Зерубавель

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
(консолидация)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{О_статье\ЭЕЭ
 +
| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 15: Строка 16:
'''Зоровавель''' ({{lang-he|זרובבל}} ''Зеруббавель'' — «семя [[Вавилон]]а», ассирийско-вавилонское имя) — известный вождь [[иудеи|иудеев]], под предводительством которого первая партия иудейских пленников вернулась из [[Вавилонский плен|вавилонского плена]] на родину.
'''Зоровавель''' ({{lang-he|זרובבל}} ''Зеруббавель'' — «семя [[Вавилон]]а», ассирийско-вавилонское имя) — известный вождь [[иудеи|иудеев]], под предводительством которого первая партия иудейских пленников вернулась из [[Вавилонский плен|вавилонского плена]] на родину.
-
Это был человек царского происхождения, вследствие чего народ смотрел на него как на князя. Персидское правительство назначило его ответственным правителем народа и поручило ему устроить судьбу переселенцев. Зоровавель энергично трудился над построением храма, заботился о порядке в гражданской и религиозной жизни и защищал народ от врагов, из которых самыми ожесточенными были [[самаритяне]]. Народная память навсегда сохранила о нём благодарное воспоминание. Имя его значится в евангельской «Книге родства», как имя одного из родоначальников Мессии, сына Давидова.
 
-
О нём упоминается в книгах Ездры и Неемии, а также в Евангелии Матфея I, 12 и 13.
 
-
{{ЭСБЕ}}
+
'''Зерубавель, Зрубавел''' (в русской традиции '''Зоровавель''') ({{lang-he|זְרֻבָּבֵל}}) - внук (или внучатый племянник) царя [[Иехояхин]]а; вместе с Иехошуа, сыном первосвященника Иехоцадака, возглавлял возвращение евреев из [[Пленение Вавилонское|пленения вавилонского]] и руководил строительством [[Второй Храм|Второго храма]]. Подобно многим еврейским аристократам, близким к вавилонскому двору, носил вавилонское имя (Зер-Бабили — `семя [[Вавилон]]а`).
-
<!-- <ref>{{Bible-stub}}</ref> -->
+
== Биография ==
 +
Роль Зрубавела как предводителя возвращавшихся и степень его участия в восстановлении Храма не могут быть воссозданы с полной достоверностью. Дата прибытия Зрубавела в [[Иерусалим]] неизвестна: в первой главе книги [[Эзра|Эзры]], в рассказе о возвращении вавилонских изгнанников после издания [[Кир]]ом соответствующего декрета (538 до н. э.) имя Зрубавела не упомянуто, а возвращение захваченных вавилонянами при разрушении Храма сосудов Кир поручает Шешбаццару, «князю Иудину», который в другом месте (Эз. 5:14) назван пэха (правитель области). Некоторые ученые отождествляют Шешбаццара с Шенаццаром, дядей Зрубавела.
 +
С другой стороны, в третьей главе книги Эзры повествуется о том, что Зрубавел и Иехошуа воздвигли жертвенник, восстановили богослужение и на начальном этапе руководили строительством Храма. Они же отклонили просьбу «врагов Иехуды и Биньямина» (под которыми, по-видимому, подразумеваются [[самаритяне]]) участвовать в планируемом строительстве (Эз. 4:1–3). Из-за различных препятствий работы были прекращены и возобновились лишь в 520 г. до н. э. (Эз. 4). В этот период Зрубавел выступает в качестве лидера народа (Эз. 5:1–2) и становится главным героем пророчеств [[Хаггай|Хаггая]] и [[Зхария|Зхарии]], вдохновляющих и призывающих его завершить строительство Храма (Хаг. 1:14–15; Зх. 4:6–10).
 +
 +
Устами пророков провозглашается, что Зрубавел — «печать» в руках Господних, избранник Божий, которому предназначено завершить строительство Храма (Хаг. 2:23; Зх. 4:9). Тогда же (Хаг. 2:21) Зрубавел упоминается как правитель [[Иудея|Иудеи]], однако неясно, занимал ли он этот пост уже раньше или был назначен вступившим на персидский престол в 521 г. до н. э. Дарием. Ни Зрубавел, ни его сподвижник Иехошуа не упоминаются при описании освящения Храма (Эз. 6:15–22) и не фигурируют в дальнейшем в качестве лиц, занимавших какие-либо официальные должности.
 +
 +
Из аллегорических пророчеств Зхарии (4:10–14; 5) можно заключить, что между Зрубавелом и Иехошуа произошел разлад, и пророк стремился к примирению и возобновлению сотрудничества двух вождей. Судя по прорицаниям Зхарии и особенно Хаггая (Хаг. 2:20–23), эти пророки и, по-видимому, многие в народе ожидали, что Зрубавел восстановит царство [[Давид|Давида]]. По всей вероятности, эти настроения вызвали у Дария опасения, так как в первые годы его царствования в Персидской империи произошел ряд восстаний подвластных народов (некоторые из них закончились победой восставших); можно предположить, что эти опасения побудили Дария устранить Зрубавела с политической арены.
 +
== Зрубавел в еврейской традиции ==
 +
В еврейской традиции имя Зрубавела прочно связано со строительством Второго храма. Зрубавел фигурирует в [[Аггада|Аггаде]] и [[Апокрифы И Псевдоэпиграфы|Апокрифы и псевдоэпиграфы|апокрифах]]; в средневековом [[ханукка]]льном гимне «Маоз цур», прославляющем избавителей Израиля, «конец Вавилона» ассоциируется с именем Зрубавела.
 +
== Зрубавел в христианской традиции ==
 +
Имя его значится в евангельской «Книге родства», как имя одного из родоначальников Мессии, сына Давидова. О нём упоминается в Евангелии Матфея I, 12 и 13.
 +
 +
 +
{{ElevenCopyRight|11645|ЗРУБАВЕЛ}}
 +
 +
 +
[[Категория:Библейские персонажи]]
[[Категория:Эпоха Второго Храма]]
[[Категория:Эпоха Второго Храма]]
-
 
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
-
 
+
<!--
[[bo:བཟེ་རུ་པ་པེལ། (གསུང་རབ།)]]
[[bo:བཟེ་རུ་པ་པེལ། (གསུང་རབ།)]]
[[ca:Zorobabel]]
[[ca:Zorobabel]]
Строка 44: Строка 58:
{{WikiCopyRight}}
{{WikiCopyRight}}
-
 
+
-->
-
 
+
-
{{checked_final}}
+

Версия 12:09, 17 августа 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья

Зоровавель (ивр. זרובבלЗеруббавель — «семя Вавилона», ассирийско-вавилонское имя) — известный вождь иудеев, под предводительством которого первая партия иудейских пленников вернулась из вавилонского плена на родину.


Зерубавель, Зрубавел (в русской традиции Зоровавель) (ивр. זְרֻבָּבֵל‎) - внук (или внучатый племянник) царя Иехояхина; вместе с Иехошуа, сыном первосвященника Иехоцадака, возглавлял возвращение евреев из пленения вавилонского и руководил строительством Второго храма. Подобно многим еврейским аристократам, близким к вавилонскому двору, носил вавилонское имя (Зер-Бабили — `семя Вавилона`).

Биография

Роль Зрубавела как предводителя возвращавшихся и степень его участия в восстановлении Храма не могут быть воссозданы с полной достоверностью. Дата прибытия Зрубавела в Иерусалим неизвестна: в первой главе книги Эзры, в рассказе о возвращении вавилонских изгнанников после издания Киром соответствующего декрета (538 до н. э.) имя Зрубавела не упомянуто, а возвращение захваченных вавилонянами при разрушении Храма сосудов Кир поручает Шешбаццару, «князю Иудину», который в другом месте (Эз. 5:14) назван пэха (правитель области). Некоторые ученые отождествляют Шешбаццара с Шенаццаром, дядей Зрубавела.

С другой стороны, в третьей главе книги Эзры повествуется о том, что Зрубавел и Иехошуа воздвигли жертвенник, восстановили богослужение и на начальном этапе руководили строительством Храма. Они же отклонили просьбу «врагов Иехуды и Биньямина» (под которыми, по-видимому, подразумеваются самаритяне) участвовать в планируемом строительстве (Эз. 4:1–3). Из-за различных препятствий работы были прекращены и возобновились лишь в 520 г. до н. э. (Эз. 4). В этот период Зрубавел выступает в качестве лидера народа (Эз. 5:1–2) и становится главным героем пророчеств Хаггая и Зхарии, вдохновляющих и призывающих его завершить строительство Храма (Хаг. 1:14–15; Зх. 4:6–10).

Устами пророков провозглашается, что Зрубавел — «печать» в руках Господних, избранник Божий, которому предназначено завершить строительство Храма (Хаг. 2:23; Зх. 4:9). Тогда же (Хаг. 2:21) Зрубавел упоминается как правитель Иудеи, однако неясно, занимал ли он этот пост уже раньше или был назначен вступившим на персидский престол в 521 г. до н. э. Дарием. Ни Зрубавел, ни его сподвижник Иехошуа не упоминаются при описании освящения Храма (Эз. 6:15–22) и не фигурируют в дальнейшем в качестве лиц, занимавших какие-либо официальные должности.

Из аллегорических пророчеств Зхарии (4:10–14; 5) можно заключить, что между Зрубавелом и Иехошуа произошел разлад, и пророк стремился к примирению и возобновлению сотрудничества двух вождей. Судя по прорицаниям Зхарии и особенно Хаггая (Хаг. 2:20–23), эти пророки и, по-видимому, многие в народе ожидали, что Зрубавел восстановит царство Давида. По всей вероятности, эти настроения вызвали у Дария опасения, так как в первые годы его царствования в Персидской империи произошел ряд восстаний подвластных народов (некоторые из них закончились победой восставших); можно предположить, что эти опасения побудили Дария устранить Зрубавела с политической арены.

Зрубавел в еврейской традиции

В еврейской традиции имя Зрубавела прочно связано со строительством Второго храма. Зрубавел фигурирует в Аггаде и Апокрифы и псевдоэпиграфы|апокрифах; в средневековом хануккальном гимне «Маоз цур», прославляющем избавителей Израиля, «конец Вавилона» ассоциируется с именем Зрубавела.

Зрубавел в христианской традиции

Имя его значится в евангельской «Книге родства», как имя одного из родоначальников Мессии, сына Давидова. О нём упоминается в Евангелии Матфея I, 12 и 13.


Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЗРУБАВЕЛ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация