Дубнов, Семен Маркович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
188.162.156.25 (Обсуждение | вклад)
(Ссылки)
Ast-al (Обсуждение | вклад)
м (1 версия)
Строка 1: Строка 1:
-
[[Файл:SimonDubnow.jpg|thumb|Семён Маркович Дубнов]]
+
 
 +
 
 +
 +
 
 +
[[Изображение:SimonDubnow.jpg|thumb|Семён Маркович Дубнов]]
'''Семён Ма́ркович (Шимон Меерович) Ду́бнов''' ([[1860]], [[Мстиславль]], [[Могилевская губерния]] — [[1941]] [[Рига]], [[СССР]]) — российский еврейский [[историк]], один из классиков и создателей научной истории еврейского народа. Писал по-русски и на [[идиш]]е.
'''Семён Ма́ркович (Шимон Меерович) Ду́бнов''' ([[1860]], [[Мстиславль]], [[Могилевская губерния]] — [[1941]] [[Рига]], [[СССР]]) — российский еврейский [[историк]], один из классиков и создателей научной истории еврейского народа. Писал по-русски и на [[идиш]]е.
== Биография ==
== Биография ==
-
Среди предков Дубновых были известные [[талмуд]]исты [[Иегуда-Юдл из Ковно]] и [[Иосиф Йоске]], автор «Иесод Иосеф» — одного из популярных религиозных сочинений [[XVIII]] в. Прапрадед Дубнова [[Бенцион Хацкелевич]] в XVIII—начале XIX в. фактически возглавлял еврейскую общину Мстиславля. Первым носителем фамилии Дубнов стал прадед Симона Дубнова — Зеев-Вольф, бывший видным знатоком раввинской литературы. Первым учителем будущего ученого стал его дед Бенцион, преподававший на протяжении 45 лет Талмуд.
+
Среди предков Дубновых были известные [[талмуд]]исты [[Иеhуда-Юдл из Ковно]] и [[Иосиф Йоске]], автор «Иесод Иосеф» — одного из популярных религиозных сочинений [[XVIII]] в. Прапрадед Дубнова [[Бенцион Хацкелевич]] в XVIII—начале XIX в. фактически возглавлял еврейскую общину Мстиславля. Первым носителем фамилии Дубнов стал прадед Симона Дубнова — Зеев-Вольф, бывший видным знатоком раввинской литературы. Первым учителем будущего ученого стал его дед Бенцион, преподававший на протяжении 45 лет Талмуд.
''(Наиболее полная генеалогия Дубнова опубликована в Historishe Shriftn fun YIVO. В. II. Wilno, 1937 (идиш))''.
''(Наиболее полная генеалогия Дубнова опубликована в Historishe Shriftn fun YIVO. В. II. Wilno, 1937 (идиш))''.
-
По семейной легенде, Дубновы имели родственные узы с дворянским родом [[Перетц (фамилия)|Перетц]], члены которого ещё на рубеже [[XVIII]]—[[XIX]] вв. вошли в историю России, сначала как активные представители еврейского населения, а затем, после принятия православия, как русские политические и государственные деятели.
+
По семейной легенде, Дубновы имели родственные узы с дворянским родом [[Перетц (фамилия)|Перетц]], члены которого еще на рубеже [[XVIII]]—[[XIX]] вв. вошли в историю России, сначала как активные представители еврейского населения, а затем, после принятия православия, как русские политические и государственные деятели.
-
В 1844 г. дед С. М. Дубнова Бенцион был свидетелем и участником событий, вошедших в историю под именем «мстиславского буйства», исследованного и описанного позже Дубновым. Семью Дубновых не обошли идейные бури того времени. Дед Бенцион — строгий [[литваки|миснагед]] (последователь литовского иудаизма) — был противником как [[хасидизм]]а, так и [[Хаскала|Хаскалы]]. Семен Дубнов получил традиционное образование в [[хедер]]е и [[йешива|йешиве]].
+
В 1844 г. дед С. М. Дубнова Бенцион был свидетелем и участником событий, вошедших в историю под именем «мстиславского буйства», исследованного и описанного позже Дубновым. Семью Дубновых не обошли идейные бури того времени. Дед Бенцион — строгий [[литваки|миснагед]] (последователь литовского иудаизма) — был противником как [[хасидизм|хасидизма]], так и [[Хаскала|Хаскалы]]. Семен Дубнов получил традиционное образование в [[хедер]]е и [[йешива|йешиве]].
В течение буквально трёх-четырёх лет Дубнов, до тринадцати лет говоривший и писавший только на [[иврит]]е и [[идиш]], осваивает [[русский язык]]. По собственному его признанию, он «получил ключ к богатой русской литературе», а с ним и к «литературе европейской, которая в изобилии преподносилась публике в русских переводах».
В течение буквально трёх-четырёх лет Дубнов, до тринадцати лет говоривший и писавший только на [[иврит]]е и [[идиш]], осваивает [[русский язык]]. По собственному его признанию, он «получил ключ к богатой русской литературе», а с ним и к «литературе европейской, которая в изобилии преподносилась публике в русских переводах».
-
Вскоре Дубнов вошёл в круг образованной еврейской молодежи, поступил в русскую школу. [[Талмуд]] и книги Лебенсона сменили «Даниэль Деронда» [[Элиот, Джордж|Дж. Элиот]], поэзия [[Людвиг Бёрне]], тома журнала «Дело». Постепенно Дубнов начинает жить как бы в двух мирах — еврейском и русском.
+
Вскоре Дубнов вошел в круг образованной еврейской молодежи, поступил в русскую школу. [[Талмуд]] и книги Лебенсона сменили «Даниэль Деронда» [[Элиот, Джордж|Дж. Элиот]], поэзия [[Людвиг Бёрне]], тома журнала «Дело». Постепенно Дубнов начинает жить как бы в двух мирах — еврейском и русском.
В 80-е гг. занятия наукой, первые литературные опыты свели Дубнова с некоторыми русскими учеными и писателями, интересовавшимися еврейскими проблемами, — [http://www.eleven.co.il/article/10584 Сергеем Бершадским], [[Лесков, Николай Семёнович|Николаем Лесковым]]. Его воспоминания являются практически единственным источником о ранних годах жизни и творчества таких впоследствии знаменитых литераторов, как [http://www.eleven.co.il/article/10960 А. Волынский], [[Фруг, Семен|Семен Фруг]][http://www.eleven.co.il/article/14375 см.], [[Венгеров, Семён Афанасьевич|Семён Венгеров]], [http://www.eleven.co.il/article/12779 Николай Минский].
В 80-е гг. занятия наукой, первые литературные опыты свели Дубнова с некоторыми русскими учеными и писателями, интересовавшимися еврейскими проблемами, — [http://www.eleven.co.il/article/10584 Сергеем Бершадским], [[Лесков, Николай Семёнович|Николаем Лесковым]]. Его воспоминания являются практически единственным источником о ранних годах жизни и творчества таких впоследствии знаменитых литераторов, как [http://www.eleven.co.il/article/10960 А. Волынский], [[Фруг, Семен|Семен Фруг]][http://www.eleven.co.il/article/14375 см.], [[Венгеров, Семён Афанасьевич|Семён Венгеров]], [http://www.eleven.co.il/article/12779 Николай Минский].
-
Дубнов принимал активное участие в общественной жизни России конца XIX — начала XX вв. Как член [[Общества для распространения просвещения между евреями в России]], он вместе с сионистами боролся за создание национальных еврейских школ. После погрома 1903 г. в Кишиневе Дубнов был одним из тех, кто призывал к созданию активной [http://www.eleven.co.il/article/13678 еврейской самообороны]. Дубнов энергично выступал за участие евреев в выборах в Государственную думу (1905) и основал еврейскую секцию [[Кадеты|партии конституционалистов-демократов (кадеты)]]. Дубнов был членом Союза для достижения полноправия еврейского народа в России (1905), но позже отошёл от него. В 1906 г. вместе с соратниками (М. Крейнин, А. Залкинд, В. Мандель, А. Перельман) основал [[Еврейскую народную партию]] («Фолкспартей»), которая существовала в России вплоть до 1918 г.
+
Дубнов принимал активное участие в общественной жизни России конца XIX — начала XX вв. Как член [[Общества для распространения просвещения между евреями в России]], он вместе с сионистами боролся за создание национальных еврейских школ. После погрома 1903 г. в Кишиневе Дубнов был одним из тех, кто призывал к созданию активной [http://www.eleven.co.il/article/13678 еврейской самообороны]. Дубнов энергично выступал за участие евреев в выборах в Государственную думу (1905) и основал еврейскую секцию [[Кадеты|партии конституционалистов-демократов (кадеты)]]. Дубнов был членом Союза для достижения полноправия еврейского народа в России (1905), но позже отошел от него. В 1906 г. вместе с соратниками (М. Крейнин, А. Залкинд, В. Мандель, А. Перельман) основал [[Еврейскую народную партию]] («Фолкспартей»), которая существовала в России вплоть до 1918 г.
Годы между [[Русская революция|двумя революциями в России]], с 1905-го по 1917-й, стали периодом расцвета еврейской исторической науки. Новое поколение русско-еврейской интеллигенции создало [[Еврейское историко-этнографическое общество]] и другие научные организации. Дубнов активно участвовал в основании в Петербурге еврейского университета, в создании «Еврейской энциклопедии», был автором и редактором ежегодника «Еврейская старина». В то же время он продолжал научные исследования, доведя свою «Историю евреев в России» до начала XX в.
Годы между [[Русская революция|двумя революциями в России]], с 1905-го по 1917-й, стали периодом расцвета еврейской исторической науки. Новое поколение русско-еврейской интеллигенции создало [[Еврейское историко-этнографическое общество]] и другие научные организации. Дубнов активно участвовал в основании в Петербурге еврейского университета, в создании «Еврейской энциклопедии», был автором и редактором ежегодника «Еврейская старина». В то же время он продолжал научные исследования, доведя свою «Историю евреев в России» до начала XX в.
Строка 23: Строка 27:
С. М. Дубнов сразу и однозначно не принял власть [[большевики|большевиков]]. Он был одним из немногих политических деятелей, отрицательно относившихся как к власти красных, так и белых. Весь опыт ученого, знание истории и поистине редкая прозорливость позволили ему уже в 1918—1920 гг. высказать убеждение в том, что общество, построенное на отрицании общедемократических принципов, неизбежно рано или поздно придет к возрождению крайних форм национализма, к государственному антисемитизму, что национальная еврейская жизнь в России будет уничтожена, он понял одним из первых.
С. М. Дубнов сразу и однозначно не принял власть [[большевики|большевиков]]. Он был одним из немногих политических деятелей, отрицательно относившихся как к власти красных, так и белых. Весь опыт ученого, знание истории и поистине редкая прозорливость позволили ему уже в 1918—1920 гг. высказать убеждение в том, что общество, построенное на отрицании общедемократических принципов, неизбежно рано или поздно придет к возрождению крайних форм национализма, к государственному антисемитизму, что национальная еврейская жизнь в России будет уничтожена, он понял одним из первых.
-
В [[1922]] г. эмигрировал в [[Германия|Германию]]. Здесь на склоне лет он решил завершить труд своей жизни — десятитомную историю еврейского народа. С 1922 по 1933 гг. Дубнов жил в [[Берлин]]е. За эти годы в различных издательствах и на разных языках вышли в свет в новой редакции три тома его «Всемирной истории евреев», «Новейшая история еврейского народа», «Письма о старом и новом еврействе» и ряд других произведений. С первых дней в Германии Дубнов полностью ушёл в научную работу, стараясь отстраниться от тех тревог и волнений, что окружали его со всех сторон. Но с каждым днем действительность все настойчивее напоминала о себе.
+
В [[1922]] г. эмигрировал в [[Германия|Германию]]. Здесь на склоне лет он решил завершить труд своей жизни — десятитомную историю еврейского народа. С 1922 по 1933 гг. Дубнов жил в [[Берлин]]е. За эти годы в различных издательствах и на разных языках вышли в свет в новой редакции три тома его «Всемирной истории евреев», «Новейшая история еврейского народа», «Письма о старом и новом еврействе» и ряд других произведений. С первых дней в Германии Дубнов полностью ушел в научную работу, стараясь отстраниться от тех тревог и волнений, что окружали его со всех сторон. Но с каждым днем действительность все настойчивее напоминала о себе.
-
В апреле 1923 г. Дубнов отметил в дневнике: ''«Ровно год тому назад в этот день я покинул Петербург и Россию после долгих лет мук заточения в царстве нового деспотизма. Я знал, что еду на „развалины Европы“, но момент выхода из тюрьмы был светел и сулил многое впереди. Прошёл год. Я свободен, я в Берлине, у печатного станка… и что же, счастлив я? Нет, нельзя быть спокойным, дыша атмосферой тревоги»''. В России остались дочь и сын, другая дочь с детьми жила в Польше.
+
В апреле 1923 г. Дубнов отметил в дневнике: ''«Ровно год тому назад в этот день я покинул Петербург и Россию после долгих лет мук заточения в царстве нового деспотизма. Я знал, что еду на „развалины Европы“, но момент выхода из тюрьмы был светел и сулил многое впереди. Прошел год. Я свободен, я в Берлине, у печатного станка… и что же, счастлив я? Нет, нельзя быть спокойным, дыша атмосферой тревоги»''. В России остались дочь и сын, другая дочь с детьми жила в Польше.
Приход к власти [[Гитлер]]а заставил С. М. Дубнова покинуть Германию. Он имел приглашение в Палестину и в США, но принял роковое решение и в августе 1933 г. переехал в [[Латвия|Латвию]], так как хотел быть ближе к детям и внукам, а главное — к своему читателю, русскоязычному еврейству. В Риге Дубнов завершил и выпустил все три тома мемуаров (последний — в 1940 г.).
Приход к власти [[Гитлер]]а заставил С. М. Дубнова покинуть Германию. Он имел приглашение в Палестину и в США, но принял роковое решение и в августе 1933 г. переехал в [[Латвия|Латвию]], так как хотел быть ближе к детям и внукам, а главное — к своему читателю, русскоязычному еврейству. В Риге Дубнов завершил и выпустил все три тома мемуаров (последний — в 1940 г.).
Строка 31: Строка 35:
Аннексия Латвии советскими войсками в 1940 г. создала для Дубнова реальную опасность. Неприятие ученым теории и практики большевизма было хорошо известно. В 1920-е гг. он опубликовал в европейской и американской печати несколько статей с резкой критикой советской национальной политики. В свою очередь, в конце 1920-х гг. в [[СССР]] были изъяты его труды, а он сам подвергнут остракизму. Однако престарелого ученого не арестовали.
Аннексия Латвии советскими войсками в 1940 г. создала для Дубнова реальную опасность. Неприятие ученым теории и практики большевизма было хорошо известно. В 1920-е гг. он опубликовал в европейской и американской печати несколько статей с резкой критикой советской национальной политики. В свою очередь, в конце 1920-х гг. в [[СССР]] были изъяты его труды, а он сам подвергнут остракизму. Однако престарелого ученого не арестовали.
-
В Риге застала С. М. Дубнова немецкая оккупация в 1941 г. Существует ряд легенд о последних днях его жизни. Рассказывают, что когда его уводили латышские полицейские, престарелый историк кричал на идише: ''"Идн, шрайбт ун фаршрайбт…'' (Евреи! Записывайте, всё записывайте!). Доподлинно известно лишь, что его убили в декабре 1941 г. в одной из первых акций по уничтожению [[Рижское гетто|Рижского гетто]].
+
В Риге застала С. М. Дубнова немецкая оккупация в 1941 г. Существует ряд легенд о последних днях его жизни. Рассказывают, что когда его уводили латышские полицейские, престарелый историк кричал на идише: ''"Идн, шрайбт ун фаршрайбт…'' (Евреи! Записывайте все записывайте!). Доподлинно известно лишь, что его убили в декабре 1941 г. в одной из первых акций по уничтожению [[Рижское гетто|Рижского гетто]].
== Концепции Дубнова ==
== Концепции Дубнова ==
 +
=== Еврейская история ===
=== Еврейская история ===
-
В своих капитальных трудах Дубнов определял еврейский народ как «народ, чьим домом является весь мир», и считал, что еврейский народ сформировался в процессе приспособления к тем условиям, в которых он жил. После разрушения [[Иерусалимский храм|Второго храма]] еврейский народ перешёл к высшей, то есть культурно-духовной стадии исторического развития. Согласно Дубнову, еврейский народ в [[Диаспора|диаспоре]] развил особую социальную систему и общинную идеологию.[[Файл:SimonDubnow old.jpg|thumb]]
+
В своих капитальных трудах Дубнов определял еврейский народ как «народ, чьим домом является весь мир», и считал, что еврейский народ сформировался в процессе приспособления к тем условиям, в которых он жил. После разрушения [[Иерусалимский Храм|Второго храма]] еврейский народ перешел к высшей, то есть культурно-духовной стадии исторического развития. Согласно Дубнову, еврейский народ в [[Диаспора|диаспоре]] развил особую социальную систему и общинную идеологию.[[Изображение:SimonDubnow old.jpg|thumb]]
Во все периоды истории еврейства выделялась одна община, более других преуспевшая в сохранении самоуправления, в национальном творчестве и в духовной независимости. Она становилась центром еврейского народа и гегемоном по отношению к остальным общинам.
Во все периоды истории еврейства выделялась одна община, более других преуспевшая в сохранении самоуправления, в национальном творчестве и в духовной независимости. Она становилась центром еврейского народа и гегемоном по отношению к остальным общинам.
-
Сделав предметом своих исследований жизнь народа во всех её проявлениях, ученый анализировал и развитие внутренней общественной жизни, историю религиозных течений и историю культуры; при этом собственно еврейская история рассматривается в неразрывной связи с историей стран пребывания. Для Дубнова-ученого равноценны все течения еврейской культуры, их достижения как на иврите, так и на идиш. Не оставлял он вне сферы своего внимания и культурное наследие, созданное на языках диаспоры: в Испании, Франции, Голландии, Германии, Польше, в странах Востока.
+
Сделав предметом своих исследований жизнь народа во всех ее проявлениях, ученый анализировал и развитие внутренней общественной жизни, историю религиозных течений и историю культуры; при этом собственно еврейская история рассматривается в неразрывной связи с историей стран пребывания. Для Дубнова-ученого равноценны все течения еврейской культуры, их достижения как на иврите, так и на идиш. Не оставлял он вне сферы своего внимания и культурное наследие, созданное на языках диаспоры: в Испании, Франции, Голландии, Германии, Польше, в странах Востока.
=== Роль религии и идишизм ===
=== Роль религии и идишизм ===
Строка 49: Строка 54:
=== Автономизм российского еврейства ===
=== Автономизм российского еврейства ===
-
Дубнов был одним из идеологов возникающего российского еврейства. Защищал позиции национально-территориальной автономии т. н. [http://www.eleven.co.il/article/10052 автономизм], ратовал за переход на русский язык, как средство вхождения евреев в современный мир. Для евреев [[Черта оседлости|черты оседлости]], замкнутых в своем национальном ареале, язык империи был, по существу, не нужен. В 70-е гг. XIX в. экономические и культурные преобразования привели к тому, что молодежь начала овладевать русским языком.
+
Дубнов был одним из идеологов возникающего российкого еврейства. Защищал позиции национально-территориальной автономии т. н. [http://www.eleven.co.il/article/10052 автономизм], ратовал за переход на русский язык, как средство вхождения евреев в современный мир. Для евреев [[Черта оседлости|черты оседлости]], замкнутых в своем национальном ареале, язык империи был, по существу, не нужен. В 70-е гг. XIX в. экономические и культурные преобразования привели к тому, что молодежь начала овладевать русским языком.
В истории российского еврейства 60—70-е гг. XIX в. стали во многом переломными. Реформы [[Александр II|Александра II]] смягчили антиеврейское законодательство (http://www.eleven.co.il/article/15440 см.), требования экономического развития страны привели к усилению процесса интеграции еврейского народа в жизнь империи. Постепенно польско-литовское еврейство становилось еврейством российским. Еврейская молодежь стремилась вырваться из [[Черта оседлости|черты оседлости]]. Она стала получать образование в русских гимназиях и университетах, вошла в отечественную культуру, науку, экономику и политику. Все это привело к созданию и быстрому росту новой группы — русско-еврейской интеллигенции.
В истории российского еврейства 60—70-е гг. XIX в. стали во многом переломными. Реформы [[Александр II|Александра II]] смягчили антиеврейское законодательство (http://www.eleven.co.il/article/15440 см.), требования экономического развития страны привели к усилению процесса интеграции еврейского народа в жизнь империи. Постепенно польско-литовское еврейство становилось еврейством российским. Еврейская молодежь стремилась вырваться из [[Черта оседлости|черты оседлости]]. Она стала получать образование в русских гимназиях и университетах, вошла в отечественную культуру, науку, экономику и политику. Все это привело к созданию и быстрому росту новой группы — русско-еврейской интеллигенции.
-
Миллионы евреев оставались в [[Черта оседлости|черте оседлости]], но те несколько сот тысяч, что, вырвавшись из неё, расселились по российским городам, стали предпринимателями, врачами, инженерами, журналистами, литераторами, адвокатами. Это были люди с совершенно новой ментальностью. Шауль Гинзбург, ученик и последователь Дубнова, характеризуя русско-еврейскую интеллигенцию, подчеркивал, что она «в себе объединила лучшие черты русской интеллигенции с верностью и преданностью еврейской культурной традиции» (2)
+
Миллионы евреев оставались в [[Черта оседлости|черты оседлости]], но те несколько сот тысяч, что, вырвавшись из нее, расселились по российским городам, стали предпринимателями, врачами, инженерами, журналистами, литераторами, адвокатами. Это были люди с совершенно новой ментальностью. Шауль Гинзбург, ученик и последователь Дубнова, характеризуя русско-еврейскую интеллигенцию, подчеркивал, что она «в себе объединила лучшие черты русской интеллигенции с верностью и преданностью еврейской культурной традиции» (2)
«Дети и внуки Хаскалы», русские евреи сделали своим третьим, а затем и родным языком русский, они осознавали себя — и стремились внушить это другим — не просто евреями, а евреями именно русскими. Постепенно русско-еврейская интеллигенция стала представительной силой еврейского народа.
«Дети и внуки Хаскалы», русские евреи сделали своим третьим, а затем и родным языком русский, они осознавали себя — и стремились внушить это другим — не просто евреями, а евреями именно русскими. Постепенно русско-еврейская интеллигенция стала представительной силой еврейского народа.
Строка 64: Строка 69:
Дубнов же воспринимает свой народ как нацию, наделенную великим инстинктом самосохранения. Именно этот инстинкт и позволил евреям не только выжить, но и создать автономные формы национального самоуправления в разных странах и в разные века. Это общины Вавилона и Испании, кагалы и ваады в Польше и Литве.
Дубнов же воспринимает свой народ как нацию, наделенную великим инстинктом самосохранения. Именно этот инстинкт и позволил евреям не только выжить, но и создать автономные формы национального самоуправления в разных странах и в разные века. Это общины Вавилона и Испании, кагалы и ваады в Польше и Литве.
-
В отношении истории российского еврейства концепция Дубнова заключалась в том, что он воспринимал её как поступательный процесс, в ходе которого польско-литовское еврейство постепенно, за столетие после вхождения в состав России, начинало осознавать себя еврейством именно российским, со своими особыми культурными, общественными и политическими задачами. В то же время история евреев в России для Дубнова — это часть и всемирной, и российской истории. Изучая её, он стремился охватить все еврейские территориально- культурные группы; при этом ученый исходил из того, что они жили по единым законам империи.
+
В отношении истории российского еврейства концепция Дубнова заключалась в том, что он воспринимал ее как поступательный процесс, в ходе которого польско-литовское еврейство постепенно, за столетие после вхождения в состав России, начинало осознавать себя еврейством именно российским, со своими особыми культурными, общественными и политическими задачами. В то же время история евреев в России для Дубнова — это часть и всемирной, и российской истории. Изучая ее, он стремился охватить все еврейские территориально- культурные группы; при этом ученый исходил из того, что они жили по единым законам империи.
== Творчество ==
== Творчество ==
-
Первые исторические сочинения Дубнова были посвящены оценке деятельности [[Левинзон, Ицхак Бер|И. Б. Левинзона]], [[Шабтай Цви|Саббатая Цви]] и [[Якоб Франк|Адольфа (Я‘акова) Франка]], а также изучению [[хасидизм]]а.
+
Первые исторические сочинения Дубнова были посвящены оценке деятельности [[Левинзон, Ицхак Бер|И. Б. Левинзон]]а, [[Шабтай Цви|Саббатая Цви]] и [[Якоб Франк|Адольфа (Я‘акова) Франка]], а также изучению [[хасидизм]]а.
В 1893 г. Дубнов опубликовал историко-философский этюд «Что такое еврейская история», в котором, вслед за [http://www.eleven.co.il/article/11301 Генрихом Грецем], представлял историю еврейского народа как историю развития еврейского национального духа.
В 1893 г. Дубнов опубликовал историко-философский этюд «Что такое еврейская история», в котором, вслед за [http://www.eleven.co.il/article/11301 Генрихом Грецем], представлял историю еврейского народа как историю развития еврейского национального духа.
Строка 73: Строка 78:
В 1898 г. Дубнов начинает работать над крупными трудами по еврейской истории, первым из которых был «Учебник еврейской истории» (1—3 тт., Одесса, 1898—1901).
В 1898 г. Дубнов начинает работать над крупными трудами по еврейской истории, первым из которых был «Учебник еврейской истории» (1—3 тт., Одесса, 1898—1901).
-
В 1900-х гг. начала выходить «Всеобщая история евреев» (т. 1, Одесса, 1901; в 1903—1905 как приложение к журналу «Восход»; отдельное издание в 3-х тт., СПб., 1904—1906). Четвёртый том был издан под названием «Новейшая история еврейского народа, 1789—1881» (П., 1914). Отдельные части книги Дубнова издавались в советское время (1922—1923) в Москве и Петрограде.
+
В 1900-х гг. начала выходить «Всеобщая история евреев» (т. 1, Одесса, 1901; в 1903—1905 как приложение к журналу «Восход»; отдельное издание в 3-х тт., СПб., 1904—1906). Четвертый том был издан под названием «Новейшая история еврейского народа, 1789—1881» (П., 1914). Отдельные части книги Дубнова издавались в советское время (1922—1923) в Москве и Петрограде.
Монументальный труд Дубнова «Всемирная история еврейского народа» был опубликован впервые в немецком переводе (1—10 тт., Берлин, 1925—1929), а затем на [[иврит]]е (1923—1938) и [[идиш]]е (1948—1958); полное издание книги в подлиннике на русском языке вышло в свет в Риге в 1934—1938 гг.
Монументальный труд Дубнова «Всемирная история еврейского народа» был опубликован впервые в немецком переводе (1—10 тт., Берлин, 1925—1929), а затем на [[иврит]]е (1923—1938) и [[идиш]]е (1948—1958); полное издание книги в подлиннике на русском языке вышло в свет в Риге в 1934—1938 гг.
Строка 90: Строка 95:
== Ссылки ==
== Ссылки ==
* [http://jhistory.nfurman.com/code/dubnov.htm Краткая история евреев].
* [http://jhistory.nfurman.com/code/dubnov.htm Краткая история евреев].
 +
* [http://www.il4u.org.il/il4u/history/dubnov/index-2.html Новейшая история евреев].
* [http://www.lebed.com/2003/art3284.htm Отрывки из воспоминаний].
* [http://www.lebed.com/2003/art3284.htm Отрывки из воспоминаний].
* [http://www.svoboda.org/programs/civil/2004/civil.080604.asp Интервью дочери историка Софьи Эрлих-Дубновой].
* [http://www.svoboda.org/programs/civil/2004/civil.080604.asp Интервью дочери историка Софьи Эрлих-Дубновой].
Строка 95: Строка 101:
[[Категория:Еврейские историографы]]
[[Категория:Еврейские историографы]]
-
[[Категория:Деятели еврейских общественных организаций]]
+
[[Категория:Историки]]
 +
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 +
[[Категория:Еврейские общественные деятели]]
[[Категория:Историки России]]
[[Категория:Историки России]]
[[Категория:Жертвы холокоста]]
[[Категория:Жертвы холокоста]]
 +
[[Категория:Историки по алфавиту]]
[[Категория:Писатели на идише]]
[[Категория:Писатели на идише]]
[[Категория:Родившиеся в 1860 году]]
[[Категория:Родившиеся в 1860 году]]
Строка 107: Строка 116:
[[Категория:Русские эмигранты первой волны в Германии]]
[[Категория:Русские эмигранты первой волны в Германии]]
[[Категория:Русские эмигранты первой волны в Латвии]]
[[Категория:Русские эмигранты первой волны в Латвии]]
-
[[Категория:Узники гетто]]
+
 
-
[[Категория:Авторы Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона]]
+
-
[[Категория: Мемуаристы]]
+
-
[[bg:Семьон Дубнов]]
+
[[de:Simon Dubnow]]
[[de:Simon Dubnow]]
[[en:Simon Dubnow]]
[[en:Simon Dubnow]]
-
[[es:Simón Dubnow]]
+
[[es:Simon Dubnow]]
[[fr:Simon Dubnow]]
[[fr:Simon Dubnow]]
[[he:שמעון דובנוב]]
[[he:שמעון דובנוב]]
[[lt:Semionas Dubnovas]]
[[lt:Semionas Dubnovas]]
-
[[lv:Simons Dubnovs]]
 
[[pl:Szymon Dubnow]]
[[pl:Szymon Dubnow]]
[[sr:Симон Дубнов]]
[[sr:Симон Дубнов]]
-
[[tr:Simon Dubnow]]
+
 
-
[[yi:שמעון דובנאוו]]
+
 
 +
{{WikiCopyRight}}

Версия 16:53, 23 октября 2010



Файл:SimonDubnow.jpg
Семён Маркович Дубнов

Семён Ма́ркович (Шимон Меерович) Ду́бнов (1860, Мстиславль, Могилевская губерния — 1941 Рига, СССР) — российский еврейский историк, один из классиков и создателей научной истории еврейского народа. Писал по-русски и на идише.

Содержание

Биография

Среди предков Дубновых были известные талмудисты Иеhуда-Юдл из Ковно и Иосиф Йоске, автор «Иесод Иосеф» — одного из популярных религиозных сочинений XVIII в. Прапрадед Дубнова Бенцион Хацкелевич в XVIII—начале XIX в. фактически возглавлял еврейскую общину Мстиславля. Первым носителем фамилии Дубнов стал прадед Симона Дубнова — Зеев-Вольф, бывший видным знатоком раввинской литературы. Первым учителем будущего ученого стал его дед Бенцион, преподававший на протяжении 45 лет Талмуд.

(Наиболее полная генеалогия Дубнова опубликована в Historishe Shriftn fun YIVO. В. II. Wilno, 1937 (идиш)).

По семейной легенде, Дубновы имели родственные узы с дворянским родом Перетц, члены которого еще на рубеже XVIII—XIX вв. вошли в историю России, сначала как активные представители еврейского населения, а затем, после принятия православия, как русские политические и государственные деятели.

В 1844 г. дед С. М. Дубнова Бенцион был свидетелем и участником событий, вошедших в историю под именем «мстиславского буйства», исследованного и описанного позже Дубновым. Семью Дубновых не обошли идейные бури того времени. Дед Бенцион — строгий миснагед (последователь литовского иудаизма) — был противником как хасидизма, так и Хаскалы. Семен Дубнов получил традиционное образование в хедере и йешиве.

В течение буквально трёх-четырёх лет Дубнов, до тринадцати лет говоривший и писавший только на иврите и идиш, осваивает русский язык. По собственному его признанию, он «получил ключ к богатой русской литературе», а с ним и к «литературе европейской, которая в изобилии преподносилась публике в русских переводах».

Вскоре Дубнов вошел в круг образованной еврейской молодежи, поступил в русскую школу. Талмуд и книги Лебенсона сменили «Даниэль Деронда» Дж. Элиот, поэзия Людвиг Бёрне, тома журнала «Дело». Постепенно Дубнов начинает жить как бы в двух мирах — еврейском и русском.

В 80-е гг. занятия наукой, первые литературные опыты свели Дубнова с некоторыми русскими учеными и писателями, интересовавшимися еврейскими проблемами, — Сергеем Бершадским, Николаем Лесковым. Его воспоминания являются практически единственным источником о ранних годах жизни и творчества таких впоследствии знаменитых литераторов, как А. Волынский, Семен Фругсм., Семён Венгеров, Николай Минский.

Дубнов принимал активное участие в общественной жизни России конца XIX — начала XX вв. Как член Общества для распространения просвещения между евреями в России, он вместе с сионистами боролся за создание национальных еврейских школ. После погрома 1903 г. в Кишиневе Дубнов был одним из тех, кто призывал к созданию активной еврейской самообороны. Дубнов энергично выступал за участие евреев в выборах в Государственную думу (1905) и основал еврейскую секцию партии конституционалистов-демократов (кадеты). Дубнов был членом Союза для достижения полноправия еврейского народа в России (1905), но позже отошел от него. В 1906 г. вместе с соратниками (М. Крейнин, А. Залкинд, В. Мандель, А. Перельман) основал Еврейскую народную партию («Фолкспартей»), которая существовала в России вплоть до 1918 г.

Годы между двумя революциями в России, с 1905-го по 1917-й, стали периодом расцвета еврейской исторической науки. Новое поколение русско-еврейской интеллигенции создало Еврейское историко-этнографическое общество и другие научные организации. Дубнов активно участвовал в основании в Петербурге еврейского университета, в создании «Еврейской энциклопедии», был автором и редактором ежегодника «Еврейская старина». В то же время он продолжал научные исследования, доведя свою «Историю евреев в России» до начала XX в.

С. М. Дубнов сразу и однозначно не принял власть большевиков. Он был одним из немногих политических деятелей, отрицательно относившихся как к власти красных, так и белых. Весь опыт ученого, знание истории и поистине редкая прозорливость позволили ему уже в 1918—1920 гг. высказать убеждение в том, что общество, построенное на отрицании общедемократических принципов, неизбежно рано или поздно придет к возрождению крайних форм национализма, к государственному антисемитизму, что национальная еврейская жизнь в России будет уничтожена, он понял одним из первых.

В 1922 г. эмигрировал в Германию. Здесь на склоне лет он решил завершить труд своей жизни — десятитомную историю еврейского народа. С 1922 по 1933 гг. Дубнов жил в Берлине. За эти годы в различных издательствах и на разных языках вышли в свет в новой редакции три тома его «Всемирной истории евреев», «Новейшая история еврейского народа», «Письма о старом и новом еврействе» и ряд других произведений. С первых дней в Германии Дубнов полностью ушел в научную работу, стараясь отстраниться от тех тревог и волнений, что окружали его со всех сторон. Но с каждым днем действительность все настойчивее напоминала о себе.

В апреле 1923 г. Дубнов отметил в дневнике: «Ровно год тому назад в этот день я покинул Петербург и Россию после долгих лет мук заточения в царстве нового деспотизма. Я знал, что еду на „развалины Европы“, но момент выхода из тюрьмы был светел и сулил многое впереди. Прошел год. Я свободен, я в Берлине, у печатного станка… и что же, счастлив я? Нет, нельзя быть спокойным, дыша атмосферой тревоги». В России остались дочь и сын, другая дочь с детьми жила в Польше.

Приход к власти Гитлера заставил С. М. Дубнова покинуть Германию. Он имел приглашение в Палестину и в США, но принял роковое решение и в августе 1933 г. переехал в Латвию, так как хотел быть ближе к детям и внукам, а главное — к своему читателю, русскоязычному еврейству. В Риге Дубнов завершил и выпустил все три тома мемуаров (последний — в 1940 г.).

Аннексия Латвии советскими войсками в 1940 г. создала для Дубнова реальную опасность. Неприятие ученым теории и практики большевизма было хорошо известно. В 1920-е гг. он опубликовал в европейской и американской печати несколько статей с резкой критикой советской национальной политики. В свою очередь, в конце 1920-х гг. в СССР были изъяты его труды, а он сам подвергнут остракизму. Однако престарелого ученого не арестовали.

В Риге застала С. М. Дубнова немецкая оккупация в 1941 г. Существует ряд легенд о последних днях его жизни. Рассказывают, что когда его уводили латышские полицейские, престарелый историк кричал на идише: "Идн, шрайбт ун фаршрайбт… (Евреи! Записывайте все записывайте!). Доподлинно известно лишь, что его убили в декабре 1941 г. в одной из первых акций по уничтожению Рижского гетто.

Концепции Дубнова

Еврейская история

В своих капитальных трудах Дубнов определял еврейский народ как «народ, чьим домом является весь мир», и считал, что еврейский народ сформировался в процессе приспособления к тем условиям, в которых он жил. После разрушения Второго храма еврейский народ перешел к высшей, то есть культурно-духовной стадии исторического развития. Согласно Дубнову, еврейский народ в диаспоре развил особую социальную систему и общинную идеологию.

Во все периоды истории еврейства выделялась одна община, более других преуспевшая в сохранении самоуправления, в национальном творчестве и в духовной независимости. Она становилась центром еврейского народа и гегемоном по отношению к остальным общинам.

Сделав предметом своих исследований жизнь народа во всех ее проявлениях, ученый анализировал и развитие внутренней общественной жизни, историю религиозных течений и историю культуры; при этом собственно еврейская история рассматривается в неразрывной связи с историей стран пребывания. Для Дубнова-ученого равноценны все течения еврейской культуры, их достижения как на иврите, так и на идиш. Не оставлял он вне сферы своего внимания и культурное наследие, созданное на языках диаспоры: в Испании, Франции, Голландии, Германии, Польше, в странах Востока.

Роль религии и идишизм

Еврейскую религию Дубнов рассматривал как средство национальной самозащиты народа, лишенного обычных средств самосохранения, которыми обладают другие народы. Отсюда естественно следует, что в период эмансипации религия теряет свою защитную функцию, и еврейский народ, вступивший в эпоху сотрудничества с народами мира, должен развить светскую культуру, языком выражения которой является идиш.

Отвержение сионизма и ассимиляции

На этом основании Дубнов отвергал как сионизм, считая его выражением лже-мессианства, так и ассимиляторство. Он противопоставлял им концепцию автономизма, изложенную в «Письмах о старом и новом еврействе», которые печатались в журнале «Восход» в 1897—1902 (отдельное издание — СПб., 1907). Одновременно с работой над историческими трудами Дубнов выступал в качестве литературного критика, педагога и публициста. Его перу принадлежит статья «Разговорный язык», посвященная языку идиш (1909), исследование творчества поэта И. Л. Гордона и др.

Автономизм российского еврейства

Дубнов был одним из идеологов возникающего российкого еврейства. Защищал позиции национально-территориальной автономии т. н. автономизм, ратовал за переход на русский язык, как средство вхождения евреев в современный мир. Для евреев черты оседлости, замкнутых в своем национальном ареале, язык империи был, по существу, не нужен. В 70-е гг. XIX в. экономические и культурные преобразования привели к тому, что молодежь начала овладевать русским языком.

В истории российского еврейства 60—70-е гг. XIX в. стали во многом переломными. Реформы Александра II смягчили антиеврейское законодательство (http://www.eleven.co.il/article/15440 см.), требования экономического развития страны привели к усилению процесса интеграции еврейского народа в жизнь империи. Постепенно польско-литовское еврейство становилось еврейством российским. Еврейская молодежь стремилась вырваться из черты оседлости. Она стала получать образование в русских гимназиях и университетах, вошла в отечественную культуру, науку, экономику и политику. Все это привело к созданию и быстрому росту новой группы — русско-еврейской интеллигенции.

Миллионы евреев оставались в черты оседлости, но те несколько сот тысяч, что, вырвавшись из нее, расселились по российским городам, стали предпринимателями, врачами, инженерами, журналистами, литераторами, адвокатами. Это были люди с совершенно новой ментальностью. Шауль Гинзбург, ученик и последователь Дубнова, характеризуя русско-еврейскую интеллигенцию, подчеркивал, что она «в себе объединила лучшие черты русской интеллигенции с верностью и преданностью еврейской культурной традиции» (2) «Дети и внуки Хаскалы», русские евреи сделали своим третьим, а затем и родным языком русский, они осознавали себя — и стремились внушить это другим — не просто евреями, а евреями именно русскими. Постепенно русско-еврейская интеллигенция стала представительной силой еврейского народа.

В 70-е гг. XIX в. значительная часть образованной еврейской молодежи как бы вошла в одно русло с русской, главным образом студенческой, молодежью, находившейся в оппозиции к существующей в стране политической, экономической и идеологической системе.

Погромы 1881—1882 гг. на юге России и рост антисемитизма, в том числе и государственного, привели к краху иллюзий о возможности безболезненной интеграции евреев в российское общество, следствием чему были идейный кризис и противостояние между поколением 60-х гг. и новой генерацией российского еврейства. Основные споры шли на страницах периодических изданий «Восход», «Русский еврей», «Рассвет».

Свое идейное credo Дубнов обосновал в работах «Что такое еврейская история» и «Письма о старом и новом еврействе». Оно было выработано в острых дискуссиях с такими мыслителями, как Ахад-ха-Ам, [1], Бяликом, Бен-Ами. Суть концепции С. М. Дубнова заключалась в том, что он, в отличие от большинства своих предшественников, рассматривал еврейство исключительно как нацию духовную. Утратив свое государственно-территориальное существование, еврейство сохранилось лишь потому, что осталось народом духовным, по его определению, «нацией культурно-исторической среди наций политических». До Дубнова в еврейской историографии господствовали теологические концепции, согласно которым евреи рассматривались исключительно как религиозная общность.

Дубнов же воспринимает свой народ как нацию, наделенную великим инстинктом самосохранения. Именно этот инстинкт и позволил евреям не только выжить, но и создать автономные формы национального самоуправления в разных странах и в разные века. Это общины Вавилона и Испании, кагалы и ваады в Польше и Литве.

В отношении истории российского еврейства концепция Дубнова заключалась в том, что он воспринимал ее как поступательный процесс, в ходе которого польско-литовское еврейство постепенно, за столетие после вхождения в состав России, начинало осознавать себя еврейством именно российским, со своими особыми культурными, общественными и политическими задачами. В то же время история евреев в России для Дубнова — это часть и всемирной, и российской истории. Изучая ее, он стремился охватить все еврейские территориально- культурные группы; при этом ученый исходил из того, что они жили по единым законам империи.

Творчество

Первые исторические сочинения Дубнова были посвящены оценке деятельности И. Б. Левинзона, Саббатая Цви и Адольфа (Я‘акова) Франка, а также изучению хасидизма.

В 1893 г. Дубнов опубликовал историко-философский этюд «Что такое еврейская история», в котором, вслед за Генрихом Грецем, представлял историю еврейского народа как историю развития еврейского национального духа.

В 1898 г. Дубнов начинает работать над крупными трудами по еврейской истории, первым из которых был «Учебник еврейской истории» (1—3 тт., Одесса, 1898—1901).

В 1900-х гг. начала выходить «Всеобщая история евреев» (т. 1, Одесса, 1901; в 1903—1905 как приложение к журналу «Восход»; отдельное издание в 3-х тт., СПб., 1904—1906). Четвертый том был издан под названием «Новейшая история еврейского народа, 1789—1881» (П., 1914). Отдельные части книги Дубнова издавались в советское время (1922—1923) в Москве и Петрограде.

Монументальный труд Дубнова «Всемирная история еврейского народа» был опубликован впервые в немецком переводе (1—10 тт., Берлин, 1925—1929), а затем на иврите (1923—1938) и идише (1948—1958); полное издание книги в подлиннике на русском языке вышло в свет в Риге в 1934—1938 гг.

В 1930—1931 гг. в Тель-Авиве вышел в свет на иврите труд Дубнова «Толдот ха-хасидут» («История хасидизма»), подведший итог длительному изучению Дубновым хасидского движения. Дубнов сотрудничал в «Джуиш энциклопедия» (1901—1905) и «Еврейской энциклопедии» (1908—1913; был соредактором первого тома).

Последние статьи Дубнова вышли накануне 2-й мировой войны: «Русско-еврейская интеллигенция в историческом аспекте» («Еврейский мир», Париж, 1939) и «Пробуждение мировой совести и участь еврейства» («Русские записки», книга 4, Париж, 1939).

Богатый материал о жизни и деятельности Дубнова и его эпохе содержится в его воспоминаниях: «Книга моей жизни» (1—2 тт., Рига, 1934—1935; 3-й т. опубликован в 1940 в Риге в издательстве автора и уничтожен нацистами в 1941; переиздан Союзом русских евреев (Нью-Йорк, 1957) и в России (Спб.: «Петербургское востоковедение», 1998)) и в книге С. Дубновой-Эрлих «Жизнь и творчество С. М. Дубнова» (Нью-Йорк, 1950).

Литература

  1. Фрумкин Я. Г. Из истории русского еврейства // Книга о русском еврействе. — Нью-Йорк, 1960.
  2. Гинзбург С. М. О еврейско-русской интеллигенции // Еврейский мир: Ежегодник за 1939 г. Париж, 1939. С. 36.
  3. Краткая история евреев. из-во «Феникс», 1997 г. с.576 ISBN 5-85880-440-3

Ссылки

pl:Szymon Dubnow sr:Симон Дубнов


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках