Жакоб, Макс

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat)
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 15: Строка 15:
[[Файл:Modigliani, Amedeo (1884-1920) - Ritratto di Max Jacob (1876-1944).jpg|thumb|right|210px|Портрет работы [[Модильяни]].]]
[[Файл:Modigliani, Amedeo (1884-1920) - Ritratto di Max Jacob (1876-1944).jpg|thumb|right|210px|Портрет работы [[Модильяни]].]]
-
'''Макс Жако́б''' ({{lang-fr|Max Jacob}}, [[12 июля]] [[1876]], [[Кемпер]], [[Финистер]] — [[5 марта]] [[1944]], лагерь [[Дранси]], [[Сена-Сен-Дени]]) — французский поэт и художник.
+
'''Макс Жако́б''' ({{lang-fr|Max Jacob}}, [[12 июля]] [[1876]], [[Кемпер]], [[Финистер]] — [[5 марта]] [[1944]], лагерь [[Дранси]], [[Сена-Сен-Дени]]) — французский поэт, писатель и художник.
== Биография ==
== Биография ==
Строка 24: Строка 24:
== Творчество ==
== Творчество ==
-
Начинал с книг для детей («История короля Кабула», [[1903]]), неоднократно обращался к [[Бретань|бретонскому]] фольклору. Поэзия Жакоба, полная гротеска и словесного розыгрыша, близка к [[кубизм]]у и [[сюрреализм]]у.
+
Начинал с книг для детей («История короля Кабула и крошка Говен», [[1903]]), «Солнечный великан» (1904). Неоднократно обращался к [[Бретань|бретонскому]] фольклору. Поэзия Жакоба, полная гротеска и словесного розыгрыша, близка к [[кубизм]]у и [[сюрреализм]]у. Сблизившись с кружком парижских поэтов и художников, в который входили Г. Аполлинер, П. Пикассо и Ж. Брак, выступал как один из вдохновителей кубизма в живописи, приемы которого стремился перенести в поэзию. В сборнике «Стакан костяшек» (1909) Жакоб провидел «безмерно свирепую и коричневую» германскую смерть. Под влиянием мистических настроений перешел в католичество (1915); крестным отцом Жакоба был Пикассо. С 1921 г. несколько раз удалялся на разное время в монастыри. Продолжая считать себя [[Еврей|евреем]], Жакоб остро переживал конфликт между еврейством и [[Христианство|христианством]].
 +
 
 +
Восставая против условностей и предрассудков, Жакоб избрал своим любимым приемом поэтическую иронию. В его книге «Поэтическое искусство» (1922) утверждаются новаторские принципы в поэзии; стихам Жакоба присущи усложненность формы и религиозные мотивы («Центральная лаборатория», 1921; «Кающиеся в розовом трико», 1925, и др.). В романах Жакоба («Филибют или золотые часы», 1922, «Участок Бушабаль», 1923) и своеобразных по жанру произведениях, в которых сочетаются стихи и проза («Святой Маторель», 1909, «Оправдание Тартюфа», 1919), фантастика переплетается с гротескным изображением действительности. Творчество Жакоба оказало значительное влияние на эстетику сюрреализма. Подзаголовок его произведения «Оправдание Тартюфа»: «Экстазы, угрызения совести, видения, молитвы, стихи и размышления крещеного еврея». В концлагерь Жакоб был заключен нацистами как еврей, о чем писал в книге «Письма к Салакру» (1957, посмертно). Переводы стихов Жакоба на русский язык опубликованы в книге [[Лившиц, Бенедикт Константинович|Б. Лившица]] «От романтиков до сюрреалистов» (Л., 1934) и в антологии французской поэзии «Я пишу твое имя, Свобода» (М., 1968).
== Признание ==
== Признание ==
Строка 81: Строка 83:
* [http://www.artnet.com/artist/653983/max-jacob.html Жакоб-художник]
* [http://www.artnet.com/artist/653983/max-jacob.html Жакоб-художник]
{{Commons | Category:Max_Jacob | Max_Jacob}}
{{Commons | Category:Max_Jacob | Max_Jacob}}
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
   
   
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
-
+
[[Категория:Писатели по алфавиту]]
 +
[[Категория:Художники по алфавиту]]
[[bg:Макс Жакоб]]
[[bg:Макс Жакоб]]
Строка 112: Строка 107:
{{WikiCopyRight}}
{{WikiCopyRight}}
 +
{{ElevenCopyRight|11558|ЖАКОБ Макс}}
-
[[Категория:Художники по алфавиту]]{{checked_final}}
+
{{checked_final}}

Текущая версия на 21:56, 18 февраля 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья


Макс Жако́б (фр. Max Jacob, 12 июля 1876, Кемпер, Финистер — 5 марта 1944, лагерь Дранси, Сена-Сен-Дени) — французский поэт, писатель и художник.

Содержание

Биография

Из семьи немецких евреев, в 1825 переселившихся из Саарбрюккена в Бретань. В 1890—1891 проходил курс лечения у Шарко. C 1897 жил в Париже, публиковался как художественный критик под псевдонимом Леон Давид. В 1898 подружился с Пикассо, в 1904 вошел в круг Аполлинера, познакомился с Модильяни, Браком, Дереном, Руссо и др.

В 1915 принял католицизм. В 1921—1928 и 1936—1944 жил в бенедиктинском монастыре Сен-Бенуа-сюр-Луар. 24 февраля 1944 был как еврей и гомосексуалист арестован гестапо, отправлен в тюрьму Орлеана, затем в лагерь Дранси, где через несколько дней умер от воспаления легких. Брат и сестра Жакоба погибли в нацистских концлагерях. В 1949 прах Макса Жакоба был перенесен на кладбище в Сен-Бенуа-сюр-Луар, в 1960 он официально причислен к поэтам, погибшим за Францию; его имя начертано на мемориальной доске павшим в 1939—1945 гг. писателям в парижском Пантеоне.

Файл:Jacob, Max (1876-1944) - 1934 - Foto Carl van Vechten, Library of Congress.jpg
Макс Жакоб. Фотография Карла Ван Вехтена, 1934.

Творчество

Начинал с книг для детей («История короля Кабула и крошка Говен», 1903), «Солнечный великан» (1904). Неоднократно обращался к бретонскому фольклору. Поэзия Жакоба, полная гротеска и словесного розыгрыша, близка к кубизму и сюрреализму. Сблизившись с кружком парижских поэтов и художников, в который входили Г. Аполлинер, П. Пикассо и Ж. Брак, выступал как один из вдохновителей кубизма в живописи, приемы которого стремился перенести в поэзию. В сборнике «Стакан костяшек» (1909) Жакоб провидел «безмерно свирепую и коричневую» германскую смерть. Под влиянием мистических настроений перешел в католичество (1915); крестным отцом Жакоба был Пикассо. С 1921 г. несколько раз удалялся на разное время в монастыри. Продолжая считать себя евреем, Жакоб остро переживал конфликт между еврейством и христианством.

Восставая против условностей и предрассудков, Жакоб избрал своим любимым приемом поэтическую иронию. В его книге «Поэтическое искусство» (1922) утверждаются новаторские принципы в поэзии; стихам Жакоба присущи усложненность формы и религиозные мотивы («Центральная лаборатория», 1921; «Кающиеся в розовом трико», 1925, и др.). В романах Жакоба («Филибют или золотые часы», 1922, «Участок Бушабаль», 1923) и своеобразных по жанру произведениях, в которых сочетаются стихи и проза («Святой Маторель», 1909, «Оправдание Тартюфа», 1919), фантастика переплетается с гротескным изображением действительности. Творчество Жакоба оказало значительное влияние на эстетику сюрреализма. Подзаголовок его произведения «Оправдание Тартюфа»: «Экстазы, угрызения совести, видения, молитвы, стихи и размышления крещеного еврея». В концлагерь Жакоб был заключен нацистами как еврей, о чем писал в книге «Письма к Салакру» (1957, посмертно). Переводы стихов Жакоба на русский язык опубликованы в книге Б. Лившица «От романтиков до сюрреалистов» (Л., 1934) и в антологии французской поэзии «Я пишу твое имя, Свобода» (М., 1968).

Признание

На стихи Жакоба писали музыку Эрик Сати, Франсис Пуленк, Анри Соге. Известны портреты поэта работы Модильяни, Пикассо, Кокто.

Произведения

  • Saint-Matorel (1911, иллюстрации Пикассо)
  • La Côte (1911)
  • Œuvres burlesques et mystiques de Frère Matorel (1912, иллюстрации Дерена)
  • Le Siège de Jérusalem‚ grande tentation céleste de Frère Matorel (1914, иллюстрации Пикассо)
  • Le Cornet à dés (1917)
  • Le phanérogame (1918, роман)
  • La Défense de Tartufe (1919)
  • Cinématoma (1920)
  • Le laboratoire central (1921)
  • Le Roi de Béotie (1921)
  • Le Cabinet noir (1922)
  • Art Poétique (1922)
  • Filibuth ou la Montre en or (1923, роман)
  • Le Terrain Bouchaballe (1923, роман)
  • Visions infernales (1924, стихотворения в прозе)
  • L’Homme de chair et l’Homme reflet (1924, роман)
  • Les Pénitents en maillots roses (1925)
  • Le fond de l’eau (1927)
  • Le tableau de la Bourgeoisie (1929)
  • Rivage (1931)
  • Bourgeois de France et d’ailleurs (1932)
  • Morceaux choisis (1936)
  • Ballades (1938)
  • Derniers poèmes (1945, посмертно)

Публикации на русском языке

  • Серенада// Лившиц Б. От романтиков до сюрреалистов. Л.: Время, 1934, с.124-125.
  • Мемуары папаши Вобуа. Жизнеописание великого человека//Французская новелла двадцатого века, 1900—1939. М.: Художественная литература, 1973, с.240-249
  • [Стихи]// Западноевропейская поэзия XX века. М.: Художественная литература, 1977, с.544-548.
  • Избранные стихи/ Вступ. ст., пер. с фр. и коммент. А. Смирновой. СПб.: ИНАпресс, 1995.
  • [Стихи]// Семь веков французской поэзии в русских переводах. СПб: Евразия, 1999, с.521-524
  • [Стихи]// Козовой В. Антология французской поэзии. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001, с.156-157
  • Король Беотии. Небесад, или Золотые часы. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2003

Литература

  • Kamber G. Max Jacob and the poetics of cubism. — Baltimore: Johns Hopkins Press, 1971.
  • Peyre A. Max Jacob quotidien. — Paris: J. Millas-Martin, 1976.
  • Schneider J.M. Clown at the altar: the religious poetry of Max Jacob. — Chapel Hill: U.N.C. Dept. of Romance Languages, 1978.
  • Rogger-Andréucci Chr. van. Max Jacob : acrobate absolu. — Seyssel: Champ Vallon, 1993.
  • Mousli B. Max Jacob. — Paris: Flammarion, 2005.
  • Аполлинер Г. Макс Жакоб // Аполлинер Г. Эстетическая хирургия. — СПб: Симпозиум, 1999. С. 486.
  • Маревна (Воробьева-Стебельская М.). Моя жизнь с художниками «Улья». — М.: Искусство — XXI век, 2004.
  • Креспель Ж.-П. Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо (1900—1910). — М.: Молодая гвардия, 2000. ISBN 5-235-02401-X.

Ссылки

bg:Макс Жакоб

ca:Max Jacobeo:Max Jacobfa:ماکس ژاکوب fi:Max Jacobka:მაქს ჟაკობი pl:Max Jacob pt:Max Jacob sv:Max Jacob


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЖАКОБ Макс в ЭЕЭ


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация