Зиммель, Георг

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 20:03, 30 апреля 2012; Марк (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Текст унаследован из Википедии
Георг Зиммель
Georg Simmel
Файл:Simmel 01.JPG
Дата рождения:

1.03.1858

Место рождения:

Берлин

Дата смерти:

28.9.1918

Место смерти:

Страсбург

Школа/традиция:

философия жизни

Основные интересы:

философия культуры, социология

Значительные идеи:

конфликтология

Георг Зи́ммель (нем. Georg Simmel, 1 марта 1858, Берлин — 28 сентября 1918, Страсбур) — немецкий философ и социолог, один из главных представителей поздней «философии жизни». Разрабатывал преимущественно проблемы философии культуры и социологии.

Содержание

Биография

Окончив Берлинский университет, более 20 лет преподавал там. Из-за антисемитских настроений начальства карьера складывалась не очень удачно. Долгое время служил на низкой должности приват-доцента, хотя и пользуясь популярностью среди слушателей и поддержкой таких учёных, как Макс Вебер и Генрих Риккерт. Внештатный профессор с 1901, штатный сотрудник провинциального Страсбургского университета (1914), где оказался в изоляции от берлинской научной среды, а с начала Первой мировой войны в том же году этот университет прекратил деятельность. Незадолго до конца войны Зиммель умер в Страсбурге от рака печени.

Философские идеи

Как философа Зиммеля обычно относят к академической ветви «философии жизни», в его работах есть также черты неокантианства (его диссертация посвящена Канту). Автор работ по философии истории, этике, в последний период работал над трудами по эстетике и философии культуры. В социологии Зиммель — создатель теории социального взаимодействия. Зиммеля относят к основоположникам конфликтологии (см. также теория социального конфликта).

По Зиммелю, жизнь есть поток переживаний, но сами эти переживания культурно-исторически обусловлены. Как процесс непрерывного творческого становления, жизненный процесс неподвластен рассудочно-механическому познанию. Только через непосредственное переживание событий истории, многообразных индивидуальных форм реализации жизни в культуре и интерпретацию на основе этого переживания прошлого можно постичь жизнь. Исторический процесс, по Зиммелю, подчиняется «судьбе», в отличие от природы, в которой господствует закон причинности. В этом понимании специфики гуманитарного знания Зиммель близок выдвинутым Дильтеем методологическим принципам.

Формальная социология

Чистая (формальная) социология изучает формы обобществления, которые существуют в любом из исторически известных обществ, относительно устойчивые и повторяющиеся формы межчеловеческих взаимодействий. Формы социальной жизни — это господство, подчинение, соперничество, разделение труда, образование партий, солидарность и т. д. Все эти формы воспроизводятся, наполняясь соответствующим содержанием, в различного рода группах и социальных организациях, как государство, религиозное общество, семья, экономическое объединение и т. д. Зиммель считал, что чистые формальные понятия имеют ограниченную ценность, а сам проект Ф. с. лишь тогда может быть реализован, когда эти выявленные чистые формы социальной жизни будут наполнены историческим содержанием.

Основные формы социальной жизни

Файл:Georg-Simmel-1914.jpg
Фото 1914 года
  1. Социальные процессы — к ним относят постоянные, независимые от конкретных обстоятельств их реализации явления: подчинение, господство, соревнование, примирение, конфликт и т. д. Образцом может служить такое явление, как мода. Мода предполагает и подражание, и индивидуализацию личности. Человек, следующий моде, одновременно отличает себя от других и утверждает свою принадлежность к определенной группе.
  2. Социальный тип (например, циник, бедняк, аристократ, кокетка).
  3. «Модели развития» — универсальный процесс расширения группы с усилением индивидуальности её членов. По мере роста численности, члены группы все меньше и меньше становятся похожими друг на друга. Развитие индивидуальности сопровождается уменьшением сплоченности группы и её единства. Исторически развивается в сторону индивидуальности за счет утраты индивидами их уникальных социальных характеристик.

Классификация форм социальной жизни по степени их удаленности от непосредственного потока жизни:

  1. Ближе всего к жизни находятся спонтанные формы: обмен, личная склонность, подражание, поведение толпы и др.
  2. Несколько далее от потока жизни, то есть от общественных содержаний, стоят такие устойчивые и независимые формы, как экономические и пр. формы государственно-правовых организаций.
  3. Наибольшую дистанцию от социальной жизни сохраняют формы «игровые». Это чистые формы социации, представляющие собой не просто мыслительную абстракцию, а реально встречающиеся в социальной жизни формы: «старый режим», то есть политическая форма, пережившая свое время и не удовлетворяющая запросам участвующих индивидов; «наука для науки», то есть знания, оторванные от потребностей человечества, переставшие быть «орудием в борьбе за существование».

Формы социации абстрагировались Зиммелем от соответствующего содержания для того, чтобы выработать «опорные пункты» научного анализа. Через создание научно обоснованных понятий Зиммель видел путь к утверждению социологии как самостоятельной науки. Научно обоснованные понятия прежде всего должны отражать действительность, и методологическая ценность их в том, насколько они способствуют пониманию и упорядочению теоретически важных аспектов различных социальных процессов и социально-исторической жизни в целом.

Основные труды

  • Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования (1890).
  • Проблемы философии истории (1892—1893)
  • Введение в этику (1892—1893).
  • Философия денег (1900)
  • Большие города и духовная жизнь (1903)
  • Философия моды (1905)
  • Кант и Гёте (1906)
  • Религия (1906)
  • Шопенгауэр и Ницше (1907)
  • Социология. Исследование форм обобществления (1908)
  • Философия культуры (1911)
  • Гёте (1913)
  • Проблема исторического времени (1916)
  • Рембрандт (1916)
  • Фундаментальные вопросы социологии (1917)
  • Конфликт современной культуры (1918)

Публикации трудов на русском языке

  • Георг Зиммель. Избранное. - М.: Юрист, 1996.
    • Том 1. Философия культуры — М.: Юрист, 1996 — 671 с. — ISBN 5-7357-0052-9
    • Том 2. Созерцание жизни — М.: Юрист, 1996, — 607 с. — ISBN 5-7357-0175-4

Литература

Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме
Георг Зиммель

См. также

  • Социальное пространство






bg:Георг Зимел bn:গেয়র্গ জিমেল ca:Georg Simmel cs:Georg Simmel da:Georg Simmeleo:Georg Simmelfa:گئورگ زیمل fi:Georg Simmelhr:Georg Simmel id:Georg Simmelja:ゲオルク・ジンメル kk:Георг Зиммель ko:게오르크 지멜 la:Georgius Simmel nl:Georg Simmel no:Georg Simmel pl:Georg Simmel pt:Georg Simmel sah:Зиммель Георг sk:Georg Simmel sl:Georg Simmel sr:Георг Зимел sv:Georg Simmel tr:Georg Simmelvi:Georg Simmel zh:格奥尔格·齐美尔 zh-min-nan:Georg SimmelУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация