Еврейские погромы во время Гражданской войны в России

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 17:38, 1 января 2011; Марк (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Текст унаследован из Википедии


Часть серии статей об
антисемитизме

История · Хронология
Арабы и антисемитизм
Христианство и антисемитизм
Ислам и антисемитизм
Новый антисемитизм
Расовый антисемитизм
Религиозный антисемитизм
Антисемитизм без евреев

Категории:

История еврейского народа

Антисемитизм · Евреи
История иудаизма

п·о·р

</noinclude>


Евре́йские погро́мы в пери́од Гражда́нской войны́ в Росси́и в 1918—1922 годах совершались украинскими националистами, формированиями «зелёных», белогвардейцами и частями Красной армии.

По современным данным за время Гражданской войны в России имело место 1 236 случаев антиеврейских выступлений, 887 из которых были отнесены к погромам — к акциям, сопровождавшимся насилием в массовом масштабе. Из них 493 акции (40%) совершили петлюровцы, 307 (25%) — зелёные, 213 (17%) — белогвардейцы, 106 (8,5%) - части красных[1][2].

Содержание

Хронология

Файл:Петлюровская листовка Херсон Гражданская война.jpg
Погромная прокламация петлюровских войск на Херсонщине.

В Гражданскую войну произошли сотни погромов, произведённых петлюровцами, отрядами и войсками так называемых зелёных атаманов, переходивших из лагеря в лагерь (Д.Зеленый, Н.Григорьев и другие; так, чернобыльский атаман И.Струк устраивал еврейские погромы, последовательно находясь со своим отрядом в петлюровской, Красной, Добровольческой и снова петлюровской армиях [1]), красноармейцами, белогвардейцами[1]. Число убитых евреев с 1918-ого по 1920 год оценивается в 100 тысяч человек.[3]

Генерал Деникин писал позже:

« Волна антисемитского настроения захлестнула Юг задолго до вступления [Белых] армий в «черту оседлости». Оно проявлялось ярко, страстно, убеждённо — в верхах и низах, в интеллигенции, в народе и в армии; у петлюровцев, повстанцев, махновцев, красноармейцев, зелёных и белых… Войска Вооружённых сил Юга не избегли общего недуга и запятнали себя еврейскими погромами на путях своих от Харькова и Екатеринослава до Киева и Каменец-Подольска.[4] »

Несмотря на то, что после Октябрьской революции 1917 года в рядах Добровольческой армии, боровшейся против большевиков, было достаточное количество евреев как среди офицерского состава, так и среди рядовых, с конца 1918 года в народной среде на Юге России, а также в среде войск стали открыто проявляться антисемитские настроения, связанные со значительной долей евреев среди большевиков.

Прокламация армии Колчака призывала русский народ «гнать… вон из России жидовскую комиссарскую сволочь, которая разорила Россию»[5].

Часть вождей Белого движения осуждали погромы, опасаясь снижения дисциплины в войсках и реакции в зарубежных странах, откуда им поступала помощь, о чем свидетельствуют приказы, написанные лично генералами Деникиным, Драгомировым, Май-Маевским, Бредовым и другими. Однако эти меры, как пишет Деникин, лишь локализовали еврейские погромы, однако не устраняли их окончательно: «звериные инстинкты, поднятые войной и революцией, углубленная жажда к запретным прежде и доступным теперь благам жизни, всеобщая распущенность, развал, утрата нравственного критерия и обесценение человеческой крови и жизни — вот одна серия причин погромов вообще.

« Безумная большевистская власть не щадила ни "алой", ни "черной" крови, земля оделась в траур, и приход армии-освободительницы отзывался как радостный благовест в измученных душах.

Иногда, впрочем, в этот радостный перелив врывались тревожные звуки набата... Так было в Екатеринославе, в Воронеже, Кременчуге, Конотопе, Фастове и в других местах, где набегающая волна казачьих и добровольческих войск оставляла и грязную муть в образе насилий, грабежей и еврейских погромов.

Никаких, решительно никаких оправданий этому явлению не может быть. И не для умаления вины и масштаба содеянных преступлений...

»

[6]

Главнокомандующий В. С. Ю. Р. свидетельствует о резко враждебном отношении к Белым войскам еврейства на всей территории Вооружённых сил Юга России, но считает, что «в какой степени это отношение создавалось a priori и в какой оно становилось следствием насилий, чинимых над евреями войсками, это вопрос трудноразрешимый[7]»:

« Из армии шли постоянные жалобы на враждебное отношение к ней со стороны еврейского населения; на то, что в случаях вынужденного отхода наших войск из населённых пунктов, постоянно наблюдается выступление еврейской молодёжи, нападения на отдельных чинов и обозы; что нередко против нас действуют отряды, сплошь состоящие из евреев…[7] »
Файл:Объявления в газете Новая Россия 1919 год Добровольческая армия и еврейский вопрос.jpg
Объявления в газете Новая Россия о панихиде по лицам еврейской национальности-жертвам советской власти, о сборе белья Еврейским дамским комитетом в пользу Добровольческой армии в Харькове в 1919 году.

В Харьковской резолюции партии кадетов погромы ставились в вину большевикам, однако в то же время на евреев возлагалась ответственность за происходящие в России события[8][9]:

Сознательные и руководящие круги еврейства должны объявить беспощадную войну тем элементам еврейства, которые, активно участвуя в большевистском движении, творят преступное и злое дело. <...> Русское еврейство должно понять, что вне безусловного и безоговорочного признания и поддержки национальной диктатуры и Добровольческой Армии, воссоздающих русскую государственность, нет спасения, и что только твердый правопорядок, который стремится установить национальная власть, обеспечит надежную защиту всем гражданам без различия национальностей и веры.

На одном из плакатов белогвардейцев были изображены лидеры большевиков, которые на фоне каменного идола Карла Маркса готовятся к совершению ритуального убийства девушки, символизирующей Россию[10].

Файл:Victim of International.jpg
Белогвардейский плакат «В жертву Интернационалу»

Особая комиссия по расследованию злодеяний большевиков армии генерала Деникина пришла к выводу о

« явном, бьющем в глаза засилье евреев во всех областях советского управления. В особенности, где шло гонение на церковь, там без пояснений становилось понятным, что „планомерное направление гонения (находилось) в руках некрещёных, иноплеменных большевиков, увлеченных своей ненавистью к Православию до того, что они даже не приняли мер к сокрытию своего руководящего в этом гонении участия“[11] »

Известна погромная деятельность вооружённых формирований Булак-Балаховича. В феврале 1921 года после взятия монгольской столицы Урги командир Конно-азиатской дивизии барон Унгерн фон Штернберг приказал своей дивизии убить всех евреев города[12]. В результате погрома было убито около 50 евреев, часть спряталась в домах русских и монголов.

После массовых погромов 1919 года среди еврейского населения стало распространяться мнение[13], что только при советской власти евреям могут быть предоставлены гарантии безопасности. В связи с этим повысилась поддержка Красной армии евреями, некоторые её части были полностью сформированы из евреев, например, 1-й еврейский полк. Действительно, когда еврейские районы занимали части Красной армии — советская власть принимала меры особого покровительства еврейскому населению — об этом свидетельствуют сами руководители Белого движения. Однако это обстоятельство таило в себе новый источник бед для еврейского народа — оно утверждало ещё более в среде Белого движения представление об общности еврейства и большевизма. Так и после падения всех противобольшевистких фронтов С. С. Маслов в 1922 г. писал: «Юдофобство — одна из самых резких черт на лице современной России…[14]»

Несмотря на многочисленные погромы на Южном Фронте немалое количество симпатизантов из еврейских общин выступало на стороне Белого Движения. Евреи как в составе рядовых, так и офицеров сражались на различных фронтах в составе Белой Армии. Причины сопротивлению Революции на стороне Белого Движения были:

  • Красный террор коснувшийся в том числе и зажиточных еврейских ремесленников и крестьян
  • Запрет большевиками еврейских организаций, возникших после указа Временного правительства от 20 Марта 1917 года
  • Национализация, проводимая большевистским правительством
  • Еврейские погромы со стороны красноармейцев
  • Личные побуждения отдельных участников

Погромы красноармейских частей

Еврейские погромы совершались в том числе и красноармейцами. Об антисемитских настроениях в некоторых частях Красной армии писали И. Бабель в «Конармии» и Б. Пильняк в «Ледоходе»[15]. Весной 1918 г. погромы под лозунгом «Бей жидов и буржуев» устраивали отряды Красной армии, отступавшие с Украины под натиском немцев: в Новгород-Северском было убито 88 человек, в Середина-Буде — 25 человек[16]. Красноармейские погромы на Украине продолжались и в 1919 - 1920 годах: в Россаве (февраль 1919 г.), в Умани (май 1919 г.), в Любаре (май 1920 г.) погромы устроили Богунский и Таращанский полки Первой конной армии. Особенно жестокие погромы Первая конная армия устраивала при отступлении из Польши в конце августа 1920 г. Как правило, советские власти сурово наказывали погромщиков, чаще всего расстреливали их. Например, в сентябре 1920 г. член революционного военного совета Первой конной армии К. Ворошилов расформировал за погром шестую дивизию И. Апанасенко; 153 погромщика были расстреляны[16].

Вот как описывал зверства красноармейцев русский писатель и лауреат Нобелевской премии по литературе Иван Бунин в своей книге воспоминаний «Окаянные дни»:

Файл:Vue de Odessa White Flower Hospital.JPG
Фотография санатории «Белый цветок» в которой друг Ивана Бунина Кипен укрывался от краснармейцев-антисемитов.
2 мая 1919.
Еврейский погром на Большом Фонтане, учиненный одесскими красноармейцами.
Были Овсянико-Куликовский и писатель Кипен. Рассказывали подробности. На Б. Фонтане убито 14 комиссаров и человек 30 простых евреев. Разгромлено много лавочек. Врывались ночью, стаскивали с кроватей и убивали кого попало. Люди бежали в степь, бросались в море, а за ними гонялись и стреляли,- шла настоящая охота. Кипен спасся случайно,- ночевал, по счастью, не дома, а в санатории "Белый цветок". На рассвете туда нагрянул отряд красноармейцев.- "Есть тут жиды?" - спрашивают у сторожа.- "Нет, нету".- "Побожись!" - Сторож побожился, и красноармейцы поехали дальше.
Убит Моисей Гутман, биндюжник, прошлой осенью перевозивший нас с дачи, очень милый человек.

Агент ГПУ Павловский (Якшин), арестованный в Германии в 1929 году, показывал, что ГПУ давало такие указания подкупленным журналистам:

Все же факты, касающиеся стихийных еврейских погромов, производимых красноармейцами, буденовцами и вообще большевиками — всячески затушевывать, передергивая даты и перенося всю ответственность за устройство еврейских погромов на монархические организации и белые армии.[17]

Погромы со стороны партизан и регулярных частей Красной армии, а также несогласие с красным террором привели к образованию белогвардейского еврейского полка в составе Забайкальского войска Семёнова. Полк был сформирован исключительно из евреев. В основном это были Читинцы, в меньшей степени выходцы из других городов Сибири и Дальнего Востока, а также добровольцы из европейской части России.

Убийство Симона Петлюры

В 1926 году анархист Шолом Шварцбард убил в Париже Симона Петлюру. На суде Шварцбард объяснял совершенное им убийство Петлюры местью за еврейские погромы, совершенные петлюровцами во время гражданской войны. Соратники Петлюры пытались связать убийцу с советскими спецслужбами. Указывали на якобы существующую связь Шварцбарда с резидентом советской разведки в Париже М. Володиным.

Французский суд оправдал Шварцбарда.

Статистика

По данным Геннадия Костырченко, за время Гражданской войны в России имело место 1236 случаев антиеврейских выступлений, 887 из которых были отнесены к погромам — к акциям, сопровождавшимся насилием в массовом масштабе. Из них 493 акции (40 %) совершили петлюровцы, 307 (25 %) — зелёные, 213 (17 %) — белогвардейцы и 106 (8,5 %) — части красных[18]

Олег Будницкий пишет, что в 1918—1920 годах только на Украине приблизительно в 1300 населенных пунктах произошло свыше 1500 еврейских погромов. Было убито и умерло от ран, по разным оценкам, от 50 до 200 тысяч евреев. Около 200 тысяч было ранено и искалечено. Тысячи женщин были изнасилованы. Около 50 тысяч женщин стали вдовами, около 300 тысяч детей остались сиротами.[19]

Общее число евреев убитых в погромах с 1918 по 1920 годы оценивается Норманом Коном в 100 тысяч человек.[3] Аналогичную цифру называет демограф Сергей Максудов.[20]

В одном лишь 1921 году в Белоруссии погромы прошли в 177 населенных пунктах, где проживало 7316 семей (29270 чел.). Их жертвами стали 1748 семей, в том числе 1700 убитых, 150 раненых, 1250 изнасилованных.[21]

См. также

Антиеврейские погромы

Примечания

  1. 1,0 1,1 Г.В. Костырченко. Тайная политика Сталина: Власть и антисемитизм. М.: Международные отношения, 2001, с. 56.
  2. Солженицын А.И. Двести лет вместе: В 2 т. — Т. 2. 2002. 512 с., ил. ISBN 5-85887-151-8 Глава 16. В Гражданскую войну.
  3. 3,0 3,1 Норман Кон. «Благословение на геноцид». Москва. Прогресс. 1990
  4. Деникин А. И. ОЧЕРКИ РУССКОЙ СМУТЫ. — М.: Айрис-пресс, 2006.- Т. 4, 5 — ISBN 5-8112-1892-3, стр.535
  5. Статья «Советский Союз. Октябрьская революция и гражданская война (1917-21 гг.)» в Электронной еврейской энциклопедии
  6. http://www.nestormakhno.info/russian/denikin.htm Очерки русской смуты
  7. 7,0 7,1 Деникин А. И. Очерки русской смуты. — М.: Айрис-пресс, 2006.- Т. 4, 5 — ISBN 5-8112-1892-3, стр.538
  8. Гарт Д. От «еврейских кадетов» к местечковым Лентрозинам // Русский журнал, 27 февраля 2006
  9. Будницкий О. Русский либерализм в период войн и революций: мифы кадетской партии // Booknik.ru, 20 марта 2007. (Впервые опубликовано на англ. яз. в журнале Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History (Winter 2004, vol. 5, numb. 1, рр. 149-68))
  10. Пропагандистская война: белые против красных // Эхо Москвы, 31 мая 2007
  11. Деникин А. И. Очерки русской смуты. — М.: Айрис-пресс, 2006.- Т. 4, 5 — ISBN 5-8112-1892-3, стр.536-537
  12. Приказ барона Унгерн фон Штернберга, командира Азиатской дивизии № 15
  13. Арон Шнеер. Евреи в Красной Армии в годы Гражданской войны 1918—1922 гг. Глава из книги «Плен. Советские военнопленные в Германии, 1941—1945»
  14. (см. „Россия после четырех лет революции“) Деникин А. И. Очерки русской смуты. — М.: Айрис-пресс, 2006.- Т. 4, 5 — ISBN 5-8112-1892-3, стр.540
  15. Электронная Еврейская Библиотека, КЕЭ, том 8, кол. 142–158
  16. 16,0 16,1 Электронная Еврейская Библиотека, КЕЭ, том 6, кол. 562–576
  17. Из показаний Павловского (Якшина), агента ГПУ, арестованного в Германии в 1929 году
  18. Костырченко Г. В. Тайная политика Сталина: Власть и антисемитизм. — М.: Международные отношения, 2001. — С. 56.
  19. Будницкий О. В. Российские евреи между красными и белыми (1917-1920). — М.: Российская политическая энциклопедия, 2005. — С. 7, прим. 2. — 1000 экз. — ISBN 5-8243-0666-4
  20. Похищенное слово
  21. Смиловицкий Л. Л. Погромы в Турове // Заметки по еврейской истории : интернет-журнал. — 7 июля 2002. — В. 16.

Литература

Ссылки

Архивные документы

Другие языковые разделы

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация