Иегуда Хасид из Регенсбурга

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Текст унаследован из Википедии


Иегуда Хасид из Регенсбурга (ивр. יהודה החסיד‎, «Иуда Благочестивый»), род. в 1140 в Шпайере, ум. в 1217 в Регенсбурге, основоположник направления «хасидей ашкеназ», еврейского мистического движения в средневековой Германии.

Движение «хасидей ашкеназ» (хасидим ришоним) отличается от обычного каббалистического мистицизма, поскольку сосредотачивается на особых молитвах и этическом поведении. Йегуда Хасид поселился в Регенсбурге в 1195. Наиболее его известные труды — «Сефер хасидим» (книга благочествых) и «Сефер а-Кавод» (Книга славы), последняя была утрачена и известна по цитатам из других авторов. Наиболее известные ученики р. Йегуды — р. Элазар бен Йеуда из Вормса (Рокеах) и р. Моше бен Яаков.

Биография

Р. Йегуда а-Хасид происходил из древнего рода каббалистов. Его отцец, р. Шмуэль Хасид (Шмуэль Кадош) возглавлял дом учения в Шпеере, а его дедушка р. Клонимус был выдающимся мудрецом и меценатом. После переезда в Регенсбург основал там дом учения, где воспитал ряд известных еврейских мудрецов. Оставил одного сына — р. Моше Звалтмана. Внук р. Йеуды — р. Элазар, сын р. Моше а-Даршана.


Труды

«Сефер-хасидим», традиционно приписываемая р. Йеуда а-Хасиду, состоит из трех отдельных книг (во многих издания включается также четвертая книга без названия и пятая книга — комментарий на Мишлей):


1. «Сефер а-Йира» (книга трепета) — занимается этическими вопросами Богобоязненности;

2. «Сефер а-Тшува» (книга раскаяния), занимается раскаянием и искуплением грехов;

3. «Сефер-хасидим» — основное сочинение.

Сефер хасидим занимается вопросами этики и повседневной жизни: отношениям с местным населением, торговле и т. п. Рассматриваются смысл и правила соблюдения различных заповедей.

Завещание р. Йеуды а-Хасида, обычно издается в начале «Сефер хасидим» — представляет собой мистические дополнительные запретительные указания, касающиеся различных аспектов повседневной жизни и имеющее ряд дополнений, добавленных другими хасидей ашкеназ. При этом ряд запретов касается не всех евреев, а только потомков р. Йеуды. Запреты, содержащиеся в «завещании» во многом напоминают суеверия, однако, как правило, имеют под собой каббалистическое основание.

Примеры широко известных запретов:

• не следует раскапывать могилу и оставлять ее открытой, если покойного не будут хоронить в этот день;

• когда выносят покойника из дома, следует остерегаться, чтобы человек не вышел перед гробом;

• нельзя строить дом выше синагоги;

• нельзя жениться человеку на женщине, которую зовут так же, как его мать, либо отца которой зовут так же, как его;

• нельзя жениться двум братьям на двух сестрах, нельзя жениться на племяннице, нельзя жениться на одной женщине, а потом (после смерти или развода) на ее сестре и т. п.;

• нельзя отказывать жене в супружеской близости в ночь ее погружения в микву;

• нельзя возвращаться домой, если человек, выходя из дома, что-то забыл из дома; следует попросить, чтобы эту вещь вынесли; • нельзя чистить обувь в день выхода в дорогу (но следует сделать это накануне);

• нельзя рубить плодовые деревья;

• нельзя писать на книге, что она чья-то (например, это книга Реувена), а следует просто написать имя хозяина;

• нельзя стричь волосы головы, бороду и ногти в новомесячье;

• ребенка нужно начинать кормить левой грудью;

• после смерти человека всю воду, которая находилась в округе, нужно вылить;

• нельзя снимать мезузу при выезде из дома.

Несмотря на то, что большая часть запретов не имеет алахического основания в Талмуде и Торе, содержание завещания было широко известно даже среди малограмотных евреев на протяжении десятков поколений. Некоторые запреты (стрижка волос в новомесячье, запрет снятия мезузы, часть похоронных постановлений и др.) зафиксированы алахическими авторитетами, в том числе Рамо, в Мишне Бруре и т. д. Однако на протяжении длительного времени большинство запретов рассматриваются как необязательные (в частности, запреты, связанные с браками).

Шир а-Кавод (Песнь славы, Аним Змирот) Приписываемый р. Йеуде а-Хасиду возвышенный литургический гимн, прославляющий Творца. Исполняется в ашкеназских синагогах в субботу после молитвы «мусаф» либо перед чтением Торы. Слова этого гимна настолько возвышенны, что исполнение поручается, как правило, мальчикам, не достигшим совершеннолетия. При этом открывается арон а-кодеш. Тест приводится в любом сидуре.


Литература

1.Электронная еврейская энциклопедия. 2.Сефер хасидим (на иврите). 3.Jewish Encyclopedia. 4.Екутиэль Арье Камергор. Хасидим ришоним (на иврите). 5.Сефер хасидим (на идиш). 6.Пантелят М. От Синая до наших дней. Ашкеназская традиция.lv:Jūda ben Zamuels no Regensburgas

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках