Зехарья (Захария), библейская книга

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat)
Architect1 (Обсуждение | вклад)
Строка 14: Строка 14:
[[Файл:Gustave Doré (1832-1883) - The Bible (1865) - Zechariah 6-5.jpg|thumb]]
[[Файл:Gustave Doré (1832-1883) - The Bible (1865) - Zechariah 6-5.jpg|thumb]]
-
'''Книга пророка Заха́рии''' — часть [[ТаНаХ]]а, предпоследняя из книг Малых пророков.
+
'''Книга пророка Заха́рии''' — часть [[ТаНаХ]]а, предпоследняя из книг[[Малых пророков, библейская книга|Малых пророков]].
-
 
+
-
См. также [[Авторство второй части книги Зехарьи]]
+
== Автор ==
== Автор ==
-
Имени пророка [[Захария (пророк)|Захарии]] (זְכַרְיָה) были подбираемы различные значения; по мнению большинства новейших исследователей, имя Zekharjah обозначает: «(тот, о ком) помнит Бог» (Keif, F. В. Meyer, Bredeukamp, Smith Farrar и др.).
 
-
О времени и месте рождения Захарии, за неимением точных указаний в книгах [[Библия|Свящ. Писания]], приходится довольствоваться лишь более или менее вероятными предположениями. Наиболее принятое у исследователей мнение таково: если во время первосвященства Иисуса дед пророка Аддо был еще представителем своего священнического рода, то следовательно, Захария, при возвращении пленников в Иерусалим в царствование Кира, был сравнительно молодым человеком; а из того обстоятельства, что он, восемнадцать лет спустя, во втором году Дария Гистаспа (519 до н.э.), называет себя naar — юноша (2, 4, ст. 8 масор. т.), это предположение становится еще более вероятным. Отсюда делается такое заключение: пророк родился в Вавилоне незадолго до издания указа Кира и в детском возрасте прибыл в Иерусалим (А. Kohler, Der Weissagungen Sacharjas erste Hallte, Cap. 1-8. Saugen 186f. Ss. 9-10).
+
Автором книги обозначен Пророк Захария (זְכַרְיָה) «(тот, о ком) помнит Бог».
-
Подобно [[Иеремия|Иеремии]] (Иер 1,1) и [[Иезекииль|Иезекиилю]] (Иез 1,3), пророк Захария принадлежал к священническому роду. Св. [[Кирилл Александрийский]] прямо называет Захарию «происходившим от священнической крови, то есть из колена Левиина» (с. 2). большинство новейших толкователей (Kell, Cornill, Pusey, Marti) полагают, что в Неем 12, 4, 16 под Иддо и Захарией разумеются те же самые лица, что и Езд 5, 1 и 6, 14. Отсюда вывод: пророк Захария принадлежал к священническому роду, — следовательно, и сам был священником. Кроме того, Захария был главою своего священнического рода, каковое звание он унаследовал от своего деда Иддо при первосвященнике Иоакиме, сыне Иисуса (Неем 12, 10, 12, 16).
+
Из книги самого Захарии, а также из [[книг Эзры и Нехемии, библейская книга|книг Эзры и Нехемии]], мы можем утверждать, что Захария был современником [[Хагай (Аггей), библейская книга|пророка Хаггая]], [[Зерубавель|Зерубавеля]] и [[Первосвященник Иеhошуа|первосвященника Иеhошуа]]; пережив последнего, он был при его сыне Иоакиме главою своего священнического рода. Начало пророческой деятельности Захарии по данным этих книг определяется достаточно точно; о конце же ее, равно как о времени смерти пророка и месте его погребения, мы не имеем в Танахе никаких указаний.
-
Свое пророческое служение Захария начал отправлять немногим позже Аггея (во второй же год царствования Дария Гистаспа, только два месяца спустя), когда первосвященником был Иисус; при Иисусе Иддо, дед пророка, был еще главою своего рода (Неем 12, 4, 7, 12, 16), следовательно, Захария пророческое служение начал ранее священнического (то есть в качестве главы рода).
+
О его времени и месте рождения нет точныхданных. Наиболее принятое у исследователей мнение таково: если во время первосвященства Иеhошуа, дед пророка Иддо был еще представителем своего священнического рода, то следовательно, Захария, при возвращении пленников в Иерусалим в царствование Кира, был сравнительно молодым человеком; а из того обстоятельства, что он, восемнадцать лет спустя, во втором году Дария Гистаспа (519 до н.э.), называет себя naar юноша (2:8), это предположение становится еще более вероятным. Отсюда делается такое заключение: пророк родился в Вавилоне незадолго до издания указа Кира и в детском возрасте прибыл в Иерусалим <ref>А. Kohler, Der Weissagungen Sacharjas erste Hallte, Cap. 1-8. Saugen 186f. Ss. 9-10</ref>.
-
Первое записанное пророчество Захарии относится, ко второму году Дария Гистаспа. Но на основании Езд 5, 1-2 можно полагать, что он выступил на пророческое служение ранее этого времени; так как переселенцы из Вавилона, именно вследствие пророческих увещаний Аггея и Захарии, приступили к возобновлению храмовой постройки. Но это свидетельство кн. Ездры подтверждается фактически только по отношению к Аггею первою главою его книги; пророческие увещания Захарии соответствующего содержания остались, следовательно, не записанными. Последнее из пророчеств Захарии, имеющих определенное указание времени, относится к девятому месяцу четвертого года Дария (7, 1). Пророчества глав 9-14, таким образом, должны быть отнесены к позднейшему времени; для точного определения всего периода пророческого служения Захарии не представляется возможности, за неимением надежных данных. Можно только утверждать, что это служение Захарии совпадает со временем первоначального устроения иудейской общины, по возвращении из Вавилона, и временем воссоздания храма, или, как выражаются западные ученые (de-Wette, Sellin, Klostermann и др.), — временем реставрации. Сравнительно с пророческою деятельностью Аггея, служение пророка Захарии было продолжительнее, если судить по указаниям книг того и другого пророка.
+
-
В книгах Священного Писания не находим точных и подробных сведений об обстоятельствах жизни и деятельности пророка Захарии. Из книги его имени, а также из книг Ездры и Неемии, мы можем с достаточною ясностью определить только личность пророка и время его жизни и деятельности. Мы можем утверждать, что Захария был современником пророка Аггея, Зоровавеля и первосвященника Иисуса; пережив последнего, он был при сыне его Иоакиме главою своего священнического рода. Начало пророческой деятельности Захарии по данным Писания определяется достаточно точно; о конце же ее, равно как о времени смерти пророка и месте его погребения, мы не имеем в Писании совершенно никаких указаний.
+
Подобно [[Иеремия|Иеремии]] (Иер 1,1) и [[Иезекииль|Иезекиилю]] (Иез 1,3), пророк Захария принадлежал к священническому роду. Захария также был главою своего священнического рода, каковое звание он унаследовал от своего деда Иддо при первосвященнике Иоакиме, сыне Иеhошуа (Неем 12:10).
-
== Общее содержание и разделение книги пророка Захарии ==
+
Первое записанное пророчество Захарии относится ко второму году Дария Гистаспа. Последнее из пророчеств Захарии, имеющих определенное указание времени, относится к девятому месяцу четвертого года Дария (7:1). Пророчества глав 9-14 не имеют хронологических данных. Таким образом,период пророчества Захарии совпадает со временем первоначального устроения еврейской общины по возвращении из Вавилона, и временем воссоздания Храма (или, как выражаются некоторые ученые, — временем реставрации). Оно было параллельно с пророческою деятельностью Хаггая, но при этом было более продолжительным (если судить по указаниям книг этих пророков).
-
Книга пророка Захарии всеми толкователями и исследователями, древними и новыми, держащимися традиций и отрицателями, почти единогласно делится на две части: первая заключает в себе восемь начальных глав, вторая последние шесть.
+
-
'''Первая часть''', в которой содержатся откровения пророку, бывшие во второй и четвертый годы царствования Дария Гистаспа (1,17; 7,1), в свою очередь, может быть разделена на три отдела. Отдел первый (1,16) заключает вступительное увещание к обращению от злых путей к Богу, с указанием на бедствия, которым подверглись предки современников пророка за их нераскаянность, и на непреложность божественных определений. Второй отдел (1,7-6,15) состоит из описания восьми пророческих видений и заключающего их символического действия. В третьем отделе, содержащем в себе две главы (7 и 8), пророк предлагает от имени Божия разрешение вопроса касательно соблюдения постов, установленных в память разрушения Иерусалима и храма, с присовокуплением увещаний и обетований, предложенных народу по повелению Божию.
+
== Общий характор книги ==
-
'''Вторая часть''' книги пророка Захарии содержит в себе изображение будущих судеб мира вообще и Царства Божия в частности; эту вторую половину книги можно разделить на два пророчества, начинающаяся одинаково словами: massa debhar tehova; обозначений времени получения откровений и имени пророка во второй части книги нет. Первое пророчество, изреченное на землю Хадрах, изображает борьбу между языческим миром и Израилем и уничтожение власти язычников; а второе пророчество (об Израиле) рисует картины будущего славного состояния избранного народа, когда он очищенный бедствиями, горько оплакав свои преступления и освободившись от недостойных членов, достигнет высокой степени святости и славы. Каждое из двух пророчеств может быть, в свою очередь, разделено на две половины и разделение всей второй части будет таково: отдел первый первого пророчества — гл. 9 и 10, отдел второй — гл. 11; отдел первый второго пророчества — гл. 12,1-13,6, отдел второй — с 13,7 до конца.
+
Захария стремится приободрить строителей Храма и весь народ в трудную пору восстановления общины после Вавилонского плена; вместе с тем, он старается рассеять ложное мнение о праведности и богоугодности освобожденных из плена и о непосредственной близости мессианских времен. Пророк подчеркивает, что будущее Царство Мессии  осуществиться лишь  после долгой борьбы с язычеством, после неоднократных падений самого еверйского народа; действия Провидения, ведущие народ к предназначенной ему цели, будут выражаться в чудесной помощи сынам Израиля в борьбе с язычеством, с одной стороны, и в тяжких наказаниях за грехи их самих, с другой; причем язычники служат орудием в руках Бога для наказания сынов Израиля.
-
== Цель написания книги ==
+
== Первая часть книги пророка Захарии ==
-
Обращаясь к вопросу и цели написания книги пророка Захарии, необходимо прежде всего отметить намерение автора ободрить строителей храма и весь народ в трудную для него пору восстановления общины после плена; вместе с тем, пророк старается рассеять ложное мнение о праведности и богоугодности освобожденных из плена сынов преступного народа и о непосредственной близости мессианских времен. Для достижения этих целей, пророк изображает будущее Царство Мессии и вообще славную судьбу народа Божия, как имеющие осуществиться после долгой борьбы с язычеством, после неоднократных падений самого избранного народа; действия Промысла, ведущие избранный народ к предназначенной ему цели, будут выражаться в чудесной помощи сынам Израиля в борьбе с язычеством, с одной стороны, и в тяжких наказаниях за грехи их самих, с другой; причем язычники служат орудием в руках Божиих для наказания сынов народа Божия, как и во времена минувшие.
+
-
Частные поводы написания можно указать разве для двух отделов: 6,9-15 и 7-8. Внешним поводом для написания 6,9-15 послужило прибытие в Иерусалим Хелдая со спутниками из Вавилона, с дарами для храма. Главы 7 и 8 написаны по случаю возбужденного некоторою частью иудеев вопроса об уместности соблюдения установленных в память разрушения Иерусалима и храма постов, при изменившихся обстоятельствах.
+
Книга пророка Захарии делится на две части: главы  1-8 и главы 9-14.
-
{{Также|Авторство второй части книги Зехарьи}}
+
'''Первая часть''', в которой содержатся откровения пророку, бывшие во второй и четвертый годы царствования Дария Гистаспа (1:7; 7:1), в свою очередь, может быть разделена на три раздела. Первый  раздел(1:1-6) заключает вступительное увещание к обращению от злых путей к Богу, с указанием на бедствия, которым подверглись предки современников пророка за их нераскаянность, и на непреложность божественных определений. Второй раздел (1:7-6:15) состоит из описания восьми пророческих видений и заключающего их символического действия. В третьем разделе, содержащем в себе две главы (7 и 8), пророк предлагает от имени Бога разрешение вопроса о соблюдении постов, установленных в память разрушения Иерусалима и Храма, а также Божественных увещеваний и обетований.
-
== Источник ==
+
-
''В данной статье использовались материалы из «Толковой Библии» под ред. А. П. Лопухина (1904—1913 гг.)''
+
-
== Литература ==
+
Конкретным поводом написания  для написания отрывка 6:9-15 послужило прибытие в Иерусалим Хелдая со спутниками из Вавилона, с дарами для храма. Главы 7 и 8 написаны ввиду обсуждения в еврейском народе вопроса об уместности соблюдения установленных в память разрушения Иерусалима и Храма постов, при изменившихся обстоятельствах.
-
Толкования западных ученых на кн. пророка Захарии, вышедшие до начала XVIII в., указаны у Карпцова<ref name="Карпцов">(Carpzovius) a Introductia ad libros propheticos Bibliorum Veteris Testamenti, Lipsiae, MDCCXXXI. Pp. 451—452</ref> — под тремя рубриками: лютеранские, католические и реформатские. Позднейшие исагогические и экзегетические пособия до конца XIX в. перечисляются у Рейнке<ref name="Рейнке">Рейнке, Ss. 32-34</ref>, де Ветте<ref name="Wette">W. M. L de Wette, Lehrbuch der historisch — kritischen Einleitung in die kanonischen und apokryphischen Bucher des Alien Testaments… Berlin, 1869. S. 47:5</ref>, Бахмана<ref name="Bachmann">Dr. Ioh. Bachmann’s Preparationen und Commentate zu den geleseusten Buchem des alien Testaments. Kleine Propheten. Heft 11: Sacharja. Berlin 1896. Ss. 7:9-60</ref> и Новака<ref name="Nowack">Die Kleinen Propheten ubersetzt und erklert Von D. W. Nowack. Gettingen 1897. S. 316</ref>. В настоящем (XX) столетии на Западе появилось уже немало истолковательных трудов на пророка Захарию. Таковы:
 
-
*А. von. Hoonacker, Les chapitres IX—XIV du livre de Zacharie (Revue biblique internationale. 1902. Pp. 161—183 et 347:-37:8);
 
-
*F. С. Eiselen, Commentary on The OldTesiament. Vol. IХ — the Minor Prophets. New York, 1907. Pp. 57:1-686;
 
-
*Perowne, The Books of Haggai and Zehhariah. Cambridge, 1908 (First Edition 1886);
 
-
*K. A. Leimbach. Die Weissagungen der Propheten Joel, Abdias, lonas, Nahum, Habakuk, Sophonias, Aggдus, Zacharias und Malachias. Fulda, 1908 Ss. 125-17:9;
 
-
*E. F. Stroter, Die Nachtgesichte des Propheten Sacharja. Bremen, 1908;
 
-
*A. Maclaren, The Books of Ezekiel, Daniel and the minor Prophets. London. MCMVIII. Pp. 264—322.
 
-
На русском языке следует отнести: Комментарий на книгу Захарии Иринея (Клементьевского), архиеп. Псковского; Палладия, еп. Сарапульского (Толкование на книги св. пророков Захария и Малахия). И. Самборского (Чтен. в Общ. Любит. Духовн. Просв. 187:2, Xl-XII, с. 205—283: «О книге пророка Захарии»); [[Иоанн (Смирнов)|Иоанна (Смирнова)]], архиеп. Рязанского (Пророки: Аггей, Захария, Малахия. Рязань, 1872). Вопросу о подлинности второй части (гл. IX—XIV посвящено небольшое исследование Д. Богородского (Вильна, 1886). — Кроме того, на русском языке имеется «Краткое объяснение двенадцати последних пророческих книг Ветхого Завета» Фридриха Ружемонта, переведенные с французского (СПб, 1880).
 
-
{{bible-stub}}
+
== Вторая часть книги пророка Захарии и проблема ее авторства==
 +
 
 +
'''Вторая часть''' книги пророка Захарии (главы 9 – 14) содержит в себе изображение будущих судеб мира вообще и мессианских времен в частности; во второй части книги нет обозначений времени получения откровений и имени пророка.
 +
Вторую половину книги Захарии можно разделить на два пророчества (главы 9-11 и главы12-14), начинающаяся одинаково словами: «massa devar YHWH» - «Пророческое слово Господа».  (Каждое из этих двух пророчеств может быть, в свою очередь, разделено на две половины: первое пророчество на  гл. 9-10 и гл. 11; второе пророчестве на 12:1-13:6 и на 13:7-14:21).
 +
 
 +
Первое пророчество, изреченное на землю Хадрах, изображает борьбу между языческим миром и Израилем и уничтожение власти язычников; а второе пророчество (об Израиле) рисует картины будущего состояния избранного народа, когда он очищенный бедствиями, достигнет высокой степени святости и славы.
 +
 
 +
Ввиду существенного отличия стиля этих глав от первой половины Книги Захарии, направление «библейской критики» начиная с 17 в. стало выражать все большее сомнение в их подлинности <ref name="Marti">К. Marti. Dodekapropheton. Tubiugen 1904. S. 391</ref>. Для христианских ученых дополнительным поводом для отделения последних шести глав было то обстоятельство, что в евангелии от Матфея (27:9) цитата из Захарии  11:12 приведена со ссылкой не на Захарию, а на Иеремию.
 +
 
 +
Содержание двух частей Книги Захарии существенно отличается. В первой части, состоящей, главным образом, из видений, пророка сосредоточен на построении Храма и на главных деятелях того времени, Зерубавеле и первосвященнике Иеhошуа. В последних шести главах видения отсутствуют, в них совсем не упоминаются первосвященник Иеhошуа и Зерубавеле, ничего не говорится и о храмовой постройке. Здесь речь о низвержении враждебной еврейскому народу мировой державы, добром и негодном пастыре, о великом преступлении народа и его раскаянии и всеобщем освящении. Ангелы и злой дух, о которых говорится в видениях первой части, также не встречаются во второй части книги.
 +
Язык и стиль второй части также существенно отличаются от первой. Первая часть, как правило, написана прозой, вторая — поэтическим языком; в первой части каждый самостоятельный отрывок начинается с краткой вводной формулы, во второй они отсутствуют. Во второй части не упоминается имя пророка, и ни разу не обозначено время сообщения пророку откровений. Во второй части встречается сравнительно большее количество арамеизмов, могущих указывать на ее более позднее происхождение.
 +
 
 +
Противники отнесения второй части книги Захарии иному автору считают, что различие между двумя частями не настолько велико, чтобы можно было на этом основании исключить возможность единого авторства. Вторая часть не содержит видений; но и в первой части довольно значительные отрывки (гл. 7-8) представляют собой повествование, а не видение; символическому действию, описанному в первой части, во второй части соответствуют символические действия в 9:4-17. Добрые и злые духи не являются действующими лицами и не упоминаются во второй части, но о них нет речи и в гл. 7-8; с другой стороны, в Зах. 12:8 упомянуто об «Ангеле Господа», а в Зах. 14:5,о «святых» которых также многие комментаторы относят к ангелам. Несоответствие содержания второй части Захарии историческим обстоятельствам также не может быть достоверно показано.
 +
 
 +
В итоге,  скрупулезный анализ второй части книги Захарии приводит к выводу о том, что трудно, если вообще возможно, вынести окончательное суждение о ее авторстве. У каждой из полемизирующей сторон есть сильные аргументы в пользу своей позиции, но в такой же мере обнаруживаются и слабые места в предлагаемой ими модели.
 +
 
 +
== Сноски ==
 +
<references/>
 +
 
{{Книги ТаНаХа}}
{{Книги ТаНаХа}}
{{Библейские пророки|Письменные}}
{{Библейские пророки|Письменные}}
[[Категория:Книги ТаНаХа]]
[[Категория:Книги ТаНаХа]]
[[Категория:Книги по алфавиту]]
[[Категория:Книги по алфавиту]]
-
<references />
+
 
{{checked_final}}
{{checked_final}}

Версия 23:11, 9 июня 2011

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман



Книга пророка Заха́рии — часть ТаНаХа, предпоследняя из книгМалых пророков.

Содержание

Автор

Автором книги обозначен Пророк Захария (זְכַרְיָה) «(тот, о ком) помнит Бог».

Из книги самого Захарии, а также из книг Эзры и Нехемии, мы можем утверждать, что Захария был современником пророка Хаггая, Зерубавеля и первосвященника Иеhошуа; пережив последнего, он был при его сыне Иоакиме главою своего священнического рода. Начало пророческой деятельности Захарии по данным этих книг определяется достаточно точно; о конце же ее, равно как о времени смерти пророка и месте его погребения, мы не имеем в Танахе никаких указаний.

О его времени и месте рождения нет точныхданных. Наиболее принятое у исследователей мнение таково: если во время первосвященства Иеhошуа, дед пророка Иддо был еще представителем своего священнического рода, то следовательно, Захария, при возвращении пленников в Иерусалим в царствование Кира, был сравнительно молодым человеком; а из того обстоятельства, что он, восемнадцать лет спустя, во втором году Дария Гистаспа (519 до н.э.), называет себя naar — юноша (2:8), это предположение становится еще более вероятным. Отсюда делается такое заключение: пророк родился в Вавилоне незадолго до издания указа Кира и в детском возрасте прибыл в Иерусалим [1].

Подобно Иеремии (Иер 1,1) и Иезекиилю (Иез 1,3), пророк Захария принадлежал к священническому роду. Захария также был главою своего священнического рода, каковое звание он унаследовал от своего деда Иддо при первосвященнике Иоакиме, сыне Иеhошуа (Неем 12:10).

Первое записанное пророчество Захарии относится ко второму году Дария Гистаспа. Последнее из пророчеств Захарии, имеющих определенное указание времени, относится к девятому месяцу четвертого года Дария (7:1). Пророчества глав 9-14 не имеют хронологических данных. Таким образом,период пророчества Захарии совпадает со временем первоначального устроения еврейской общины по возвращении из Вавилона, и временем воссоздания Храма (или, как выражаются некоторые ученые, — временем реставрации). Оно было параллельно с пророческою деятельностью Хаггая, но при этом было более продолжительным (если судить по указаниям книг этих пророков).

Общий характор книги

Захария стремится приободрить строителей Храма и весь народ в трудную пору восстановления общины после Вавилонского плена; вместе с тем, он старается рассеять ложное мнение о праведности и богоугодности освобожденных из плена и о непосредственной близости мессианских времен. Пророк подчеркивает, что будущее Царство Мессии осуществиться лишь после долгой борьбы с язычеством, после неоднократных падений самого еверйского народа; действия Провидения, ведущие народ к предназначенной ему цели, будут выражаться в чудесной помощи сынам Израиля в борьбе с язычеством, с одной стороны, и в тяжких наказаниях за грехи их самих, с другой; причем язычники служат орудием в руках Бога для наказания сынов Израиля.

Первая часть книги пророка Захарии

Книга пророка Захарии делится на две части: главы 1-8 и главы 9-14.

Первая часть, в которой содержатся откровения пророку, бывшие во второй и четвертый годы царствования Дария Гистаспа (1:7; 7:1), в свою очередь, может быть разделена на три раздела. Первый раздел(1:1-6) заключает вступительное увещание к обращению от злых путей к Богу, с указанием на бедствия, которым подверглись предки современников пророка за их нераскаянность, и на непреложность божественных определений. Второй раздел (1:7-6:15) состоит из описания восьми пророческих видений и заключающего их символического действия. В третьем разделе, содержащем в себе две главы (7 и 8), пророк предлагает от имени Бога разрешение вопроса о соблюдении постов, установленных в память разрушения Иерусалима и Храма, а также Божественных увещеваний и обетований.

Конкретным поводом написания для написания отрывка 6:9-15 послужило прибытие в Иерусалим Хелдая со спутниками из Вавилона, с дарами для храма. Главы 7 и 8 написаны ввиду обсуждения в еврейском народе вопроса об уместности соблюдения установленных в память разрушения Иерусалима и Храма постов, при изменившихся обстоятельствах.


Вторая часть книги пророка Захарии и проблема ее авторства

Вторая часть книги пророка Захарии (главы 9 – 14) содержит в себе изображение будущих судеб мира вообще и мессианских времен в частности; во второй части книги нет обозначений времени получения откровений и имени пророка. Вторую половину книги Захарии можно разделить на два пророчества (главы 9-11 и главы12-14), начинающаяся одинаково словами: «massa devar YHWH» - «Пророческое слово Господа». (Каждое из этих двух пророчеств может быть, в свою очередь, разделено на две половины: первое пророчество на гл. 9-10 и гл. 11; второе пророчестве на 12:1-13:6 и на 13:7-14:21).

Первое пророчество, изреченное на землю Хадрах, изображает борьбу между языческим миром и Израилем и уничтожение власти язычников; а второе пророчество (об Израиле) рисует картины будущего состояния избранного народа, когда он очищенный бедствиями, достигнет высокой степени святости и славы.

Ввиду существенного отличия стиля этих глав от первой половины Книги Захарии, направление «библейской критики» начиная с 17 в. стало выражать все большее сомнение в их подлинности [2]. Для христианских ученых дополнительным поводом для отделения последних шести глав было то обстоятельство, что в евангелии от Матфея (27:9) цитата из Захарии 11:12 приведена со ссылкой не на Захарию, а на Иеремию.

Содержание двух частей Книги Захарии существенно отличается. В первой части, состоящей, главным образом, из видений, пророка сосредоточен на построении Храма и на главных деятелях того времени, Зерубавеле и первосвященнике Иеhошуа. В последних шести главах видения отсутствуют, в них совсем не упоминаются первосвященник Иеhошуа и Зерубавеле, ничего не говорится и о храмовой постройке. Здесь речь о низвержении враждебной еврейскому народу мировой державы, добром и негодном пастыре, о великом преступлении народа и его раскаянии и всеобщем освящении. Ангелы и злой дух, о которых говорится в видениях первой части, также не встречаются во второй части книги. Язык и стиль второй части также существенно отличаются от первой. Первая часть, как правило, написана прозой, вторая — поэтическим языком; в первой части каждый самостоятельный отрывок начинается с краткой вводной формулы, во второй они отсутствуют. Во второй части не упоминается имя пророка, и ни разу не обозначено время сообщения пророку откровений. Во второй части встречается сравнительно большее количество арамеизмов, могущих указывать на ее более позднее происхождение.

Противники отнесения второй части книги Захарии иному автору считают, что различие между двумя частями не настолько велико, чтобы можно было на этом основании исключить возможность единого авторства. Вторая часть не содержит видений; но и в первой части довольно значительные отрывки (гл. 7-8) представляют собой повествование, а не видение; символическому действию, описанному в первой части, во второй части соответствуют символические действия в 9:4-17. Добрые и злые духи не являются действующими лицами и не упоминаются во второй части, но о них нет речи и в гл. 7-8; с другой стороны, в Зах. 12:8 упомянуто об «Ангеле Господа», а в Зах. 14:5,о «святых» которых также многие комментаторы относят к ангелам. Несоответствие содержания второй части Захарии историческим обстоятельствам также не может быть достоверно показано.

В итоге, скрупулезный анализ второй части книги Захарии приводит к выводу о том, что трудно, если вообще возможно, вынести окончательное суждение о ее авторстве. У каждой из полемизирующей сторон есть сильные аргументы в пользу своей позиции, но в такой же мере обнаруживаются и слабые места в предлагаемой ими модели.

Сноски

  1. А. Kohler, Der Weissagungen Sacharjas erste Hallte, Cap. 1-8. Saugen 186f. Ss. 9-10
  2. К. Marti. Dodekapropheton. Tubiugen 1904. S. 391
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация