Евсекция

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Add template остатье)
м (Замена текста — «АВТОРЫ=» на «АВТОР2=»)
Строка 7: Строка 7:
|ПОДЗАГОЛОВОК=
|ПОДЗАГОЛОВОК=
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
-
|АВТОРЫ=
+
|АВТОР2=
|ТЕМА=
|ТЕМА=
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=

Версия 14:44, 9 апреля 2010

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии


РСДРП — РСДРП(б) — РКП(б) —
ВКП(б) — КПСС

История партии
Октябрьская революция
Военный коммунизм
Новая экономическая политика
Сталинизм
Хрущёвская оттепель
Эпоха застоя
Перестройка

Партийная организация
Политбюро
Секретариат
Оргбюро
Центральный Комитет
Обком
Окружком
Горком
Райком
Партком

Руководители партии
Владимир Ленин
Иосиф Сталин
Георгий Маленков
Никита Хрущёв
Леонид Брежнев
Юрий Андропов
Константин Черненко
Михаил Горбачёв

СССР
Устав
Съезды партии
Конференции партии
Кандидаты в члены Политбюро
ВЛКСМ
Правда
Ленинская гвардия
Антипартийный блок
Большой террор
Антипартийная группа
Мирное сосуществование

Русская партия
Евсекция

Шаблон: ПросмотрОбсуждениеПравить

ЕвСекция, Еврейская секция Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), а также при Коммунистической партии Украины и Белоруссии — название еврейских коммунистических секций РКП(б), созданных в советское время наряду с другими национальными секциями. Главной задачей таких национальных секций являлось распространение коммунистической идеологии в среде национальных меньшинств на их родном языке и вовлечение их в «строительство социалистического общества».[1]

Содержание

История создания

Первая Евсекция была организована в июле 1918 г. в Орле, вторая — в Витебске, а затем еще в 11 городах с еврейским населением. Созданная для подавления проявлений религиозности и «буржуазного национализма» в еврейской среде и стремившаяся заменить еврейскую культуру традиционного еврейского местечка (идишкайт) «пролетарской культурой». Евсекции внедряли идеи Диктатуры пролетариата в среде еврейского рабочего класса. Первая конференция Евсекций прошла в октябре 1918 в Москве.

Персоналии

В Евсекцию кроме большевиков вошли многие представители Бунда, Поалей Цион и др. революционных еврейских партий.

Председателем Центрального бюрю Еврейской секции ВКП(б) был С. М. Диманштейн (1886—1937).

Члены ЦБ

  • Ю. Шимелиович (1890—1919)
  • М. Альский.
  • С. Х. Агурский,(1884—1947)
  • А. Криницкий-Бампи (1896—1971).

Видный идеолог движения Эстер (Малка, Мария Яковлевна) Фрумкина (1880—1941) — одна из основательниц Бунда.

Газета Дер Эмес

Центральный орган Евсекций — газета «Дер Эмес» (на идише). Выходила с 1918 до января 1948. Главный редактор газеты (1921—1937) Мойше Литваков (Моисей Ильич) (1875 (1880) — 1937 (39)). Редакция Редактора А. Чемерисский (1880—1942), А. Мережин (1880—1937), Ш. Эпштейн (1881—1945).

Идеология

Многие евреи-революционеры стремились, придя к власти, ликвидировать национально-культурные предпосылки «Еврейского вопроса», который остро стоял в российском обществе, путём культурной интеграции еврейства в общество на «пролетарско-революционной» платформе. По мнению проф. Юрия Слезкина[2], одновременно с русской революцией происходила еврейская — за изменение общественного порядка в еврейской среде.

Многие евреи-коммунисты были настроены против традиционной еврейской местечковой культуры (идишкайт). Как и остальные революционеры-марксисты того времени, они были атеистами, сторонниками кардинальных изменений в обществе и верили в пролетарский интернационализм.[3] Хотя многие из членов евсекции отрицали еврейский национализм или сепаратизм в политике, они, однако, вовсе не стремились к ассимиляции еврейской культуры.

Создание еврейской пролетарской культуры

Файл:Jewmuz1920.jpg
Афиша «Открытие летнего сезона Евмуздрамкомедии», Москва, 1920-е годы

Советская власть предпринимали в 1920-30 гг. усилия поощрить «советскую пролетарскую культуру» на идише как контрмера против традиционного еврейского «буржуа» или культуры «штетл». Еврейская газета Дер Эмес («Правда») выходила с 1918 до 1938.

В течение некоторого времени в 1920-ых идиш был одним из четырех официальных языков Белоруссии. В течение 1930-ых 1920-ых, много образовательных учреждений в прежней Черте оседлости, преподавали на идиш. Были созданы еврейские национальные районы Калининдорф, Сталиндорф и Новый Златополь на Украине, Фрейдорф в Крыму.

В ряде областей Украины велось судопроизводство на идише. Был создан Еврейский пролетарский театр в Москве, а также сеть театров на идише в Киеве, Одессе и др. городах.

В университетах Москвы, Киева, Харькова, Минска и др. городов открыты еврейские кафедры и кабинеты, созданы научно-исследовательские институты для изучения еврейского фольклора, языка и лингвистики.

При содействии Евсекции были созданы еврейские секции при Союзах писателей России, Украины и Белоруссии и в Средней Азии.

Евсекция занималась созданием еврейских коллективных хозяйств и решением проблем деклассированного еврейского населения.

Если еврей удовлетворяет свои культурные надобности по-еврейски, читает еврейские газеты, еврейские книги, ходит на еврейские лекции, если еврейский учитель обсуждает еврейские и мировые проблемы на еврейском языке, слушают радио по-еврейски, посылают своих детей в современные светские еврейские школы, то они, несомненно, евреи и принадлежат к еврейскому народу

Хаим Житловский

С изменениями в еврейском обществе, появились новые слова и понятия: шабесник, пейсаховник, йомкиперник. Так теперь назывались еврейские выходные дни, связанные с наиболее священными для религиозных евреев днями: Шаббатом, Песахом и Йом-Кипуром. Эти понятия хорошо передавали воинствующий атеизм новой еврейской жизни.

«Программа социалистического преобразования советского еврейства» Центрального Бюро Еврейской Секции Коммунистической партии большевиков, написанное в 1926 году бывшей видной деятельницей Бунда Малкой Фрумкин (известной в революционных кругах как товарищ Эсфирь), мало отличалась от современных сионистских проектов.[4]

Сами евреи активно превращали синагоги в клубы, библиотеки, магазины, кинотеатры, спортзалы. Молодые коммунисты, как и молодые киббуцники или бундисты писали свои пасхальные предания Агадот, создавали новые обряды, как «ройтер брис» (красное обрезание), куда приглашали и своих нееврейских товарищей.[4]

После закрытия Евсекции культурная деятельность на идише в СССР была постепенно свернута.

Борьба с идеологическими противниками

Ленин в статье «Критические заметки по национальному вопросу» (1913) писал:

« Еврейская национальная культура — лозунг раввинов и буржуа, лозунг наших врагов <...> Кто прямо или косвенно ставит лозунг еврейской «национальной культуры», тот (каковы бы ни были его благие намерения) — враг пролетариата, сторонник старого и кастового в еврействе, пособник раввинов и буржуа. Наоборот, те евреи-марксисты, которые сли­ваются в интернациональные марксистские организа­ции с русскими, литовскими, украинскими и пр. ра­бочими, внося свою лепту (и по-русски и по-еврейски) в создание интернациональной культуры рабочего дви­жения, те евреи — вопреки сепаратизму Бунда — продолжают лучшие традиции еврейства, борясь против лозунга «национальной культуры».[5] »

Большевики считали иврит «реакционным языком», поскольку он в то время был связан, главным образом, с иудаизмом и сионизмом. Он был официально запрещён Наркомпросом (Комиссариат Образования) в 1919. Книги на иврите и периодические издания прекратили появляться и изъяты из библиотек; последняя светская публикация на этом языке была осуществлена в 1926 году.

Файл:Yiddish Newspaper.jpg
Первый лист газеты «Биробиджанер штерн» (Биробиджанская Звезда)

Роспуск

Евсекция была расформирована в 1930, после создания Еврейской Автономной Области. Многие из её членов погибли во время террора 1938 г.

Примечания

  1. Статья «Евсекция» в Электронной еврейской энциклопедии
  2. Еврейское столетие
  3. «Как только обществу удастся упразднить эмпирическую сущность еврейства, торгашество и его предпосылки, еврей станет невозможным, ибо его сознание не будет иметь больше объекта, <…> ибо конфликт между индивидуально-чувственным бытием человека и его родовым бытием будет упразднён. Общественная эмансипация еврея есть эмансипация общества от еврейства.» — Карл Маркс. К еврейскому вопросу. 1843 год
  4. 4,0 4,1 http://www.lebed.com/2005/art4398.htm
  5. Полное собрание сочинений, т. 30, с. 138.

Литература

  • Zvi Gitelman, Jewish Nationality and Soviet Politics: The Jewish Sections of the CPSU, Princeton, 1972.
  • Simon Dubnow, History of the Jews in Russia and Poland from the earliest times until the present day in three volumes, updated by author in 1938.
  • Дубнов, Семён Маркович. Новейшая история еврейского народа (1789—1914) в 3х томах. (С эпилогом 1938 г.). Иерусалим-Москва, Мосты культуры, 2002.
  • Костырченко, Геннадий. Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм. Москва, 2001.
  • Евреи в Советской России (1917—1967). Иерусалим, Библиотека-Алия, 1975.

Ссылки


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках