Еврейское право («мишпат иври»)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
 
(8 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье
+
#redirect [[:ej:Еврейское право («мишпат иври»)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=4
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|АВТОР1=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|АВТОР3=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ПРОЕКТ=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
|ПОДТЕМА=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=17/04/2011
+
-
}}
+
-
 
+
-
'''Еврейское право''' ({{lang-he|מִשְׁפָּט עִבְרִי}}, ''мишпат иври'') — совокупность [[Религия|религиозных]] норм [[иудаизм]]а, имеющих [[Право|правовой]] характер; одна из [[Конфессия|конфессиональных]] форм [[Религиозное право|религиозного права]].
+
-
 
+
-
Кроме того, еврейское право можно рассматривать как нормативную часть ([[Галаха|''Галаху'']]) [[Устная Тора|Устного Учения]].
+
-
 
+
-
В классификации, предпринятой [[Давид, Рене|Рене Давидом]], еврейское право входит в так называемую религиозную правовую семью и образует наряду с [[Шариат|мусульманским]] и индусским правом отдельное научное направление и область применения.
+
-
 
+
-
В юридической географии мира, на сегодняшний день, еврейское право действует в [[Израиль|Израиле]], и то в очень ограниченном объёме, так как Израиль светское государство.
+
-
 
+
-
== История и происхождение термина ==
+
-
Термин появился в начале XX века в кругах еврейской интеллигенции, стремившейся к национальному возрождению и рассматривавшей [[Галаха|Галаху]] в качестве национально-самобытной правовой системы.
+
-
 
+
-
«Еврейское право» — один из возможных переводов с иврита выражения מִשְׁפָּט עִבְרִי, где первое слово имеет также значение «суд», «правосудие», «судопроизводство», «решение суда», «закон», «обычай», «суждение» и т. д. Используется главным образом для обозначения нормативной части Галахи, регламентирующей отношение человека к другим людям и обществу в целом, а также взаимоотношений государства и его граждан.
+
-
 
+
-
Многие исследователи считают этот термин недостаточно корректным, поскольку сама Галаха никак не отличает эти нормативные установления от остальных и придаёт всем им без исключения один и тот же, исходящий из повелений Бога и базирующийся на незыблемом фундаменте Письменного Закона, религиозно-ритуальный смысл. Невозможность выделить в Галахе религиозный и светский аспекты, а тем более ритуальную, правовую и моральные части подтверждается [[Десять Заповедей|Десятью заповедями]], где предписания религиозные («''Да не будет у тебя других богов помимо Меня''…»), моральные («''Чти отца и мать твою''…»), а также законы уголовного права («''Не убивай''», «''Не кради''») не только соседствуют, но и имеют одинаковое обоснование и силу.
+
-
 
+
-
Однако, ввиду того, что в течение многих столетий, когда еврейская общинная жизнь (см. [[Община Еврейская|Община]]) носила теократический характер, а Галаха была единственным и всеобъемлющим законодательством, формальная возможность перенесения на нее пусть и неадекватных современным понятий о праве и правовых нормах сохраняется и используется. Так, правовая сущность усматривается прежде всего в требовании справедливого суда, которому придается первостепенное значение в самых древних религиозных источниках: «Не делайте неправды в суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай знатному; по правде суди ближнего твоего» (Лев. 19:15); «Не отклоняй право неимущего твоего в тяжбе его» (Исх. 23:6), но «И нищему не потворствуй в тяжбе его» (Исх. 23:3) и т. д. Подтверждение важного правового смысла этого требования сторонники еврейского права видят и в том, что оно неизменно подчеркивалось галахическими авторитетами всех последующих эпох, причем с комментариями, которые делают особый упор на полное равенство участников суда. Так, в талмудическом трактате Швуот говорится о суде: «Недопустимо, когда один сидит, а другой стоит, когда один говорит сколько хочет, а другого заставляют говорить кратко» (Шву. 30а). Еще более обстоятелен [[Маймонид]]: «Недопустимо с одним быть приветливым и говорить мягко, а с другим быть суровым и говорить строго. Если на одном из тяжущихся дорогая одежда, а другой облачен в лохмотья, следует сказать первому: или облачи его в такую же одежду, как на тебе, и тогда мы будем разбирать ваше дело, или сам облачись в лохмотья, как твой противник, и когда вы будете равны, предстанете перед судом» (Майм. Яд., Кн. 14, Законы Синедриона, 21:1–3).
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
Столь долго выполняемая Галахой законодательная функция требовала и непререкаемого авторитетного обоснования ее установлении, а также целенаправленной кодификационной деятельности в области ее полномочий. Поскольку незыблемой и неприкосновенной основой всех галахических предписаний стал канонизированный приблизительно в 5 в. до н. э. Письменный Закон, источник которого не в традициях или даже непосредственных повелениях Бога, а исключительно в Божественных заповедях, данных еврейскому народу на горе [[Синай]] через [[Моисей|Моисея]], сторонники концепции права еврейского рассматривают его не только как основополагающую религиозную, но и как фундаментальную правовую норму. Вследствие этого становится возможным интерпретировать в качестве официальных источников уже собственно права еврейского, [[Мишна|Мишну]], затем [[Мидраш|Мидраши]], [[Тосефта|Тосефту]], оба [[Талмуд|Талмуда]] (см. также [[Гемара]]), поскольку они черпают свой авторитет из Торы, а позднее основывающиеся на последних [[Респонсы|респонсы]], [[Такканот|такканот]] и всю [[Раввинистическая Литература|раввинистической литературу]], в том числе [[Шулхан Арух|Шулхан арух]]. Нормативный (законодательный) характер Галахи существенно облегчил современное правовое прочтение и ряда специфически талмудических проблем. Так, юридический аспект в современном значении слова был обнаружен в крайне важном для Галахи различении между предписаниями ми-де-орайта (законы, содержащиеся или непосредственно извлеченные из Торы) и ми-де-раббанан (постановления, провозглашенные мудрецами от своего имени), хотя в течение многих столетий бескомпромиссная суровость к нарушителям первых и снисходительность во втором случае имели однозначно религиозный смысл — сохранение в неприкосновенности верховного авторитета библейского установления. Аналогичному переосмыслению подверглась талмудическая традиция, в соответствии с которой «мудрецы так же строго следили за исполнением выносимых ими постановлений, как и предписаний Торы» (Бава Мециа 55б). Поскольку непререкаемости предписаний Торы больше ничего не угрожало, мудрецы следили еще строже за исполнением своих постановлений (Эрувин 77а), что также имело религиозно-догматическое назначение — обеспечивать неоспоримо законную силу решениям галахических авторитетов всех поколений. Сама Галаха видит источник полномочий мудрецов каждой эпохи не в традициях, требованиях разума или прецеденте, как принято в праве, а исключительно в строго догматическом толковании соответствующих мест Торы (особенно: «Если непостижимо будет для тебя дело разбора между кровью и кровью, между тяжбой и тяжбой и между ушибом и ушибом... приди к священникам, левитам и к судье, который будет в те дни, и расспроси их, и скажут они тебе судебное решение... и точно исполняй все, что они укажут тебе... Не отступай от слов, которые они скажут тебе, ни вправо, ни влево»; Втор. 17:8–11). Стремление к пониманию Галахи в современных терминах права коснулось также таких ее принципов, как «Тора с Небес» и «Тора не на Небесах» (подчеркивающих, что именно Божественное происхождение Библии предопределяет ее земное предназначение, то есть неукоснительное соблюдение ее законов людьми) и важного послеталмудического правила «Хилхата кебатрай» — «Галаха — согласно решению последних» (чисто религиозный смысл которого подтверждается применимостью его только к hалахот ми-де-раббанан, а также строгими догматическими условиями, ограничивающими его применение; см. [[Ахароним]]; [[Ришоним]]). Показательно использование уже почти без оговорок современных понятий «религиозное право» и «вещное право» по отношению к галахической проблематике: первое в связи с принципом иссур (буквально `запрет`), утверждающего недозволенность ни при каких обстоятельствах нарушать hалахот, содержащиеся или извлеченные из Торы, второе — применительно к мамон (здесь: `имущество`, `богатство` и т. д.), то есть hалахот, касающихся имущественных вопросов (такое обозначение игнорирует принадлежность к иссур также предписаний, имеющих очевидно вещный характер, например, о двойной доле имущества, причитающейся первенцу после смерти отца, а к мамон — постановлений, непосредственно касающихся основополагающих ритуальных норм: например, признание в некоторых случаях и отношениях обязывающей силы контракта, заключенного в нарушение святости [[Суббота|субботы]]). Тем более искусственно сближение иссур с обязательственным правом (где закон требует безусловного и буквального исполнения в гражданском процессе существующих юридических норм), мамон — с принципом диспозитивности (который в определенных случаях представляет сторонам в гражданском деле возможность урегулировать свои претензии друг к другу путем взаимной договоренности, не опираясь непременно на букву закона); диней нефашот (законы, нарушение которых карается смертью) — с уголовным правом, диней кнасот (законы, нарушение которых карается штрафом) — административным и т. д. Исчерпывающий религиозно-ритуальный смысл всех без исключения галахических предписаний и полная подчиненность ему всех других, в том числе правовых, соображений подтверждается тем, что Галаха категорически запрещает евреям обращаться в нееврейские судебные инстанции, каковы бы ни были правовые нормы, которыми последние руководствуются («Всякий, кто обратился к судьям идолопоклонников и к их судебным инстанциям, даже в тех случаях, когда их законы подобны законам Израиля, нечестивец, и он как бы опозорил, проклял и поднял руку на Тору нашего вероучителя Моисея; Майм. Яд., кн. 14, Законы Синедриона 26:7). Это вытекает также из того факта, что, когда Галаха с ликвидацией еврейской [[Автономия Судебная|автономии судебной]] (см. также [[Автономия]]; [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|Эмансипация]]) перестала выполнять функцию источника права еврейского, это никак не отразилось ни на одном из ее предписаний: они не только были все сохранены, но и их содержание, значение и толкование остались совершенно теми же. Характерна судьба галахического принципа [[Дина Де-Малхута Дина|дина де-малхута дина]] (его смысл: законы государства, в котором живут евреи, обязательны и для них), сформулированного еще в талмудическом трактате Недарим и толковавшегося галахическими авторитетами ряда последующих поколений главным образом догматически (например, при обсуждении давно потерявшего актуальность вопроса о религиозном обосновании указов древних царей Израиля): когда, начиная с эпохи эмансипации, этот принцип стал и галахическим же оправданием неизбежного обращения евреев в общие суды своих стран, такое его применение одновременно засвидетельствовало, что Галаха совершенно безболезненно переносит утрату законодательных прерогатив.
+
-
 
+
-
 
+
-
== Еврейское право в период британского мандата ==
+
-
 
+
-
Эти последние вновь привлекли внимание с созданием еврейского [[Ишув|ишува]] (особенно после принятия [[Бальфура Декларация|Декларации Бальфура]]), а тем более в ходе борьбы за возрождение еврейского государства в Эрец-Исраэль. Вопрос, каким быть законодательству будущего государства, на основе какой правовой системы оно должно строиться, был особенно актуален из-за запутанности правовой ситуации в Эрец-Исраэль накануне провозглашения государства и из-за единодушного стремления сионистов всех направлений (см. [[Сионизм]]) придать всем сторонам жизни и деятельности этого государства национальный еврейский характер. Всеми признавалась невозможность сохранения такого положения, когда действующее законодательство опиралось на разные, порой противоречащие друг другу правовые системы (в одних случаях — на «Меджелу» — сборник турецких законов 1867 г., базирующийся на мусульманском религиозном праве; в других — на оттоманский гражданский процессуальный кодекс; в третьих — на английское право, а положение личности определялось принадлежностью к той или иной религиозной общине и принятыми в ней нормами). Возрождающемуся еврейскому государству предстояло приступить к созданию нового, органичного для него законодательства, и возник вопрос о правовых принципах, на которых оно должно строиться. Возможный ответ на этот вопрос самим своим названием давало созданное еще в 1918 г. в Москве общество «Еврейское право» (среди его основателей — [[Айзенштадт, Шмуэль Hoax|Ш. Айзенштадт]], [[Гулак, Ашер|А. Гулак]] и др.). Намечая создание в Иерусалиме института по изучению и обновлению права еврейского и фундаментальной юридической библиотеки, издание юридической литературы на иврите, особенно обширного труда «Врата еврейского права», который должен был включать «все правовые источники еврейской литературы всех времен» (предисловие к первому сборнику «Еврейское право», М., 1918), общество основную свою цель видело в возрождении права еврейского к практической жизни, в превращении его если не в единственную, то в главную правовую основу законодательства.
+
-
 
+
-
== Статус в Израиле ==
+
-
Существенная особенность правовой системы современного [[Израиль|Государства Израиль]] — включение в неё элементов еврейского религиозного права ([[Галаха|Галахи]]), хотя израильское право ни в какой мере не тождественно религиозному праву.<ref name="Baglai">''Конституционное право зарубежных стран.'' Под общей редакцией члена-корреспондента [[Российская академия наук|РАН]], профессора [[Баглай, Марат Викторович|М. В.&nbsp;Баглая]], Ю. И. Лейбо и Ф. М. Энтина. М., 2008, стр. 1023.</ref> Область, в которую религиозное законодательство было инкорпорировано полностью, — личный статус.<ref name="Baglai" /> Под юрисдикцией религиозных судов (еврейских, мусульманских, друзских и христианских) находятся акты гражданского состояния ([[брак]], [[развод]], [[погребение]]). В юрисдикцию раввинатских судов входит также утверждение [[гиюр]]а. Существуют также вопросы, которые могут быть рассмотрены религиозным судом по обоюдному согласию сторон. Религиозные суды, однако, подпадают под юрисдикцию [[БАГАЦ|Высшего суда справедливости Израиля]] ({{lang-he|בית משפט גבוה לצדק}}, [[БАГАЦ]]).
+
-
 
+
-
Стремление израильского общества к компромиссу, приемлемому для религиозных и нерелигиозных кругов, а также к сохранению национальных традиций в государственной и общественной жизни страны нашло выражение в так называемом [[статус-кво]], сложившемся ещё до возникновения еврейского государства: юрисдикция раввинатских судов в области личного статуса (браки и разводы) членов еврейской общины; запрещение работы в субботу ([[Шаббат]]) и дни религиозных праздников в государственных учреждениях и общественных заведениях, на общественном транспорте, на промышленных предприятиях и в сфере обслуживания; запрещение публично продавать [[квасное]] ([[хамец]]) в [[Песах]]; особая сеть религиозных школ; признание и субсидирование религиозных учреждений и служб. Принципы Галахи частично оказали влияние на иммиграционное законодательство (см. [[Закон о возвращении]]).
+
-
 
+
-
Часть юристов полагает, что, пока существуют раввинатские суды, Государство Израиль нельзя идентифицировать как «еврейское и демократическое», поскольку понятие «правовое демократическое государство», по их мнению, несовместимо с наличием религиозных элементов  взаконодательстве.<ref name="Baglai" />. Другие юристы считают, что никакого противоречия здесь нет, поскольку религиозные элементы внесены в законодательство демократической процедурой и контролируются Кнессетом.
+
-
 
+
-
В настоящее время когда суду необходимо принять решение по какому-то вопросу, в первую очередь поиск решения ведётся среди законов Государства Израиль, судебных прецедентов или аналогов, затем среди законов Британского мандата, и в следующую очередь, — среди еврейских первоисточников ([[Талмуд]], [[Галаха]] и т. д.)
+
-
 
+
-
=== Примеры ===
+
-
#Изнасилование жены мужем до принятия закона Кнессетом. Муж был наказан на основании еврейского права.
+
-
#Торговец наркотиками проглотил товар, чтобы скрыть. На основании еврейского права насильственная операция по спасению жизни была признана законной, а её результаты допустимы в качестве доказательств вины.
+
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
{{примечания}}
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
* Менахем Элон «Еврейское право» Санкт-Петербург, Юридический центр Пресс, 2002
+
-
* {{источник/КЕЭ}}
+
-
* [http://www.chassidus.ru/library/halacha/business/index.htm Рабби С. Вогшал Тора и бизнес]
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
* {{ЭЕЭ|13299|Право еврейское}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Право Израиля]]
+
-
[[Категория:Идеи иудаизма]]
+
-
 
+
-
[[bg:Еврейско право]]
+
-
[[en:Mishpat Ivri]]
+
-
[[he:משפט עברי]]
+
-
 
+
-
{{checked_final}}
+

Текущая версия на 21:32, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:Еврейское право («мишпат иври»)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация