Жертвоприношения в иудаизме

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Жертвоприношения в иудаизме: дополнение)
(Перенаправление на ej:Жертвоприношения в иудаизме)
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Жертвоприношения в иудаизме]]
-
|ТИП СТАТЬИ=2
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=2
+
-
|УРОВЕНЬ=1
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|АВТОР1=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|АВТОР3=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ПРОЕКТ=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
|ПОДТЕМА=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=01/12/2010
+
-
}}
+
-
 
+
-
{{Иудаизм}}
+
-
'''Жертвоприноше́ние''' ({{lang-he|קָרְבָּן}}, ''корбан'', мн. число {{lang-he|קָרְבָּנוֹת}}, ''корбанот'' — производное от корня {{lang-he|קרב}} — «приближать», «соединять») — форма религиозного культа, существовавшая во многих религиях древнего мира; преследует цель установления или укрепления связи личности или общины с Богом путем принесения ему в дар предметов, обладающих реальной или символической ценностью для жертвователя.
+
-
 
+
-
Вплоть до разрушения [[Второго Храма]] жертвоприношение являлось основной формой еврейского священнослужения.
+
-
 
+
-
== Жертвоприношения в иудаизме ==
+
-
Обычай жертвоприношения восходит к глубокой древности. В политеистических религиях жертвоприношение часто сводилось к попыткам умилостивить богов с помощью подношения им даров и предложения им пищи, однако также они служили средством выражения благодарности, преданности богам или демонстрации собственной ничтожности. Широкое распространение жертвоприношения свидетельствует о том, что оно отвечало глубоким психологическим потребностям людей.
+
-
 
+
-
Формы жертвоприношения у древних израильтян были близки к формам [[ханаан]]ского культа, однако [[Библия]] решительно отвергает и сурово порицает изуверские и оргиастические элементы этого культа, в первую очередь — человеческое жертвоприношение<ref>Лев. 18:21; 20:2; Втор. 12:30-31 и др.</ref>. В еврейской религии он становится выражением покорности и благодарности Богу, но главным образом — основным средством искупления грехов и [[Чистота и нечистота ритуальные|очищения от скверны]]. Ритуальное заклание животного в качестве главной формы жертвоприношения следует, по-видимому, рассматривать как символическую замену жертвования собственной жизни. Возлагая руки на голову животного, жертвователь символически переносил на него свои грехи. Жертвоприношение служило ритуальным выражением представлений о неразрывной связи жизни и смерти.
+
-
 
+
-
Остатки антропоморфных представлений встречаются в [[Библия|Библии]] в виде таких выражений, как «благоухание, приятное Господу» (Лев. 1:17; 2:9 и др.), но жертвоприношение чужим богам и проникновение чужеродных языческих элементов в храмовый ритуал сурово осуждались пророками (Иер. 7:17–18; 8:6–17; Хош. 2:15; 4:11–13).
+
-
 
+
-
== Жертвоприношения в еврейской истории ==
+
-
=== Жертвоприношения в Библии ===
+
-
 
+
-
Жертвоприношения в Библии появляются уже в истории [[Каин]]а и [[Авель|Авеля]] ({{Библия|Быт|4}}), которые принесли часть от плодов своего труда в жертву Богу — жертва Каина была от плодов земли, тогда как Авель принёс жертву из первенцев своего стада. Согласно талмудической традиции, уже [[Адам]] принёс первого сотворённого быка, в качестве благодарственной жертвы Богу, за сотворение себя и сотворение всего мира и всех созданий и в качестве искупления за свой грех<ref>[[Талмуд]], Хулин 60а</ref>.
+
-
 
+
-
Жертвоприношение [[Ной|Ноя]], которое он принёс после своего выхода из [[Ноев Ковчег|Ковчега]] ({{Библия|Быт|8:20}}), имеет ряд характерных черт: сооружение жертвенника, различие между животными, пригодными и непригодными для жертвы, а сама жертва впервые называется {{ВЗ2|благоухание ({{lang-he|ריח ניחוח}}), приятное Господу|Быт|8:21}} (выражение, которое в Библии затем часто повторяется, см. {{Библия|Лев|1:17}}; {{Библия2|Лев|2:9}} и др.).
+
-
 
+
-
[[Изображение:Michelangelo Caravaggio 022.jpg|thumb|Принесение в жертву Исаака; [[Караваджио]]]]
+
-
В истории патриархов многократно упоминается о сооружении ими жертвенников, посвящённых Имени Бога: [[Авраам]] ({{Библия|Быт|15:9}}), [[Исаак]] ({{Библия|Быт|26:25}}), [[Иаков]] ({{Библия|Быт|31:54}}) и, хотя прямо о жертвоприношении упоминается лишь один раз у Авраама, принёсшего в жертву Богу барана вместо сына, но вопрос Исаака «''Где же агнец для всесожжения?''» указывает на то, что жертвоприношение животных было в их среде обычным делом.
+
-
 
+
-
В истории [[Иаков]]а ({{Библия|Быт|28:18}}; {{Библия2|Быт|35:14}}) рядом с жертвенником (''мизбеах'') впервые упоминается памятник (''мацева''), на котором он совершил возлияние [[елей|елея]] ([[оливковое масло|оливкового масла]]).
+
-
 
+
-
[[Библия]] предполагает также существование культа жертвоприношений и у языческих народов. Так, [[Моисей]] мотивирует свою просьбу к фараону отпустить евреев тем, что они должны принести жертвы Богу у [[Синай (гора)|горы Синай]] ({{Библия|Исх|5:1|-3}}). Это также явствует из многочисленных предостережений в адрес еврейского народа от участия в языческих культах.
+
-
 
+
-
=== Эпоха Первого Храма ===
+
-
 
+
-
История жертвоприношений в иудаизме характеризуется постоянной тенденцией к централизации. После прихода евреев в [[Ханаан]] жертвоприношения, первоначально совершавшиеся в различных местах, постепенно централизуются. [[Давид]] учредил новый духовный центр в [[Иерусалим]]е, где после освящения [[Храм Соломона|Храма Соломона]] сосредоточилось принесение жертв<ref>I Цар. 8:5, 62-65; II Хрон. 5:6; 7:4-9</ref>; однако вплоть до реформы царя [[Иосия|Иошияху]] (Иосии) жертвы продолжали приноситься и в других местах<ref>II Цар. 22-23; II Хрон. 34-35</ref>.
+
-
 
+
-
=== Эпоха Второго Храма ===
+
-
 
+
-
В эпоху [[Второй Храм|Второго Храма]] Иерусалим вновь стал духовным центром еврейской жизни и единственным местом совершения жертвоприношений [[Земля Израиля|Земле Израиля]], хотя за её пределами жертвоприношения совершались также и в еврейской колонии [[Элафантина|Элефантины]] и в [[Храм Ониаса|храме Ониаса]] в [[Египет|Египте]].
+
-
 
+
-
Возобновлённый с постройкой Второго Храма ритуал жертвоприношения соответствовал установленному в Пятикнижии, с незначительными добавлениями (например, введено было возлияние воды на жертвенник в праздник [[Суккот]]).
+
-
 
+
-
С течением времени, однако, значение храмового ритуала несколько уменьшилось, в то время как [[синагога]] стала местом отправления части ритуальных заповедей, а изучение Торы приобрело большое значение. Тем не менее, именно благодаря Храму новые формы богослужения стали частью религиозной жизни еврейского народа, поскольку они основывались, главным образом, на элементах храмовой службы.
+
-
 
+
-
* синагога (близкая по своим функциям к современной) находилась во дворе Храма, а молитвы и чтение Торы были частью храмовой службы.
+
-
 
+
-
* храмовые ритуалы, такие как, [[Биркат-Коhаним]], помахивание [[лулав]]ом в праздник [[Суккот]], трубление в [[шофар]] и другие, пришли в синагогальную литургию из храмового ритуала и получили распространение в синагогах Израиля и диаспоры ещё в период существования Храма.
+
-
 
+
-
* С течением времени к гомилетическому Мидрашу и изучению Торы, которые в эпоху Второго храма были связаны с храмовой службой, было добавлено чтение Торы в Храме. В субботу и в праздники Синедрион собирался в Храме в качестве бет-мидраша; в храмовом дворе законоучители преподавали народу законы Торы. Хранившиеся в Храме древние списки Священного Писания и произведения национальной исторической литературы были эталоном канонического текста, и по просьбе общин диаспоры храмовые писцы (''[[Софрим]]'') делали для них копии с этих книг. Несмотря на развитие новых форм богопочитания, в народном сознании Храм продолжал оставаться местопребыванием [[Шхина|Шхины]] и единственным местом жертвоприношения Богу. Путем храмового жертвоприношения и сопровождающего его очищения искуплялись прегрешения как частных лиц, так и всего народа, что способствовало духовному очищению и моральному совершенствованию Израиля. Храмовый культ рассматривался как источник благословения не только для евреев, но и для всех народов мира.
+
-
 
+
-
В дни [[Песах]]а и паломнических праздников в Иерусалим стекался народ со всех концов Эрец-Исраэль для участия в праздничных жертвоприношениях. В [[Талмуд]]е повествуется о том, как по просьбе царя [[Агриппа I|Агриппы]] [[первосвященник]] извлек по почке у каждого пасхального ягненка и их оказалось 600 тыс. пар (Псах. 64б). Исходя из количества ягнят, принесенных в Иерусалиме в жертву на праздновании Песаха 65 г. н. э., [[Иосиф Флавий]] заключил, что в этом торжестве участвовало более трех миллионов человек.
+
-
 
+
-
[[Ессеи]] воздерживались от жертвоприношений в Храме, так как храмовый ритуал не соответствовал представлениям этой секты о ритуальной чистоте. Они надеялись, что в конце времён Храм окажется в их руках и они возобновят жертвоприношения в нём.
+
-
 
+
-
Дата последнего жертвоприношения в осаждённом римлянами городе точно зафиксирована в [[Талмуд]]е<ref>[[Талмуд]], Таанит 4б</ref> — 17 [[тамуз]]а (70 года н. э.). Ту же дату сообщает и [[Иосиф Флавий]]<ref>[[Иосиф Флавий]], [[Иудейская Война (книга)|Иудейская Война]], 6:94</ref>.
+
-
 
+
-
=== После разрушения Храма ===
+
-
 
+
-
Монотеистическая основа иудаизма и беспрецедентная в истории религий централизация его культа сделали жертвоприношение невозможным после разрушения [[Второй Храм|Второго Храма]]. Поэтому в иудаизме, единственном из древних религий, основной ритуал храмовой службы до восстановления [[Третий Храм|Третьего Храма]] заменили иные формы служения Богу: [[молитва]], изучение [[Тора|Торы]] и строгое следование её ритуальным и этическим предписаниям.
+
-
 
+
-
Централизация жертвоприношений в Иерусалимском Храме подготовила почву для полного отмирания этой формы культа и замены его другими формами, когда совершение жертвоприношений стало невозможным. Академические споры законоучителей Талмуда о деталях ритуала, фактическое отправление которого давно прекратилось, способствовали обострению исторической памяти еврейского народа — основы непрерывности его многовекового существования.
+
-
 
+
-
После разрушения Храма законоучители Талмуда стали усматривать в теоретическом изучении подробностей ритуала жертвоприношения замену его фактическому отправлению. В Талмуде сохранены мельчайшие подробности этого ритуала, главной частью которого были две ежедневные жертвы тамид. В одноименном талмудическом трактате подробно описан ритуал утреннего жертвоприношения, указаны обязанности священников и порядок сожжения тамид, принесения мучной жертвы, возлияния вина, воскурения благовоний и т. д. Обряд жертвоприношения сопровождался игрой на музыкальных инструментах и пением [[левит]]ов.
+
-
 
+
-
Процесс замены центрального элемента жертвоприношений [[Молитва|молитвой]] начался еще в эпоху Первого Храма, когда, наряду с жертвоприношениями, молитва стала одной из форм богослужения, и приобрел особое значение в период [[Пленение Вавилонское|пленения вавилонского]], когда [[Иерусалимский Храм]] не существовал. [[Шахарит|Утренняя]] и [[Минха|предвечерняя]] молитвы стали рассматриваться как замена утреннего и вечернего жертвоприношения (тамид). Дополнительным жертвоприношениям соответствовали дополнительные молитвы, носившие то же наименование — мусаф. Тем не менее, еврейство продолжало уповать на восстановление Храма и возобновление жертвоприношений и рассматривало их как неотъемлемые признаки прихода [[Мессия|Мессии]].
+
-
 
+
-
=== Новое Время ===
+
-
 
+
-
[[Иудаизм реформистский|Реформистское направление]] в иудаизме исключило из своих молитвенников всякое упоминание о ритуале жертвоприношения.
+
-
 
+
-
Некоторые [[Консервативный иудаизм|консервативные]] общины упоминают о жертвоприношении в молитвах лишь применительно к прошлому.
+
-
 
+
-
[[Ортодоксальный иудаизм]] продолжает придерживаться традиционной идеи о возобновлении жертвоприношений в восстановленном Храме.
+
-
 
+
-
== Жертвоприношения в христианстве ==
+
-
[[Христианство]], в отличие от иудаизма, превратило жертвоприношение в центральный элемент не только культа, но и догмы: добровольное самопожертвование [[Иисус]]а выступает в качестве искупительной жертвы за грехи мира. В преобразованной форме евхаристии (вкушения плоти и крови Христовых) жертвоприношение остается главным таинством христианской церкви, основой всего церковного культа.
+
-
 
+
-
== Практика жертвоприношения ==
+
-
=== Значение жертвоприношений в иудаизме ===
+
-
Точно установить назначение жертвоприношений в древности сегодня невозможно. Их основной смысл, по-видимому, состоял в том, чтобы выразить благодарность Богу, преданность Создателю.
+
-
 
+
-
На протяжении веков еврейская религиозная и философская мысль стремилась выяснить духовный смысл жертвоприношения. Свойственная древнему ритуалу жертвоприношения печать первобытного антропоморфизма находилась в резком противоречии с этическим [[монотеизм]]ом пророков эпохи Первого Храма. Они неоднократно осуждали склонность придавать жертвоприношению чрезмерное значение и порицали формальное соблюдение ритуальных предписаний, не подкрепленное нравственным поведением (Хош. 6:6; Миха 6:6–8; Ис. 1:11–17; Иер. 7:21–22).
+
-
 
+
-
Призыв пророка [[Хошеа Книга|Хошеа]] стремиться к милости, а не к жертве, к богопознанию, а не к всесожжениям (Хош. 6:6) следует понимать не как полное отрицание ритуала, но как утверждение примата этического начала над ритуальным. Аналогичные идеи содержатся в некоторых псалмах (Пс. 40:7; 50:8–15) и в книге [[Мишлей|Притч Соломоновых]] (15:8; 21:3, 27). Провозглашенный пророками примат моральных ценностей над культом жертвоприношения — беспримерное явление в древних цивилизациях Ближнего Востока, сыгравшее важную роль в мировой истории.
+
-
 
+
-
Еврейская философия давала жертвоприношению различное — символическое или рациональное объяснение.
+
-
* [[Филон Александрийский]], [[Иеhуда hа-Леви]], [[Авраам Ибн Эзра]] и [[Нахманид]] (РаМБаН) склонялись к символическому пониманию жертвоприношения, которое, по их мнению, является изначально необходимым компонентом мироздания.
+
-
 
+
-
* В то же время, [[Маймонид]] (РаМБаМ) и многие другие средневековые еврейские философы-рационалисты (а вслед за ними и философы более поздних веков, вплоть до нашего времени) полагали, что централизация жертвоприношения должна была подготовить евреев к отказу от жертвоприношений животных и переходу к другим, более возвышенным формам культа.<ref>[[Маймонид]], Путеводитель заблудших 3:32</ref>
+
-
 
+
-
* [[Каббала]] придает жертвоприношению мистико-символическое значение. В самом раннем тексте каббалы «Сефер hа-бахир» слово ''корбан'' считается производным от корня קרב (`приближать`, `соединять`): жертвоприношение соединяет совершающего его с Божественным миром. Самое подробное изложение символического понимания жертвоприношения содержится в книге [[Зохар]], где говорится, что жертвоприношение соединяет высший и низший миры, верующего и Бога, а также мужское и женское начала в самом Боге. Принесение в жертву животных интерпретируется символически как искупление грехов плоти. По мнению некоторых каббалистов, мясо жертвенного животного достается силам зла; Богу нужна лишь ''[[кавана]]'' — доброе намерение совершающего жертвоприношение.
+
-
=== Храмовое жертвоприношение ===
+
-
В [[Пятикнижие|Пятикнижии]] многократно подчеркивается запрет употребления крови в пищу (Быт. 9:4; Лев. 3:17 и мн. др.). Кровь жертв должна была истечь на [[жертвенник]]. Людям (не только евреям) запрещалось употреблять кровь в пищу, ибо кровь — это, согласно Библии, «душа плоти» (Лев. 17:14). Она должна вернуться к Создателю. Жертвоприношение есть данное Богом средство очищения души за пролитие крови животного (Лев. 17:11).
+
-
=== Виды жертвоприношений ===
+
-
Центральная роль жертвоприношения в еврейском культе библейской эпохи объясняет то большое внимание, которое уделяется Библией подробностям ритуала этой церемонии. В книге Бытия жертвоприношение обозначается общим термином минха (буквально `дар`), получившим впоследствии значение специфического жертвоприношения.
+
-
 
+
-
К важнейшим видам жертвоприношений относятся: жертва всесожжения (''ола'') (Лев 1), заклание (''зевах'') и хлебное приношение (''минха'') (Лев 2).
+
-
 
+
-
''Ола'' целиком предназначалась Богу и сжигалась на жертвеннике, зевах шел в пищу жертвователю и его гостям, а сожжению подвергалась лишь некоторая его часть. ''Зевах'' часто сопровождался пиршеством в ознаменование какого-либо торжественного события (например, примирения врагов), с чем, по-видимому, связано другое наименование этого вида жертвоприношения — ''шламим'' (`мирная жертва`).
+
-
 
+
-
Из двух основных видов жертвоприношения выросла впоследствии сложная система, которая предусматривает все случаи и события общественной и частной жизни, связанные с обязательным или добровольным жертвоприношением, и определяет их ритуал.
+
-
 
+
-
В зависимости от цели различают следующие виды жертвоприношения:
+
-
:I искупительные - жертва за грех (''хатат'') (Лев 4:1 — 5:13) и
+
-
:II очистительные,
+
-
:III жертва благодарности (''тода''), или мирная жертва (''шламим'') (Лев 3),
+
-
:IV добровольные
+
-
:V жертва повинности (''ашам'') (Лев 5:14 — 6:7).
+
-
 
+
-
Среди этих пяти видов жертвоприношений только одна была бескровной: хлебное приношение, которое рассматривалось как дополнение к жертве всесожжения (Лев 9:16,17).
+
-
 
+
-
По кратности различали
+
-
: а) всесожжения, совершавшиеся в Храме дважды в день (олат hа-тамид, или просто тамид) и
+
-
: б) дополнительные жертвоприношения [[мусаф]], совершавшиеся по [[Шабат]]ам (субботам), в дни [[Новолуние (Рош Ходеш, начало нового месяца)|новолуния]], [[Паломнические Праздники|паломнических праздников]], в день [[Рош hа-Шана|Рош hа-Шана]] и в [[Иом-Киппур]].
+
-
 
+
-
I Во искупление непреднамеренных проступков (Лев 4:2) приносили '''жертву за грех''', или '''жертву заклания''' (Лев 4:1 — 5:13; Чис 28:15-23; Иер 42:13).
+
-
 
+
-
: Различаются четыре вида таких жертв:
+
-
:# жертва за грех первосвященника (ст. 3-12),
+
-
:# жертва за грех всего общества Израиля (ст. 13-21),
+
-
:# жертва за грех одного из глав народа (ст. 22-26)
+
-
:# жертва за грех простого еврея (ст. 27-35).
+
-
 
+
-
: Главным элементом жертвенного ритуала было приношение в жертву животного. Для жертвоприношения годился только одомашненный крупный или мелкий скот, выращенный специально на убой и не имеющий физических дефектов, хотя допускалось и приношение в жертву птиц (голубей). Дикие или нечистые животные (см. [[Кашрут]]) и рабочий скот для жертвоприношения не годились.
+
-
 
+
-
: [[Первосвященник]] приносил в жертву тельца — самое дорогостоящее из жертвенных животных; тельца следовало приносить и за грех всего общества Израиля. Начальник жертвовал козла, а простой израильтянин — козу или овцу, если же он был слишком беден, то мог принести в жертву двух горлиц или двух молодых голубей (Лев 5:7-10). Это последнее правило указывает на то, что величина греха перед Богом соответствовала как положению согрешившего в обществе, так и степени его ответственности перед ним.
+
-
 
+
-
: Грех [[первосвященник]]а по тяжести соответствовал греху всего общества Израиля, которое он представлял пред Господом. То же относилось и к случаю, когда жертва приносилась простым евреем (Лев 4:27-31).
+
-
 
+
-
: Обряд жертвоприношения за грех во всех случаях состоял из четырёх частей, а именно:
+
-
:# представление жертвы (стих 27 и след.). Согласно Лев 1:3, жертвенное животное следовало привести к дверям [[Скиния|скинии]]. Этим выражалась вера в Бога и потребность получить у Него прощение;
+
-
:# возложение руки. Приносивший жертву возлагал свою руку на голову животного, перенося тем самым свою вину на него (Лев 4:29; ср. 16:21);
+
-
:# заклание (Лев 4:29). Провинившийся сам должен был заколоть животное. Особое значение в обряде придавалось крови: она должна была стечь из туши животного, после чего ее собирали в специальные сосуды. За грехом неминуемо следует смерть (см. Иез 18:4; Рим 6:23), поэтому — по милосердному установлению Бога — разрешалось, чтобы вместо грешника умерла жертва, оплатив своей жизнью его грех;
+
-
:# помазание кровью. После того как жертва была заклана, к своим обязанностям приступал священник. Он макал палец в кровь жертвы и мазал этой кровью выступающую часть алтаря — роги жертвенника всесожжения, если жертву за грех приносил простой еврей (Лев 4:25,30), или роги жертвенника благовонных курений, если речь шла о жертве священника (ст. 7) или всего общества (ст. 18). Если кровь, символизирующая жизнь (Лев 17:11), наносилась на роги жертвенника, это служило доказательством того, что жизнь принесена в жертву и, следовательно, вина оплачена;
+
-
:# после принесения в жертву крови сжигали тук (жир) животного; его шкуру, мясо и внутренности следовало вынести на чистое место за пределами стана и там сжечь;
+
-
 
+
-
* при принесении '''[[Жертва всесожжения|жертвы всесожжения]]''' (Лев 1) идея примирения отступала на второй план; в этом случае кровью кропили только внешние стороны жертвенника (ст. 5).
+
-
 
+
-
: Сущность жертвы всесожжения состояла в том, что за представлением жертвенного животного, возложением руки, закланием и кроплением кровью следовало полное сожжение жертвы. Священник разрезал тушу животного на куски, и, возложив на жертвенник, сжигал ее. Таким образом, жертва в дыму и пламени полностью возносилась к Богу, и все ее части сгорали (ст. 9,13). Жертвователь ничего не оставлял себе, все принадлежало Богу (ср. Быт 22:2). Это жертвоприношение символизировало полную преданность Господу человека, приносящего жертву. Жертвами всесожжения были, например, ежедневные жертвы еврейского народа — два однолетних барана, которых приносили в качестве утренней и вечерней жертвы (Исх 29:38-42; Чис 28:3-8; Езд 9:4,5; Дан 9:21);
+
-
 
+
-
* '''[[Хлебное приношение]]''' (Лев. 2) состояло из плодов земли; оно вместе с жертвой возлияния дополняло собой жертву всесожжения (Чис 28:4-6). При '''жертве возлияния''' (несех) на жертвенник изливалось некоторое количество вина, соответствовавшее величине хлебной жертвы. Поскольку идеи примирения (переноса собственной вины на жертву) в этом обряде не было, то возложения рук в данном случае не предписывалось.
+
-
 
+
-
Хлебное приношение состояло из ''муки'' высшего качества (Лев 2:1), белый цвет которой символизировал чистоту. К этой жертве добавляли ''ладан'' (ст. 1,2), символизировавший молитву (ср. Пс 140:2; Лк 1:10; Откр 5:8) и оливковое масло. Молитва и выражение благодарности должны были сопровождать жертвоприношение. Приношение не должно было содержать квасного теста (Лев 2:11), которое символизирует греховность (ср. 1Кор 5:6-8).
+
-
 
+
-
: Жертву следовало приносить соленой (Лев 2:13): соль предохраняет продукт от порчи, что символически означает возможность противостоять всякой порочности. В хлебное приношение входило также оливковое масло ([[елей]]) (Исх 29:40). Особую обязанность представляла собой поставка дров для поддержания огня на жертвеннике, от которой следует отличать принесение в жертву дров как особый вид жертвоприношения. Остатки жертвы, которые не сжигались, предназначались священникам (Лев 2:3).
+
-
 
+
-
II Очистительные жертвоприношения преследовали цель восстановления нарушенной по каким-либо причинам ритуальной чистоты. Они совершались после выздоровления от некоторых болезней, женщиной после родов, а также [[Назорей|назореем]], нарушившим обет аскетизма.
+
-
 
+
-
III К числу благодарственных жертв относились, наряду со специальной жертвой тода, приносившейся в благодарность за ниспосланное свыше благо, например, избавление от опасности, жертва первого приплода домашнего скота (бхорот) и десятина (маасер) его ежегодного приплода (см. [[Трумот У-Маасрот]]).
+
-
 
+
-
[[Мирная жертва]] (Лев. 3:3) приносилась из крупного скота — быков (волов) или коров (ст. 1-5), или из мелкого — овец (ст. 6-11) или коз (ст. 12-16). Ритуал был похож на ритуал принесения жертвы всесожжения, с той лишь разницей, что сжигалось не все животное, а только его жир, то есть лучшее от жертвы (см. Ис. 25:6; 55:2). После того как Господу было отдано самое лучшее, начиналась трапеза, во время которой жертвователь и его родственники ели мясо жертвенного животного (Лев. 7:15). Эта совместная трапеза была одновременно радостным праздником примирения (ср. Пс. 22:5; Лк. 15:23) в Доме Божьем (Втор. 12:5-7,17,18), символом восстановленного общения с Богом.
+
-
 
+
-
IV Добровольные жертвы приносились либо в силу обета (недер), либо в знак особого усердия в служении Богу (недава). В этом случае также приносится мирная жертва.
+
-
 
+
-
V Назначение жертвы повинности (Лев. 5:14 — 6:7; 7:1-10) состояло в том, чтобы возместить ущерб, нанесенный по ошибке или сознательно. Чтобы возмещение ущерба было полным, виновный должен был возместить сверх определенного размера еще пятую часть оцененного ущерба (Лев 5:16; 6:5). Обряд приношения жертвы повинности почти ничем не отличался от обряда жертвоприношения за грех (Лев 7:7), только кровь жертвы наносилась не на роги жертвенника, а на все его стороны.
+
-
 
+
-
* [[Пасха]]льный ягненок (или козленок), приносившийся в жертву каждой семьей, представлял собой особый вид жертвоприношения, носившего одновременно и общественный, и частный характер.
+
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
{{примечания}}
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
{{ElevenCopyRight|11565|Жертвоприношение}}
+
-
[[Категория:Иудаизм]]
+
-
[[Категория:Скиния и Храм]]
+
-
[[Категория:Еврейская философия]]
+
-
[[Категория:Жертвоприношения]]
+

Текущая версия на 21:33, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:Жертвоприношения в иудаизме
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация