Евреи в Казахстане

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Add notice: From Wiki)
Wiking (Обсуждение | вклад)
м (убрана категория «История евреев в Казахстане»; добавлена категория «История евреев Казахстана» с помощью HotCat)
Строка 1: Строка 1:
-
{{IsFromWiki}}
+
{{IsFromWiki}}== Евреи в Казахстане  ==
-
== Евреи в Казахстане  ==
 
-
 
Различные исторические исследования дают разные оценки времени появления и периодов пребывания евреев на территории [[Центральная Азия|Центральной Азии]]. Очевидно, что евреи появились здесь не позднее эпохи активного функционирования [[Великий шелковый путь|Великого шелкового пути]].
Различные исторические исследования дают разные оценки времени появления и периодов пребывания евреев на территории [[Центральная Азия|Центральной Азии]]. Очевидно, что евреи появились здесь не позднее эпохи активного функционирования [[Великий шелковый путь|Великого шелкового пути]].
Строка 47: Строка 45:
{{Европа по темам 2|Иудаизм|цвет=Иудаизм}}
{{Европа по темам 2|Иудаизм|цвет=Иудаизм}}
-
[[Категория:Иудаизм в Казахстане]]{{WikiCopyRight}}
+
[[Категория:Иудаизм в Казахстане| ]]
 +
[[Категория:История евреев Казахстана]]{{WikiCopyRight}}

Версия 18:37, 15 января 2010

Содержание

Евреи в Казахстане

Различные исторические исследования дают разные оценки времени появления и периодов пребывания евреев на территории Центральной Азии. Очевидно, что евреи появились здесь не позднее эпохи активного функционирования Великого шелкового пути.

В 1827 году российский император Николай I подписал указ о натуральной воинской повинности для евреев (кантонисты), в соответствии с которым ежегодно царскую армию должны были пополнять по 10 рекрутов возрастом от 12 до 25 лет с каждой тысячи еврейских мужчин. Совершеннолетних определяли на действительную службу, а малолетних направляли в кантонистские школы «для приготовления к службе» в отдаленные, зачастую с суровыми климатическими условиями регионы Российской империи. Таким образом, множество еврейских юношей оказались в Казахстане.

Примерно в 1870 году в городе Верном (нынешнем Алматы) сложилась первая еврейская община, состоявшая из николаевских солдат и их потомков. Их было немного — не более ста человек. Они открыли первую синагогу в простой деревянной избе в 1884 году и добились регистрации еврейского молитвенного общества в 1907 году.

В современной истории евреи массово прибывали в Центральную Азию в связи с разнообразными событиями исторического масштаба. Например, известно, что в царской России Казахстан был одним из мест ссылки неугодных власти лиц. Немало евреев, принимавших активное участие в общественной жизни того времени, оказались здесь по этой причине.

В ходе реализации грандиозных советских проектов, в числе которых строительство Турксиба, освоение Целины и другие, в Казахстан прибыли и остались на долгое время многочисленные специалисты с семьями.

Значительное увеличение численности евреев в Центральной Азии произошло во время Великой Отечественной войны. В Казахстан, так же как и в соседние республики, приехали люди, в большинстве своем имеющие высшее образование или обладающие различными профессиональными навыками. Они сыграли немаловажную роль в интенсивном развитии многих областей человеческой жизнедеятельности, в частности, промышленности, медицине, искусстве, кино, образовании, науке.

Наконец, в долгие годы сталинских репрессий в Казахстан были насильно переселены тысячи еврейских семей из Украины, Белоруссии, Кавказа, России, Прибалтики. Они обрели здесь свой второй дом и сегодня, с горечью вспоминая о трагедии тех лет, благодарят Всевышнего за то, что он отправил их в гостеприимные казахские степи.

Неотъемлемой частью жизни еврейского народа является соблюдение заповедей, которое не зависит ни от материального, ни от социального, географического или иного положения. Поэтому во все периоды истории среди евреев существовали люди, считающие соблюдение религиозных традиций и оказание помощи другим в этом соблюдении главным смыслом жизни. Евреи всегда могли с помощью таких людей, вне зависимости от того, являлись ли они раввинами или нет, прильнуть к духовному источнику Торы. Еврейская религиозная жизнь не затухала, как в период существования Великого шелкового пути, так и в годы борьбы советской власти с проявлениями религиозности.

Настоящее время

Современный активный этап возрождения еврейской жизни в Казахстане начался в 1994 году с приезда раввина Ешаи Когена. Молодой посланник Любавичского Ребе прибыл в страну по просьбе казахстанской еврейской общины, чтобы возглавить общину и наладить полноценную религиозную жизнь.

Однако начало этого этапа, вероятно, правильнее будет отсчитывать с момента прибытия в Казахскую ССР раввина Леви-Ицхака Шнеерсона.

Раввин Шнеерсон родился в Украине в 1871 году. Многие годы являлся главным раввином г. Днепропетровска. Его старший сын раввин Менахем-Мендл Шнеерсон, — седьмой Любавичский Ребе. (Любавичский Ребе — лидер движения «Хабад», которое зародилось в конце XVIII в. в России в местечке Любавичи, глава нынешнего поколения хасидов "Хабад". Движение «Хабад» — всемирное еврейское движение, деятельность которого направлена на поддержание полноценной еврейской жизни во всех её сферах.) В период сталинских репрессий, несмотря на опасность быть арестованным, раввин Л.-И. Шнеерсон всячески поддерживал религиозную жизнь евреев Днепропетровска. В своих речах он призывал ни на йоту не отступать от законов иудаизма, оставаться верными тысячелетним традициям еврейского народа в любых условиях и в любых ситуациях.

Раввин Шнеерсон был арестован НКВД в марте 1939 года за религиозную деятельность, обвинен в антисоветской пропаганде, сослан в Казахстан, в поселок Чиили Кызылординской области. Находясь в ссылке, несмотря на все страдания, до конца своих дней продолжал деятельность раввина, продолжал учиться Торе сам и обучал ей других.

Раввин Л.-И. Шнеерсон похоронен в г. Алматы. Он умер в 1944 году, вскоре после его перевода из п. Чиили. В 1989 году раввин Леви-Ицхак Шнеерсон был реабилитирован.

19 декабря 1999 г. Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев лично передал 3 тома материалов дела раввина Л.-И. Шнеерсона из архивов КГБ библиотеке Любавичского Ребе в Нью-Йорке. Раввин Шнеерсон поддерживал духовную жизнь евреев во время ссылки и умер, исполняя свою святую обязанность.

Город Алматы хорошо известен еврейскому сообществу благодаря находящейся здесь могиле великого праведника, являющейся местом паломничества и источником духовных сил. Имя раввина Леви-Ицхака Шнеерсона носит Центральная синагога Казахстана, построенная неподалеку от его могилы.


Сегодня казахстанская еврейская община, черпая силы в крепкой вере и мужестве раввина Шнеерсона, развивается быстрыми темпами. Налаживаются связи с общинами и еврейскими организациями других стран, строятся синагоги, издается собственная газета, налажено кашерное производство некоторых продуктов питания, нуждающиеся члены общины получают необходимую помощь, действует специальная группа, осуществляющая еврейские похороны, во всех казахстанских городах работают еврейские организации, открыты клубы для людей разных возрастов и интересов.

Ссылки

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация