Жертвоприношения в иудаизме

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
(Эпоха Второго Храма: викификация, дополнение)
(Перенаправление на ej:Жертвоприношения в иудаизме)
 
(13 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье
+
#redirect [[:ej:Жертвоприношения в иудаизме]]
-
|ТИП СТАТЬИ=4
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=2
+
-
|УРОВЕНЬ=1
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|АВТОР1=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|АВТОР3=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ПРОЕКТ=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
|ПОДТЕМА=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=01/12/2010
+
-
}}
+
-
 
+
-
{{Иудаизм}}
+
-
'''Жертвоприноше́ние''' ({{lang-he|קָרְבָּן}}, ''корбан'', мн. число {{lang-he|קָרְבָּנוֹת}}, ''корбанот'' — производное от корня {{lang-he|קרב}} — «приближать», «соединять») — форма религиозного культа, существовавшая во многих религиях древнего мира; преследует цель установления или укрепления связи личности или общины с Богом путем принесения ему в дар предметов, обладающих реальной или символической ценностью для жертвователя.
+
-
 
+
-
Вплоть до разрушения [[Второй Храм|Второго Храма]] жертвоприношение являлось основной формой еврейского священнослужения.
+
-
 
+
-
== Жертва. Роль в истории и культуре ==
+
-
Обычай жертвоприношения восходит к глубокой древности. В политеистических религиях жертвоприношение часто сводилось к попыткам умилостивить богов с помощью подношения им даров и предложения им пищи, однако также они служили средством выражения благодарности, преданности богам или демонстрации собственной ничтожности. Широкое распространение жертвоприношения свидетельствует о том, что оно отвечало глубоким психологическим потребностям людей.
+
-
 
+
-
Формы жертвоприношения у древних израильтян были близки к формам [[ханаан]]ского культа, однако [[Библия]] решительно отвергает и сурово порицает изуверские и оргиастические элементы этого культа, в первую очередь — человеческое жертвоприношение<ref>Лев. 18:21; 20:2; Втор. 12:30-31 и др.</ref>. В еврейской религии он становится выражением покорности и благодарности Богу, но главным образом — основным средством искупления грехов и очищения от скверны (см. [[Ритуальная чистота]]). Возлагая руки на голову животного, жертвователь символически переносил на него свои грехи. Жертвоприношение служило ритуальным выражением представлений о неразрывной связи жизни и смерти.
+
-
 
+
-
== Жертвоприношения в еврейской истории ==
+
-
=== Жертвоприношения в Библии ===
+
-
 
+
-
Жертвоприношения в Библии появляются уже в истории [[Каин]]а и [[Авель|Авеля]] ({{Библия|Быт|4}}), которые принесли часть от плодов своего труда в жертву Богу — жертва Каина была от плодов земли, тогда как Авель принёс жертву из первенцев своего стада. Согласно талмудической традиции, уже [[Адам]] принёс первого сотворённого быка, в качестве благодарственной жертвы Богу, за сотворение себя и сотворение всего мира и всех созданий и в качестве искупления за свой грех<ref>[[Талмуд]], Хулин 60а</ref>.
+
-
 
+
-
Жертвоприношение [[Ной|Ноя]], которое он принёс после своего выхода из [[Ноев Ковчег|Ковчега]] ({{Библия|Быт|8:20}}), имеет ряд характерных черт: сооружение жертвенника, различие между животными, пригодными и непригодными для жертвы, а сама жертва впервые называется {{ВЗ2|благоухание ({{lang-he|ריח ניחוח}}), приятное Господу|Быт|8:21}} (выражение, которое в Библии затем часто повторяется, см. {{Библия|Лев|1:17}}; {{Библия2|Лев|2:9}} и др.).
+
-
 
+
-
[[Изображение:Michelangelo Caravaggio 022.jpg|thumb|Принесение в жертву Исаака; [[Караваджио]]]]
+
-
В истории патриархов многократно упоминается о сооружении ими жертвенников, посвящённых Имени Бога: [[Авраам]] ({{Библия|Быт|15:9}}), [[Исаак]] ({{Библия|Быт|26:25}}), [[Иаков]] ({{Библия|Быт|31:54}}) и, хотя прямо о жертвоприношении упоминается лишь один раз у Авраама, принёсшего в жертву Богу барана вместо сына, но вопрос Исаака «''Где же агнец для всесожжения?''» указывает на то, что жертвоприношение животных было в их среде обычным делом.
+
-
 
+
-
В истории [[Иаков]]а ({{Библия|Быт|28:18}}; {{Библия2|Быт|35:14}}) рядом с жертвенником (''мизбеах'') впервые упоминается памятник (''мацева''), на котором он совершил возлияние [[елей|елея]] ([[оливковое масло|оливкового масла]]).
+
-
 
+
-
[[Библия]] предполагает также существование культа жертвоприношений и у языческих народов. Так, [[Моисей]] мотивирует свою просьбу к фараону отпустить евреев тем, что они должны принести жертвы Богу у [[Синай (гора)|горы Синай]] ({{Библия|Исх|5:1|-3}}). Это также явствует из многочисленных предостережений в адрес еврейского народа от участия в языческих культах.
+
-
 
+
-
=== Эпоха Первого Храма ===
+
-
 
+
-
История жертвоприношений в иудаизме характеризуется постоянной тенденцией к централизации. После прихода евреев в [[Ханаан]] жертвоприношения, первоначально совершавшиеся в различных местах, постепенно централизуются. [[Давид]] учредил новый духовный центр в [[Иерусалим]]е, где после освящения [[Храм Соломона|Храма Соломона]] сосредоточилось принесение жертв<ref>I Цар. 8:5, 62-65; II Хрон. 5:6; 7:4-9</ref>; однако вплоть до реформы царя [[Иосия|Иошияху]] (Иосии) жертвы продолжали приноситься и в других местах<ref>II Цар. 22-23; II Хрон. 34-35</ref>.
+
-
 
+
-
=== Эпоха Второго Храма ===
+
-
 
+
-
В эпоху [[Второй Храм|Второго Храма]] Иерусалим вновь стал духовным центром еврейской жизни и единственным местом совершения жертвоприношений [[Земля Израиля|Земле Израиля]], хотя за её пределами жертвоприношения совершались также и в еврейской колонии [[Элафантина|Элефантины]] и в [[Храм Ониаса|храме Ониаса]] в [[Египет|Египте]].
+
-
 
+
-
Возобновлённый с постройкой Второго Храма ритуал жертвоприношения соответствовал установленному в Пятикнижии, с незначительными добавлениями (например, введено было возлияние воды на жертвенник в праздник [[Суккот]]).
+
-
 
+
-
С течением времени, однако, значение храмового ритуала несколько уменьшилось, в то время как [[синагога]] стала местом отправления части ритуальных заповедей, а изучение Торы приобрело большое значение. Тем не менее, именно благодаря Храму новые формы богослужения стали частью религиозной жизни еврейского народа, поскольку они основывались, главным образом, на элементах храмовой службы.
+
-
 
+
-
* синагога (близкая по своим функциям к современной) находилась во дворе Храма, а молитвы и чтение Торы были частью храмовой службы.
+
-
 
+
-
* храмовые ритуалы, такие как, [[Биркат-Коhаним]], помахивание [[лулав]]ом в праздник [[Суккот]], трубление в [[шофар]] и другие, пришли в синагогальную литургию из храмового ритуала и получили распространение в синагогах Израиля и диаспоры ещё в период существования Храма.
+
-
 
+
-
* С течением времени к гомилетическому Мидрашу и изучению Торы, которые в эпоху Второго храма были связаны с храмовой службой, было добавлено чтение Торы в Храме. В субботу и в праздники Синедрион собирался в Храме в качестве бет-мидраша; в храмовом дворе законоучители преподавали народу законы Торы. Хранившиеся в Храме древние списки Священного Писания и произведения национальной исторической литературы были эталоном канонического текста, и по просьбе общин диаспоры храмовые писцы (''[[Софрим]]'') делали для них копии с этих книг. Несмотря на развитие новых форм богопочитания, в народном сознании Храм продолжал оставаться местопребыванием [[Шхина|Шхины]] и единственным местом жертвоприношения Богу. Путем храмового жертвоприношения и сопровождающего его очищения искуплялись прегрешения как частных лиц, так и всего народа, что способствовало духовному очищению и моральному совершенствованию Израиля. Храмовый культ рассматривался как источник благословения не только для евреев, но и для всех народов мира.
+
-
 
+
-
В дни [[Песах]]а и паломнических праздников в Иерусалим стекался народ со всех концов Эрец-Исраэль для участия в праздничных жертвоприношениях. В [[Талмуд]]е повествуется о том, как по просьбе царя [[Агриппа I|Агриппы]] [[первосвященник]] извлек по почке у каждого пасхального ягненка и их оказалось 600 тыс. пар (Псах. 64б). Исходя из количества ягнят, принесенных в Иерусалиме в жертву на праздновании Песаха 65 г. н. э., [[Иосиф Флавий]] заключил, что в этом торжестве участвовало более трех миллионов человек.
+
-
 
+
-
[[Ессеи]] воздерживались от жертвоприношений в Храме, так как храмовый ритуал не соответствовал представлениям этой секты о ритуальной чистоте. Они надеялись, что в конце времён Храм окажется в их руках и они возобновят жертвоприношения в нём.
+
-
 
+
-
Дата последнего жертвоприношения в осаждённом римлянами городе точно зафиксирована в [[Талмуд]]е<ref>[[Талмуд]], Таанит 4б</ref> — 17 [[тамуз]]а (70 года н. э.). Ту же дату сообщает и [[Иосиф Флавий]]<ref>[[Иосиф Флавий]], [[Иудейская Война (книга)|Иудейская Война]], 6:94</ref>.
+
-
 
+
-
=== После разрушения Храма ===
+
-
 
+
-
Монотеистическая основа иудаизма и беспрецедентная в истории религий централизация его культа сделали жертвоприношение невозможным после разрушения [[Второй Храм|Второго Храма]]. Поэтому в иудаизме, единственном из древних религий, основной ритуал храмовой службы до восстановления [[Третий Храм|Третьего Храма]] заменили иные формы служения Богу: молитва, изучение [[Тора|Торы]] и строгое следование её ритуальным и этическим предписаниям.
+
-
 
+
-
=== Новое Время ===
+
-
 
+
-
[[Иудаизм реформистский|Реформистское направление]] в иудаизме исключило из своих молитвенников всякое упоминание о ритуале жертвоприношения. Некоторые [[Консервативный иудаизм|консервативные]] общины упоминают о жертвоприношении в молитвах лишь применительно к прошлому. [[Ортодоксальный иудаизм]] продолжает придерживаться традиционной идеи о возобновлении жертвоприношений в восстановленном Храме.
+
-
 
+
-
== Жертвоприношения в иудаизме ==
+
-
=== Мнения о значении жертвоприношений в иудаизме ===
+
-
Точно установить назначение жертвоприношений в древности сегодня невозможно. Их основной смысл, по-видимому, состоял в том, чтобы выразить благодарность Богу, преданность Создателю.
+
-
 
+
-
Еврейская философия давала жертвоприношению различное — символическое или рациональное объяснение.
+
-
* [[Филон Александрийский]], [[Иеhуда hа-Леви]], [[Авраам Ибн Эзра]] и [[Нахманид]] (РаМБаН) склонялись к символическому пониманию жертвоприношения, которое, по их мнению, является изначально необходимым компонентом мироздания.
+
-
 
+
-
* В то же время, [[Маймонид]] (РаМБаМ) и многие другие средневековые еврейские философы-рационалисты (а вслед за ними и философы более поздних веков, вплоть до нашего времени) полагали, что централизация жертвоприношения должна была подготовить евреев к отказу от жертвоприношений животных и переходу к другим, более возвышенным формам культа.<ref>[[Маймонид]], Путеводитель заблудших 3:32</ref>
+
-
 
+
-
* [[Каббала]] придает жертвоприношению мистико-символическое значение. В самом раннем тексте каббалы «Сефер hа-бахир» слово ''корбан'' считается производным от корня קרב (`приближать`, `соединять`): жертвоприношение соединяет совершающего его с Божественным миром. Самое подробное изложение символического понимания жертвоприношения содержится в книге [[Зохар]], где говорится, что жертвоприношение соединяет высший и низший миры, верующего и Бога, а также мужское и женское начала в самом Боге. Принесение в жертву животных интерпретируется символически как искупление грехов плоти. По мнению некоторых каббалистов, мясо жертвенного животного достается силам зла; Богу нужна лишь ''[[кавана]]'' — доброе намерение совершающего жертвоприношение.
+
-
 
+
-
=== Виды жертвоприношений ===
+
-
О значении жертвоприношений Бог поведал Израилю после его освобождения из египетского рабства, когда у горы Синай народ принял от Господа Закон, устанавливающий число и вид угодных Богу жертвоприношений, а также порядок их принесения. К важнейшим видам жертвоприношений относятся: жертва всесожжения (''ола'') (Лев 1), хлебное приношение (''минха'') (Лев 2), жертва благодарности (''тода''), или мирная жертва (''шламим'') (Лев 3), а также жертва за грех (''хатат'') (Лев 4:1 — 5:13) и жертва повинности (''ашам'') (Лев 5:14 — 6:7). Среди этих пяти видов жертвоприношений только одна была бескровной: хлебное приношение, которое рассматривалось как дополнение к жертве всесожжения (Лев 9:16,17). Различные поводы, по которым приносились жертвы, отчасти видны уже из их названий (например, жертва за грех, жертва благодарности).
+
-
 
+
-
=== Храмовая служба ===
+
-
* Основной жертвой в еврейском богослужении является ЖЕРТВА ЗА ГРЕХ, или ЖЕРТВА ЗАКЛАНИЯ (Лев 4:1 — 5:13; Чис 28:15-23; Иер 42:13), которую приносили во искупление непреднамеренных проступков (Лев 4:2).
+
-
 
+
-
: Различаются четыре вида таких жертв:
+
-
:# жертва за грех первосвященника (ст. 3-12),
+
-
:# жертва за грех всего общества Израиля (ст. 13-21),
+
-
:# жертва за грех одного из глав народа (ст. 22-26)
+
-
:# жертва за грех простого еврея (ст. 27-35).
+
-
 
+
-
: [[Первосвященник]] приносил в жертву тельца — самое дорогостоящее из жертвенных животных; тельца следовало приносить и за грех всего общества Израиля. Начальник жертвовал козла, а простой израильтянин — козу или овцу, если же он был слишком беден, то мог принести в жертву двух горлиц или двух молодых голубей (Лев 5:7-10). Это последнее правило указывает на то, что величина греха перед Богом соответствовала как положению согрешившего в обществе, так и степени его ответственности перед ним.
+
-
 
+
-
: Грех [[Первосвященника]] по тяжести соответствовал греху всего общества Израиля, которое он представлял пред Господом. То же относилось и к случаю, когда жертва приносилась простым евреем (Лев 4:27-31).
+
-
 
+
-
: Обряд жертвоприношения за грех во всех случаях состоял из четырёх частей, а именно:
+
-
:# представление жертвы (стих 27 и след.). Согласно Лев 1:3, жертвенное животное следовало привести к дверям [[Скиния|скинии]]. Этим выражалась вера в Бога и потребность получить у Него прощение;
+
-
:# возложение руки. Приносивший жертву возлагал свою руку на голову животного, перенося тем самым свою вину на него (Лев 4:29; ср. 16:21);
+
-
:# заклание (Лев 4:29). Провинившийся сам должен был заколоть животное. Особое значение в обряде придавалось крови: она должна была стечь из туши животного, после чего ее собирали в специальные сосуды. За грехом неминуемо следует смерть (см. Иез 18:4; Рим 6:23), поэтому — по милосердному установлению Бога — разрешалось, чтобы вместо грешника умерла жертва, оплатив своей жизнью его грех;
+
-
:# помазание кровью. После того как жертва была заклана, к своим обязанностям приступал священник. Он макал палец в кровь жертвы и мазал этой кровью выступающую часть алтаря — роги жертвенника всесожжения, если жертву за грех приносил простой еврей (Лев 4:25,30), или роги жертвенника благовонных курений, если речь шла о жертве священника (ст. 7) или всего общества (ст. 18). Если кровь, символизирующая жизнь (Лев 17:11), наносилась на роги жертвенника, это служило доказательством того, что жизнь принесена в жертву и, следовательно, вина оплачена;
+
-
:# после принесения в жертву крови сжигали тук (жир) животного; его шкуру, мясо и внутренности следовало вынести на чистое место за пределами стана и там сжечь;
+
-
 
+
-
* при принесении '''[[Жертва всесожжения|жертвы всесожжения]]''' (Лев 1) идея примирения отступала на второй план; в этом случае кровью кропили только внешние стороны жертвенника (ст. 5).
+
-
 
+
-
: Сущность жертвы всесожжения состояла в том, что за представлением жертвенного животного, возложением руки, закланием и кроплением кровью следовало полное сожжение жертвы. Священник разрезал тушу животного на куски, и, возложив на жертвенник, сжигал ее. Таким образом, жертва в дыму и пламени полностью возносилась к Богу, и все ее части сгорали (ст. 9,13). Жертвователь ничего не оставлял себе, все принадлежало Богу (ср. Быт 22:2). Это жертвоприношение символизировало полную преданность Господу человека, приносящего жертву. Жертвами всесожжения были, например, ежедневные жертвы еврейского народа — два однолетних барана, которых приносили в качестве утренней и вечерней жертвы (Исх 29:38-42; Чис 28:3-8; Езд 9:4,5; Дан 9:21);
+
-
 
+
-
* '''[[Хлебное приношение]]''' (Лев. 2) состояло из плодов земли; оно вместе с жертвой возлияния дополняло собой жертву всесожжения (Чис 28:4-6). (При жертве возлияния на жертвенник изливалось некоторое количество вина, соответствовавшее величине хлебной жертвы). Поскольку идеи примирения (переноса собственной вины на жертву) в этом обряде не было, то возложения рук в данном случае не предписывалось. Хлебное приношение состояло из муки высшего качества (Лев 2:1), белый цвет которой символизировал чистоту. К этой жертве добавляли ладан (ст. 1,2), символизировавший молитву (ср. Пс 140:2; Лк 1:10; Откр 5:8); молитва и выражение благодарности должны были сопровождать жертвоприношение. Приношение не должно было содержать квасного теста (Лев 2:11), которое символизирует греховность (ср. 1Кор 5:6-8).
+
-
 
+
-
: Жертву следовало приносить соленой (Лев 2:13): соль предохраняет продукт от порчи, что символически означает возможность противостоять всякой порочности. В хлебное приношение входило также оливковое масло ([[елей]]) (Исх 29:40). Остатки жертвы, которые не сжигались, предназначались священникам (Лев 2:3);
+
-
 
+
-
* [[Мирная жертва]] (Лев. 3:3) приносилась из крупного скота — быков (волов) или коров (ст. 1-5), или из мелкого — овец (ст. 6-11) или коз (ст. 12-16). Ритуал был похож на ритуал принесения жертвы всесожжения, с той лишь разницей, что сжигалось не все животное, а только его жир, то есть лучшее от жертвы (см. Ис. 25:6; 55:2). После того как Господу было отдано самое лучшее, начиналась трапеза, во время которой жертвователь и его родственники ели мясо жертвенного животного (Лев. 7:15). Эта совместная трапеза была одновременно радостным праздником примирения (ср. Пс. 22:5; Лк. 15:23) в Доме Божьем (Втор. 12:5-7,17,18), символом восстановленного общения с Богом.
+
-
 
+
-
: Среди мирных жертв различали жертву благодарности (Лев. 7:12,15; 22:29), жертву по обету и жертву по усердию (Лев. 7:16; 22:21; Чис. 15:3); 5) назначение жертвы повинности (Лев. 5:14 — 6:7; 7:1-10) состояло в том, чтобы возместить ущерб, нанесенный по ошибке или сознательно. Чтобы возмещение ущерба было полным, виновный должен был возместить сверх определенного размера еще пятую часть оцененного ущерба (Лев 5:16; 6:5). Обряд приношения жертвы повинности почти ничем не отличался от обряда жертвоприношения за грех (Лев 7:7), только кровь жертвы наносилась не на роги жертвенника, а на все его стороны.
+
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
{{примечания}}
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
* {{ЭЕЭ|11565|Жертвоприношение}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Скиния и Храм]]
+
-
[[Категория:Еврейская философия]]
+
-
[[Категория:Жертвоприношения]]
+

Текущая версия на 21:33, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:Жертвоприношения в иудаизме
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация