Иешива «Слободка»

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 18:47, 2 апреля 2013; Gorozmey (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Автор статьи: Китросский, Леви

Йешива «Слободка» - одна из самых известных современных йешив, относится к «литовскому» направлению в ортодоксальном не-хасидском иудаизме. Создана в 1882 году в Слободке, пригороде Ковно. Ныне находится в Бней-Браке, Израиль.


Содержание

История

Файл:Knesses Yisrael Yeshiva Hebron.jpg
Сохранившееся здание йешивы в Хевроне

Йешива была создана одним из лидеров движения «Мусар» рабби Натаном Цви Финкелем для поддержания идеала изучения Торы вместе с нравственным развитием учеников по системе «Мусар» («мораль») под названием Кнесет-Исраэль (по имени основателя движения Мусар Исраэля Салантера). Йешива была призвана укрепить у своих воспитанников и через них в еврействе вообще традиции галахической учености и быта и была противопоставлена как хасидизму, так и просветительскому движению Гаскала.[1].

Сам раввин Финкель занимал должность ивр. mashgiah[2], придуманную в йешивах системы «мусар», а главами йешивы были длительные период зятья Финкеля. Рабби Финкель проводил поиск перспективных учеников по всей Европе, особо одарёнными занимался лично, и даже размещал у себя в доме, как, например, будущего выдающегося раввина Иехиэля Яакова Вайнберга.[3]

В движении муссар были разные направления, более аскетическое в Новорадеке, где всё время проповедывали ничтожество человека, и более оптимистическое учение рабби Финкеля, где большую роль играло понятие о достоинстве и величии Человека. Рабби Финкель стремился к тому, чтобы йешиботники пользовались уважением и имели самоуважение, чтобы они были хорошо одеты по текущей буржуазной моде, придавалось значение личной гигиене.[3]

Система «мусар» подразумевала большую самоотдачу учеников, их сосредоточение на Торе и изоляция от посторонних влияний. В йешиве бытовало мнение, что администрация осуществляет надзор за учениками, в частности через агентов в их собственной среде. Такое подозрение пало, например, на упомянутого Вайнберга. Кроме того, Финкель использовал дифференцированную стипендию с предпочтением к более верным последователям его движения.[3]

В Слободской иешиве был установлен жесткий режим морального ригоризма, изнурительных, в том числе и ночных, занятий.


Закрытие Воложинской йешивы

Йешива в Слободке стала играть особенно большое значение после закрытия властями в 1892 году ведущей йешивы в Воложине (см. Хаим Воложинер, а также Воложин). Хотя та и открылась через несколько лет, центр тяжести переместился в Слободку. В Слободке тоже были свои трудности, главным образом, вокруг применения системы «мусар», как и в Воложине. Сопротивление «мусару» привело в 1897 году к расколу в слободкинской йешиве, инспирированный учащимися и раввинами. Отколовшаяся часть скоро переехала в другое место, так что название «Слободка» осталась за йешивой Финкеля, хотя официальное название стало «Кнессет Исраэль», в отличие от «диссидентов», выбравших название «Кнессет бейт Ицхак» и более похожий на йешивы Воложина. " Бейт Ицхак " получила свое название по имени раввина Ицхака Элханана Спектора, который был близок к Ховевей Цион и был сторонником контактов со всеми кругами религиозного еврейства. Приверженцы прежней системы сохранили старое название — Кнесет-Исраэль, и некоторое время после этого Слободской иешивой нередко называли обе иешивы; как обозначение особого типа ортодоксально-религиозной духовности оно закрепилось за старой иешивой (тем более, что новая затем перебралась в город Каменец в Польше).[1] Но и после раскола внутри «Слободки» были противники «мусара», и в 1901 году йешива снова оказалась на грани раскола. Определённую роль сыграло тяготение студентов к Гаскале и сионизму, с которыми боролся Финкель. В йешиве обнаружился сионистский кружок, и администрация закрыла его, в качестве оружия применялась угроза лишить звания раввина или не допустить его получения, а также препятствия к нахождению хорошей жены.[3][4]

Расцвет Слободской иешивы начался при возглавивших ее в 1893 г. И. З. Мельтцере (1870–1953) и особенно М. М. Риштейне (1866–1933; оба — зятья Н. Ц. Финкеля, который остался в иешиве главным духовным авторитетом).

К 1899 году в Йешиве было уже около 300 учеников, она стала одной из ведущих.


Первая мировая война и переезд в Палестину

В ходе Первой мировой войны йешива часть времени была закрыта, рав Финкель был арeстован немецкими властями, перезжал с места на место. Йешива восстановила уровень к 1920 году, после чего начался новый расцвет, и она стала центром притяжения для ортодоксальной молодежи из Польши, Германии и других европейских стран. Количество учеников дошло до 500.


В 1925 году правительство независимой Литвы поставило йешиву перед выбором: ввести светские предметы или потерять право на освобождение учеников от армии. Финкель не пошёл на компромисс, а открыл отделение йешивы в Палестине в городе Хеврон, куда переехала основная масса учеников и преподавателей, в том числе и сам Финкель, умерший в Иерусалиме в 1927 году.

В ходе печально известного погрома 1929 года в Хевроне 25 учеников было убито, и йешива переехала в Иерусалим.[1] В настоящее время в Хевроне действует музей, посвящённый погрому, и там на фотографиях видны студенты, одетые по европейской моде, даже с тросточками.


В Иерусалиме йешива продолжала действовать под названием «Хеврон». Исходная йешива в Слободке действовала до 23 июня 1941 года, пока не была закрыта нацистами. Почти все ученики и преподаватели погибли в ходе Холокоста. В 1945 году йешива под тем же названием была создана в Бней-Браке, и существует и по сей день, пользуясь репутацией одной из самых сильных «литовских» йешив.[1]


Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Статья «Слободская йешива» в Электронной еврейской энциклопедии
  2. Трудно переводимое слово, обычное значение «надзиратель» (например, за кошерностью пищи) , но здесь скорее заместитель по воспитанию, завуч.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Marc B. Shapiro. Early Life // Between the Yeshiva World and Modern Orthodoxy: The Life and Works of Rabbi Jehiel Jacob Weinberg, 1884–1966. — London; Portland, Or.: Littman Library of Jewish Civilization., 1999. — P. 5-10. — 288 p. — ISBN 1-874774-52-8. [— ISBN 978-1-874774-91-4 (2nd ed., 2002).] — (англ.) Между миром иешив и современной ортодоксией. Жизнь и труды рабби Иехиэля Якоба Вайнберга, 1884–1966
  4. Дов Кац. «Спор о движении „мусар“». «Mahloket al Tnuat Musar» (Hebrew). Иерусалим.

Ссылки

  • Marc B. Shapiro Между Йешивой и современным миром. Жизнь и труды рабби Иехиэля Яакова Вайнберга. 1884-1966. = Between the Yeshiva World and Modern Orthodoxy. The Life and Works of Rabbi Jehiel Jacob Weinberg. 1884-1966. — London. Portland, Oregon.: The Littman library of Jewish Civilization, 1999. — 283 с. — ISBN 1-874774-52-8
  • Статья «Слободская йешива» в Электронной еврейской энциклопедии
  • Дов Кац Спор о движении «мусар». = Mahloket al Tnuat Musar (Hebrew). — Иерусалим.: 1972.

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках