Еврейская история

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(От разрушения Храма до арабских завоеваний (I—VII вв.))
(Перенаправление на ej:Еврейская история)
 
(51 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Полуфабрикат}}
+
#redirect [[:ej:Еврейская история]]
-
 
+
-
[[Файл:1759 map Holy Land and 12 Tribes.jpg|thumb|370px|Карта [[Палестина|Палестины]] 1759 года, показывающая расселение<br />[[Двенадцать колен Израиля|Двенадцати колен Израиля]]]]
+
-
{{История еврейского народа‎}}
+
-
 
+
-
== Уникальность еврейской истории == 
+
-
 
+
-
{{main|Уникальность еврейской истории}}
+
-
 
+
-
Еврейское самосознание является уникальным сочетанием этнического, религиозного и этического элементов, и нельзя игнорировать ни один из них.
+
-
 
+
-
=== Историческая память в коллективном еврейском сознании ===
+
-
 
+
-
Коллективная память еврейского народа выражена в письменных источниках, составленных древними поколениями. Это [[ТаНаХ]], [[Талмуд]], [[Агада|агадическая литература]], мистические, философские и галахические произведения Средних веков, еврейская литература Нового времени. Эта национальная память поддерживается еврейским образом жизни, освежается годичным циклом еврейских праздников, и побуждает каждое новое поколение пережить сопричастность с народным прошлым.
+
-
 
+
-
Как сказано в [[Хаггада|hагаде]]: «''В каждом поколении человек обязан рассматривать себя, будто он сам вышел из Египта, ибо сказано:'' {{ВЗ2|И скажи сыну твоему в тот день так — это ради того, что сделал со мною Господь при исходе моем из Египта|Исх|13:8}}. ''Не только наших предков вызволил Святой, благословен Он, но и нас спас вместе с ними, как сказано:'' {{ВЗ2|И нас Он вывел оттуда, чтобы повести нас и даровать нам землю, о которой Он клялся нашим предкам|Втор|6:23}}»
+
-
+
-
Евреи чувствуют нравственную связь с ушедшими поколениями, как если бы праотцы и сегодня были живы. Это свойство еврейской традиции иллюстрируют следующие слова Талмуда: «''Рабби Зейра, завершив молитву, говорил так: „Да будет воля Твоя, Господь, Бог наш, чтобы не согрешили мы, и не опозорились, и не заставили стыдиться праотцев наших“''» (Брахот 16б).
+
-
 
+
-
=== Географическое своеобразие еврейской истории ===
+
-
На заре еврейской истории события концентрировались вокруг Земли Израиля. Начиная с талмудического периода и далее в раннее Средневековье, большая часть еврейского народа проживала в странах ислама. В поздние Средние века и в Новое время, центральные события еврейской истории перемещаются в Европу. С течением времени  ареной событий еврейской истории становятся Северная Африка, Западная и Восточная Европа, Северная Америка. С возникновением еврейского «национального очага», а затем Государства Израиль, Земля Израиля вновь начинает играть центральную роль в еврейской истории.
+
-
 
+
-
Возникнув на перекрестке древних цивилизаций в Земле Израиля, еврейская культура развивалась в постоянном контакте с окружающими народами и в своей стране, и в изгнании. Евреи оказали значительное влияние на развитие христианской и мусульманской цивилизаций, но и сами они не были изолированы от внешних влияний. Составляя четко определённое меньшинство в среде других народов, евреи всегда вели плодотворный диалог с другими культурами.
+
-
 
+
-
== Древняя (библейская) история (XX—IV вв. до н. э.) ==
+
-
 
+
-
{{main|Древняя (библейская) история еврейского народа (XX—IV вв. до н. э.) }}
+
-
 
+
-
: '''''Становление еврейского народа: его религиозное своеобразие и письменная традиция. Создание и становление еврейского государства.'''''
+
-
 
+
-
Начало еврейской истории охватывает период от появления евреев на арене истории во времена [[Авраам]]а, родоначальника еврейского народа (около XX в. до н. э.), до завоевания Иудеи [[Александр Македонский|Александром Македонским]] (IV в. до н. э.).
+
-
 
+
-
Основным источником для изучения древнейшей истории еврейского народа служит [[ТаНаХ]]. Важным источником являются также сочинения [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]] («[[Иудейские древности]]» и «[[Иудейская война]]»), [[Филон Александрийский|Филона Александрийского]] и др.
+
-
 
+
-
В XX в. до н. э. [[Авраам]] пришёл в [[Ханаан]] из [[Месопотамия|Месопотамии]] и три поколения его потомков жили там, занимаясь кочевым скотоводством. Затем это племя переселилось в Египет, где провело сотни лет. Численность его за это время существенно выросла.
+
-
 
+
-
Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, еврейский народ сформировался в результате [[Исход]]а из [[Древний Египет|Египта]] и принятия Закона [[Тора|Торы]] у [[Синай (гора)|горы Синай]].
+
-
 
+
-
Еврейские племена захватили земли ханаанских народов и стали называть Ханаан [[Земля Израиля|Землёй Израиля]].
+
-
 
+
-
До конца XI в. до н. э. еврейские племена жили обособленно в своих '''уделах'''. Управлялись вождями, вошедшими в историю как '''судьи'''.<ref> Современное значение слова '''шофет''' (שופת) - судья, очевидно, уже первоначального. Оно значило тогда "принимающий решения", то есть правитель.</ref> Племена вели войны против соседних народов и друг против друга, вступая при этом в союзы друг с другом и с сохранившимися остатками местного ханаанского населения.
+
-
 
+
-
В конце [[Эпоха Судей|Эпохи судей]] сформировалось царство Израильское, завоевавшее многие соседние территории. В X в. до н.э. был построен [[Иерусалимский храм]]. В конце X в. до н.э. царство раскололось на Израильское и Иудейское царства.
+
-
 
+
-
Два еврейских государства сосуществовали до конца VIII в. до н.э., участвуя в региональной политике. В 722 г. до н.э. Израильское царство было захвачено Ассирией. В 586 г. до н.э. Иудея была захвачена Вавилоном. При этом был сожжён храм.
+
-
 
+
-
Население Израиля (10 из 12 '''колен''') было частично разогнано по окраинам ассирийской империи, откуда не вернулось. На его место пригнали другие побеждённые племена. Смешавшись с остатками десяти колен, они образовали новый народ - [[Самаритяне|Самаритян]].
+
-
 
+
-
Население Иудеи частично вернулось из [[Вавилонское пленение|Вавилонского пленения]] в конце VII в. до н.э., при новых хозяевах региона - [[Персидская империя|Персидской империи]]. Репатрианты построили [[Второй Храм]]. Большая часть угнанных евреев осталось в Вавилонии или переселилось в другие части Персидской империи.
+
-
 
+
-
== От македонских завоеваний до разрушения Храма (IV век до н.э. - I век н.э.) ==
+
-
 
+
-
{{main|История еврейского народа от македонских завоеваний до разрушения Храма}}
+
-
 
+
-
После завоевания персидской империи [[Александр Македонский|Александром Македонским]] Земля Израиля сначала была подчинена Птолемеям в Египте (320—201 г. до н. э.), затем Селевкидам в Сирии.
+
-
 
+
-
Образовалась многочисленная колония евреев в Египте ([[Александрия|Александрии]] и др.). Во II в. до н. э. появились колонии евреев в Риме и некоторых приморских городах западного Средиземноморья.
+
-
 
+
-
Возникло культурно-политическое движение эллинизма, стремившееся к внедрению греческой культуры во все области еврейской жизни. Сирийский царь [[Антиох IV Эпифан]] захотел насильственно окончательно эллинизировать евреев. В 165—141 г. до н. э. произошло восстание([[Маккавеи|Маккавеев]]), закончившееся освобождением Иудеи. Возникло [[Хасмонейское царство]] (164-37) со столицей в Иерусалиме.
+
-
 
+
-
В это время эллинизированные группы и нееврейские семитские народы Негева и Заиорданья влились в состав еврейского народа.
+
-
 
+
-
В 63 г до н. э. в результате междоусобных войн претендентов на престол Иудея попала под власть Рима. При его поддержке последнего хасмонейского царя сверг идумейский аристократ [[Ирод I Великий]]. Он расширил храм в Иерусалиме. В 6 году н. э. Иудея была подчинена римскому прокуратору.
+
-
 
+
-
Население Иудеи сопротивлялось римскому влиянию. Возникли многочисленные политические течения, враждебные Риму и друг другу. В 66 г. они подняли восстание против власти Рима ([[Иудейская война]]), превратившееся в гражданскую войну. Еврейские отряды уничтожили множество евреев в ходе борьбы друг с другом.
+
-
Результатом был военный разгром Иудеи, разрушение [[Второй храм|Второго храма]], гибель и изгнание из страны сотен тысяч евреев.
+
-
 
+
-
== От разрушения Храма до арабских завоеваний (I—VII вв.) ==
+
-
{{main|История еврейского народа от разрушения Храма до арабских завоеваний}}
+
-
 
+
-
Этот период в источниках по еврейской истории часто называют периодом [[Мишна|Мишны]] и [[Талмуд|Талмуда]].
+
-
+
-
: '''''Укрепление еврейских общин, развитие духовной жизни народа в отсутствие собственного государства. Создание канонического литературного корпуса, определяющего мировоззренческие установки каждого еврея.'''''
+
-
 
+
-
После победы Рима в [[Иудейская война|Иудейской войне]] сотни тысяч евреев были убиты или угнаны в рабство; ещё сотни тысяч были изгнаны из страны Израиля или выдавлены экономическими притеснениями. Римские власти поощряли иностранную колонизацию Страны Израиля. Тогда же появился введённый римлянами термин «[[Палестина]]», который должен был стереть память о еврейском присутствии в [[Земля Израиля|Земле Израиля]].
+
-
 
+
-
В 132 году политика императора Адриана вызвала восстание евреев под предводительством [[Бар-Кохба|Бар-Кохбы]] (132—135 гг.). После его поражения произошла новая волна репрессий и депортаций.
+
-
 
+
-
Большая часть эмигрантов поселилась в сопредельных странах. Особенно привлекательной для поселения была [[Вавилония]], не подвластная Риму и населённая евреями ещё с VII века до н.э. Там в течение 8-и веков находился духовный и умственный центр евреев, действовали еврейские талмудические академии, жили духовные главы евреев: [[эксиларх]]и и [[гаон]]ы (этот период еврейской истории называется эксилархатом и гаонатом).
+
-
 
+
-
Однако поток еврейских переселенцев доходил до самых дальних частей Римской империи и других государств.
+
-
 
+
-
Римляне полностью искоренили еврейское самоуправление. Власть в народе перешла к морально-религиозным авторитетам (мудрецам). Они осуществляли правосудие и наладили систему просвещения.
+
-
 
+
-
До принятия в Римской империи христианства евреи, как правило, на её территории  жили мирно среди других народов, занимаясь любыми делами. 
+
-
Христианизированный Рим стал претендовать на контроль над духовной жизнью еврейского народа.<ref name="Oranim">[http://echo.oranim.ac.il/main.php?p=news&id_news=169&id_personal=34 История еврейского народа в библейский период]</ref>
+
-
 
+
-
После раздела Римской империи в 395 году, Палестина стала провинцией [[Византия|Византии]]. Несмотря на значительное уменьшение численности евреев ко второй половине V века, в Галилее в этот период сохранялось еврейское большинство. <ref name=Eretz_hist />
+
-
 
+
-
Преследования евреев начались в Византии при [[Феодосий II|Феодосии II]] (401—450).<ref name="ЭСБЭ">Статья [http://slovari.yandex.ru/dict/brokminor/article/17/17667.html ''Евреи''] в [[Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона|Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона]]</ref>
+
-
 
+
-
В 614 году персидские войска, при поддержке местных евреев, завоевали Страну Израиля.<ref>[http://vizantia.info/docs/66.htm Регионы и периферия В. и. Сирия и Палестина]</ref>
+
-
В 629 году византийцы её отбили и устроили резню и погромы. В 629—630 годах, еврейское присутствие в регионе достигло своего минимума за всю трёхтысячелетнюю историю, но полностью не исчезло.<ref name="history"/>
+
-
 
+
-
В эти времена создавались тексты, из которых впоследствии были составлены [[Мишна]] и [[Талмуд]]. Сообщества интеллигентов, занимавшиеся этим трудом, работали независимо в Стране Израиля (в основном в Галилее) и в [[Вавилон|Вавилоне]]. Поэтому существуют два варианта: [[Иерусалимский Талмуд]] и [[Вавилонский Талмуд]].
+
-
 
+
-
Первое вторжение арабов в Страну Израиля датируется 634 годом. Они полностью вытеснили византийцев в 638 году.
+
-
 
+
-
== Раннее средневековье (VI—IX вв.) ==
+
-
 
+
-
{{main|История еврейского народа в раннем средневековье (VI—IX вв.)}}
+
-
 
+
-
: '''''Существование еврейских общин в диаспоре между двумя цивилизациями — христианством и исламом. Формирование основных институтов общинного самоуправления.'''''
+
-
 
+
-
В Европе и бассейне Средиземноморья раннее средневековье было эпохой великих переселений народов. На месте Западной Римской империи и её окраин возникли новые государства.
+
-
 
+
-
Некоторые из них, расставаясь с язычеством, приняли иудаизм в качестве государственной религии. Нумидия (на территории современного Алжира) и Йемен были вскоре завоёваны мусульманами. А Хазария в степях Восточной Европы стала региональной сверхдержавой и сохраняла своё положение до конца X века. Её наличие заставляло многие другие государства считаться с евреями.
+
-
 
+
-
После арабского завоевания Страны Израиля (638) были введены тяжёлые налоги на евреев. Это сделало экономически невозможным заниматься сельским хозяйством и некоторыми другими видами деятельности. Многие евреи переселились в города и перешли к высокорентабельным занятиям (торговля, финансовые операции, производство дорогих ремесленных изделий, свободные профессии) или эмигрировали.
+
-
 
+
-
Большинство евреев оказалось рассредоточено по другим странам. Условия жизни в них сильно различались - от наличия автономных районов с собственными органами управления (в бывшей Вавилонии) до положения дискриминируемой касты, как в Византии.
+
-
Евреи в этот период играли во многих странах роль цивилизующего фактора, наследников древней культуры среди варварских народов.
+
-
 
+
-
Они налаживали международную торговлю и просвещение, возрождали античные технологии.
+
-
Жрецы конкурирующих религий (христианства, ислама, зороастризма) во всех странах вели враждебные действия против евреев, подстрекая против них власти и народ. В некоторых странах правители устраивали гонения на евреев.
+
-
 
+
-
С VII века н. э. еврейские общины в диаспоре оказались разделены между христианством и исламом. Евреи, не имевшие ни своего государства, ни своей армии, должны были выработать новые формы социальной организации, которые позволили бы им сохранить своё духовное наследие и утвердить свой автономный статус в нееврейском обществе. Такой формой стала средневековая община, вписавшаяся в общую корпоративную структуру феодального общества и создавшая условия для удовлетворения социальных, религиозных и экономических потребностей евреев. Руководство еврейских общин не только справилось с задачей выживания, но и создало условия для экономического и духовного развития, более того, евреи зачастую становились торговыми и культурными посредниками между враждующими христианами и мусульманами.
+
-
 
+
-
Сталкиваясь с новыми формами общественной жизни и входя в контакт с новой для них культурой, евреи не замыкались в традиционной системе представлений, а стремились обогатить свой внутренний мир за счёт достижений окружающего их общества. Результатом этого процесса стало формирование многообразной и самобытной средневековой еврейской культуры, включавшей в себя как древние культурные пласты, так и плоды творческой деятельности последних поколений.
+
-
 
+
-
== Высокое и позднее средневековье (X—XV вв.) ==
+
-
{{main|История еврейского народа в высоком и позднем средневековье (X—XV вв.)}}
+
-
 
+
-
: '''''Перемещение демографического и культурного центра еврейства в Восточную Европу.'''''
+
-
 
+
-
Изгнания и преследования евреев привели к рассеянию еврейского народа по всем уголкам мира — от Северной Африки и Османской империи до открытой [[Колумб]]ом Америки и сопровождались усилением изоляции евреев и их вытеснением на периферию общественной жизни в Европе.
+
-
 
+
-
В Стране Израиля [[Крестовые походы|крестоносцы]] уничтожили всех евреев и запретили въезд евреев из других стран. Там оставалась маленькая еврейская община в венецианском квартале [[Ако]].<ref>Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002) Стр. 127-128 Венецианская колония в Аккре (Ако) существовала до 1291 года (захвата города арабами).
+
-
Коммуна Венеции натурализовала всех жителей колоний, в том числе евреев. Они обладали гражданством в пределах колоний.
+
-
Такие евреи были в Ако.
+
-
</ref> После изгнания крестоносцев в начале XIII века евреи начали медленно возвращаться.
+
-
 
+
-
Еврейские общины Западной Азии сильно пострадали при нашествиях [[Чингисхан|Чингисхана]] в XIII веке и [[Тамерлан|Тамерлана]] в XIV веке.
+
-
В этот период возникли еврейские общины в Индии.
+
-
 
+
-
Условия жизни евреев в Западной Европе сильно ухудшились, начиная с X века. Усилились религиозные притеснения. Во всех странах урезались экономические и личные права евреев. Законы всё менее защищали их безопасность и имущество. В моменты социальных и религиозных потрясений евреи становились первыми жертвами насилия.
+
-
 
+
-
Массовые убийства евреев, истребление целых общин происходили по пути следования крестоносцев во время Крестовых походов. Часты были случаи насильственного принуждения к крещению отдельных евреев и целых общин.
+
-
 
+
-
Коммунальные революции XI-XII веков в европейских городах сопровождались погромами, изгнанием евреев или сильным ущемлением их прав.
+
-
 
+
-
В XII в. в Испании и Северной Африке значительное число евреев были насильственно обращены в [[ислам]] мусульманскими фанатиками [[альмохады|альмохадами]].
+
-
 
+
-
С XIII в. в Западной Европе стали распространяться [[Кровавый навет на евреев|кровавые наветы против евреев]], за которыми последовали дополнительные антиеврейские постановления католической церкви.
+
-
 
+
-
В 1348 году евреев обвинили в распространении эпидемии чумы и истребили во многих городах.
+
-
 
+
-
Под давлением горожан евреям постепенно запретили все виды деятельности, кроме финансовых операций и торговли старьём.<ref>Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002) Стр. 131 В XIV веке в большинстве городов Римской империи еврейским общинам было запрещено заниматься коммерцией.</ref>
+
-
 
+
-
Короли (напр., Филипп II Август и др.) и князья, когда нуждались в деньгах, изгоняли евреев из своих владений, отбирали у них всё имущество. Затем призывали их назад для оживления торговли, давали евреям наживать состояния, чтобы вновь отобрать всё.
+
-
 
+
-
Во многих государствах, владениях и городах евреям было предписано носить особый костюм.<ref>Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002) В Венеции евреи должны были носить жёлтые береты. Кроме них, в жёлтом было предписано ходить проституткам и сутенёрам.</ref> Как правило для них отводился отдельный квартал в городе.
+
-
 
+
-
Несмотря на тяжкие экономические условия и постоянные преследования, творческая жизнь не замирала среди евреев. Знакомые по арабским переводам с греческой литературой, они перевели многие классические сочинения на еврейском языке, изучали в подлиннике греческих и латинских авторов. В эпоху возрождения итальянские и нидерландские евреи явились учителями многих гуманистов.
+
-
 
+
-
На Юге и Юго-Востоке России и в [[Киев]]е евреи встречаются с IX—XI вв. В Польше и Литве евреи поселились с XI в. Особенно усилились здесь еврейские поселения со времени жестоких преследований евреев в XII—XIV в. Короли [[Болеслав II Благочестивый]] (1264) и [[Казимир III]] (1334-67) даровали польским евреям грамоты, в которых евреям были предоставлены разные права и льготы и права внутреннего общинного самоуправления и суда. Такого же содержания грамоты были даны литовским евреям великим князем [[Витовт]]ом (1388) и королём [[Сигизмунд I|Сигизмундом I]] (1507). До конца существования польско-литовского государства евреи пользовались дарованными им правами.
+
-
 
+
-
== Новое время (XVI—XVIII вв.) ==
+
-
 
+
-
{{main|История еврейского народа в Новое время (XVI—XVIII вв.)}}
+
-
 
+
-
: '''''Постепенная интеграция евреев в европейском обществе, сопровождавшаяся ослаблением и коренной перестройкой традиционных общинных институтов.'''''
+
-
 
+
-
В 1517 году Страна Израиля была завоевана турками-османами и стала частью [[Османская империя|Османской империи]].<ref>{{cite web |url=http://www.britannica.com/eb/article-45064/Palestine |title=Palestine: The Crusades |accessdate=19 сентября 2007|lang=en |datepublished=2007}}</ref> Там евреи имели статус «[[зимми]]» — то есть пользовались относительной гражданской и религиозной свободой, но не имели права носить оружие, служить в армии и ездить на лошадях и были обязаны платить особые налоги.<ref name="el14185">{{ЭЕЭ|14185|Турция}}</ref> В этот период евреи Палестины жили главным образом за счёт благотворительных поступлений из-за границы ([[Халукка]]).
+
-
 
+
-
В течение XVI века большие еврейские общины пускали корни в Земле Израиля в четырёх святых городах: [[Иерусалим]]е, [[Хеврон]]е, [[Цфат]]е и [[Тверия|Тверии]].
+
-
 
+
-
В вышедшей в 1695 году книге географа и лингвиста [http://en.wikipedia.org/wiki/Reland Адриаана Реланда]"Palaestina ex Monumentis Veteribus Illustrata"<ref>(Статья в "Википедии" со ссылкой на "Британнику" утверждает, что он никогда не выезжал из Нидерландов. Так что упоминания о его путешествии в Страну Израиля сомнительны. Скорее всего, Реланд свёл все доступные ему материалы путешественников. Также следует отметить, что написание его имени, напоминающее итальянское, на самом деле является его склонением в латинском языке, на котором написана книга. Л.Гроервейдл).</ref> содержится карта Страны Израиля и таблица численности населения по населённым пунктам. По его сведениям, страна была в основном малонаселённая, большинство населения — евреи.<ref>[http://books.google.com.by/books?id=j5cUAAAAQAAJ Palaestina ex Monumentis Veteribus Illustrata]</ref><ref>[http://www.think-israel.org/goldreich.palestina.html A TOUR OF PALESTINE; THE YEAR IS 1695]</ref>
+
-
 
+
-
В 1700 году в Иерусалим прибыло около тысячи евреев из различных стран Европы. <ref name="Eretz_hist"/>
+
-
 
+
-
В начале 1799 года в Страну Израиля вторгся [[Наполеон]]. Он пытался получить поддержку у еврейской общины [[Ако]], однако был вынужден отступить в [[Египет]].<ref name=Eretz_hist />
+
-
 
+
-
В 1800 году население Страны Израиля не превышало 300 тысяч, 25 тысяч из которых составляли христиане. Евреи (главным образом [[сефарды]]) составляли 5 тысяч и в основном были по-прежнему сосредоточены в [[Иерусалим]]е, [[Цфат]]е, [[Тверия|Тверии]] и [[Хеврон]]е. Остальное население страны (около 270 тысяч) составляли мусульмане, почти все — [[сунниты]].<ref name=Eretz_hist />
+
-
 
+
-
В Европе перестройка средневекового общества под влиянием новых общественно-политических взглядов ([[абсолютизм]], [[меркантилизм]], [[Просвещение]]) и растущая секуляризация общества '''постепенно''' привели к пересмотру традиционного отношения к евреям.
+
-
 
+
-
Переход от Средневековья к Новому времени в Европе был ознаменован религиозными войнами и взрывом фанатизма. Параллельно шли войны европейских стран с Турцией на территории Центральной и Восточной Европы и война России против всех её западных соседей. В XVI - XVII вв в восточной части Польши происходили массовые восстания, последнее из которых ([[Хмельницкий, Богдан Михайлович|Хмельничина]]) вылилось в крупную войну. В зонах боевых действий евреи терпели тяжёлые бедствия и массово погибали.
+
-
 
+
-
Инквизиция усилила охоту на [[марраны|марранов]]. Из Франции евреев изгнали.
+
-
В XVI веке католическая церковь устроила кампанию по запрету Талмуда и уничтожению еврейских книг. Впервые против церкви в защиту евреев выступили видные учёные: [[Рейхлин]], [[Ришар Симон]] и другие.
+
-
 
+
-
Но к середине XVII началась [[Эмансипация евреев|эмансипация]] - поэтапное предоставление евреям равных с неевреями гражданских прав. Она привела к возникновению многообразных контактов между евреями и их соседями: евреи проникли во все сферы общественной и культурной жизни.
+
-
 
+
-
После освобождении Нидерландов от испанского гнёта там расцвела еврейская община.
+
-
 
+
-
В Англии во времена Республики (в 1655 году) по договорённости диктатора [[Кромвель|Кромвеля]] с главой амстердамской общины [[Менаше Бен-Исраэль|Менаше Бен-Исраэлем]] началось восстановление еврейской общины - полулегально, под устные гарантии Кромвеля.<ref>[http://www.jewish.ru/theme/world/2005/10/prn_news994226468.php Jewish.ru]</ref> После поражения английской революции и восстановления монархии Тюдоров евреям официально разрешено было вновь селиться в Англии.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/10872 Электронная еврейская энциклопедия]</ref>
+
-
 
+
-
В XVII веке появились еврейские общины в Южной и Северной Америке.
+
-
 
+
-
Разорение евреев в юго-западной части польского государства создало благоприятную почву для мистических движений и сектантства.
+
-
В [[Смирна|Смирне]] появился [[лже-мессия|лже-мессии]] [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]] (1668).
+
-
 
+
-
В середине XVIII в. среди евреев [[Галиция|Галиции]], [[Подолия|Подолии]] и [[Волынь|Волыни]] распространилось мистическое учение [[хасидизм]]а, в котором выразилось искание утешения в восторженной вере и протест против сухого формализма [[ортодоксальный иудаизм|ортодоксального иудаизма]].
+
-
 
+
-
В это же время в Подолии и Галиции появилась полухристианская секта [[Франк, Яков|франкистов]].
+
-
+
-
В 1742 г. был издан [http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/vys_vseh.php Указ "О высылке как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сел и деревень, всех Жидов"].
+
-
После первого польского раздела (1772) евреи стали подвергаться разнообразным ограничениям.
+
-
 
+
-
== Новейшее время (XIX—XX вв.) ==
+
-
 
+
-
{{main|История еврейского народа в Новейшее время (XIX—XX вв.)}}
+
-
 
+
-
: '''''Проникновение евреев во все сферы общественной и культурной жизни и, как следствие, активизация антисемитских движений. Зарождение еврейского национального движения и начало строительства «национального очага» в Земле Израиля. Катастрофа европейского еврейства (Холокост).'''''
+
-
 
+
-
Формирование национальных идеологий в Европе привело к замедлению процесса интеграции евреев в окружающем обществе. Как реакция на их деятельность и активное присутствие в разных сферах жизни национальных государств, получили распространения [[антисемитизм|антисемитские]] концепции. Вместе с тем, под влиянием общего национального пробуждения народов Европы возникло [[сионизм|сионистское движение]], положившее начало созиданию еврейского «национального очага» в Палестине. Рост [[антисемитизм]]а на рубеже XIX—XX веков привел к размаху сионистского движения, особенно среди ассимилированного еврейства.
+
-
 
+
-
Эмансипация евреев в Западной Европе началась с [[Великая французская революция|Великой французской революции]]. В 1791 г. евреи Франции получили общие гражданские права. В Германии равноправие евреев было обещано в разных странах в годы национально-освободительного подъема 1812—1814 гг. В 1858 г. евреи допущены в [[английский парламент]]. Фактически постепенное уравнение в правах немецких евреев завершилось в 1848—1862 гг. Германской конституцией 1871 г. признано равноправие евреев.
+
-
 
+
-
На начало XX в. везде в Западной Европе евреи пользовались всеми гражданскими и политическими правами.
+
-
 
+
-
Наряду с уравнением в гражданских правах в Западной Европе евреи с конца XVIII в. приобщаются к европейскому просвещению и, начиная с [[Мендельсон, Мозес|Мозеса Мендельсона]], выдвигают ряд деятелей, учёных и литераторов, работающих как в среде еврейской массы в целях её просвещения, так и на общеполитической и литературной почве ([[Ласкер]], [[Лассаль]], [[Маркс]], [[Кремье]], [[Биконсфильд]], [[Берне]], [[Гейне]] и др.).
+
-
 
+
-
В то же время евреи нередко теряли привилегию на свои особенные религиозно-общественные законы. Вырабатывая ответ на новую ситуацию, эмансипированные евреи в странах Европы пришли к разным формам существования религиозной традиции, вплоть до индифферентного отношения к ней. Так возникли [[консервативный иудаизм|консервативный]] и [[реформистский иудаизм]] и началась ассимиляция евреев среди других народов в рамках их национальных государств.
+
-
 
+
-
Особое значение в этот период приобретает еврейский центр в Восточной Европе. Сформировавшаяся ещё в Средние века самобытная культура восточноевропейского еврейства становится основой наиболее значимых социально-культурных явлений в еврейском обществе Нового времени в целом. Идеологии и движения, возникшие в Восточной Европе, экспортируются в другие общины мира благодаря массовой миграции евреев из этого региона на Запад и в Палестину, начавшейся в конце XIX века.
+
-
 
+
-
Во внутренней жизни русских евреев в течение XIX в. произошли значительные перемены. С начала 1860-х гг. значительно усиливалось стремление евреев к общеевропейскому образованию, чему благоприятствовала освободительная, в отношении евреев, политика правительства 1860-70-х гг. Появился класс еврейской интеллигенции, принимавшей деятельное участие в русской литературе общественной жизни и свободных профессиях. Политическая реакция 1881 ознаменовалась в отношении евреев рядом еврейских погромов в южных губерниях и изданием новых ограничительных законов 1882 и 1891 г. Репрессии против евреев крайне вредно отразились на их экономическом положении и содействовали чрезвычайному развитию [[пауперизм]]а и эмиграционного движения.
+
-
 
+
-
В Америку в течение XIX в. переселилось из Европы более 1 миллиона евреев.
+
-
Существенно выросли за счёт эмигрантов из европы также еврейские общины Австралии, Южной Африки и других стран с благоприятными общественными условиями.
+
-
 
+
-
В Стране Израиля возникла новая община евреев, поселившихся там, чтобы жить обычной жизнью, за счёт своей работы. Движение по возвращению в Страну Израиля политически оформилось как [[Сионизм|сионизм]]. В течение первой половины XX века сотни тысяч евреев поселились в Стране Израиля и постепенно была создана база для создания [[Государство Израиль|Государства Израиль]].
+
-
 
+
-
Во время Второй мировой войны произошла [[Катастрофа европейского еврейства]] ([[Холокост]]).
+
-
Германские [[Нацисты|нацисты]] и их союзники уничтожили не менее шести миллионов евреев, из которых только около полумиллиона погибли, участвуя в боевых действиях.
+
-
 
+
-
== Современная история (после 1945 года) ==
+
-
 
+
-
{{main|История еврейского народа после 1945 года}}
+
-
 
+
-
: '''''Возрождение еврейского государства со столицей в Иерусалиме; арабо-израильский конфликт; современная еврейская диаспора, её связь с Израилем.'''''
+
-
 
+
-
Вскоре после окончания Второй мировой войны завоевало независимость [[Государство Израиль]]. Несмотря на враждебность всех соседних стран и коммунистического блока, вылившуюся в целую серию войн, оно успешно развивается и принимает [[алия|алию]] - миллионы репатриантов из всего мира.
+
-
 
+
-
В других странах еврейские общины были активными участниками общей истории.
+
-
 
+
-
В странах Запада евреи в общем имеют статус, равный со всеми прочими гражданами и на равных участвуют в общественной жизни.
+
-
 
+
-
В арабских и мусульманских странах конфликт с Израилем вызвал волну насилия против евреев, приведшую к почти полной их эмиграции в Израиль и на Запад. Остатки еврейских общин в этих странах постепенно исчезают.
+
-
 
+
-
В странах коммунистического блока евреи оказались заложниками коммунистической политики государственного антисемитизма, наложившегося на традиционный антисемитизм.
+
-
После краха коммунизма большая часть евреев этих стран уехали в Израиль и на Запад.
+
-
 
+
-
В последнее время во всём мире усиливается антисемитизм. Наряду с возрождением старых антисемитских движений появляются новые, связанные с массовой иммиграцией в страны Запада из мусульманских стран.
+
-
 
+
-
XXI век начался с беспрецедентной атаки современного фундаментализма на европейско-американскую цивилизацию. Статусу-кво современного мира угрожает опасность. В условиях глобализации политических и культурных процессов острие этой атаки направленно, прежде всего, против евреев и еврейского государства{{Нет АИ|18|05|2009}}.
+
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
<references />
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
{{источник/ЭСБЕ}}
+
-
 
+
-
* Аркадий Ваксберг  «Сталин против евреев» Liberty publishing house, New York, 1995
+
-
* Вернер Келлер "Библия как история" Москва, "Крон-пресс", 1998 (перевод с Werner Keller "The Bible as history" 1980 by Hodder and Stoughton)
+
-
* Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002)
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
{{commonscat|Jewish history}}
+
-
* [http://jhistory.nfurman.com/code/ararat.htm Н. Арарат, Еврейство и сионизм]
+
-
* [http://jhistory.nfurman.com/code/grinberg.htm Э. Гринберг, История еврейского народа в эпоху Второго Храма]
+
-
* [[Даймонт, Макс|Макс Даймонт]], [http://www.fictionbook.ru/author/dayimont_maks_i/evrei_bog_i_istoriya/dayimont_evrei_bog_i_istoriya.html Евреи, Бог и история]
+
-
* [[С.М. Дубнов]], [http://jhistory.nfurman.com/code/dubnov.htm Краткая история евреев]
+
-
* [[С.М. Дубнов]], [http://62.0.35.69/il4u/history/dubnov/index-2.html Новейшая история евреев]
+
-
* [http://jewish-library.ru/dzhonson/populyarnaya_istoriya_evreev/ Пол Джонсон. "Популярная история евреев"]
+
-
* [http://chassidus.ru/library/history/our_people/our_people.htm Яаков Изакс, Наш народ. История еврейского народа]
+
-
* [http://lookstein.israeldesign.org/getfile.php/history/hisind1.php?Look_Sess=7cf383719d187f043052ce2af8709dcf Курс лекций «История еврейства»], Д-р Элиягу Иешурун, составитель русской версии: проф. Йегуда Айзенберг
+
-
* [http://62.0.35.69/il4u/history/ Феликс Кандель, Очерки времен и событий из истории российских евреев]
+
-
* [http://jhistory.nfurman.com/teacher/uch1.htm р. Моше Ойербах, учебник «История еврейского народа»]
+
-
* [[Рот, Сесиль|Сесиль Рот]], [http://school.ort.spb.ru/library/torah/code/rots.htm История евреев с древнейших времён по Шестидневную войну, Иерусалим, 1967]
+
-
* [http://www.machanaim.org/history/in_sultan.htm Зеэв Султанович, Живая связь. Еврейская история, традиции и культура]
+
-
* [http://62.0.35.69/il4u/history/tropy/index.htm Рут Сэмюэлс, По тропам еврейской истории]
+
-
* [[Иосиф Флавий]], [http://jhistory.nfurman.com/code/01_001.htm Иудейские древности]
+
-
* [[Иосиф Флавий]], [http://chassidus.ru/library/history/flavius/index.htm О древности еврейского народа. Против Апиона]
+
-
* [http://www.jcrelations.net/ru/?id=2107 Анатолий Хазанов, Евреи в раннесредневековой Византии],
+
-
* [http://jhistory.nfurman.com/code/shif.htm Л.Шиффман, От текста к традиции. История иудаизма]
+
-
* [http://www.lookstein.org/russian/his_met_sng/posobie1.php д-р Адиэль Шремер, Пособие "Эпоха Мишны и Талмуда"]
+
-
* [http://www.lookstein.org/russian/lekcii-his/spisok.php Курс лекций по истории еврейского народа, подготовлен научным коллективом под руководством профессора Одеда Шремера]
+
-
* [http://school.ort.spb.ru/(Eng)/library/torah/russ/russ001.htm В. В. Энгель, Курс лекций по истории евреев в России]
+
-
* [http://jhistory.nfurman.com/code/ettinger_02.htm Очерки по истории еврейского народа под редакцией С.Эттингера]
+
-
* [http://jhistory.nfurman.com/teacher/uch.htm Учебник «Еврейский народ в эллинистическом мире»]
+
-
* [http://jhistory.nfurman.com/code/open_roma.htm Сборник лекций «Евреи в Римской империи в Эпоху Талмуда»]
+
-
* [http://www.judaea.ru/lit/ Литература по истории и археологии античной Иудеи]
+
-
* [http://jhistory.nfurman.com/code/2t.htm Ресурс по истории еврейского народа]
+
-
* [http://jhistory.nfurman.com/maps/map000.htm Исторические карты и иллюстрации]
+
-
* [http://berkovich-zametki.com/Avtory/theme_list.php Сетевой портал "Заметки по еврейской истории"]
+
-
* [http://toldot.ru/tags/history/ История еврейского народа],подборка статей и очерков
+
-
* [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия].
+
-
 
+
-
[[Категория:Евреи| ]]
+
-
[[Категория:История еврейского народа| ]]
+
-
 
+
-
{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 21:32, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:Еврейская история
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация