клуб в Вене, 1928, городской детский сад «Гетехоф» в Вене, 1930–32). Помимо этого Дикер-Брандейс преподавала рисование.

Идеологические взгляды

В 30-е Дикер-Брандейс сблизилась с левыми кругами интеллигенции. В связи с ее выступлениями против правоэкстремистского путча Штархемберга была арестована (1934), после чего уехала из Германии. С 1934 г. она жила в Праге, где связи с левыми чешскими и эмигрантскими кругами становились все более тесными. В 1936 г. Дикер-Брандейс открыла в Праге бюро по интерьерам, параллельно преподавала рисование. В 1938 г. переехала в город Хронов на севере Чехии, где занималась преподаванием. В 1940 г. в лондонской галерее «Аркад-геллери» состоялась ее выставка.

Работы

Дикер-Брандейс восприняла характерное для «Баухауза» стремление к созданию конструктивных и рациональных произведений архитектуры и прикладного искусства. Об этом свидетельствуют ее ранние конструктивистские и кубистические станковые произведения («Анна, Мария, Христос», раскрашенный рельеф, около 1920 г., Тель-Авив, частное собрание) и ее работы для театра. После 1934 г. Дикер-Брандейс стала уделять больше внимания живописи маслом и акварелью (два варианта сюжета «Допрос», после 1934 г., Прага, Еврейский музей; «Сон», около 1936 г., там же). Постепенно наметился переход к реалистическим, колористически тонким городским пейзажам и натюрмортам («Вид Франтишкове Лазне из окна», Прага, Еврейский музей; «Бегонии на окне», там же). Уже находясь в концлагере, Дикер-Брандейс написала акварелью несколько цветочных натюрмортов («Полевые цветы», Прага, Еврейский музей; «Букет», Гиват-Хаим, Бет-Терезин).

Вместе с мужем депортирована в Терезинское гетто в декабре 1942. В гетто давала уроки рисования. Накануне последней депортации из Терезинского гетто в Освенцим, 6 октября 1944, она собрала все рисунки, сделанные детьми на ее уроках (около 5000), в чемодан. Рисунки сохранились. После войны они стали ярким свидетельством повседневной жизни евреев в гетто. В настоящее время они хранятся в Праге в Еврейском музее. Выставка произведений Фридл Дикер-Брандейс и ее терезинских учеников была открыта в Вене в 1999 году. Она объехала много стран, ее посетило более миллиона человек.

Литература

  • Elena Makarova. Friedl Dicker-Brandeis. Ein Leben für Kunst und Lehre Verlag Christian Brandstaetter, Wien-Muenchen, 1999, ISBN 3-85498-032-9
  • Elena Makarova: Friedl, Dicker-Brandeis, Vienna 1898 - Auschwitz 1944 (Paperback), Tallfellow Press; 1st edition (December 31, 1999), ISBN 0967606195 (10), ISBN 978-0967606194 (13)
  • Susan Goldman Rubin: Fireflies in the Dark: The Story of Friedl Dicker-Brandeis and the Children of Terezin , Holiday House Inc. New York, 2000, ISBN 9780823416813 (13), ISBN 082341681X (10)
  • Елена Макарова, Сергей Макаров. Крепость над бездной. Т. 4: Искусство, музыка и театр в Терезине. Мосты культуры (Гешарим), М., 2007, ISBN 5-93273-219-9

Ссылки



Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ДИКЕР-БРАНДЕЙС Фридл в ЭЕЭ


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках