Евсекция

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Likhtikman (Обсуждение | вклад)
Likhtikman (Обсуждение | вклад)
Строка 64: Строка 64:
{{начало цитаты}}Если еврей удовлетворяет свои культурные надобности по-еврейски, читает еврейские газеты, еврейские книги, ходит на еврейские лекции, если еврейский учитель обсуждает еврейские и мировые проблемы на еврейском языке, слушают радио по-еврейски, посылают своих детей в современные светские еврейские школы, то они, несомненно, евреи и принадлежат к еврейскому народу{{конец цитаты|источник=[http://www.eleven.co.il/article/11571 Хаим Житловский]}}
{{начало цитаты}}Если еврей удовлетворяет свои культурные надобности по-еврейски, читает еврейские газеты, еврейские книги, ходит на еврейские лекции, если еврейский учитель обсуждает еврейские и мировые проблемы на еврейском языке, слушают радио по-еврейски, посылают своих детей в современные светские еврейские школы, то они, несомненно, евреи и принадлежат к еврейскому народу{{конец цитаты|источник=[http://www.eleven.co.il/article/11571 Хаим Житловский]}}
-
В обиход вошли новые слова и понятия: ''шабесник'', ''пейсаховник'', ''йомкиперник''. Так называли дни принудительного труда в священные для евреев дни: [[Шаббат]]ом, праздник [[Песах]]ом и [[Йом-Кипур]]ом. Эти понятия хорошо передавали воинствующий атеизм новой еврейской жизни. Искусственно создавались новые обряды, такие как «ройтер брис» (красное [[обрезание]]), куда евреи приглашали и своих нееврейских товарищей.<ref name="lebed.com"/>
+
В обиход вошли новые слова и понятия: ''шабесник'', ''пейсаховник'', ''йомкиперник''. Так называли дни принудительного труда в священные для евреев дни: [[Шаббат]]ом, праздник [[Песах]]ом и [[Йом-Кипур]]ом. Эти понятия хорошо передавали воинствующий атеизм Евсекции. Искусственно создавались новые обряды, такие как «ройтер брис» (красное [[обрезание]]), куда евреи приглашали и своих нееврейских товарищей.<ref name="lebed.com"/>
После закрытия Евсекции культурная деятельность на идише в СССР была постепенно свернута.
После закрытия Евсекции культурная деятельность на идише в СССР была постепенно свернута.

Версия 18:30, 2 августа 2010

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии



ЕвСекция, Еврейская секция Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), а также при Коммунистической партии Украины и Белоруссии — название еврейских коммунистических секций РКП(б), созданных в советское время наряду с другими национальными секциями. Главными задачами таких национальных секций являлись борьба с традиционным образом жизни, распространение коммунистической идеологии в среде национальных меньшинств на их родном языке и вовлечение их в «строительство социалистического общества».[1]

Содержание

История создания

Первая Евсекция была организована в июле 1918 г. в Орле, вторая — в Витебске, а затем еще в 11 городах, в которых евреи составляли значительную долю населения. Созданная для подавления проявлений религиозности и «буржуазного национализма» в еврейской среде и стремившаяся заменить еврейскую культуру традиционного еврейского местечка (идишкайт) «пролетарской культурой». Евсекции внедряли идеи Диктатуры пролетариата в среде еврейского рабочего класса. Первая конференция Евсекций прошла в октябре 1918 в Москве.

На конференции присутствовало 64 делегата (из них 33 беспартийных, главным образом еврейские учителя и работники культуры). Коммунисты создали свою фракцию, избравшую Центральное бюро Евсекции (главным образом из членов Центрального еврейского комиссариата) в составе Ш. Диманштейна (председатель), Ю. Шимелиовича (1890–1919), М. Альского, Ш. Агурского (1884–1947) и А. Криницкого-Бампи (1896–1971). Заседания конференции велись на идиш и русском языке. Некоторые делегаты высказывались за предоставление Евсекции большей самостоятельности.


Персоналии

В Евсекцию кроме большевиков вошли многие представители Бунда, Поалей Цион и др. революционных еврейских партий.

Председателем Центрального бюрю Еврейской секции ВКП(б) был С. М. Диманштейн (1886—1937).

Члены ЦБ

  • Ю. Шимелиович (1890—1919)
  • М. Альский.
  • С. Х. Агурский,(1884—1947)
  • А. Криницкий-Бампи (1896—1971).

Видный идеолог движения Эстер (Малка, Мария Яковлевна) Фрумкина (1880—1941) — одна из основательниц Бунда.

Газета Дер Эмес

Центральный орган Евсекций — газета «Дер Эмес» (на идише). Выходила с 1918 до января 1948. Главный редактор газеты (1921—1937) Мойше Литваков (Моисей Ильич) (1875 (1880) — 1937 (39)). Редактора: А. Чемерисский (1880—1942), А. Мережин (1880—1937), Ш. Эпштейн (1881—1945).

Идеология

Главную свою задачу члены Евсекции видели в «коммунистическом воспитании еврейских масс» и выступали на местах инициаторами ликвидации общинных институций, агитировали за закрытие синагог, шельмовали раввинов, резников (см. Шохет в Словаре терминов) и т. д. как «служителей культа». Сосредоточив в своих руках почти полностью печать на идиш (газеты, журналы, издательства), они закрыли путь изданию книг на иврите, который по их наущению был объявлен «реакционным языком». В 1920-х гг. были ликвидированы или поставлены под надзор Евсекции последние остатки некоммунистических еврейских политических обществ и культурных организаций (Хе-Халуц, театр «Хабима», левые По‘алей Цион, ОРТ). Под контролем Евсекции оказались школы на идиш, кафедры и институты «еврейской пролетарской культуры», еврейские культурные учреждения, объединения писателей и т. д. Борьба Евсекции за создание советской еврейской культуры и внедрение коммунистической идеологии сопровождалась нигилистическим отношением к прошлому еврейского народа, негативной оценкой деятельности «мелкобуржуазных и антисоветских» еврейских левых партий, особенно сионистского движения, с которым Евсекция вела яростную борьбу.

Создание еврейской пролетарской культуры

Файл:Jewmuz1920.jpg
Афиша «Открытие летнего сезона Евмуздрамкомедии», Москва, 1920-е годы

Советская власть предпринимала в 1920-30 гг. усилия по поощрению «советской пролетарской культуры» на идише, призванной стать альтернативой религии и "культуре штетл". Еврейская газета Дер Эмес («Правда») выходила с 1918 до 1938.

В течение некоторого времени в 1920-ых идиш был одним из четырех официальных языков Белоруссии. В течение 1930-ых 1920-ых, во многих образовательных учреждениях прежней Черте оседлости преподавание велось на идише. Были созданы еврейские национальные районы Калининдорф, Сталиндорф и Новый Златополь на Украине, Фрейдорф в Крыму.

В ряде областей Украины велось судопроизводство на идише. Был создан Еврейский пролетарский театр в Москве, а также сеть театров на идише в Киеве, Одессе и др. городах.

В университетах Москвы, Киева, Харькова, Минска и др. городов открыты еврейские кафедры и кабинеты, были созданы научно-исследовательские институты для изучения еврейского фольклора, языка и лингвистики.

При содействии Евсекции были созданы еврейские секции при Союзах писателей России, Украины и Белоруссии и в Средней Азии. Евсекция занималась созданием еврейских коллективных хозяйств и пыталась решать проблемы беднейших слоев еврейского населения.

Если еврей удовлетворяет свои культурные надобности по-еврейски, читает еврейские газеты, еврейские книги, ходит на еврейские лекции, если еврейский учитель обсуждает еврейские и мировые проблемы на еврейском языке, слушают радио по-еврейски, посылают своих детей в современные светские еврейские школы, то они, несомненно, евреи и принадлежат к еврейскому народу

Хаим Житловский

В обиход вошли новые слова и понятия: шабесник, пейсаховник, йомкиперник. Так называли дни принудительного труда в священные для евреев дни: Шаббатом, праздник Песахом и Йом-Кипуром. Эти понятия хорошо передавали воинствующий атеизм Евсекции. Искусственно создавались новые обряды, такие как «ройтер брис» (красное обрезание), куда евреи приглашали и своих нееврейских товарищей.[2]

После закрытия Евсекции культурная деятельность на идише в СССР была постепенно свернута.


Роспуск

Евсекция была расформирована в 1930, после создания Еврейской Автономной Области. Бывшие активисты Евсекции, продолжавшие свою деятельность главным образом в еврейской печати, культурных и научных учреждениях, пытались удержать за собой роль руководителей еврейской культуры, но их влияние заметно убывало, а в пору массовых репрессий 1937–38 гг. почти все они были арестованы и уничтожены. В эти же годы начался процесс свертывания еврейских образовательных и культурных учреждений, завершившийся разгромом еврейской советской культуры на идиш в конце 1940-х гг. Деятельность Евсекции была, по-видимому, последней попыткой наладить какие-либо формы еврейской жизни в рамках советского строя и коммунистической идеологии. Опыт Евсекции показал полную несовместимость любой еврейской инициативы, даже носящей коммунистический характер, с партийным и государственным режимом, установленным в Советском Союзе.


Примечания

  1. Статья «Евсекция» в Электронной еврейской энциклопедии
  2. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок lebed.com не указан текст

Литература

  • Zvi Gitelman, Jewish Nationality and Soviet Politics: The Jewish Sections of the CPSU, Princeton, 1972.
  • Simon Dubnow, History of the Jews in Russia and Poland from the earliest times until the present day in three volumes, updated by author in 1938.
  • Дубнов, Семён Маркович. Новейшая история еврейского народа (1789—1914) в 3х томах. (С эпилогом 1938 г.). Иерусалим-Москва, Мосты культуры, 2002.

.

  • Евреи в Советской России (1917—1967). Иерусалим, Библиотека-Алия, 1975.

Ссылки


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках