Иерусалим в иудаизме

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Ast-al (Обсуждение | вклад)
(Новая страница: «{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗАГОЛОВОК= |СТАТЬ…»)
(Перенаправление на ej:Иерусалим в иудаизме)
 
(6 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Иерусалим в иудаизме]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Файл: 15481_L.jpg|thumb|250px|left|[[Иерусалим]] Ворота Ирода (Цветочные ворота) Старого города Иерусалима. Коллекция П. Хейна. Иерусалим.]]
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Иерусалим'''. '''Иерусалим''' В ИУДАИЗМЕ[[В Библии]][[В Галахе]][[В Аггаде]][[В литургии]][[В каббале]]
+
-
 
+
-
[[В Библии]]. Библия, предписывая служить Богу в месте, «какое изберет Господь» (например, Втор. 12:5), не подразумевает Иерусалим в качестве центра культа; отождествление Храмовой горы с горой Мория (II Хр. 3:1), где, по библейскому преданию, была совершена [[Акеда|акеда]], относится к эпохе Второго храма.
+
-
 
+
-
Превращение Иерусалима в центр культа произошло в эпоху Давида (II Сам. 6–7; 24:18–15), и представление о вечном Иерусалиме неразрывно связано в Библии с концепцией вечности дома Давида, обещанной Богом (II Сам. 7). В годы царствования Соломона статус Иерусалима как единственного культового центра был утвержден сооружением Храма, придавшего ореол святости и монархии и ее столице — Иерусалиму. В молитве, произнесенной Соломоном при освящении Храма (I Ц. 8), тесно связаны и переплетаются представления о Храме как вечной обители Бога (8:13), о непрерывности династии Давида (8:25) и о том, что Бог избрал Иерусалим (8:44, 48) местом осуществления обещаний, данных Им Давиду (8:16,20). То же обещание вечности и Иерусалиму содержится в книге Псалмов (78:68–70; 132:11–14).
+
-
 
+
-
Благодаря своему специфическому статусу Иерусалим становится олицетворением справедливости и правосудия Бога и царствующих в городе по Его воле царей (Ис. 1:26–27; Иер. 23:5–6; 33:15–16; Пс. 122:5), предстает как средоточие красоты и величия («прекрасная возвышенность, радость всей земли, город великого Царя», «верх красоты» — Пс. 48:3; 50:2, ср. Песнь 6:4; «властитель над областями», «совершенство красоты» — Плач 1:1; 2:15, и т. п. См. [[Иерусалим|Иерусалим. Исторический обзор. Наименования]]). Трагическое противоречие между возложенной на Иерусалим высокой миссией быть «градом верным, исполненным правосудия» (Ис. 1:21) и духовно-нравственным упадком, в который, по мнению пророков, он часто погружался, вызывали их страстные и полные горечи инвективы. [[Исайя]] (там же) называет Иерусалим «блудницей... обиталищем убийц». « Цфания (3:1) именует его «городом нечистым и оскверненным, притеснителем». [[Иеремия]] (7,17,19 и др.) предостерегает, что Бог опекает верных Ему, и если народ отступит от Его заветов, то Иерусалим падет перед завоевателями и будет разрушен. [[Иехезкель]] язвительно перечисляет «скверны иеруса­лимо­вы» (16:22–23 и др.) и предрекает падение Иерусалима, грехи которого страшнее прегрешений Содома и Самарии (16:46–51).
+
-
 
+
-
Вместе с тем все пророки разделяли непоколебимую веру в величие Иерусалима: так, [[Зхария]] утверждает, что святость города Храма универсальна и будет признана всеми народами (14:16–21); Исайя предвещает, что в «последние дни» ученость, правосудие и мир распространятся по всем народам «от Сиона... и слово Господне — из Иерусалима» (2:2–4). Иеремия верит, что Иерусалим, разрушенный завоевателями, будет восстановлен навечно, а улицы его будут полны ликования (31:38–40; 33:10–11). Лишь Иехезкель, детально описывая величие будущего Храма (40–42), избегает упоминать Иерусалим и говорит о нем эллиптически как о «весьма высокой горе и на ней с юга как бы здания города» (40:2).
+
-
 
+
-
[[В Галахе]]. Иерусалим занимает особое место в законодательстве Талмуда. Ряд законов распространялся лишь на Иерусалим, в то время как другие законы не имели силы применительно к Иерусалиму. Так, согласно [[Галаха|Галахе]], из Иерусалима должно удаляться все, что может нарушить ритуальную чистоту города: хоронить в пределах города было запрещено, а древние захоронения следовало удалять из него, кроме погребений рода Давида и пророчицы Хулды, «которые находились там со времен ранних пророков» (Тосеф., Нег. 6:2); погребение умершего должно совершаться в день кончины (там же). В дни паломнических праздников, однако, предусматривалось некоторое смягчение строгих правил о ритуальной чистоте Иерусалима. (Хаг. 26а; Нид. 34а).
+
-
 
+
-
Галаха постановляет, что святость Иерусалима вечна, и потому ряд связанных с городом законов остается в силе и после его разрушения. Так, молящийся вне Иерусалима должен обращаться лицом к Иерусалиму, а молящийся в нем — к Храмовой горе (Бр. 30а); вход на Храмовую площадь большинством раввинистических авторитетов воспрещен из-за невозможности в настоящее время определить те части ее, куда до разрушения Храма нельзя было входить без неосуществимого теперь ритуального очищения (однако после воссоединения Иерусалима в 1967 г., главный раввин Армии обороны Израиля [[Горен|Ш. Горен]], уточнивший местонахождение Храма, разрешил входить на остальные участки Храмовой площади); сохраняется обязанность паломничества в Иерусалим.
+
-
 
+
-
Наряду с этим Талмуд предписывает всегда и всюду выражать скорбь о том, что Иерусалим еще не восстановлен: «Белящий свой дом да оставит частицу непобеленной... готовящий трапезу да опустит кое-что... женщина, надевая украшения, да оставит [ненадетым] какое-нибудь» (ББ. 60б; ср. Сота 9:14). В Талмуде говорится также об обычае посыпать пеплом голову жениха (ББ. 60б) и при торжестве бракосочетания разбивать стеклянный бокал в знак траура по Иерусалиму (Бр. 31а). Согласно Галахе тот, кто видит разрушенный Иерусалим, должен надорвать одежду и произнести бенедикцию Барух даян hа-эмет (`Благословен праведный судья`), которой сопровождается обряд криа (разрывание одежды) на похоронах ближайших родственников; видящий строительство в Иерусалиме читает бенедикцию Барух мацив гвул алмана (`Благословен восстанавливающий удел вдовицы`; Бр. 58б; МК. 26а; Ш. Ар. О. Х. 224:8).
+
-
 
+
-
[[В Аггаде]]. [[Аггада]] трактует Иерусалим как начальный пункт мира и его центр. Согласно одной аггадической версии, [[Адам]] был сотворен из земли, взятой с того места, на котором впоследствии был воздвигнут Храм (ПдрЭ. 12; Быт. Р. 14:8; ТИ., Наз. 7:2, 56б). Согласно другой версии, Сион был ядром мироздания (Иома 546). По Аггаде, в центре мира находится Эрец-Исраэль, в центре Эрец-Исраэль — Иерусалим, в центре Иерусалима — Храм, в центре Храма — Ковчег завета, а перед ним — эвен штия, краеугольный камень мироздания (Танх. Б., Лев. 78; ср. Санх. 37а; Песнь Р. 7:5, №3). Из десяти мер красоты, сошедших в мир, девять были уделены Иерусалиму (Кид. 49б), и тот, кто не видел Иерусалим в его великолепии, тот никогда не видел красивого города (Сук. 51б).
+
-
 
+
-
Аггада наделяет Иерусалим сказочными размерами и огромным числом жителей (Плач Р. 1:2); в Иерусалиме было 480 синагог, при каждой из которых была школа для изучения Библии и школа для изучения Мишны (ТИ., Мег. 3:1, 73г); в городе существовало 394 суда (Кт. 105а). Иерусалим имел 70 имен, выражавших любовь и почтение к городу (Аг. Песнь 1:1, с. 125 и следующие). Жители Иерусалима славились красотой (БМ. 84а), мужи города — умом (Плач Р. 1:4–14), а иерусалимские семейства — благородством происхождения, так что жители других местностей стремились породниться с ними (там же 1:2).
+
-
 
+
-
Очень пространно обсуждаются в Аггаде причины, приведшие к разрушению Первого и Второго храмов (ТИ., Иома 1:1, 38в; БМ. 30б, и др.). В мидрашах образно описана скорбь архангелов, патриархов, Моисея и пророков по поводу разрушения Иерусалима и Храма (Плач Р., введение, 24–25); более того, сам Всевышний сокрушается о судьбе, достигшей любимый Им город, Храм и народ (там же 2, 8, 10, 20, 25).
+
-
 
+
-
Аггадические сказания о будущем Иерусалима основаны, большей частью, на видениях пророков о судьбе города. В будущем Иерусалим разрастется во все стороны и достигнет ворот Дамаска (Песнь Р. 7:5, №3). [[Шимон Бен Лакиш|Шимон бен Лакиш]] уверен, что «в дни грядущие Господь насадит в Иерусалиме более тысячи садов и воздвигнет тысячу башен» (ББ. 75б, и др.). В будущем Господь извлечет из Иерусалима живую воду и исцелит ею всех немощных; Он построит Иерусалим из сапфиров, сияющих как солнце, и все народы придут и подивятся красоте города (Исх. Р. 15:21).
+
-
 
+
-
В Аггаде имеется представление о Вышнем Иерусалиме (Иерушалаим шел мала) — идеальном Иерусалиме, существующем в небесах и неразрывно связанном с Иерусалимом земным. Согласно одному из аггадических сказаний, Господь поклялся: «Не войду Я в Иерусалим Вышний, пока не войду в Иерусалим земный (Иерушалаим шел матта)» (Таан. 5а). Апокалипсические источники (I Энох 90:28–29; Барух 4:3) обещают, что в будущем Храм небесный и Вышний Иерусалим переместятся на землю, на место Храма земного и Иерусалима тленного.
+
-
 
+
-
[[В литургии]] в полной мере отражена клятва, данная «на реках Вавилонских» — «Если забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя» (Пс. 137:5). Упоминание Иерусалима является обязательным для всех регулярно читаемых молитв. В них Иерусалим, наряду с Сионом, служит символом Страны Израиля. Наиболее важна целиком посвященная Иерусалиму 14-я бенедикция [[Амида|Амиды]]. Бенедикция начинается со слов: «Возвратись с милостью в Иерусалим, в град Твой... Воссоздай его вскоре в наши дни, — и заканчивается словами: — Благословен Ты, Господи, зиждитель Иерусалима». В молитве [[Минха]] в день 9-го ава к этой бенедикции добавляется еще одна, Нахем (Утешь), выражающая скорбь о разрушенном Иерусалиме. Просьба о восстановлении Иерусалима и возобновлении храмовой службы содержится в 17-й бенедикции Амиды и 4-й бенедикции [[Мусаф|Мусафа]] новомесячья и праздников.
+
-
 
+
-
Просьба к Богу помнить о Иерусалиме включена и в молитву Яале ве-яво (`Да взойдет и приидет [память... о Иерусалиме, святом граде Твоем]`), которая читается в дни новомесячья и паломнических праздников. Мольба о возрождении Иерусалима, дома Давида и восстановлении Храма включена в [[Молитва|молитву]] после трапезы (3-я бенедикция), в читаемое по субботам специальное дополнение к этой бенедикции — Реце ве-хахалицену (`Благослови и вызволи`), в бенедикции, следующие за чтением [[Хафтара|хафтары]], в [[Хаггада Пасхальная|Пасхальную хаггаду]], в молитву, читаемую при исчислении [[Омер|омера]], в бенедикции обряда бракосочетания, во многих [[Слихот|слихот]] и в ряд других молитв. Посвященный встрече «царицы-субботы» гимн [[Леха Доди]] является ярким примером пронизывающего всю еврейскую литургию томления по Иерусалиму: из девяти строф гимна шесть выражают тоску по Иерусалиму и надежду на его восстановление.
+
-
 
+
-
Теме Иерусалима уделено особенно много места в литургической поэзии (см. [[Пиют]]), где город выступает как символ славного прошлого Израиля и надежды на будущее, связанной с Вышним Иерусалимом. На эту тему писали пиютим почти все литургические поэты, жившие как в Эрец-Исраэль (например [[Яннай]], [[Калир Элазар|Элазар Калир]], [[Иосе Бен Иосе|Иосе бен Иосе]]), так и в диаспоре ([[Саадия Гаон|Саадия Гаон]], [[Ибн Эзра Аврахам|Аврахам Ибн Эзра]], Иосеф бен Аврахам Гикатила /1248 г. – около 1325 г./ и др.). Ярко и сильно страстную тоску по Иерусалиму выразил [[Иехуда hа-Леви|Иехуда hа-Леви]], заслуживший титул «Певец Сиона»; его стихотворение «Цион hа-ло тиш’али» («Сион, неужто ты не спросишь...») включено в кинот (см. [[Кина]]) [[Ава Девятое|Ава девятого]].
+
-
 
+
-
С созданием Государства Израиль и особенно после воссоединения Иерусалима возникли длящиеся поныне споры по поводу сохранения в литургии текста бенедикции Нахем в ее традиционной формулировке, а также пиютим и кинот, оплакивающих разрушение и жалкое состояние Иерусалима. В некоторых молитвенниках традиционный текст указанной бенедикции был заменен новым вариантом.
+
-
 
+
-
[[В каббале]]. По мнению каббалистов, окончание двойственного числа в слове Иерушалаим указывает на существование двух Иерусалимов — земного и во всем соответствующего ему небесного. Когда благословен Иерусалим, он питает добром весь мир (Зохар, Шмини 36а, и др.). Молитвы всего Израиля поднимаются к небесам через земной Иерусалим (И. Горовиц, «Шней лухот hа-брит», 1649). Иерусалим символизирует нижнюю из [[Сфирот|сфирот]] — малхут (`царство`), — которая играет главную роль в управлении миром. Стены Иерусалима в конечном счете достигнут трона Славы, и тогда в царстве сфирот наступит полная гармония (Зохар, Бе-хуккотай 114а). В каббалистических сочинениях за реальной историей Иерусалима усматривается мистическая трагедия. Так, [[Витал, Хаим Бен Иосеф|Х. Витал]] видит в войне между Тиром и Иерусалимом борьбу нечистого со святым. Иерусалим окружен горами, чтобы силы ситра ахара (`другая сторона`, демоническая мощь) не могли проникнуть в город («Сефер hа-тмуна»), ангелы охраняют его стены (Зохар, Лех леха 80б).
+
-
 
+
-
До 16 в. лишь немногие каббалисты жили в Иерусалиме, однако начиная с 17 в. в городе поселяются группы приверженцев каббалы. Иешива «Бет-Эль», основанная в 1737 г. каббалистом Гдалией Хайюном (умер в 1751 г.), а после его смерти возглавлявшаяся известным йеменитским каббалистом [[Шараби, Шалом|Шаломом Шараби]], является и поныне центром традиционного изучения каббалы на Востоке. Она просуществовала в Старом городе до 1948 г., а с тех пор продолжает действовать в квартале Меа Шеарим.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|15481|ИЕРУСАЛИМ}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:География Израиля]]
+

Текущая версия на 23:17, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Иерусалим в иудаизме
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация