Иерусалим в культуре и искусстве

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (переименовал «Иерусалим. Иерусалим в искусстве» в «Иерусалим в культуре и искусстве»: Слияние двух статей)
 
(5 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Иерусалим в культуре и искусстве]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Файл: 15484_L.jpg|thumb|250px|left|[[Иерусалим]] Яффские ворота (вид со стороны Старого города Иерусалима). Коллекция П. Хейна. Иерусалим.]]
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Иерусалим'''. '''Иерусалим''' В ИСКУССТВЕ[[В изобразительном искусстве]][[В музыке]]
+
-
 
+
-
[[В изобразительном искусстве]]. Наиболее древним из дошедших до нас изображений, связанных с Иерусалимом, является серебряная тетрадрахма второго года [[Бар-Кохбы Восстание|восстания Бар-Кохбы]] (133 г. н. э.). На монете схематически изображены фасад-Храма, [[Ковчег Завета]], [[Лулав|лулав]] и [[Этрог|этрог]]. Схематичный четырехколонный фасад, которым представлен на монете Храм, является стереотипным для языческого эллинистическо-римского искусства способом изображения святилища, однако вместо статуи божества между двумя средними колоннами помещен Ковчег завета. Надпись «Иерусалим» показывает, что Храм выступает здесь как символ Иерусалима. Упоминаемое несколько раз в Мишне под названием «золотой город» женское украшение (Шаб. 6:1; Кел. 11:8; Эд. 2:7), очевидно, идентично «золотому Иерусалиму», который рабби [[Акива]] обещал подарить жене (Нед. 50а), и представляло собой, согласно [[Гемара|Гемаре]] и позднейшим комментаторам ([[Маймонид]], [[Бертиноро, Овадия Бен Аврахам Яре|Овадия Бертиноро]]), диадему с изображением Иерусалима.
+
-
 
+
-
Храм и священная храмовая утварь долгое время служили наиболее принятыми символами Иерусалима. Именно так представлен Иерусалим на росписях синагоги в [[Дура-Европос]] (3 в. н. э.), на мозаичном полу синагоги в [[Бет-Альфа]] (6 в. н. э.), в иллюминированной рукописи так называемой Первой ленинградской Библии (10 в.) и других мозаиках, фресках и миниатюрах еврейских и христианских мастеров средневековья. Позднее в качестве символов Иерусалима начинают использоваться изображения Церкви гроба Господня, [[Западная Стена|Западной стены]] и мечети Омара. Мечеть Омара, будучи самым броским зданием средневекового Иерусалима, построенным к тому же на месте разрушенного Храма, часто изображалась в качестве символа Иерусалима еврейскими художниками при иллюминировании рукописей и служила им в 16–17 вв. излюбленной эмблемой города. В 18–20 вв., однако, изображение Западной стены как символа Иерусалима вытеснило в еврейском искусстве изображение мечети Омара.
+
-
 
+
-
Многочисленные рисунки, гравюры и карты, с большей или меньшей степенью отвлеченной идеализации изображающие реальный город, начинают появляться в европейском искусстве с 15 в. в результате увеличения потока паломников из Европы в Иерусалим. Однако первые картографические изображения Иерусалима восходят к 3 в. н. э. (так называемая Пёйтингерова таблица). На мозаичной так называемой Медевской карте (560–565; см. [[Медва]]) в изображении плана Иерусалима обозначены городская стена с шестью воротами и 21 башней, главные улицы города, 36 различных достопримечательностей, в том числе Западная стена (самое древнее ее изображение). Из более поздних изобразительных карт наиболее известны карта Эрхарда Рейвиха (1483), гравюра на дереве Я. Клаузера, включенная в «Универсальную космографию» (Базель, 1544) С. Мюнстера, гравюра на меди по рисунку Корнелиуса де Бруина (1682).
+
-
 
+
-
В европейской живописи средневековья, Возрождения и последующих периодов воображаемый городской ландшафт Иерусалима часто служит фоном в картинах на библейские сюжеты. Наряду с чисто условными или заимствованными из городского ландшафта европейского города элементами у ряда мастеров (например, Я. ван Эйка, Пьеро делла Франческа, Перуджино, И. Босха и других) обнаруживаются детали, явно заимствованные из набросков города, сделанных паломниками. Иерусалим остается излюбленной темой живописи и сегодня; многим израильским и иностранным художникам удалось реалистически или в символической форме выразить своеобразную красоту и особый колорит Святого города. Почти все свое творчество посвятила его лирическому изображению [[Тихо, Анна|Анна Тихо]], интимные уголки города представлял в беглых зарисовках [[Зарицкий, Иосеф|И. Зарицкий]], напряженную по цвету панораму Иерусалима создал [[Ардон|М. Ардон]], людей и пейзажи города гравировал [[Штейнхардт Яаков|Я. Штейнхардт]].
+
-
 
+
-
[[В музыке]]. Наряду с гимнами, псалмами и молитвами на библейские стихи о Иерусалиме, вошедшими в литургию и имеющими различные мелодии в ашкеназских, сефардских и других общинах, в еврейском музыкальном фольклоре существует бесчисленное количество песен о Иерусалиме — на [[Иврит Язык|иврите]], [[Арамейский Язык|арамейском]], [[Еврейско-Испанский Язык|еврейско-испанском]], [[Идиш Язык|идиш]], арабском, русском и других языках. Большинство песен о Иерусалиме, возникших в галуте, проникнуто тоской по городу. Из песен о Иерусалиме, сложенных в 20 в., наиболее известны песни [[Энгель, Иоэль|И. Энгеля]] на стихи [[Хамеири, Авигдор|А. Хамеири]] «Хой, хой, хой, наалаим» («О-хо-хо, башмаки», 1926), М. Рапопорта на стихи того же автора «Me-ал писгат Хар hа-Цофим», («С вершины горы Скопус», 1930), элегия Ш. Фершко на слова [[Гури, Хаим|Х. Гури]] «Баб эль-Вад» (1949), посвященная бойцам, павшим при прорыве осады Иерусалима, «Иерушалаим шел захав» («Золотой Иерусалим»), написанная [[Шемер, Наоми|Наоми Шемер]] накануне Шестидневной войны и дополненная новым куплетом после воссоединения города.
+
-
 
+
-
После Шестидневной войны отмечается усиление интереса к теме Иерусалима среди композиторов Израиля. [[Фрайер, Реха|Реха Фрайер]] организует «Иерусалимский тестимониум», предложивший как израильским, так и иностранным композиторам создать произведения на темы из истории города. Из наиболее значительных музыкальных произведений последних десятилетий следует упомянуть кантату Х. Александера (родился в 1915 г.) «Тир и Иерусалим», балетную сюиту [[Оргад Бен-Цион|Б.-Ц. Оргада]] и симфонию [[Сетер|М. Сетера]] «Иерусалим».
+
-
 
+
-
Среди протестантских хоралов, непосредственно посвященных Иерусалиму, наиболее известен «Иерусалим, горний град» (1663) М. Франка. В 19 в. многие композиторы посвятили Иерусалиму оратории, хоралы, кантаты и симфонические произведения. Излюбленной темой было разрушение города Навуходоносором и Титом. В конце 19 в. под влиянием огромного успеха гимна А. Эвинга «Золотой Иерусалим» (1861), написанного в стиле протестантских хоралов, и общего увлечения средневековой музыкой, — ряд английских и американских композиторов обращается к теме «Горнего (Вышнего) Иерусалима». Наиболее значительным из произведений этого типа является апокалипсическая оратория «Санкта Цивитас» (1892) Р. В. Уильямса и «Ора Новиссима» (1892) Х. Паркера.
+
-
 
+
-
Из произведений современных композиторов-евреев следует упомянуть «Град Соломона и Христа» (1930) для хора и оркестра [[Саминский, Лазарь|Л. Саминского]] и кантату [[Мийо, Дариюс|Д. Мийо]] «Два города» (1937).
+
-
 
+
-
ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|15484|ИЕРУСАЛИМ}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:География Израиля]]
+

Текущая версия на 23:17, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Иерусалим в культуре и искусстве
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация