Закон Таля

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Строка 14: Строка 14:
}}
}}
-
{{Начало_работы}}
 
'''Закон Таля''' (ивр. חוק טל) - [[израиль]]ский закон, определяющий условия «отсрочки» от воинской обязанности для студентов религиозных заведений.
'''Закон Таля''' (ивр. חוק טל) - [[израиль]]ский закон, определяющий условия «отсрочки» от воинской обязанности для студентов религиозных заведений.
Строка 20: Строка 19:
-
== Предыдушее положение (статус кво) ==
+
== Предыстория ==
-
Было с основания Гос-ва
+
Во время [[Войны за независимость]] в осаждённом [[Иерусалим]]е был батальон религиозных евреев, среди них были приближённые [[Гур]]ского ребе и рава Ходоша. Правда, они не воевали, а укрепляли город. Но после победы главы религиозного еврейства пришли к [[Бен-Гурион]]у и убедили его в том, что после [[Холокост]]а, когда погиб весь мир европейских ешив, нужно укреплять последний оставшийся "уголёк" религиозного образования. И Бен-Гурион согласился не призывать в армию 400 студентов [[ешив]] (впоследствии это количество было увеличено до 800).
-
представитель ультраортодоксальной общины с 18ти лет может заявить, что он «торато омануто» (то есть посвящает себя изучению [[Тора|Торы]]), обратиться с этим заявлением в министерство обороны и далее вместо прохождения воинской службы или работы учиться в [[Йешива|йешиве]].
+
Однако рав [[Герцог, Хаим|Ѓерцог]] и рав [[Зевин, Шломо Йосеф|Зевин]] (под именем "один из раввинов") тогда опубликовали постановление, призывающее религиозных евреев идти в армию и защищать государство. И у тех, и у других есть серьёзные ѓалахические аргументы.  
-
Запрет работать
+
В 1951 г. Бен-Гурион в письме министру обороны подтвердил, что он освободил студентов ешив от призыва. В 1958 г. это освобождение подтвердил [[Шимон Перес]], тогда - генеральный директор министерства обороны, ныне [[президент Израиля]]. В 1977 году, после прихода к власти "[[Ликуд]]а", опиравшегося в том числе на религиозные партии, было отменено количественное ограничение на освобождение студентов ешив от армии. С тех пор освобождение студентов ешив подтверждалось приказами министров обороны. Использовался параграф 35 в Законе об обороне, гласящий, что министр обороны может предоставить отсрочку от службы любому человеку с учётом его профессии, востребованности для государства "или любых иных причин".
-
== Проблемы ==
+
== Статус кво ==
-
Таким образом эти студенты как бы выпадают из общественной жизни Израиля, они не служат, не работают, лишь проводят по 45 часов в неделю в йешиве (или [[Колель|колеле]]) и живут на пособие до 30 лет.
+
Практически ситуация была такой: студент любой зарегистрированной ешивы, независимо от направления, заявивший, что "''торато умануто''", то есть его постоянным занятием является изучение [[Торы]], получал отсрочку от призыва на всё время, пока он учится в [[ешиве]] или [[колеле]] для женатых. По достижении сорока с лишним лет он освобождался от призыва совсем. Если армия узнавала, что он в это время где-нибудь работает или учится в светском заведении, это рассматривалось как нарушение условия и его призывали в армию на общих основаниях. Но очень многие религиозные юноши получали "21 профиль", то есть освобождение от призыва по медицинским показаниям. Религиозные же девушки - то есть девушки, заявившие, что ведут религиозный образ жизни - вообще освобождены от обязательного призыва, хотя могут пойти служить добровольно. (Замужние женщины и матери, вне зависимости от религиозности, в армию Израиля не призываются).
-
== Содержание закона ==
+
[[Религиозные сионисты]] служат в армии в рамках т.н. "[[ешивот ѓесдер]]". Поступая в ешиву, они получают общую отсрочку от армии, но в середине учёбы идут служить на сокращённый срок - полтора года, а затем продолжают учёбу. После этого они считаются отслужившими в армии и имеют право на все полагающиеся льготы, субсидии, скидки и подарки. Ѓесдер не закреплён никаким законом.
-
Принятый в 2002 году сроком на 5 лет (и 5 продлено) этот закон гласит, что
 
-
Студент ешивы можно на год выйти из нее и пойти работать (без службы в армии) а потом решить, возвращаться ли в ешиву (без права работы) или идтии служить
+
== Попытки изменить положение ==
 +
 +
В 1986 г. была сформирована комиссия, рекомендовавшая сузить рамки освобождения и вернуть количественное ограничение, а также превратить освобождение в отсрочку. В 1995 г. работала также комиссия Хаима Исраэли, замдиректора министерства обороны. Рекомендации этих комииссий не были выполнены.
 +
Многим в светском Израиле эта ситуация не нравилась, потому что налицо было явное неравноправие. Йеѓуда Реслер ежегодно (!) подавал жалобы в [[БаГаЦ]] с требованием призывать в армию всех. Долгое время его жалобы отвергались, потому что тогда в БаГаЦ мог жаловаться только тот, чьи личные интересы были затронуты. Реслер пытался доказать, что от того, что религиозные не служат, ему лично труднее ходить на военные сборы, но не преуспел. В 1986 г. в отклонении его очередной жалобы БаГаЦ под председательством [[Барак, Аарон|Аѓарона Барака]] процитировал рава, говорившего, что "без Торы нет смысла в государстве, и изучение Торы защищает народ Израиля столь же успешно, как оружие". Ирония заключается в том, что этим равом был р.[[Моше Цви Нерия]], главный авторитет религиозного сионизма.
 +
== Комиссия Таля ==
-
== См. также ==
+
Наконец, 9 декабря 1998 БаГаЦ принял решение по двум жалобам. Одна - судьи Амнона Рубинштейна (требование введения количественного ограничения), и другая - всё того же Йеѓуды Реслера (требование общего призыва). Жалоба Реслера была удовлетворена. У министра обороны было отнято право предоставлять студентам ешив отсрочку и решение вопроса было передано в [[Кнесет]]. К этому времени студенты с отсрочкой (включая студентов ешивот-ѓесдер!) составляли 8% призывников, около 15 000 человек ежегодно. Кнесет дважды просил продления срока рассмотрения, наконец 9 декабря 2000 г. последняя отсрочка кончилась, и Кнесет сформировал комиссию для составления проекта закона. Во главе её согласился встать судья в отставке Цви Элимелех Таль - религиозный сионист. Его об этом лично (по телефону) просил р.[[Овадья Йосеф]], просили посланцы р.[[Шах, Элиэзер|Шаха]] и Гурского ребе.  
 +
Перед комиссией были поставлены главой правительства и министром обороны [[Барак, Эхуд|Эѓудом Бараком]] следующие задачи (в пересказе):
 +
 +
- Законодательно закрепить существующую практику, позволяющую не призывать студентов ешив и не вводить количественное ограничение (!),
 +
 +
- Порекомендовать создание особых программ, которые позволили бы религиозным молодым людям служить в армии без ущерба для их образа жизни.
 +
 +
Перед комиссией выступали представители ешив. Они недвусмысленно дали понять:
 +
 +
- мы не согласны на призыв студентов на военные сборы, даже на каникулах,
 +
 +
- мы ни в коем случае не согласны на службу девушек,
 +
 +
- если нас будут призывать насильно, мы тысячами пойдём в тюрьмы или всей общиной уедем из страны. (Это серьёзная угроза, так как "харедим" привлекают в Израиль деньги из-за рубежа в виде благотворительности на содержание ешив в астрономических количествах, и эти деньги остаются в стране в виде покупок в магазинах, муниципальных налогов и прочего).
 +
 +
Выступали представители [[ЦаХаЛ|армии]]. Они дали понять:
 +
 +
- насильный призыв невозможен. [[Харедим]], насильно призванные в армию, ничего не едят (не тот кашрут), ничего не делают, а только читают Псалмы. В конце концов они получают медицинское освобождение и отправляются домой.
 +
 +
- женатый солдат обходится армии в четыре раза дороже, а солдат с детьми - в шесть раз дороже, чем холостой,
 +
 +
- харедимные солдаты создают армии кучу проблем, они слушаются не офицеров, а своих раввинов, они не согласны подчиняться женщинам-офицерам, они не едят в армейских кухнях, поэтому армия в них вообще не заинтересована (это говорил глава отдела кадров - אכ"א - армии).
 +
 +
- у армии нет денег на дополнительные воинские части. Например, [[репатрианты]], приехавшие в возрасте более 22 лет, от призыва освобождены (но призываются на сборы). Группа репатриантов в этом возрасте обратилась к министру абсорбции Юли Тамир с требованием призвать их: "Хотим служить стране!" Армия отказалась их призвать: "нет денег на то, чтобы создавать для вас дополнительные батальоны".
 +
 +
 +
=== Рекомендации комиссии Таля (в пересказе) ===
 +
 +
Комиссия заявляет, что она исходила из того, что:
 +
 +
- главы ешив выступают против насильственного призыва.
 +
 +
- насильственный призыв невозможен, и если такой закон будет принят, он останется мёртвой буквой. Например, в 1953 г. был принят закон об обязательной альтернативной национальной службе (שירות לאומי) для всех девушек, не служивших в армии, но его ни разу не попытались осуществить.
 +
 +
- армия не может принять всех харедимных призывников,
 +
 +
- армейский быт чужд харедимному юношеству. Аналогично, [[арабы]] не призываются в армию Израиля не потому, что мы опасаемся, что они изменят, а потому, что мы понимаем, что им это эмоционально тяжело.
 +
 +
- армия приводит харедимных юношей в соприкосновение со светским миром, что разрушает их личность и самоидентификацию.
 +
 +
- многие харедим, отслужившие в армии, оказываются изгоями в своих общинах, им не предлагают хорошее сватовство и пр.
 +
 +
- в демократическом и плюралистическом обществе у людей есть право быть отличными от других и даже замыкаться в своих общинах.
 +
 +
- невозможно добиться равенства в один момент. «Можно спуститься с крыши по лестнице за две минуты, а можно и за пять секунд, но тогда сломаешь шею».
 +
 +
Поэтому комиссия рекомендует:
 +
 +
1) год выбора. В возрасте 22 лет студент ешивы имеет право уйти из ешивы на год и заняться чем угодно, работать или получать профессию, в течение года армия не будет его трогать. За этот год он должен подумать, возвращаться ли ему в ешиву. Он может вернуться и учиться дальше, получая освобождение от призыва, или не возвращаться, и тогда он идёт на призывной пункт и армия призывает его на сколько хочет – или даёт медицинское освобождение.
 +
 +
Цель этого нововведения – дать юношам возможность выйти из замкнутого харедимного мира, начать официально работать и – главное! – платить налоги, не боясь, что их «забреют». Из-за того, что «харедим» не работают или работают неофициально и не платят налоги, государство недополучает 1,2 – 1,9 миллиарда шекелей ежегодно.
 +
 +
2) создание альтернативной гражданской службы для мужчин, куда могли бы идти харедим. Например, в пожарные или в медбратья.
 +
 +
3) отказ от принципа «армия – плавильный котёл» и создание религиозных воинских частей: без женщин, с кашрутом меѓадрин и т.д.
 +
 +
=== Закон Таля ===
 +
 +
Рекомендации комиссии были закреплены в законе Таля, принятом 23 июля 2002 г.
 +
 +
Закон был принят сроком на пять лет с возможностью продления ещё на пять лет. По истечении этого срока нужно было рассмотреть результаты действия закона.
 +
 +
== Отмена закона Таля ==
 +
 +
=== Результаты действия закона ===
 +
 +
- Годом выбора пользуются очень немногие. В 2011 г. – 900 человек, и это очень много по сравнению с прошлыми годами.
 +
 +
- Альтернативная гражданская служба для мужчин не создана. Правда, в ВВС существует отряд שח"ר כחול, где харедим формально служат в аэродромном обслуживании, а фактически – получают гражданскую профессию за счёт минфина и министерства соцобеспечения.
 +
 +
- Один из высших чинов армии сказал, что он мог бы в течение нескольких недель сформировать ещё два батальона "НаХаЛь хареди" в дополнение к существующим из желающих служить, но ему не выделяют на это денег.
 +
 +
=== Отмена закона ===
 +
 +
Поэтому 21 февраля 2012 г. БаГаЦ со второй попытки постановил, что закон Таля не принёс результатов, и будучи неравноправным, подлежит отмене. Против закона голосовали 6 судей (в т.ч. двое религиозных – Рубинштейн и Энглард), за – 3.
 +
 +
Закон перестанет действовать 1 августа 2012 г.
 +
 +
== См. также ==
 +
* [http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A6%D7%91%D7%99_%D7%90._%D7%98%D7%9C Статья о комиссии Таля в ивритской Википедии]
* [http://news.israelinfo.ru/technology/40058 Как работает закон Таля: тревожная статистика]
* [http://news.israelinfo.ru/technology/40058 Как работает закон Таля: тревожная статистика]
[[Категория:Армия обороны Израиля]]
[[Категория:Армия обороны Израиля]]

Версия 18:55, 10 марта 2012

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Raphael
Дата создания: 22/02/2012


Закон Таля (ивр. חוק טל) - израильский закон, определяющий условия «отсрочки» от воинской обязанности для студентов религиозных заведений.

Закон назван по имени его разработчика - бывшего Верховного судьи Цви Таля.


Содержание

Предыстория

Во время Войны за независимость в осаждённом Иерусалиме был батальон религиозных евреев, среди них были приближённые Гурского ребе и рава Ходоша. Правда, они не воевали, а укрепляли город. Но после победы главы религиозного еврейства пришли к Бен-Гуриону и убедили его в том, что после Холокоста, когда погиб весь мир европейских ешив, нужно укреплять последний оставшийся "уголёк" религиозного образования. И Бен-Гурион согласился не призывать в армию 400 студентов ешив (впоследствии это количество было увеличено до 800).

Однако рав Ѓерцог и рав Зевин (под именем "один из раввинов") тогда опубликовали постановление, призывающее религиозных евреев идти в армию и защищать государство. И у тех, и у других есть серьёзные ѓалахические аргументы.

В 1951 г. Бен-Гурион в письме министру обороны подтвердил, что он освободил студентов ешив от призыва. В 1958 г. это освобождение подтвердил Шимон Перес, тогда - генеральный директор министерства обороны, ныне президент Израиля. В 1977 году, после прихода к власти "Ликуда", опиравшегося в том числе на религиозные партии, было отменено количественное ограничение на освобождение студентов ешив от армии. С тех пор освобождение студентов ешив подтверждалось приказами министров обороны. Использовался параграф 35 в Законе об обороне, гласящий, что министр обороны может предоставить отсрочку от службы любому человеку с учётом его профессии, востребованности для государства "или любых иных причин".

Статус кво

Практически ситуация была такой: студент любой зарегистрированной ешивы, независимо от направления, заявивший, что "торато умануто", то есть его постоянным занятием является изучение Торы, получал отсрочку от призыва на всё время, пока он учится в ешиве или колеле для женатых. По достижении сорока с лишним лет он освобождался от призыва совсем. Если армия узнавала, что он в это время где-нибудь работает или учится в светском заведении, это рассматривалось как нарушение условия и его призывали в армию на общих основаниях. Но очень многие религиозные юноши получали "21 профиль", то есть освобождение от призыва по медицинским показаниям. Религиозные же девушки - то есть девушки, заявившие, что ведут религиозный образ жизни - вообще освобождены от обязательного призыва, хотя могут пойти служить добровольно. (Замужние женщины и матери, вне зависимости от религиозности, в армию Израиля не призываются).

Религиозные сионисты служат в армии в рамках т.н. "ешивот ѓесдер". Поступая в ешиву, они получают общую отсрочку от армии, но в середине учёбы идут служить на сокращённый срок - полтора года, а затем продолжают учёбу. После этого они считаются отслужившими в армии и имеют право на все полагающиеся льготы, субсидии, скидки и подарки. Ѓесдер не закреплён никаким законом.


Попытки изменить положение

В 1986 г. была сформирована комиссия, рекомендовавшая сузить рамки освобождения и вернуть количественное ограничение, а также превратить освобождение в отсрочку. В 1995 г. работала также комиссия Хаима Исраэли, замдиректора министерства обороны. Рекомендации этих комииссий не были выполнены.

Многим в светском Израиле эта ситуация не нравилась, потому что налицо было явное неравноправие. Йеѓуда Реслер ежегодно (!) подавал жалобы в БаГаЦ с требованием призывать в армию всех. Долгое время его жалобы отвергались, потому что тогда в БаГаЦ мог жаловаться только тот, чьи личные интересы были затронуты. Реслер пытался доказать, что от того, что религиозные не служат, ему лично труднее ходить на военные сборы, но не преуспел. В 1986 г. в отклонении его очередной жалобы БаГаЦ под председательством Аѓарона Барака процитировал рава, говорившего, что "без Торы нет смысла в государстве, и изучение Торы защищает народ Израиля столь же успешно, как оружие". Ирония заключается в том, что этим равом был р.Моше Цви Нерия, главный авторитет религиозного сионизма.

Комиссия Таля

Наконец, 9 декабря 1998 БаГаЦ принял решение по двум жалобам. Одна - судьи Амнона Рубинштейна (требование введения количественного ограничения), и другая - всё того же Йеѓуды Реслера (требование общего призыва). Жалоба Реслера была удовлетворена. У министра обороны было отнято право предоставлять студентам ешив отсрочку и решение вопроса было передано в Кнесет. К этому времени студенты с отсрочкой (включая студентов ешивот-ѓесдер!) составляли 8% призывников, около 15 000 человек ежегодно. Кнесет дважды просил продления срока рассмотрения, наконец 9 декабря 2000 г. последняя отсрочка кончилась, и Кнесет сформировал комиссию для составления проекта закона. Во главе её согласился встать судья в отставке Цви Элимелех Таль - религиозный сионист. Его об этом лично (по телефону) просил р.Овадья Йосеф, просили посланцы р.Шаха и Гурского ребе.

Перед комиссией были поставлены главой правительства и министром обороны Эѓудом Бараком следующие задачи (в пересказе):

- Законодательно закрепить существующую практику, позволяющую не призывать студентов ешив и не вводить количественное ограничение (!),

- Порекомендовать создание особых программ, которые позволили бы религиозным молодым людям служить в армии без ущерба для их образа жизни.

Перед комиссией выступали представители ешив. Они недвусмысленно дали понять:

- мы не согласны на призыв студентов на военные сборы, даже на каникулах,

- мы ни в коем случае не согласны на службу девушек,

- если нас будут призывать насильно, мы тысячами пойдём в тюрьмы или всей общиной уедем из страны. (Это серьёзная угроза, так как "харедим" привлекают в Израиль деньги из-за рубежа в виде благотворительности на содержание ешив в астрономических количествах, и эти деньги остаются в стране в виде покупок в магазинах, муниципальных налогов и прочего).

Выступали представители армии. Они дали понять:

- насильный призыв невозможен. Харедим, насильно призванные в армию, ничего не едят (не тот кашрут), ничего не делают, а только читают Псалмы. В конце концов они получают медицинское освобождение и отправляются домой.

- женатый солдат обходится армии в четыре раза дороже, а солдат с детьми - в шесть раз дороже, чем холостой,

- харедимные солдаты создают армии кучу проблем, они слушаются не офицеров, а своих раввинов, они не согласны подчиняться женщинам-офицерам, они не едят в армейских кухнях, поэтому армия в них вообще не заинтересована (это говорил глава отдела кадров - אכ"א - армии).

- у армии нет денег на дополнительные воинские части. Например, репатрианты, приехавшие в возрасте более 22 лет, от призыва освобождены (но призываются на сборы). Группа репатриантов в этом возрасте обратилась к министру абсорбции Юли Тамир с требованием призвать их: "Хотим служить стране!" Армия отказалась их призвать: "нет денег на то, чтобы создавать для вас дополнительные батальоны".


Рекомендации комиссии Таля (в пересказе)

Комиссия заявляет, что она исходила из того, что:

- главы ешив выступают против насильственного призыва.

- насильственный призыв невозможен, и если такой закон будет принят, он останется мёртвой буквой. Например, в 1953 г. был принят закон об обязательной альтернативной национальной службе (שירות לאומי) для всех девушек, не служивших в армии, но его ни разу не попытались осуществить.

- армия не может принять всех харедимных призывников,

- армейский быт чужд харедимному юношеству. Аналогично, арабы не призываются в армию Израиля не потому, что мы опасаемся, что они изменят, а потому, что мы понимаем, что им это эмоционально тяжело.

- армия приводит харедимных юношей в соприкосновение со светским миром, что разрушает их личность и самоидентификацию.

- многие харедим, отслужившие в армии, оказываются изгоями в своих общинах, им не предлагают хорошее сватовство и пр.

- в демократическом и плюралистическом обществе у людей есть право быть отличными от других и даже замыкаться в своих общинах.

- невозможно добиться равенства в один момент. «Можно спуститься с крыши по лестнице за две минуты, а можно и за пять секунд, но тогда сломаешь шею».

Поэтому комиссия рекомендует:

1) год выбора. В возрасте 22 лет студент ешивы имеет право уйти из ешивы на год и заняться чем угодно, работать или получать профессию, в течение года армия не будет его трогать. За этот год он должен подумать, возвращаться ли ему в ешиву. Он может вернуться и учиться дальше, получая освобождение от призыва, или не возвращаться, и тогда он идёт на призывной пункт и армия призывает его на сколько хочет – или даёт медицинское освобождение.

Цель этого нововведения – дать юношам возможность выйти из замкнутого харедимного мира, начать официально работать и – главное! – платить налоги, не боясь, что их «забреют». Из-за того, что «харедим» не работают или работают неофициально и не платят налоги, государство недополучает 1,2 – 1,9 миллиарда шекелей ежегодно.

2) создание альтернативной гражданской службы для мужчин, куда могли бы идти харедим. Например, в пожарные или в медбратья.

3) отказ от принципа «армия – плавильный котёл» и создание религиозных воинских частей: без женщин, с кашрутом меѓадрин и т.д.

Закон Таля

Рекомендации комиссии были закреплены в законе Таля, принятом 23 июля 2002 г.

Закон был принят сроком на пять лет с возможностью продления ещё на пять лет. По истечении этого срока нужно было рассмотреть результаты действия закона.

Отмена закона Таля

Результаты действия закона

- Годом выбора пользуются очень немногие. В 2011 г. – 900 человек, и это очень много по сравнению с прошлыми годами.

- Альтернативная гражданская служба для мужчин не создана. Правда, в ВВС существует отряд שח"ר כחול, где харедим формально служат в аэродромном обслуживании, а фактически – получают гражданскую профессию за счёт минфина и министерства соцобеспечения.

- Один из высших чинов армии сказал, что он мог бы в течение нескольких недель сформировать ещё два батальона "НаХаЛь хареди" в дополнение к существующим из желающих служить, но ему не выделяют на это денег.

Отмена закона

Поэтому 21 февраля 2012 г. БаГаЦ со второй попытки постановил, что закон Таля не принёс результатов, и будучи неравноправным, подлежит отмене. Против закона голосовали 6 судей (в т.ч. двое религиозных – Рубинштейн и Энглард), за – 3.

Закон перестанет действовать 1 августа 2012 г.

См. также

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация