Зорн, Джон
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Текст унаследован из Википедии | |
Джон Зорн | |
Файл:John Zorn.jpg | |
Полное имя |
John Zorn |
---|---|
Дата рождения |
2 сентября 1953 (70 лет) |
Место рождения | |
Страна | |
Профессии |
композитор |
Жанры |
джаз |
Псевдонимы |
Dekoboko Hajime |
Коллективы |
Naked City |
Сотрудничество |
Фред Фрит |
Лейблы |
Tzadik |
http://tzadik.com |
Джон Зорн (англ. John Zorn; р. 2 сентября 1953, Квинс, Нью-Йорк) — американский композитор-авангардист, саксофонист, музыкальный продюсер, основатель лейбла Tzadik и движения еврейской авангардной музыки Radical Jewish Culture. Один из лидеров современного музыкального авангарда.
Творчество Зорна отличает удивительное жанровое разнообразие: в его арсенале работы в джазовой стилистике, сочинения академической авангардной музыки, сочетания хардкора, клезмерской музыки и свинга, сладжа и нойза, электро-акустические эксперименты, неидиоматическая импровизация.
Содержание |
Биография
Джон Зорн родился в Нью-Йорке в семье парикмахера и преподавательницы[1]. В детстве он получал уроки фортепиано, в 10 лет освоил гитару и флейту, а в 14 лет открыл для себя классическую музыку и начал сочинять[2]. Благодаря разнообразию музыкальных вкусов отца, матери и старшего брата композитора он с самого детства слышал множество музыкальных произведений различных стилей; более того, по некоторым сведениям, Зорн в молодости играл на басу в сёрф-роковой группе и находился под влиянием The Doors[1].
В 1971-73 гг. Зорн учился в Attended Webster College (Сент-Луис, Миссури), где открыл для себя авангардный джаз; особенно сильно повляло на него творчество Энтони Брэкстона. Он начал играть на саксофоне, бросил колледж и переселился на Манхэттен, где быстро влился в авангардно-джазовую тусовку. К этому времени относится сочинение импровизационных пьес, в которых свобода музыканта ограничивалась неким предварительно заданным набором правил (Lacrosse, Hockey, Archery, Pool)[1]. Это «полуподпольное» существование продолжалось примерно до начала 80-х годов, когда был подписан контракт с лейблом Elektra/Nonesuch.
В конце 1980-х — середине 1990-х годов Зорн часто посещает Японию, сотрудничает с радикальными японскими музыкантами, наиболее известен среди которых Ямацука Ай, пишет музыку к порнографическим фильмам и мультипликационным сериалам японских режиссёров. К этому времени относится существование проекта Naked City.
В 1993 году создан проект «Masada».
В 2006 г. Зорн стал лауреатом премии фонда МакАртуров[3].
Проекты Джона Зорна
Naked City
Naked City — первый проект Зорна, получивший широкую известность на джазовой сцене. В рамках этого проекта в основном исполнялись произведения джазовых и классических композиторов, а также «хардкорные миниатюры», созданные под влиянием грайндкора. Кроме того, проводились эксперименты по сочетанию эмбиента и метала.
Painkiller
В 1991 года вместе с басистом Биллом Ласвеллом и лучшим барабанщиком грайнд-кора Миком Харрисом Зорн создал ансамбль Painkiller, объединивший радикальный грайнд-кор с авант-джазом и авант-роком с использованием элементов даба и эмбиента.
Masada
С созданием в 1994 году группы Masada к Зорну пришла широкая известность в джазовых кругах. Музыка этого коллектива представляет собой сочетание фри-джаза и клезмера. Зорном была написана т. н. «Masada Songbook» — сборник из около 200 клезмерских мелодий, послуживших основой для импровизаций Masada. Классический состав Masada был основан на составе легендарного квартета Орнетта Коулмана.
Музыка к кинофильмам
Зорн написал музыку к множеству кинофильмов. Новаторский талант Зорна проявился и в причудливом объединении традиций еврейской и японской музыки с самыми радикальными современными экспериментами.
- Filmworks 1986—1990 (1997)
- Filmworks II: Music for an Untitled Film by Walter Hill (1996)
- Filmworks III: 1990—1995 (1997)
- Filmworks IV: S&M (1997)
- Filmworks V: Tears of Ecstasy (1996)
- Filmworks VI: 1996 (1996)
- Filmworks VII: Cynical Hysterie Hour (1997)
- Filmworks VIII: 1997 (1998)
- Filmworks IX: Trembling Before G-D (2000)
- Filmworks X: In The Mirror of Maya Deren (2001)
- Filmworks XI: Under the Wing (2002)
- Filmworks XII: Three Documentaries (2002)
- Filmworks XIII: Invitation to a Suicide (2002)
- Filmworks XIV: Hiding and Seeking (2003)
- Filmworks XV: Protocols of Zion (2005)
- Filmworks XVI: Workingman’s Death (2005)
- Filmworks XVII: Notes on Marie Menken/Ray Bandar: A Life with Skulls (2006)
- Filmworks XVIII: The Treatment (2006)
- Filmworks XIX: The Rain Horse (2008)
- Filmworks XX: Sholem Aleichem
- Filmworks XXI: Belle de Nature/The New Rijksmuseum
Академическая музыка
Зорн написал множество произведений для камерных оркестров, в основном в жанре минимализма.
Большое внимание в творчестве Зорна уделено музыке для реальных (Filmworks VII) или воображаемых (Cat O’Nine Tails, For Your Eyes Only, Carny) мультфильмов. Эта грань творчества композитора связана с его интересом к музыке Карла Сталлинга — человека, сформировавшего каноны мультипликационной музыки с её иллюстративностью, неожиданными сменами ритма и темы и заимствованием музыкальных тем из современной массовой культуры.
Зорн[4]:
Когда я учился в колледже Сент-Луиса, я работал над диссертацией о музыке Карла Сталлинга, который писал для киностудии Warner Bros. Этот человек — действительно гений. Когда вы слушаете его музыку, абстрагируясь от мультфильмов, она изумительна. Это были 1940-е годы, период расцвета Warner Bros. Я думаю, что они совершили невероятный прыжок в технологиях кино.
Экспериментальная музыка
Музыкальные эксперименты Зорна посвящены в основном построению импровизационных систем и «игре в музыку». Наиболее известным примером такого рода проектов является проект «Cobra», посвящённый управляемой импровизации. При исполнении дирижёр (обычно сам Зорн) показывает музыкантам, в какую сторону необходимо развивать импровизацию, с помощью специальных карточек.
Moonchild
Последним на данный момент проектом Зорна является Moonchild Trio (неофициальное название по названию первого альбома), музыка которого посвящена исследованию тёмной стороны человеческого сознания и базируется на творчестве таких мастеров, как Антонен Арто, Алистер Кроули и Эдгард Варез.
Состав
- Джон Зорн — дирижёр
- Майк Паттон — голос
- Тревор Данн — бас
- Джой Бэрон — ударные
Дискография
- Moonchild: Songs Without Words (2006)
- Astronome (2006)
- Six Litanies for Heliogabalus (2007, при участии Марка Рибо, Джейми Сафта, женского хора и самого Зорна)
Tzadik
Джон Зорн — исполнительный продюсер рекорд-лейбла «Цадик» (Tzadik), основанного в 1995 году. Лейбл предоставляет площадку для самовыражения молодым еврейским и авангардным музыкантам. Музыкант получает возможность издать свой альбом, если его музыка заинтересует Зорна. Кроме того, лейбл осуществляет выпуск и издание альбомов самого Зорна.
Источники
Ссылки
Зорн, Джон на Викискладе? |
- Музыка радикальной еврейской культуры Джона Зорна Михаэля Дорфмана
- Рекорд-лейбл «Цадик»
- Неполная дискография Зорна
- Art of the States: John Zorn
- Биография и дискография Джона Зорна Скотта Мейкранца
- Джон ЗОРН: монолог музыканта
- неофициальный сайт Джона Зорна
- обсуждение творчества Джона Зорна на Джазовом форуме
- Деконструкция в музыке Марселя Кобуссена — интерактивная диссертация о музыкальном деконструктивизме Джона Зорна и др.
bg:Джон Зорн ca:John Zornfi:John Zorngl:John Zornja:ジョン・ゾーン la:Ioannes Zorn nl:John Zorn pl:John Zorn pt:John Zorn sv:John Zorn
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.