Избранный народ

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Перенаправление на ej:Избранный народ)
 
(12 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Избранный народ]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Избранный Народ''' (עַם סְגֻלָה, ам сгулла), обозначение еврейского народа, отражающее его особые, исключительные отношения с [[Бог|Богом]]. Хотя Бог определяется в [[Библия|Библии]] как Бог всего мира и всех народов, Библия проникнута идеей богоизбранности еврейского народа. Эта идея впервые находит отражение в словах, сказанных [[Моисей|Моисею]] Богом накануне Его явления на [[Синай|Синае]]: «... вы... будете Моим уделом [сокровищем] из всех народов... вы будете у меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:5–6; см. также Втор. 10:14–15; 14:2; 32:8–9; I Цар. 8:53 и другие). Идея избранного народа составляет главную отличительную черту национально-религиозного сознания еврейского народа. Его избрание Богом мотивируется не какими-либо особыми достоинствами или заслугами этого народа, но любовью Бога к нему (Втор. 7:6–8). Израиль не только избран Богом, но и сам избрал себе Господа, чтобы служить Ему (ИбН. 24:22). Хотя Библия неоднократно указывает, что расположение Бога к Израилю зависит от исполнения народом Его повелений (Лев. 26:3–39; Втор. 28:1–68 и другие), она исключает возможность окончательного отвержения Богом Своего народа (Лев. 26:44), ибо любовь Бога сильнее Его гнева. Избранный народ не наделяется какими-либо привилегиями; наоборот, на него возлагаются особые обязательства и ответственность. Эта идея точно сформулирована в книге пророка (см. [[Пророки И Пророчество|Пророки и пророчество]]) [[Амос|Амоса]] (Ам. 3:1–2). В мировоззрении пророков идея избранного народа приобретает характер утверждения универсальной миссии Израиля (Ис. 49; Миха 4:1–3). Принимая выпавшие на долю Израиля бедствия как справедливое наказание за его грехи, пророки верили в конечное [[Избавление|избавление]], которое будет и спасением всего мира.
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
Законоучители [[Талмуд|Талмуда]] полагали, что Израиль избран Богом за готовность добровольно принять [[Тора|Тору]], отвергнутую другими народами (Ав. Зар. 2б-3а; Чис. Р. 14:10; Сиф. Втор. 343), хотя в Талмуде встречается мнение, что Израиль принял Тору лишь под очевидной угрозой гибели (Ав. Зар. 26). Идея взаимной любви Бога и Израиля лежит в основе аллегорической интерпретации [[Песнь Песней|Песни Песней]]. Согласно талмудическим источникам, любовь Бога к Израилю выражается в том, что Божественное присутствие (см. [[Шхина]]) сопровождает Израиль в каждом из его [[Изгнания|изгнаний]] (Мег. 29а). Избрание Богом еврейского народа мотивируется в Талмуде высокими моральными качествами потомков [[Авраам|Авраама]] (Беца 326; Иев. 79а).
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
В еврейской литургической (см. [[Литургия]]) традиции связь между избранием Израиля и его ролью хранителя Торы выражается первой [[Бенедикция|бенедикцией]] вызываемого к чтению Торы: «Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной, который избрал нас из всех народов и дал нам Свою Тору», а также заключительной частью вечернего [[Киддуш|киддуша]]: «... ибо нас Ты избрал и нас Ты освятил, и субботу святую Твою с любовью и с благорасположением Ты сделал нашим уделом».
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
Идея богоизбранности была воспринята христианской церковью, которая рассматривала себя как «истинный Израиль» («Verus Israel»), новый избранный народ Божий, и утверждала, что миссия еврейского народа исчерпана рождением в его среде [[Иисус|Иисуса]]. Отказ евреев принять эту концепцию христианской церкви служил идеологическим обоснованием [[Антисемитизм|антисемитизма]] как в средние века, так и позднее.
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
Самым ярким выражением идеи богоизбранности Израиля в средневековой еврейской литературе является книга [[Иехуда hа-Леви|Иехуды hа-Леви]] «Сефер hа-кузари» («Книга хазара»), где утверждается, что весь Израиль наделен особым религиозным даром, унаследованным от [[Адам|Адама]] через ряд избранников. Судьба еврейского народа управляется Божественным провидением, а не просто законами природы, подобно судьбам других народов.
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
Под влиянием жестоких преследований в еврейском народе развилось обостренное чувство собственной исключительности, коренного отличия от гонителей. Крайним выражением этого чувства является каббалистическое (см. [[Каббала]]) положение о том, что лишь души евреев являются частицами Божественного света, а души неевреев созданы из низменной материи (клиппот, `скорлупы`).
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|Эмансипация]] евреев в Европе привела к изменению представлений об избранности еврейского народа. [[Мендельсон, Моше|М. Мендельсон]], сблизивший рациональное содержание иудаизма с просветительской «религией разума», писал, что евреи должны оставаться носителями откровения, данного им на горе Синай, которое выделило их из числа других народов. Развитием этой идеи является представление о миссии еврейского народа в мире как хранителя и ревнителя идеи этического монотеизма, особенно характерное для представителей [[Реформизм В Иудаизме|реформизма в иудаизме]].
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
Антисемиты использовали идею избранного народа как доказательство претензий евреев на превосходство над другими народами. Отрицательные высказывания по поводу этой идеи принадлежат и некоторым людям, чуждым антисемитизму, в том числе и евреям (например, писателю [[Бреннер, Иосеф Хаим|И. Х. Бреннеру]]), критиковавшим ее упрощенные и вульгаризованные формы.
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
Идея избранного народа стала прототипом национально-мессианских идеологий нового времени. Перенося понятие избранности с евреев на другие народы, эти идеологии часто утрачивали высокий этический смысл, присущий библейской идее, и превращались в утверждение исключительных достоинств того или иного народа, его превосходства над всеми прочими. Зловещей пародией на идею избранного народа является современный [[Расизм|расизм]] во всех своих проявлениях. Идея избранного народа имеет чисто религиозное происхождение и не содержит никаких элементов расизма. Доказательством служит то, что в иудаизме [[Прозелиты|прозелиты]] всегда рассматривались как органическая часть еврейского народа (Иев. 22а; Чис. Р. 8:1; 13:15).
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
Современная еврейская философско-религиозная мысль продолжает уделять большое внимание идее избранного народа. В наше время эта идея подвергается переосмыслению, иногда отделяясь от своего религиозного источника. Ее историософское обоснование предпринял [[Бек, Лео|Л. Бек]] в книге «Этот народ» (в 2-х т., 1955–57): «Каждый народ может быть призван историей, каждому поручается своя роль в истории человечества... Однако этому народу определено больше истории, чем другим». Новый подход к идее миссии, возложенной на Израиль, характерен для [[Бен-Гурион, Давид|Д. Бен-Гуриона]], который считал, что Государство Израиль должно служить «светочем для народов» — создателем новых форм общественной жизни, проникнутых идеалами социального и национального равенства и способствующие расцвету культуры и науки. Сходные взгляды характерны и для [[Бубер, Мартин|М. Бубера]], несмотря на глубокие расхождения между ним и Бен-Гурионом в вопросах политики и в понимании еврейской истории. См. также [[Еврей]], [[Завет]], [[Мессия]].
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|11724|ИЗБРАННЫЙ НАРОД}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Иудаизм]]
+

Текущая версия на 23:18, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Избранный народ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация