Еврейское мореходство

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск


Древние евреи, будучи кочевыми скотоводами, научились ходить по морю, оказавшись рядом с ним. На протяжении всей истории евреи приморских стран занимались морским делом при наличии возможности.

Содержание

Мореходство по источникам из ТАНАХа

Первым судном, упоминаемым в ТАНАХе, является Ноев ковчег.

В ТАНАХе широко представлена морская терминология: ховлим — `кормчие`, маллахим — `моряки`, торен — `мачта`, кен-торен — `подножие мачты`, мифрас — `парус`, хевел — `снасти`, машот, мишшот — `весло` и другие. ТАНАХ различает многочисленные виды судов — собирательное они — `корабли`, ония — `судно`, `корабль`, клей гоме — быстроходные тростниковые суда, они шаит — гребные суда, они таршиш и онийот ха-ям — большие тяжелые торговые суда, сфина (от аккадского сапинату) — палубное судно и т. п.

Хотя древние евреи не были народом-мореплавателем, ТАНАХ приписывает связь с морем трем коленамЗвулун, Дан и Ашер (Быт. 49:13; Втор. 33:18–19; Суд. 5:17).

В Псалме 107:23–32 (см. ) приводится яркое описание бури, разметавшей суда в море, и наступившего вслед за ней штиля. О корабле (с нееврейской командой), отплывшем из Яффо, рассказывается в книге Иона (глава 1).

Времена Первого Храма

Развитие мореходства у евреев начинается в годы царствования Соломона, когда израильское царство получило выход к Средиземному и Красному морю. При нем единственным выходом к Средиземному морю (видимо, со времен Давида) было побережье у города Дор (Нафат-Дор; I Ц. 4:11).

С помощью царя Тира Хирама, приславшего Соломону своих кораблестроителей, в Эцион-Гевере близ Эйлата (на Акабском заливе) был создан флот для ведения с отдаленными землями в Аравии и Африке морской торговли, не представлявшей конкуренции финикийской монополии на Средиземном море. На кораблях Соломона служили финикийские моряки (I Ц. 9:26–28; 10:22; II Хр. 8:17–18). Евреи там тоже были. Возможно, совместную торговлю Тир и Израиль вели и в Средиземном море.[1]

Позднее царь Иехошафат решил построить в Эцион-Гевере торговый флот по образцу Соломонова и возобновить торговые экспедиции в Красное море без помощи финикийских моряков. Эта попытка окончилась неудачей (I Ц. 22:48–50; II Хр. 20:35–37).

ТАНАХ сообщает, что израильский царь Ахазия участвовал в строительстве кораблей в Эцион-Гевере (II Хр. 20:35–37).[2]

Потеря области Эйлата во времена Ахаза (II Ц. 16:6) положила конец еврейскому мореходству в Красном море.

Времена Второго Храма

После завоевания Яффы Шим‘оном Хасмонеем город стал главным портом Иудеи. На надгробиях, установленных Шим‘оном на могилах отца и братьев, среди прочего изображены корабли. На еврейских монетах этого времени имеются изображения трезубца и якоря.

Помпей уничтожил находившуюся в Яффо|Яффе базу еврейских пиратов.

Ирод соорудил великолепную гавань в Кейсарии и построил значительное число кораблей.

Во время Иудейской войны (66–73) еврейские суда занимались пиратством на римских морских путях, нанося римлянам значительный урон. Сопротивление римлянам было особенно упорным на озере Кинерет. Среди трофеев, выставленных во время триумфа Веспасиана в Риме, было «множество кораблей» (Тацит 7:3–6); на одной из монет в честь римской победы легенда — Victoria Navalis (`Морская победа`).

Во время восстания еврейской диаспоры в Египте, Северной Африке и на Кипре (115–117) морские столкновения приняли значительный размах.

Морская археология Страны Израиля (включая озеро Кинерет) дала немало образцов древних судов и лодок, а также их грузов, представленных ныне в музеях Израиля. На карте из Медвы изображены суда на Мертвом море.

Времена Талмуда

В талмудическую эпоху среди евреев были распространены занятия, связанные с морским и речным судоходством. Вавилонский Талмуд содержит более 200 технических и навигационных терминов, а также правила по упорядочению речного движения; мореходство рассматривалось как достойное занятие.

В Александрии греческого и римского периодов существовало общество еврейских навикулариев (судовладельцев), а среди местных евреев были специалисты во всех сферах мореходства. Во время антиеврейских беспорядков в 39 г. н. э. грузы с еврейских кораблей вытаскивали на берег и сжигали.

В Риме жили крупные еврейские судовладельцы, также объединенные в корпорацию навикуляриев. Они контролировали морскую торговлю с Африкой.[3]

Отцы церкви Августин и Иероним описали свои встречи с еврейскими моряками. Епископ Синесий Киренский (начало V в.) сатирически описывает свое путешествие по Средиземному морю на судне с еврейской командой: когда в канун субботы разразилась буря, богобоязненные моряки, несмотря на испуг пассажиров, предоставили корабль воле волн.

О первосвященнике Эл‘азаре бен Харсоме рассказывается, что он имел тысячи морских судов с товаром (Иома 35б и другие). Это хотя и является явной гиперболой, однако свидетельствует об активном участии Эл‘азара в морской торговле.

Имеются многочисленные сообщения о дальних морских путешествиях законоучителей. Из специальных законоположений для лиц, занимающихся мореходством, некоторые касаются супружеских обязанностей и развода (например, Гит. 5:6). В 390 г. в Византии был издан так называемый «судовой закон» — навигационный эдикт в пользу евреев и самаритян, подтверждавшийся затем тремя императорами.

В V в. в Кирене и Вавилонии были еврейские судовладельцы. Морское путешествие в этот период было сопряжено со значительным риском; благополучно возвратившиеся должны были возносить благодарственную молитву (Бр. 54б). Из-за частых кораблекрушений судовладельцы создавали общества взаимного страхования (БК. 116б, Тос. БМ. 11). Законоучители часто пользовались сведениями по географии и естествознанию, полученными от мореплавателей (Шаб. 20б, 90а).

Раннее средневековье

В раннем средневековье (вплоть до IX в.) еврейские купцы занимали важное место в торговых связях стран Средиземноморья.

Григорий Турский (VI в.) сообщает о еврейском корабле, плававшем вдоль берегов Прованса и Лигурии.

Арабские источники сообщали, что евреи южной Франции вели торговлю с Индией и Китаем. Евреям принадлежали флотилии кораблей, в этот период было много евреев-моряков.[4]

Норманские корабли в эпоху Каролингов часто принимали за еврейские.[5]

Как следует из документов, обнаруженных в Каирской генизе, и из других источников, в IX–XI вв. еврейские коммерсанты из Туниса играли исключительно важную роль в экономике страны и в мировой торговле. Они действовали во всех концах Средиземноморья и в других регионах, например, на Аравийском полуострове, в Персии и даже в Индии. Перевозка товаров осуществлялась главным образом морем, на судах, принадлежавших казне или членам правящей династии, однако фактически находившихся в распоряжении 20 еврейских семей (Маджани, Тахерти, Берехия, Ибн Зигмар, Нахрай и других).[6]

Около 750 г. состоялась морская экспедиция йеменских евреев в Индию. Её командир Йосеф Раббан получил от правителя Малабарского побережья землю для поселения и права феодального владетеля. Так возникла община кочинских евреев.[7]

Позднее средневековье

В период мусульманской гегемонии в мореходстве по Средиземному морю, как показывают деловые документы и респонсы, евреи участвовали в морской торговле, входя в долю с владельцами грузов. Маймонид анализирует различные формы финансирования морской торговли.

В основном еврейские купцы пользовались судами неевреев. Однако Биньямин из Туделы сообщает о еврейских судовладельцах в Тире.

В южной Франции (особенно в Марселе) еврейские судовладельцы были известны с византийской эпохи.

Существуют свидетельства о еврейском мореходстве в позднее средневековье в Арагоне, Барселоне, в Португалии, на Балеарских островах. В большинстве средиземноморских портов действовали еврейские купцы, маклеры и страховщики.

Еврейские ученые внесли вклад в усовершенствование и распространение навигационных инструментов, таких как компас, квадрант (предшественник секстанта), астролябия. Они также переводили астрономические таблицы, знакомя Европу с достижениями арабских мореплавателей.

Так, в XIV в. Герсонид усовершенствовал квадрант. Его изобретение, находившееся в употреблении в последующие четыре столетия, основывалось на Quadrans judaicus — `еврейском квадранте` Иехуды бен Махира.

Знаменитые «Альфонсовы таблицы» были переведены на испанский язык и исправлены двумя еврейскими врачами при Арагонском дворе в конце XIII в.

Мальорка славилась евреями — мастерами навигационных инструментов, а также картографами. Наиболее известными из них были Аврахам Крескес (умер в 1387 г.) и его сын Иехуда, завершивший дело жизни отца — создание новой карты мира. После погромов в 1391 г. Иехуда Крескес перешел в христианство, поступил на службу к принцу Генриху Мореплавателю и возглавил навигационную академию в городе Сагриш (Португалия).

Астрономические таблицы астронома и раввина Авраама Закуто, опубликованные последним из еврейских пречатников в Португалии, Авраамом Орта, за год до изгнания евреев. Этой книге придаёт особое историческое значение то, что Христофор Колумб использовал астрономические таблицы Закуто в своих путешествиях в Америку. Abraham Zacuto, Tabulae astronomicae, Leiria, 1496. Отдел редких книг и специальных коллекций Библиотеки Конгресса США.

Авраам Закуто сконструировал первую металлическую астролябию и составил астрономические таблицы. С ним консультировались Христофор Колумб, Васко да Гама и другие выдающиеся мореплаватели эпохи Великих открытий. Некоторые евреи и марраны участвовали в этих заморских плаваниях (Гаспар да Гама, около 1440–1510 гг.; Педру Тейшейра, 1570 г. – около 1650 г., и другие).

Еврейские купцы на мусульманском побережье Средиземного моря иногда занимались пиратством.

Еврейское мореходство в Индийском океане (преимущественно на нееврейских судах) было значительным в XI–XII вв.

Новое время

Еврейское мореходство в Индийском океане (преимущественно на нееврейских судах) было значительным в XVI–XVIII вв.

Марраны городов Средиземноморья, Северной Европы (Амстердам, Гамбург, Лондон) и Нового Света принимали активное участие в морской торговле, в основном в качестве финансистов, купцов, маклеров и страховщиков.

Испанские моряки - марраны бежали от преследований инквизиции в Америку и занялись там морской войной против Испании (в союзе с Нидерландами и Англией), обычно считаемой пиратством.

В XVI веке прославился капитан Яаков де Куриэль. Он командовал флотилией из трёх военных кораблей, базировавшихся на территории будущей Луизианы в поселении Санта Эстер. Все его моряки и солдаты были евреями, насильно крещёнными в Испании.

Принято считать, что в конце жизни Яаков де Куриэль приехал в Цфат и занялся каббалой. Но существуют исследования, опровергающее тождество рабби Яакова из Цфата и капитана с Карибского моря на основании несовпадения дат. Согласно этой точке зрения, речь идёт о дальних родственниках.[8]

В Альтоне, а позднее в Копенгагене португальские евреи участвовали в строительстве кораблей. Власти Глюкштадта привлекали португальских евреев, разрешая заниматься кораблестроением, что было запрещено в городах Ганзейского союза.

В Англии марран Шим‘он Фернандес (конец XVI – начало XVII в.) был главным навигатором исследователя Южной Америки, сэра Уолтера Рэли (Релей, Роли).

Среди влиятельных акционеров голландской Вест-Индской компании, основанной в 1620 году, было много евреев. Их влияние на судьбу этой компании с этого времени имело важное значение. Известно, что евреи важных должностях солдат и моряков, посланных в колонию Новый Амстердам в 1652 году, и что они были наняты, чтобы служить на срок от одного года. Их личности, однако, неизвестны.

После прибытия в 1654 году евреев, потерпевших поражение в Бразилии, руководство Вест-Индской компании приказало губернатору Нового Амстердама разрешить им свободное мореплпвание и торговлю. Часть из них занялась морской торговлей и заняла в ней видное место.[9]

Члены семейства Шомбергов, начиная с середины XVIII в., отличались в английском военном флоте и в торговом мореходстве.

Иосиф д’Агиляр Самуда (1813–85), пионер строительства металлических судов, содействовал основанию Института военного кораблестроения. В середине XIX в. Густав Вильгельм (Уильям) Вулф был одним из основателей верфей «Харленд энд Вулф» в Белфасте, одних из крупнейших в мире.

Сефардские евреи играли важную роль в колониальной торговле. В Бордо семейства Фуртадо и Градис были зачинателями торговли с Канадой.

В Антверпене семейство Наси владело собственными торговыми судами и вело морскую торговлю специями.

Евреи активно участвовали в морской торговле Османской империи. Среди корабельщиков и рабочих портов Стамбула и Салоник было немало евреев.

В британских и нидерландских колониях Нового Света евреи участвовали в морской торговле (как местной, так и с метрополиями), а также в морском рыболовстве.

XIX век

В XIX в. в Южной Африке братья Де Пасс долгие годы оставались крупнейшими судовладельцами.

В 1870 г. В. Кунцман (1844–1934) из города Штеттин (ныне Щецин) основал крупнейшую мореходную компанию на восточном берегу Пруссии.

В России XIX в. евреи активно участвовали в развитии речного судоходства. Давид Марголин создал пароходную компанию, владевшую 62 речными судами на Днепре. Г. Поляк в 1880-х гг. построил флот речных танкеров, курсировавших по Каспийскому морю и Волге.

В странах Запада евреи занимались делами, связанными с морем, на равных со всеми прочими людьми. Например:

  • Германский учёный Эмиль Бессельc принимал участие в морских исследовательских экспедициях в Америке в 1869 и 1871 году.[11]
  • Американский астроном Эдвард Израэл принял участие в полярной экспедиции в Залив Леди Франклин и погиб в ней.[12]

В новейшие времена

В царской России существовал официальный запрет принимать евреев в военный флот. Во всех цивилизованных странах евреи в XX веке получили возможность заниматься морским делом. Появились еврейские моряки - как гражданские, так и военные.

Например, Анджело Леви-Бьянкини, офицер итальянского военно-морского флота и член Сионистской комиссии. После окончания Военно-морской академии в Ливорно он был зачислен офицером в итальянский флот. Позднее преподавал в военно-морской академии и в военной школе в Турине. В 1917 г. получил должность в министерстве флота.

Еврейские военные моряки участвовали в войнах XX века на стороне почти всех воюющих стран. Естественно, в Первую мировую войну евреев не могло быть в аоенном флоте России, а во Вторую мировую войну - во флотах Германии и её Италии.

Например, известный бизнесмен Залман Хаим Бернстайн в 1944 г. поступил на службу в военно-морской флот США; был уволен в запас в офицерском звании.

В стране Израиля

В мандатной Палестине политическое движение Бейтар организовало в 1934 г. подготовку еврейских моряков. Обучение происходило как в Стране Израиля, так и в итальянском порту Чивиттавекья - при содействии властей Италии. Выпускники этих курсов стали офицерами на морских судах Эцел, перевозивших нелегальных репатриантов и оружие.[13]

В 1930-х гг., стремясь участвовать в нелегальной иммиграции, спортсмены «Ха-По‘эль» стали овладевать навыками мореходства. В 1934 г. впервые в Стране Израиля парусная лодка тель-авивского отделения «Ха-По‘эль» совершила учебное плавание в Египет. В том же году члены «Ха-По‘эль» были участниками рейса на греческом судне «Велос», которое доставило в Страну Израиля группу нелегальных иммигрантов. С начала Второй мировой войны их привлекали к участию в боевых операциях под руководством офицеров британской армии. В 1941 г. судно «Морской лев» с экипажем из 23 членов морской секции «Ха-По‘эль» вышло в море для проведения диверсий в Сирии и пропало без вести.[14]

В конце Второй мировой войны подготовку моряков наладил и ПАЛЬМАХ, при содействии Техниона. Выпускники этого курса составили морское подразделение ПАЛЬМАХа - ПАЛЬЯМ.

В дальнейшем эти моряки стали основой израильского военного и гражданского флота.

Источники

Примечания

  1. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Торговля" на основании КЕЭ, том 8, кол. 1006–1012
  2. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Торговля" на основании КЕЭ, том 8, кол. 1006–1012
  3. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Тунис" на основании КЕЭ, том 8, кол. 1088–1099
  4. [Электронная еврейская энциклопедия, статья "Франция" на основании КЕЭ, том 9, кол. 326–336]
  5. То есть приписывали евреям пиратство викингов (?) - Л.роервейдл
  6. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Тунис" на основании КЕЭ, том 8, кол. 1088–1099
  7. Joseph Jacobs, Joseph Ezekiel "COCHIN" in Jewish Encyclopedia
  8. о пирате кабалисте...
  9. Cyrus Adler, Herbert Friedenwald, Herman Rosenthal, Judah David Eisenstein, Joseph Jacobs. "UNITED STATES" in Jewish Eencyclopedia
  10. Cyrus Adler, Simon Wolf. LEVY, "URIAH PHILLIPS" in Jewish Encyclopedia
  11. Cyrus Adler, Edgar Mels. "BESSELS, EMIL" in Jewish Encyclopedia
  12. Cyrus Adler, I. George Dobsevage "ISRAEL, EDWARD" in Jewish Encyclopedia
  13. Йеhуда Лапидот. ЭЦЕЛЬ
  14. Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 9, кол. 632–634
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация