Евпатория (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Евпатория''', город в Автономной республике Крым (Украина); до завоевания [[Крым|Крыма]] Россией (1783) — Гезлёв, с 1802 г. — уездный город Таврической губернии, с 1921 г. — районный центр Крымской АССР, с 1945 г. — в Крымской области РСФСР, в 1954–91 гг. в УССР. В конце 18 в. в Евпатории проживало около 100 семей [[Караимы|караимов]] и небольшое число евреев-раббанитов (см. [[Крымчаки]]). В 19 в. караимская община Евпатории стала крупнейшей в России, и Евпатория превратилась в духовный центр караимов. В Евпатории находилась резиденция главного караимского [[Хахам|хахама]] и Таврическое духовное правление караимов. В 1830–60 гг. в Евпатории существовала типография, издававшая книги на [[Иврит Язык|иврите]], где [[Фиркович, Аврахам|А. Фиркович]] напечатал караимские рукописи. В городе имелись музей и библиотека, в которой хранились редкие рукописи и книги, и сохранились здания большой и малой караимских синагог 18 в. В 19 в. –  начале 20 в. происходил рост численности еврейского и караимского населения Евпатории. В 1865 г. в Евпатории проживали 1228 караимов, в 1867 г. — 325 евреев и 1524 караима, в 1889 г. — 565 евреев и 2630 караимов, в 1897 г. — 1592 еврея (8,8% от всего населения) и 1505 караимов (8,4%). В 1894 г. было основано Александровское караимское духовное училище; в 1895 г. открыта [[Талмуд-Тора|талмуд-тора]]. В 1912 г. была открыта ремесленная школа. Караимы неоднократно занимали пост городского головы. Так, в 1860–78 гг. городским головой Евпатории был С. Пампулов (1831–1911), в 1915–17 гг. — С. Дуван (1870–1957), в 1913–15 гг. — М. Ефет (1867–1944).
+
'''Евпатория''', город в Автономной республике Крым (Украина, до завоевания [[Крым|Крыма]] Россией (1783) — Гезлёв, с 1802 г. — уездный город Таврической губернии, с 1921 г. — районный центр Крымской АССР, с 1945 г. — в Крымской области РСФСР, в 1954–91 гг. в УССР.  
 +
=== Восемнадцатый век ===
 +
 
 +
В конце 18 в. в Евпатории проживало около 100 семей [[Караимы|караимов]] и небольшое число евреев-раббанитов (см. [[Крымчаки]]).  
 +
=== Девятнадцатый век ===
 +
 
 +
В 19 в. караимская община Евпатории стала крупнейшей в России, и Евпатория превратилась в духовный центр караимов. В Евпатории находилась резиденция главного караимского [[Хахам|хахама]] и Таврическое духовное правление караимов.  
 +
 
 +
В 1830–60 гг. в Евпатории существовала типография, издававшая книги на [[Иврит Язык|иврите]], где [[Фиркович, Аврахам|А. Фиркович]] напечатал караимские рукописи. В городе имелись музей и библиотека, в которой хранились редкие рукописи и книги, и сохранились здания большой и малой караимских синагог 18 в.  
 +
 
 +
В 19 в. –  начале 20 в. происходил рост численности еврейского и караимского населения Евпатории. В 1865 г. в Евпатории проживали 1228 караимов, в 1867 г. — 325 евреев и 1524 караима, в 1889 г. — 565 евреев и 2630 караимов, в 1897 г. — 1592 еврея (8,8% от всего населения) и 1505 караимов (8,4%).  
 +
 
 +
В 1894 г. было основано Александровское караимское духовное училище; в 1895 г. открыта [[Талмуд-Тора|талмуд-тора]].  
 +
 
 +
Караимы неоднократно занимали пост городского головы. Так, в 1860–78 гг. городским головой Евпатории был С. Пампулов (1831–1911), в 1915–17 гг. — С. Дуван (1870–1957), в 1913–15 гг. — М. Ефет (1867–1944).
 +
== Двадцатый век ==
Во время революции 1905 г. в Евпатории произошел еврейский [[Погромы|погром]] (20 октября). В 1914 г. в Евпатории состоялся суд на 14 евреями, обвиненными в нелегальной сионистской (см. [[Сионизм]]) деятельности.
Во время революции 1905 г. в Евпатории произошел еврейский [[Погромы|погром]] (20 октября). В 1914 г. в Евпатории состоялся суд на 14 евреями, обвиненными в нелегальной сионистской (см. [[Сионизм]]) деятельности.
 +
В 1912 г. была открыта ремесленная школа.
В 1915-19 гг. таврическим и одесским гахамом был [[Шапшал, Серай Маркович|С. Шапшал]]. После революции 1917 г. последний караимский хахам переселился в [[Стамбул]]. В 1917–19 гг. в Евпатории издавались «Известия Таврического и Одесского караимского духовного правления» (всего вышло 9 номеров). В 1920 г. [[Озе|ОЗЕ]] открыл в Евпатории детский туберкулезный санаторий. В конце 1920-х гг. для евреев-переселенцев в районе Евпатории выпускалась газета «Коллективист», были открыты еврейская изба-читальня, школы, в которых обучались дети переселенцев. В 1931 г. в 5 км от Евпатории был создан еврейский колхоз «Морген рот». В 1932 г. [[Джойнт]] открыл в Евпатории трикотажную фабрику, на которой работали около 600 человек. В 1926 г. в Евпатории проживало около 2400 евреев-раббанитов и караимов (около 11% общего населения). В 1939 г. в Евпатории проживало 4249 евреев и караимов (2,5% от всего населения).
В 1915-19 гг. таврическим и одесским гахамом был [[Шапшал, Серай Маркович|С. Шапшал]]. После революции 1917 г. последний караимский хахам переселился в [[Стамбул]]. В 1917–19 гг. в Евпатории издавались «Известия Таврического и Одесского караимского духовного правления» (всего вышло 9 номеров). В 1920 г. [[Озе|ОЗЕ]] открыл в Евпатории детский туберкулезный санаторий. В конце 1920-х гг. для евреев-переселенцев в районе Евпатории выпускалась газета «Коллективист», были открыты еврейская изба-читальня, школы, в которых обучались дети переселенцев. В 1931 г. в 5 км от Евпатории был создан еврейский колхоз «Морген рот». В 1932 г. [[Джойнт]] открыл в Евпатории трикотажную фабрику, на которой работали около 600 человек. В 1926 г. в Евпатории проживало около 2400 евреев-раббанитов и караимов (около 11% общего населения). В 1939 г. в Евпатории проживало 4249 евреев и караимов (2,5% от всего населения).
 +
=== Окупация ===
-
6 ноября 1941 г. германские войска оккупировали Евпаторию. Вскоре после оккупации был издан приказ о регистрации еврейского населения. Евреям было предписано носить [[Отличительный Знак|отличительный знак]] — желтую пятиконечную звезду. Из случайных людей, задержанных на улице, был создан [[Юденрат|юденрат]]. Евреев использовали на тяжелых работах. Они были обязаны сдать все ценные вещи представителям оккупационных властей. 20 ноября 1941 г. ашкеназским (см. [[Ашкеназы]]) евреям было приказано переселиться в «военные дома, расположенные по дороге к курортному вокзалу». 23 ноября 650 евреев были расстреляны в танковом рве. В конце ноября была произведена облава на [[крымчаков]]. Согласно акту Крымской республиканской чрезвычайной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских оккупантов и их пособников, было схвачено, а затем расстреляно 150 крымчаков. Уничтожение евреев продолжалось в Евпаторийском районе. Так, 1 марта 1942 г. в Евпатории были расстреляны 15 человек из еврейского колхоза имени Шаумяна. 4 марта 1942 г. были расстреляны 97 евреев в 500 м южнее колхоза имени Шаумяна. Все уничтоженные были [[Горские Евреи|горскими евреями]]. Караимы Евпатории, как и вообще большинство караимов на оккупированных территориях (см. [[Караимы|Караимы]]), не пострадали.
+
6 ноября 1941 г. германские войска оккупировали Евпаторию. Вскоре после оккупации был издан приказ о регистрации еврейского населения. Евреям было предписано носить [[Отличительный Знак|отличительный знак]] — желтую пятиконечную звезду. Из случайных людей, задержанных на улице, был создан [[Юденрат|юденрат]]. Евреев использовали на тяжелых работах. Они были обязаны сдать все ценные вещи представителям оккупационных властей. 20 ноября 1941 г. ашкеназским (см. [[Ашкеназы]]) евреям было приказано переселиться в «военные дома, расположенные по дороге к курортному вокзалу». 23 ноября 650 евреев были расстреляны в танковом рве. В конце ноября была произведена облава на [[крымчаков]]. Согласно акту Крымской республиканской чрезвычайной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских оккупантов и их пособников, было схвачено, а затем расстреляно 150 крымчаков. Уничтожение евреев продолжалось в Евпаторийском районе. Так, 1 марта 1942 г. в Евпатории были расстреляны 15 человек из еврейского колхоза имени Шаумяна. 4 марта 1942 г. были расстреляны 97 евреев в 500 м южнее колхоза имени Шаумяна. Все уничтоженные были [[Горские Евреи|горскими евреями]].  
-
В 1959 г. в Евпатории проживало 2600 евреев и караимов (4,3% от всего населения), в 1970 г. — 2500 (3,1%), в 1974 г. — 2300 (2,5%). В 1959 г. власти конфисковали 25 тысяч рублей, собранных евреями Евпатории для аренды помещения для синагоги. В 1989–92 гг. большинство евреев Евпатории репатриировались в Израиль, уехали в США, Германию или другие страны. В начале 21 в. в Евпатории живет незначительное число караимов и евреев-раббанитов (в основном ашкеназов), в том числе бывших членов еврейских сельскохозяйственных поселений в Крыму.
+
Караимы Евпатории, как и вообще большинство караимов на оккупированных территориях (см. [[Караимы|Караимы]]), не пострадали.
 +
== Вторая половина двадцатого – двадцать первый век ==
 +
 
 +
 
 +
В 1959 г. в Евпатории проживало 2600 евреев и караимов (4,3% от всего населения), в 1970 г. — 2500 (3,1%), в 1974 г. — 2300 (2,5%). В 1959 г. власти конфисковали 25 тысяч рублей, собранных евреями Евпатории для аренды помещения для синагоги. В 1989–92 гг. большинство евреев Евпатории репатриировались в Израиль, уехали в США, Германию или другие страны.  
 +
 
 +
В начале 21 в. в Евпатории живет незначительное число караимов и евреев-раббанитов (в основном ашкеназов), в том числе бывших членов еврейских сельскохозяйственных поселений в Крыму.
 +
=== Возрождение еврейской жизни ===
В начале 1990-х гг. в городе была восстановлена еврейская община. В 1993 г. общине было возвращено здание бывшей ремесленной школы. В Евпатории функционируют еврейская религиозная община (председатель Е. Трахтенгерц), Евпаторийская религиозная община реформистского иудаизма (председатель Шаповалова; см. [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]]). Различные благотворительные программы осуществляет при поддержке [[Джойнта]] «Хесед Шалом». Несколько раз в год выходит орган «Хесед Шалом» — «Новости Шалом».
В начале 1990-х гг. в городе была восстановлена еврейская община. В 1993 г. общине было возвращено здание бывшей ремесленной школы. В Евпатории функционируют еврейская религиозная община (председатель Е. Трахтенгерц), Евпаторийская религиозная община реформистского иудаизма (председатель Шаповалова; см. [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]]). Различные благотворительные программы осуществляет при поддержке [[Джойнта]] «Хесед Шалом». Несколько раз в год выходит орган «Хесед Шалом» — «Новости Шалом».
Строка 40: Строка 64:
{{ElevenCopyRight|11500|ЕВПАТОРИЯ}}
{{ElevenCopyRight|11500|ЕВПАТОРИЯ}}
-
 
-
 
-
[[Категория:Категории к переименованию:Населённые пункты по алфавиту]]
 

Версия 15:06, 19 апреля 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Евпатория, город в Автономной республике Крым (Украина, до завоевания Крыма Россией (1783) — Гезлёв, с 1802 г. — уездный город Таврической губернии, с 1921 г. — районный центр Крымской АССР, с 1945 г. — в Крымской области РСФСР, в 1954–91 гг. в УССР.

Содержание

Восемнадцатый век

В конце 18 в. в Евпатории проживало около 100 семей караимов и небольшое число евреев-раббанитов (см. Крымчаки).

Девятнадцатый век

В 19 в. караимская община Евпатории стала крупнейшей в России, и Евпатория превратилась в духовный центр караимов. В Евпатории находилась резиденция главного караимского хахама и Таврическое духовное правление караимов.

В 1830–60 гг. в Евпатории существовала типография, издававшая книги на иврите, где А. Фиркович напечатал караимские рукописи. В городе имелись музей и библиотека, в которой хранились редкие рукописи и книги, и сохранились здания большой и малой караимских синагог 18 в.

В 19 в. – начале 20 в. происходил рост численности еврейского и караимского населения Евпатории. В 1865 г. в Евпатории проживали 1228 караимов, в 1867 г. — 325 евреев и 1524 караима, в 1889 г. — 565 евреев и 2630 караимов, в 1897 г. — 1592 еврея (8,8% от всего населения) и 1505 караимов (8,4%).

В 1894 г. было основано Александровское караимское духовное училище; в 1895 г. открыта талмуд-тора.

Караимы неоднократно занимали пост городского головы. Так, в 1860–78 гг. городским головой Евпатории был С. Пампулов (1831–1911), в 1915–17 гг. — С. Дуван (1870–1957), в 1913–15 гг. — М. Ефет (1867–1944).

Двадцатый век

Во время революции 1905 г. в Евпатории произошел еврейский погром (20 октября). В 1914 г. в Евпатории состоялся суд на 14 евреями, обвиненными в нелегальной сионистской (см. Сионизм) деятельности.

В 1912 г. была открыта ремесленная школа. В 1915-19 гг. таврическим и одесским гахамом был С. Шапшал. После революции 1917 г. последний караимский хахам переселился в Стамбул. В 1917–19 гг. в Евпатории издавались «Известия Таврического и Одесского караимского духовного правления» (всего вышло 9 номеров). В 1920 г. ОЗЕ открыл в Евпатории детский туберкулезный санаторий. В конце 1920-х гг. для евреев-переселенцев в районе Евпатории выпускалась газета «Коллективист», были открыты еврейская изба-читальня, школы, в которых обучались дети переселенцев. В 1931 г. в 5 км от Евпатории был создан еврейский колхоз «Морген рот». В 1932 г. Джойнт открыл в Евпатории трикотажную фабрику, на которой работали около 600 человек. В 1926 г. в Евпатории проживало около 2400 евреев-раббанитов и караимов (около 11% общего населения). В 1939 г. в Евпатории проживало 4249 евреев и караимов (2,5% от всего населения).

Окупация

6 ноября 1941 г. германские войска оккупировали Евпаторию. Вскоре после оккупации был издан приказ о регистрации еврейского населения. Евреям было предписано носить отличительный знак — желтую пятиконечную звезду. Из случайных людей, задержанных на улице, был создан юденрат. Евреев использовали на тяжелых работах. Они были обязаны сдать все ценные вещи представителям оккупационных властей. 20 ноября 1941 г. ашкеназским (см. Ашкеназы) евреям было приказано переселиться в «военные дома, расположенные по дороге к курортному вокзалу». 23 ноября 650 евреев были расстреляны в танковом рве. В конце ноября была произведена облава на крымчаков. Согласно акту Крымской республиканской чрезвычайной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских оккупантов и их пособников, было схвачено, а затем расстреляно 150 крымчаков. Уничтожение евреев продолжалось в Евпаторийском районе. Так, 1 марта 1942 г. в Евпатории были расстреляны 15 человек из еврейского колхоза имени Шаумяна. 4 марта 1942 г. были расстреляны 97 евреев в 500 м южнее колхоза имени Шаумяна. Все уничтоженные были горскими евреями.

Караимы Евпатории, как и вообще большинство караимов на оккупированных территориях (см. Караимы), не пострадали.

Вторая половина двадцатого – двадцать первый век

В 1959 г. в Евпатории проживало 2600 евреев и караимов (4,3% от всего населения), в 1970 г. — 2500 (3,1%), в 1974 г. — 2300 (2,5%). В 1959 г. власти конфисковали 25 тысяч рублей, собранных евреями Евпатории для аренды помещения для синагоги. В 1989–92 гг. большинство евреев Евпатории репатриировались в Израиль, уехали в США, Германию или другие страны.

В начале 21 в. в Евпатории живет незначительное число караимов и евреев-раббанитов (в основном ашкеназов), в том числе бывших членов еврейских сельскохозяйственных поселений в Крыму.

Возрождение еврейской жизни

В начале 1990-х гг. в городе была восстановлена еврейская община. В 1993 г. общине было возвращено здание бывшей ремесленной школы. В Евпатории функционируют еврейская религиозная община (председатель Е. Трахтенгерц), Евпаторийская религиозная община реформистского иудаизма (председатель Шаповалова; см. Реформизм в иудаизме). Различные благотворительные программы осуществляет при поддержке Джойнта «Хесед Шалом». Несколько раз в год выходит орган «Хесед Шалом» — «Новости Шалом».

В 1998 г. в Евпатории была восстановлена караимская религиозная община, которой был возвращен комплекс исторических Большой и Малой кенасс.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЕВПАТОРИЯ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация