Еврейская Классическая Литература (ЭЕЭ)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 19:42, 22 ноября 2011; MyBot (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Статья импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и (возможно) должна быть консолидирована с одной из нижеследующих, уже имеющихся статьей:  or Еврейская АО or Еврейская АО or Еврейская АО or Еврейская АО or Еврейская Библия or Еврейская Библия or Еврейская Библия or Еврейская Библия or Еврейская автономия в Крыму or Еврейская автономия в Крыму or Еврейская автономия в Крыму or Еврейская автономия в Крыму or Еврейская автономная область or Еврейская автономная область or Еврейская автономная область or Еврейская автономная область or Еврейская бригада or Еврейская бригада or Еврейская бригада or Еврейская бригада or Еврейская виртуальная библиотека or Еврейская виртуальная библиотека or Еврейская виртуальная библиотека or Еврейская виртуальная библиотека or Еврейская военная организация or Еврейская военная организация or Еврейская военная организация or Еврейская военная организация or Еврейская география or Еврейская география or Еврейская география or Еврейская география or Еврейская демография: историческое сопоставление по странам or Еврейская демография: историческое сопоставление по странам or Еврейская демография: историческое сопоставление по странам or Еврейская демография: историческое сопоставление по странам or Еврейская казнь or Еврейская казнь or Еврейская казнь or Еврейская казнь or Еврейская литература or Еврейская литература or Еврейская литература or Еврейская литература or Еврейская музыка or Еврейская музыка or Еврейская музыка or Еврейская музыка or Еврейская община Санкт-Петербурга or Еврейская община Санкт-Петербурга or Еврейская община Санкт-Петербурга or Еврейская община Санкт-Петербурга or Еврейская община Санкт-Петербурга (Россия) or Еврейская община Санкт-Петербурга (Россия) or Еврейская община Санкт-Петербурга (Россия) or Еврейская община Санкт-Петербурга (Россия) or Еврейская песня or Еврейская песня or Еврейская песня or Еврейская песня or Еврейская полиция or Еврейская полиция or Еврейская полиция or Еврейская полиция or Еврейская традиционная хронология or Еврейская традиционная хронология or Еврейская традиционная хронология or Еврейская традиционная хронология or Еврейская энциклопедия or Еврейская энциклопедия or Еврейская энциклопедия or Еврейская энциклопедия or Еврейская энциклопедия (значения) or Еврейская энциклопедия (значения) or Еврейская энциклопедия (значения) or Еврейская энциклопедия (значения) or Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона or Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона or Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона or Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона




Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Еврейская Классическая Литература Введение Библейская литература Послебиблейская литература Аггада и Мидраш

Введение. Языком еврейской классической литературы был иврит, а позднее — и арамейский. В свой древнейший, библейский, период еврейская литература была частью, хотя — во многом уникальной, литературы древнего Ближнего Востока; в послебиблейский период наряду с продолжением и развитием традиций библейской литературы в еврейской литературе начинает ощущаться влияние древнегреческой литературы, приведшее к возникновению еврейско-эллинистической литературы на греческом языке; в средние века определяющее влияние на еврейскую литературу оказывала арабская, а затем — европейская литература, в рамках которой развивается новая и новейшая еврейская литература. Вместе с тем в еврейской литературе отчетливо прослеживается преемственность и непрерывность художественной традиции, различно проявляющаяся в разные эпохи и в разных локальных условиях, однако достаточная для того, чтобы говорить о еврейской литературе как о едином литературном процессе, а не как о простой совокупности литературных памятников, созданных евреями в различные эпохи на разных языках.

Библейская литература. Библия, древнейший и величайший памятник еврейской литературы, представляет собой корпус произведений, создававшихся на протяжении более чем тысячелетия (библейский канон был в основных чертах установлен лишь к 250 г. до н. э.). Традиционное деление Библии на три части — Пятикнижие (на иврите Тора), Пророки (Невиим) и Писания (Ктувим) — в принципе соответствует историческим эпохам библейского периода, однако далеко не всегда отражает историческую последовательность кристаллизации отдельных произведений канона.

Одной из древнейших частей Библии считается Песнь Деборы в Судей Израилевых книге (5:2–31), восходящая, по всей очевидности, к 12 в. до н. э.; Пятикнижие было впервые обнародовано в середине 5 в. до н. э., однако представляет собой компиляцию источников гораздо более раннего происхождения; большая часть Пророки книг восходит к 8–7 вв. до н. э.; Писания (агиографы) в основном относятся к 5–3 вв. до н. э. В принципе следует делать различие между литературой, послужившей материалом для Библии, и самой Библией, представляющей собой результат отбора, компиляции и редакции зачастую гораздо более ранних источников; это относится в первую очередь к Пятикнижию, основанному на древнейших литературных источниках, и в гораздо меньшей степени — к книгам Пророки и Писаниям. Библейский корпус использует лишь часть некогда обширной литературы конца 2–1 тыс. до н. э.; так, в самой Библии упоминаются произведения, не включенные в нее: «Сефер милхамот Яхве» («Книга войн Господних»; Чис. 21:14), «Сефер hа-яшар» («Книга Праведного»; ИбН. 10:13; II Сам. 1:18), «Хроника царей Иудеи и Израиля» (II Хр. 25:26; 28:26; 32:32); сохранился также ряд произведений, созданных в библейскую эпоху, но оставшихся за пределами библейского канона (см. ниже); несомненно также, что библейское собрание псалмов включает лишь часть существовавшей тогда поэзии этого рода.

В библейском каноне представлено все многообразие литературных жанров, существовавших в ту эпоху и в большинстве своем характерных для литературы древнего Ближнего Востока. При этом можно отметить, что древнейшие с точки зрения включенного в них материала библейские книги наиболее синкретичны в жанровом отношении, — в первую очередь как следствие компиляции исторических источников; в более поздних частях Библии жанры дифференцированы гораздо более четко. В своей основе библейская литература тесно связана с устной литературой — фольклором, представляя все многообразие его жанров и форм. В Библии мы находим легенды (о сотворении мира, о рае и грехопадении, о потопе и другие, где нередки отголоски языческой, в том числе ханаанской мифологии — о Левиафане и т. п.), нравоучительные истории (о Каине и Авеле, Вавилонском столпотворении и т. п.), сказочные истории (о нахождении Моисея дочерью фараона, об Ионе во чреве рыбы и т. п.), — в своем большинстве основанные на фольклорных мотивах, распространенных на Ближнем Востоке. Широко представлен новеллистический жанр (продажа Иосифа братьями, восстание Авшалома, книга Руфь, книга Эсфирь и другие). Среди фрагментов героического эпоса — похождения Самсона, битва Давида с Голиафом и прочие. Особое место занимает исторический эпос — саги о патриархах (книга Бытие), об исходе из Египта (книга Исход), о завоевании Ханаана (книга Иехошуа бин Нуна, книга Судей Израилевых). Уникальным в ближневосточной литературе является биографический жанр, представленный, например, рассказом о Самуиле и Давиде в книге Самуила. Значительное место занимает генеалогия — жанр, характерный для древних литератур. Тесная связь с фольклорно-языковой стихией находит свое выражение в многочисленных притчах, поговорках, баснях, заклинаниях и т. п. Правовое творчество, достигшее высокого развития на Ближнем Востоке, представлено несколькими юридическими и ритуальными кодексами («Книга Завета» — Исх. 20–23, книга Второзаконие, — начиная с 12 главы; книга Левит). Особое место занимает пророческая литература, лучшими образцами которой являются книги Исайи, Иеремии и Иехезкеля; хотя с формальной точки зрения пророческая литература имеет определенные параллели в других ближневосточных литературах, как литературный феномен классическое библейское пророчество совершенно уникально. К жанру популярной на Ближнем Востоке мудрости литературы принадлежат Притчей Соломоновых книга, Экклесиаст и весьма древняя в своей основе книга Иова. Распространенный на Ближнем Востоке письменный жанр хроник представлен в Библии историко-дидактическим повествованием Царей книги и Хроник книги, основанным на дворцовых и храмовых анналах.

Библейская поэзия тесно связана с народной песней и музыкой. Библия сохранила образцы древнейших культовых песнопений (Песнь Мирьям — Исх. 15:21; Песнь на море — Исх. 15:1–18; Песнь Деборы — см. выше). Среди упоминаемых в Библии песенных жанров — мизмор и шир (песня), тхилла (гимн), тфилла (молитва — жалоба или просьба), и, возможно, маскил (песня художественного характера). Просодия библейского стиха основана не на метрическом принципе, а на параллелизме строк, выражающемся на синтаксическом, лексическом и семантико-риторическом уровнях; различаются три основных вида параллелизма: синонимический, антитетический и синтетический. Характерными приемами являются аллитерация, ассонанс, парономасия и ономатопея. Прозаическое повествование Пятикнижия и исторических книг включает ряд стихотворных пассажей, содержательно связанных с описываемым событием. Так, например, Песнь колодца (Чис. 21:17,18) вне всякого сомнения исполнялась в ситуациях, подобных описываемой. Сходны по характеру стихотворные ободрения перед сражением и боевые песни (Исх. 15:3; ИбН. 10:12–14; II Сам. 20:1; I Ц. 12:16) и славословия победителю (I Сам. 18:7; Суд. 11:34). Любовная поэзия представлена весьма бедно, за исключением Песни Песней — собрания эротической лирики, в образно-стилистическом отношении близкой шумерским любовным песням, песнопениям культа плодородия Таммуза и египетским любовным поэмам. Более многочисленны образцы культовой поэзии (например, экстатические стихи, сопровождающие вынос Ковчега Завета из лагеря и его возвращение — Исх. 10:35,36; упомянутая выше Песнь Мирьям и другие), обнаруживающей сходство с культовой поэзией других народов Ближнего Востока. Другим древнейшим поэтическими жанром является благословение, широко представленное в Библии (Быт. 14:19,20; 27:27–29; 48:15,16; 49:1–27; Втор. 33 и в других местах). Образцами балладного жанра служат песнь о городе Хешбон (Чис. 21:27–30), видимо, рифмованная, и элегия Давида на смерть Саула и Ионатана (II Сам. 1:19–27).

Среди наиболее разработанных поэтических жанров Библии — культовый гимн, открывающийся хвалой Господу, за которой следует двойной колон, где указывается причина, по которой Израилю следует славословить Бога; завершение гимна, зачастую возвращающееся к начальным словам или мотиву, составляет кульминацию стихотворения (Пс. 19; 29; 33; 96 и другие). К культовому гимну близки царские псалмы (Пс. 2; 20; 21; 45 и другие), славословящие помазание, восшествие на трон и правление царя — зачастую в стилистических приемах, характерных для придворной поэзии соседних народов, — а также тронные гимны Богу (Пс. 47; 93; 96–99 и другие). Другой разработанный поэтический жанр — ламентация (плач), встречающийся как в книге Псалмы (3; 5; 13; 22 и другие), так и в книгах Пророки (Иер. 14:2–9; 15:10–21 и другие; Хош. 6:1–3; Миха 7:7–17 и другие). Наиболее яркая параллель этому жанру — шумерский «Плач о разрушении Ура». К гимну близки благодарственные песнопения (Пс. 30; 32; 34; 41 и другие; Ис. 38:10–20 и другие). Литургическая поэзия представлена как в книге Псалмы (15; 24; 75; 85 и другие), так и в книгах Пророки (Ис. 33; 63:7–64:12; Миха 7:7–20; и другие). Начиная с 7 в. до н. э. библейская поэзия отчетливо обнаруживает тенденцию к артистизму — традиционные формы используются с большой свободой и виртуозностью, трансформируются и подвергаются риторической обработке. Шедевры библейской поэзии — Второисайя (см. Исайя) и поэтические пассажи книги Иова (особенно главы 38–41).

Будучи корпусом гетерогенных в своем генезисе, различных в жанровом отношении и зачастую отдаленных друг от друга многими столетиями произведений, Библия содержит не только разнородные языковые (дважды встречается даже арамейский текст — книга Даниэля 2:4–7:28 и книга Эзры 4:8–6:18 и 7:12–26) и стилистические слои, но и разнородные исторически обусловленные идейные тенденции; тем не менее весь корпус — квинтэссенция духовного творчества народа — проникнут единым мировоззрением, что является не только и не столько результатом редакторской работы, сколько в первую очередь выражением единства и непрерывности культурного развития еврейского народа вообще и его литературного творчества в частности на протяжении всей библейской эпохи. См. также Библия; Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Религиозная и культурная жизнь в эпоху Первого храма.

Послебиблейская литература. Не вошедшие в библейский канон произведения библейского периода (преимущественно 6–5 вв. до н. э.) — книга Юдифь, книга Товита, два добавления к книге Даниэля (повести Сусанна и старцы и Бэл и Дракон) и III книга Эзры — не отличаются в жанровом и стилистическом отношении от канонизированных книг Библии. Эти и созданные в последующие столетия (4–2 вв. до н. э.) произведения, прямо продолжающие традиции библейской литературы и зачастую явно предназначенные восполнить пробелы в библейском каноне, носят общее название апокрифов (в Талмуде они, как и псевдоэпиграфы, см. ниже, известны под названием сфарим хицониим, — «внешние [по отношению к библейскому канону] книги» (см. Апокрифы и псевдоэпиграфы). Кроме пяти вышеназванных произведений к апокрифам относятся еще восемь следующих книг: I и II книги Маккавеев, продолжающие библейский историографический жанр книг Царей и Хроник и излагающие события восстания Маккавеев, книги Премудрость Соломона и Премудрость Бен-Сиры, написанные в традициях библейской литературы мудрости; книга Баруха с Посланием Иеремии, служащая дополнением к библейской книге Иеремии; дополнения к книге Эсфирь; Молитва Менашше и I (греческая) книга Эзры, являющаяся компиляцией из II книги Хроник, книги Эзры и книги Нехемии. Апокрифическая литература, канонизированная католической и православной церквами, сохранилась лишь в переводах (преимущественно — на греческий язык) с оригиналов на иврите и арамейском. Основные жанры этой литературы — историографический, новеллистический и дидактический; в центре внимания стоит борьба с язычеством. Наиболее выделяющимся в литературном отношении апокрифом является Премудрость Бен-Сиры — собрание сентенций в стиле библейской книги Притчей Соломоновых (см. выше).

С начала Хасмонейского периода (см. Хасмонеи) бурно развивается другой жанр послебиблейской литературы — так называемые псевдоэпиграфы — сочинения апокалиптического характера (см. Апокалиптическая литература), авторство которых приписывается авторитетам древности (откуда название этого типа литературы). Причина возникновения этой специфической литературной формы коренится в том, что в период, когда считалось, что эпоха пророчества в Израиле закончилась, единственный способ придать авторитет эсхатологическим видениям, стоявшим в центре псевдоэпиграфических сочинений, состоял в приписывании их древним авторам — Ламеху, Моисею, Аврааму и т. п. С жанровой точки зрения псевдоэпиграфическая литература является продолжением литературной традиции книг библейских пророков и особенно — сравнительно поздней книги Даниэля. В центре внимания псевдоэпиграфических авторов находятся эсхатологическо-мессианские (см. Мессия) и связанные с ними религиозно-нравственные проблемы; произведения пронизаны ощущением приближения мессианской эры. Характерной чертой этой литературы является широкое пользование аллегорией и свободное дополнение библейских историй легендарным и фольклорным материалом. Лишь сравнительно небольшая часть этой некогда обширной литературы сохранилась, преимущественно — в греческих переводах; псевдоэпиграфы не были канонизированы основными христианскими церквами (некоторые псевдоэпиграфы вошли в канон восточных церквей, в частности, эфиопской). Наиболее значительные произведения этого жанра — книга Юбилеев, — беседа между ангелом и Моисеем на горе Синай о предопределенности всего сущего; книга Эноха (см. Ханох), — эсхатологическая картина, открывшаяся Эноху на небесах; «Заветы двенадцати патриархов» — предсмертные наставления двенадцати сыновей Иакова своим детям; «Вознесение Исайи», «Успение Моисея» и другие. Произведения сходного жанра были обнаружены также среди Мертвого моря свитков; наиболее значительный из них — «Война сынов света с сынами тьмы», выражающий мировоззрение Кумранской общины.

В целом послебиблейская литература представляет собой прямое продолжение литературы библейского периода. Различия обнаруживаются не столько в формальном или содержательном, сколько в идейном плане: новым является ощущение непримиримого конфликта между иудаизмом и язычеством, историософская трактовка миссии еврейского народа и связанный с этим интерес к эсхатологической проблематике. См. также Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Эпоха Второго храма; Эллинизм.

В этот же период возникает и развивается жанр гомилетической литературы, засвидетельствованной, в основном, в рукописях и фрагментах, найденных у Мертвого моря. Наиболее значительное произведение этого рода — апокриф книги Бытие и толкования на Хаваккука. Обнаруженные там же Благодарственные гимны (псалмы) являются непосредственным продолжением библейского псалма. См. также Мёртвого моря свитки.

Аггада и Мидраш. Эпоха Второго храма была периодом интенсивного развития Устного Закона, включающего как Галаху — религиозно-юридический кодекс, так и Аггаду — повествовательный материал смешанного характера, являющийся продуктом основанного преимущественного на Библии фольклорного творчества евреев Эрец-Исраэль. По своему характеру аггадот распадаются на две основные группы. Легендарно-исторические аггадот — по большей части весьма древнего происхождения, представляют собой фольклорную разработку биографий и деяний библейских героев, переломных событий в судьбе еврейского народа и в индивидуальных судьбах — испытание и избавление. Такого рода материал представлен в апокрифах и псевдоэпиграфах, а также в таргумах (см. Таргум, Онкелос и Аквила); однако уже в раннеталмудический период существовали отдельные собрания аггадот этого типа — Мегиллат Таанит — список памятных дней, связанных с событиями прошлого, и Седер олам («Миропорядок»), — приписываемая Иосе бен Халафте (середина 2 в.) хроника событий еврейской истории от сотворения мира до Александра Македонского и их интерпретация. Другая группа аггадот посвящена жизненной философии и вере и их практическим и метафизическим импликациям. Аггадический материал этого типа, включающий многочисленные истории, притчи и афоризмы, широко представлен в Талмуде и Мидраше. Лучшие образцы аггадической литературы этого рода — «Пиркей авот» («Поучения отцов») и «Авот де-рабби Натан» («Поучения отцов, собранные рабби Натаном») — написаны высокохудожественным афористичным стилем.

В то время как в первые столетия после разрушения Храма основное внимание законоучителей было сосредоточено на кодификации Галахи (в Мишне, в основном завершенной к середине 2 в., аггадический материал занимает сравнительно небольшое место), постепенно интерес кодификаторов к Аггаде возрастает, и в Гемаре, написанной на диалектах арамейского языка, аггадот составляют от четверти (Вавилонский Талмуд) до трети (Иерусалимский Талмуд) всего текста. После завершения Талмуда (Иерусалимский — примерно в 365 г., Вавилонский — в 500 г.) кодификаторская деятельность была направлена на систематизацию и запись Аггады путем составления собраний мидрашей.

Дошедший до нас корпус мидрашистской литературы был составлен между 6 в. и 12 в. в Эрец-Исраэль, Вавилонии и Италии и включает в себя мидраши как этого периода, так и возникшие ранее. Мидраши, написанные в подавляющем большинстве по-арамейски, представляют собой проповеди, произносившиеся раввинами в синагогах по субботам и праздникам, а также перед учениками. Классические мидраши отличаются высоким формальным совершенством и единообразной изящной риторической структурой. Наиболее значительной мидрашистской компиляцией является Мидраш рабба, составленный из мидрашей к пяти книгам Пятикнижия и к Пяти свиткам; наиболее ранний мидраш этого сборника — «Брешит рабба» — 6 в., наиболее поздний — «Бе-мидбар рабба» — 12 в.; в своем большинстве мидраши этого сборника составлены в Эрец-Исраэль. Другой значительный сборник — «Танхума Иеламмедену», оригинальная версия которого была составлена, по всей видимости, в 6 в. в Эрец-Исраэль. Мидрашистский цикл «Псикта» (буквально `раздел`, `глава`) представлен в двух версиях — «Псикта де-рав Кахана» (по-видимому, 6 в., Эрец-Исраэль) и «Псикта раббати» (845). Наряду с этими обширными компиляциями сохранились отдельные мидраши, среди которых наиболее замечателен своим богатым аггадическим материалом «Мидраш Мишлей» («Мидраш к книге Притч»). Из поздних произведений мидрашистской литература наибольший интерес представляет компиляция Шимона Каро Ялкут Шимони (`Антология Шимона`, 13 в.) — компендиум аггадических высказываний и комментариев ко всем книгам Библии.

См. также Галаха, Аггада, Фольклор, Тосефта, Гемара, Мидраш, Апологетическая литература.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЕВРЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация