Израильские поселения в Иудее и Самарии

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 07:57, 6 августа 2010; Akrav (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Текст унаследован из Википедии


"Поселения" — обобщающий термин, который употребляется в западной дипломатии начиная с середины 1970-х годов для обозначения израильских населённых пунктов и районов с преимущественно еврейским населением, находящихся вне пределов, очерченных линией прекращения огня 1949 года. Точного непротиворечивого понятия "поселение" не существует. К понятию "поселения" (или "поселения на оккупированных территориях") современная западная политическая семантика относят как совсем новые израильские города, возникшие после 1967 г. (напр., Ариэль), так и восстановленные города, на месте разрушенных древних (напр., Шилó или Силоам), а также некоторые небольшие города, основанные во времена британского мандата (напр., Кфар-Даром, построенный в 1946), а иногда даже отдельные городские районы с преимущественно еврейским населением, существовавшие на протяжении нескольких последних столетий (напр., Хеврон, Иерусалим) и существующие поныне. Города и районы с преимущественно арабским населением обычно не обозначаются словом "поселения", даже если были построены по плану израильской застройки.

Понятия "израильские поселения", "поселения на оккупированной территории" возникло после установления арабского нефтяного эмбарго (начавшегося в октябре 1973 и окончившегося в марте 1974). Эмбарго было отменено сразу же после того, как все европейские страны и Япония выступили с публичной декларацией о том, что существование израильских "поселений" вне линии прекращения огня 1949 года противоречит международным законам. [здесь надо указать по странам и датам: когда каждая из них опубликовала декларацию... первой была Япония(?), последней -- Голландия, но все -- весной 1974] Тогда же ряд международных межправительственных организаций, таких как Конференция стран участников Четвертой Женевской Конвенции[1],ООН, ЕС[2] Международная Амнистия и Human Rights Watch объявили, что существование "поселений" является актом оккупации, несмотря на то, что подписанная всеми европейскими странами Женевская конвенция определяет оккупацию как занятие территории другого государства[3] [4].

Из-за неопределённости понятия "поселения" трудно определить численность их жителей. Если принимать наиболее экстремистские определения (включающие в число "поселений" Хеврон и Иерусалим), к 2010 году количество жителей-"поселенцев" приближается к полумиллиону.

Термин "поселения" часто употребляется и в израильском политическом контексте, без негативной окраски, главным образом по отношению к маленьким городкам, построенным в Иудее и Самарии в последние десятилетия.

Содержание

Термины

  • На иврите поселение за пределами зеленой линии как правило называют hитнахлут (התנחלות). Термин это означает «наследие», то есть поселение, основанное на земле унаследованой от предков, живших на ней во времена израильских царств. В Торе он упоминается по отношению к заселению евреями Ханнана после исхода из Египта. Термин это стал употребляться после первой победы на выборах и прихода к власти партии Ликуд в 1977 году. Постепенно термин hитнахлут приобрёл негативную коннотацию и в настоящее время жители поселений и их сторонники пользуются термином hитьяшвут, который означает собственно «заселение».
  • Палестинцы называют израильские поселения термином мустамараат(مستعمرات), что означает в дословном перевод колонии. [5]
  • Израильское правительство официально называет западной берег Иудеей и Самарией. Этого же термина придерживаются представители израильского правого лагеря, сторонники аннексии Западного Берега Израилем.

Основные исторические события, связанные с поселенчеством в Иудее и Самарии [6]

Основная статья: История Израиля
  • На протяжении XIII—XII [проверить!] веков до н.э. территории современных Иудеи и Самарии были ареной острого соперничества между евреями и более древними ханаанскими народами. В [.............] веке [уточнить век!] они окончательно вошли в состав еврейского государства.
  • В XI веке до н.э. эта территория стала частью объединённого Израильского царства, столицей которого вначале был город Хеврон, а затем стал Иерусалим.
  • В Х веке до н.э. Израильское царство распалось на два государства — Иудею и Израиль. Одним из первых поселений Израильского царства стал город Самария (ивр. שומרון‎), и окружающие его земли получили то же название.
  • Еврейская государственность была окончательно разрушена Римской империей в период императора Адриана во II веке н.э. Земля Израиля была переименована римлянами в провинцию Палестина, по названию одного из народов (филистимляне, (ивр. פלישתים‎) проживавших в ней в прошлом, а еврейское население было частично убито, частично изгнано, частично вывезено в Рим и обращено в рабство
  • В течении последующих 18 веков эта территория входила в поочерёдно в состав Римской Империи, Византийской Империи, арабского Халифата, государства крестоносцев, государства мамелюков, Османской (Оттоманской) империи и Британской империи. За эти века ни одного нового еврейского поселения в Иудее и Самарии не было создано. Лишь во второй половине XIX века, с возникновением палестинофильства, (позже получившего наименование сионизма), в Стране Израиля стали появляться первые за 1800 лет новые поселения. Ниже приводится краткая хронология событий, так или иначе связанных с их возникновением.
  • 18...
  • 1881. [про БИЛУ]
  • 1896. [про Герцля; «Еврейское государство»].
  • 1897.
  • 1898.
  • 1899.
  • 1900.
  • 1901.
  • 1902.
  • 1903.
  • 1904.
  • 1905.
  • 1906.
  • 1907.
  • 1908.
  • 1909.
  • 1910.
  • 1911.
  • 1912.
  • 1913.
  • 1914.
  • 1915.
  • 1916.
  • 1917.
  • 1918.
  • 1919.
  • 1920.
  • 1921.
  • 1922.
  • 1923.
  • 1924.
  • 1925.
  • 1926.
  • 1927.[Хар-Адар]
  • 1928.
  • 1929.
  • 1930.[Кфар-Эцион]
  • 1931.
  • 1932.
  • 1933.
  • 1934.
  • 1935.
  • 1936.
  • 1937.
  • 1938.
  • 1939.
  • 1940.
  • 1941.
  • 1942.
  • 1943.[Дальнейшее строительство и развитие Гуш-Эциона]
  • 1944.[Кфар-‘Эцион, Массуот-Ицхак, Эйн-Цурим, Ревадим]
  • 1945.
  • 1946.[Кфар-Даром]
  • 1947.[Разгром Гуш-Эциона]
  • 1948.
  • 1949. В ходе Войны за независимость бóльшая часть Иудеи и Самарии, вместе с Восточным Иерусалимом захвачены Трансиорданией, переименованной по этому случаю в Иорданию. [О Родосских соглашениях]
  • 1950. Иордания незаконно аннексирует захваченные ею территории Иудеи и Самарии.
  • 1967. Нападение Египта и Сирии на Израиль. Иордания вступает в войну и атакует Израиль с территории Иудеи и Самарии. Израиль побеждает на всех трёх фронтах. Иудея и Самария возвращены в состав израильского государства. Иерусалим освобождён и объединён. Под контроль Израиля переходят Синайский полуостров и сектор Газа, ранее контролировавшиеся Египтом, а также Голанские высоты, ранее контролировавшиеся Сирией. (Шестидневная война)
  • 1968. [Нецарим. Мораг.]
  • 1973. Новое одновременное нападение Египта и Сирии на Израиль. (Война Судного дня).
  • 1974. США и СССР устанавливают двойную линию разъединения сил на Голанских высотах и вводят туда войска ООН. По настоянию сверхдержав часть нейтральной полосы пролегает по израильской территории, в результате чего Израиль теряет контроль над городом Кунейтрой.
  • 1975. [Кдумим, возле Шхема. Офра, возле Иерусалима.]
  • 1976. [Маале Адумим.]
  • 1977. Подписание мирного договора с Египтом. Под нажимом США в договор включён пункт о разрушении города Ямита и нескольких других посёлков на Синайском полуострове.
  • 1977-1981. [Поселения растут. Шарон на посту министра сельского хозяйства, его роль.]
  • 1979. [Еврейский квартал в Хевроне.]
  • 1982. Во исполнение условий договора со США и Египтом, Израиль разрушает Ямит и насильственно депортирует его жителей. С Синайского полуострова депортированы также жители посёлков Невиот, Ди-Заhав и нескольких других мелких поселений.
  • 2005. [Cудьба Гуш-Катифа.]

Демография и статистика

Хеврон

Город Хеврон наиболее ярко связан с многовековой историей еврейского поселенчества и традиционно является его символом — как для сторонников, так и для противников еврейского присутствия в Иудее и Самарии. В течение почти четырёх тысячелетий еврейские группы или общины жили либо в Хевроне, либо (в годы, когда это было невозможно) в непосредственной близости от него. Библейский рассказ повествует о том, что патриарх Авраам выбрал пещеру Махпела в Хевроне и прилегающий к ней земельный участок в качестве первого места для поселения в Стране Израиля. Впоследствии Хеврон стал первой столицей царя Давида. С Х века до н.э. до I века н.э. Хеврон и его окрестности были отмечены наиболее быстро растущим населением. После разрушения Второго Храма именно Хеврон стал центром еврейского сопротивления римлянам, беспрецедентного по длительности и эффективности истории Римской империи. Когда сопротивление было всё же подавлено и его участники казнены, Рим особо позаботился о том, чтобы в Хевроне и его окрестностях не осталось ни одного еврея, и это предписание поддерживалось римскими наместниками в Иудее почти до самого конца дней Римской империи.

С Хевроном связаны и некоторые другие трагические страницы еврейской истории, отмеченные военными неудачами и последующим национальным унижением, когда иностранные завоеватели, пришедшие на смену римлянам жестокими мерами пытались не позволить евреям жить в окрестностях Махпелы.

Конец ХV века открыл новую главу еврейского поселенчества в Хевроне. Многие жестокие и унизительные ограничения были отменены оттоманским султаном Баязетом II, после чего состоятельные испанские евреи выкупили несколько больших земельных участков в центре Хеврона и основали там еврейский квартал. Через несколько десятилетий этот квартал стал одним из заметных центров еврейской жизни, известный своими богословами, учителями, ремесленниками и переписчиками книг, а позже делались и попытки создать типографию (впрочем, менее успешные, чем в Нидерландах). В XIX веке еврейский квартал, где к тому времени появились уже четырёх- и пятиэтажные дома, стал разрастаться вширь. В 1909 году в еврейском Хевроне была открыта первая больница современного типа, принимавшая, по контрасту с традицией тех времён, как евреев, так и арабов.

Первая Мировая война ознаменовала новый перелом в жизни еврейского поселения в Хевроне — к худшему. С той поры еврейское население Хеврона начало медленно уменьшаться, как при оттоманской власти, так и при британской, и к 1929 году оно насчитывало лишь 1500 человек. 23 августа 1929 арабские боевики и присоединившиеся к ним арабские массы Хеврона внезапно атаковали еврейский квартал. Из-за отсутствия в городе еврейской самообороны квартал прекратил своё существование через несколько дней.

Роль британских властей в резне до конца не ясна. По утверждениям британских источников, британская полиция пыталась защитить еврейское население; по сохранившимся свидетельствам выживших жителей еврейского квартала, она соблюдала нейтралитет. Как бы там ни было, через несколько дней британские власти приняли решение ликвидировать еврейское присутствие в Хевроне. Оставшиеся в живых обитатели еврейского квартала были депортированы в Иерусалим, а их имущество передано в распоряжение арабской общины города.

Первая попытка восстановления еврейского поселения в Хевроне произошла лишь два года спустя, в 1931 году, когда группа религиозных семей, около 200 человек, вернулась в город. Им удалось прожить в Хевроне четыре года. В апреле 1936 британские власти арестовали всех еврейских жителей и вывезли их за пределы города.

В 1948 году Хеврон попал под власть Трансиордании (Иордании), которая контролировала город в течение 19 лет. За это время иорданские власти уничтожили все следы еврейского пребывания в Хевроне. Еврейский квартал был сравняли с землёй, на его месте были устроены базарная площадь, общественные уборные, бойня и мусорная свалка. Кладбище, находившееся за пределами квартала, тоже было разрушено и осквернено.

Еврейское поселение в Хевроне было восстановлено в 1968 году, через год после освобождения города. Первые после 19-летнего отсутствия еврейские жители первоначально обосновались не в самом городе, а рядом (группа Моше Левингера), создав посёлок, получивший название Кирьят-Арба. Лишь через 13 лет, в 1981, первые еврейские постоянные жители появились в самóм Хевроне, несмотря на пассивное противодействие израильского правительства, опасавшегося вспышек насилия (небезосновательно, учитывая, что с 1980 до сегодняшнего дня от рук арабских боевиков в Хевроне погибло 19 [проверить!] еврейских жителей).

К сегодняшнему дню в частично восстановленном еврейском квартале Хеврона проживает около 800 жителей, и число их растёт. Значительная часть осквернённых мест расчищена, часть из них восстановлена, несмотря на многократные попытки арабских активистов разрушить их вновь.

Международная общественность неодобрительно относится к еврейскому присутствию в Хевроне. После 1974 г. все европейские страны, а также большинство крупных прогрессивных и левых общественных организаций в мире в той или иной форме высказались о незаконности еврейского присутствия в Хевроне, о желательности ликвидации хевронского еврейского квартала и депортации его жителей.

Население

См. Города Израиля, или отдельно по названию каждого из "поселений".

Статус Поселений с точки зрения ортодоксального иудаизма

Статус Поселений с точки зрения международного права

В статье 49 "Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны" указано

Оккупирующая держава не сможет депортировать или перемещать часть своего собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию.[7]

Резолюциях СБ ООН 446[8], Р 452[9], 465[10] и 471[11] указанно, что создание Израилем поселений на оккупированных территориях является незаконным и выдвигаются требования к Израилю прекратить постройку поселений.

[Совет Безопасности ООН] постановляет, что политика и практика Израиля по созданию поселений на палестинских и иных арабских оккупированных территориях с 1967 года не имеет законных оснований и представляет собой серьезное препятствие для установления всеобъемлющего, справедливого и долговременного мира на Ближнем Востоке. (резолюций ООН 446, статья 1)[8]

Эвакуация поселений

Список поселений в Иудее и Самарии

Поселения, разрушенные на протяжении Новейшей истории и впоследствии восстановленные

Поселения, разрушенные и не восстановленные

Иудея и Самария

Синай

Газа

  • Элей-Синай (ивр. אלי סיני‎)
  • Бдолах (ивр. בדולח‎)
  • Бней-Ацмон (ивр. בני עצמון‎)
  • Гадид (ивр. גדיד‎)
  • Ган-Ор (גן אור)
  • Ганей-Таль (גני טל)
  • Дугит (ивр. דוגית‎)
  • Кфар-Даром (ивр. כפר דרום‎)
  • Кфар-Ям (כפר ים)
  • Кфар-Ацмона (ивр. כרם עצמונה‎)
  • Ацмона (ивр. עצמונה‎)
  • Мораг (ивр. מורג‎)
  • Неве-Дкалим (ивр. נוה דקלים‎)
  • Нисанит (ивр. ניסנית‎)
  • Нецер-Хазани (ивр. נצר חזני‎)
  • Нецарим (ивр. נצרים‎)
  • Пеат-Саде (ивр. פאת שדה‎)
  • Катиф (ивр. קטיף‎)
  • Рафиах-Ям (רפיח ים)
  • Шират-ха-Ям (ивр. שירת הים‎)
  • Слав (ивр. שליו‎)
  • Тель-Катифа (תל קטיפא)

Примечания

См. также

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация