Израильские поселения в Иудее и Самарии

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 02:45, 9 августа 2010; Akrav (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная исправленная статья




«Израильское поселение», или «израильское поселение на оккупированных территориях» — термин, который формально употребляется в западном дипломатическом лексиконе для обозначения израильских населённых пунктов, перешедших под израильский контроль в 1967 году.

На практике, начиная с середины 1974 года термин «поселения» используется в западной дипломатии и журналистике применительно к любым израильским или еврейским населённым пунктам, находящимся или находившимся вне линии прекращения огня 1949 года, в том числе основанным до Войны за независимость (напр., Кфар-Даром, созданный в 1946, Хеврон, и др.), но оказавшимся под арабским контролем между 1949 и 1967 годами.

Содержание

Происхождение понятия

Понятие «израильские поселения на оккупированной территории» возникло в феврале-марте 1974, после установления арабского нефтяного эмбарго. Эмбарго было распространено на все индустриализированные государства одновременно, и отменялось индивидуально, после того как страна, подвергнутая эмбарго, выступала с официальной декларацией с признанием «незаконности» израильских поселений «на оккупированных территориях». В том же году из европейского общепринятого политического и географического лексикона исчезли традиционные топонимы «Иудея» и «Самария» и заменены новосозданными терминами «West Bank» (англ. «западный берег») и «Cisjordanie» (франц. «предиорданье»); предположительно с целью избежать слова «Иудея», семантически неудобного в новом политическом контексте.

Термин "поселения" часто употребляется и в израильском политическом контексте, без негативной окраски.


Поселения с точки зрения международного права

Сторонники точки зрения, рассматривающей израильские поселения в Иудее и Самарии как незаконные населённые пункты, обычно ссылаются на «Женевскую конвенцию от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны» и её статью 49, в которой сказано следующее: <a href="http://www.un.org/russian/hr/civilians/docs/fulltext.htm Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны">Оккупирующая держава не сможет депортировать или перемещать часть своего собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию>; и на ряд резолюций Совета Безопасности ООН, опирающихся на эту статью Женевской конвенции.

[1].

Резолюциях СБ ООН 446[2], Р 452[3], 465[4] и 471[5] указанно, что создание Израилем поселений на

[Совет Безопасности ООН] постановляет, что политика и практика Израиля по созданию поселений на палестинских и иных арабских оккупированных территориях с 1967 года не имеет законных оснований и представляет собой серьезное препятствие для установления всеобъемлющего, справедливого и долговременного мира на Ближнем Востоке. (резолюций ООН 446, статья 1)[2]


Список поселений

Символом Х обозначены разрушенные поселения; дата разрушения в скобках. Израильские националисты и активисты поселенческого движения обычно не рассматривают факт разрушения того или иного поселения как конец его существования, но как временную неудачу на пути его становления.


Статистика и демография

Количество населённых пунктов, обычно называемых поселениями, по состоянию на 2010. ХХХХХХХХХХХХ

В том числе растущих ХХХХ

Численность жителей. К августу 2010 года общая численность жителей «поселений» в Иудее и Самарии (включая Иерусалим и Хеврон) составляет ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ что составляет около 10% населения Израиля.

Цель строительства поселений

Израиль никогда не скрывал главной цели поселенческого движения: достичь того, чтобы евреи стали на своей земле национальным большинством. Эта цель пока достигнута лишь частично.

Мусульманские теологические принципы, со своей стороны, вступают с этой задачей в противоречие. Таким образом, связанное с поселенчеством конфликтное противостояние Израиля и мусульманских стран может продолжаться ещё неопределённо долго.

Основные исторические события, связанные с поселенчеством в Иудее и Самарии [6]

Основная статья: История Израиля
  • На протяжении XIII—XII [проверить!] веков до н.э. территории современных Иудеи и Самарии были ареной острого соперничества между евреями и более древними ханаанскими народами. В [.............] веке [уточнить век!] они окончательно вошли в состав еврейского государства.
  • В XI веке до н.э. эта территория стала частью объединённого Израильского царства, столицей которого вначале был город Хеврон, а затем стал Иерусалим.
  • В Х веке до н.э. Израильское царство распалось на два государства — Иудею и Израиль. Одним из первых поселений Израильского царства стал город Самария (ивр. שומרון‎), и окружающие его земли получили то же название.
  • Еврейская государственность была окончательно разрушена Римской империей в период императора Адриана во II веке н.э. Земля Израиля была переименована римлянами в провинцию Палестина, по названию одного из народов (филистимляне, (ивр. פלישתים‎) проживавших в ней в прошлом, а еврейское население было частично убито, частично изгнано, частично вывезено в Рим и обращено в рабство
  • В течении последующих 18 веков эта территория входила в поочерёдно в состав Римской Империи, Византийской Империи, арабского Халифата, государства крестоносцев, государства мамелюков, Османской (Оттоманской) империи и Британской империи. За эти века ни одного нового еврейского поселения в Иудее и Самарии не было создано. Лишь во второй половине XIX века, с возникновением палестинофильства, (позже получившего наименование сионизма), в Стране Израиля стали появляться первые за 1800 лет новые поселения. Ниже приводится краткая хронология событий, так или иначе связанных с их возникновением.

Демография и статистика

Хеврон

Город Хеврон наиболее ярко связан с многовековой историей еврейского поселенчества и традиционно является его символом — как для сторонников, так и для противников еврейского присутствия в Иудее и Самарии. В течение почти четырёх тысячелетий еврейские группы или общины жили либо в Хевроне, либо (в годы, когда это было невозможно) в непосредственной близости от него. Библейский рассказ повествует о том, что патриарх Авраам выбрал пещеру Махпела в Хевроне и прилегающий к ней земельный участок в качестве первого места для поселения в Стране Израиля. Впоследствии Хеврон стал первой столицей царя Давида. С Х века до н.э. до I века н.э. Хеврон и его окрестности были отмечены наиболее быстро растущим населением. После разрушения Второго Храма именно Хеврон стал центром еврейского сопротивления римлянам, беспрецедентного по длительности и эффективности истории Римской империи. Когда сопротивление было всё же подавлено и его участники казнены, Рим особо позаботился о том, чтобы в Хевроне и его окрестностях не осталось ни одного еврея, и это предписание поддерживалось римскими наместниками в Иудее почти до самого конца дней Римской империи.

С Хевроном связаны и некоторые другие трагические страницы еврейской истории, отмеченные военными неудачами и последующим национальным унижением, когда иностранные завоеватели, пришедшие на смену римлянам жестокими мерами пытались не позволить евреям жить в окрестностях Махпелы.

Конец ХV века открыл новую главу еврейского поселенчества в Хевроне. Многие жестокие и унизительные ограничения были отменены оттоманским султаном Баязетом II, после чего состоятельные испанские евреи выкупили несколько больших земельных участков в центре Хеврона и основали там еврейский квартал. Через несколько десятилетий этот квартал стал одним из заметных центров еврейской жизни, известный своими богословами, учителями, ремесленниками и переписчиками книг, а позже делались и попытки создать типографию (впрочем, менее успешные, чем в Нидерландах). В XIX веке еврейский квартал, где к тому времени появились уже четырёх- и пятиэтажные дома, стал разрастаться вширь. В 1909 году в еврейском Хевроне была открыта первая больница современного типа, принимавшая, по контрасту с традицией тех времён, как евреев, так и арабов.

Первая Мировая война ознаменовала новый перелом в жизни еврейского поселения в Хевроне — к худшему. С той поры еврейское население Хеврона начало медленно уменьшаться, как при оттоманской власти, так и при британской, и к 1929 году оно насчитывало лишь 1500 человек. 23 августа 1929 арабские боевики и присоединившиеся к ним арабские массы Хеврона внезапно атаковали еврейский квартал. Из-за отсутствия в городе еврейской самообороны квартал прекратил своё существование через несколько дней.

Роль британских властей в резне до конца не ясна. По утверждениям британских источников, британская полиция пыталась защитить еврейское население; по сохранившимся свидетельствам выживших жителей еврейского квартала, она соблюдала нейтралитет. Как бы там ни было, через несколько дней британские власти приняли решение ликвидировать еврейское присутствие в Хевроне. Оставшиеся в живых обитатели еврейского квартала были депортированы в Иерусалим, а их имущество передано в распоряжение арабской общины города.

Первая попытка восстановления еврейского поселения в Хевроне произошла лишь два года спустя, в 1931 году, когда группа религиозных семей, около 200 человек, вернулась в город. Им удалось прожить в Хевроне четыре года. В апреле 1936 британские власти арестовали всех еврейских жителей и вывезли их за пределы города.

В 1948 году Хеврон попал под власть Трансиордании (Иордании), которая контролировала город в течение 19 лет. За это время иорданские власти уничтожили все следы еврейского пребывания в Хевроне. Еврейский квартал был сравняли с землёй, на его месте были устроены базарная площадь, общественные уборные, бойня и мусорная свалка. Кладбище, находившееся за пределами квартала, тоже было разрушено и осквернено.

Еврейское поселение в Хевроне было восстановлено в 1968 году, через год после освобождения города. Первые после 19-летнего отсутствия еврейские жители первоначально обосновались не в самом городе, а рядом (группа Моше Левингера), создав посёлок, получивший название Кирьят-Арба. Лишь через 13 лет, в 1981, первые еврейские постоянные жители появились в самóм Хевроне, несмотря на пассивное противодействие израильского правительства, опасавшегося вспышек насилия (небезосновательно, учитывая, что с 1980 до сегодняшнего дня от рук арабских боевиков в Хевроне погибло 19 [проверить!] еврейских жителей).

К сегодняшнему дню в частично восстановленном еврейском квартале Хеврона проживает около 800 жителей, и число их растёт. Значительная часть осквернённых мест расчищена, часть из них восстановлена, несмотря на многократные попытки арабских активистов разрушить их вновь.

Международная общественность неодобрительно относится к еврейскому присутствию в Хевроне. После 1974 г. все европейские страны, а также большинство крупных прогрессивных и левых общественных организаций в мире в той или иной форме высказались о незаконности еврейского присутствия в Хевроне, о желательности ликвидации хевронского еврейского квартала и депортации его жителей.

Статус Поселений с точки зрения международного права

В статье 49 "Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны" указано

Оккупирующая держава не сможет депортировать или перемещать часть своего собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию.[7]

Резолюциях СБ ООН 446[2], Р 452[8], 465[9] и 471[10] указанно, что создание Израилем поселений на оккупированных территориях является незаконным и выдвигаются требования к Израилю прекратить постройку поселений.

[Совет Безопасности ООН] постановляет, что политика и практика Израиля по созданию поселений на палестинских и иных арабских оккупированных территориях с 1967 года не имеет законных оснований и представляет собой серьезное препятствие для установления всеобъемлющего, справедливого и долговременного мира на Ближнем Востоке. (резолюций ООН 446, статья 1)[2]

Города и посёлки с преимущественно еврейским населением («поселения») в Иудее и Самарии

Поселения, разрушенные на протяжении Новейшей истории и впоследствии восстановленные

Поселения, разрушенные и не восстановленные

Иудея и Самария

Синай

Газа

  • Элей-Синай (ивр. אלי סיני‎)
  • Бдолах (ивр. בדולח‎)
  • Бней-Ацмон (ивр. בני עצמון‎)
  • Гадид (ивр. גדיד‎)
  • Ган-Ор (גן אור)
  • Ганей-Таль (גני טל)
  • Дугит (ивр. דוגית‎)
  • Кфар-Даром (ивр. כפר דרום‎)
  • Кфар-Ям (כפר ים)
  • Кфар-Ацмона (ивр. כרם עצמונה‎)
  • Ацмона (ивр. עצמונה‎)
  • Мораг (ивр. מורג‎)
  • Неве-Дкалим (ивр. נוה דקלים‎)
  • Нисанит (ивр. ניסנית‎)
  • Нецер-Хазани (ивр. נצר חזני‎)
  • Нецарим (ивр. נצרים‎)
  • Пеат-Саде (ивр. פאת שדה‎)
  • Катиф (ивр. קטיף‎)
  • Рафиах-Ям (רפיח ים)
  • Шират-ха-Ям (ивр. שירת הים‎)
  • Слав (ивр. שליו‎)
  • Тель-Катифа (תל קטיפא)

Примечания

  1. Оккупирующая держава не сможет депортировать или перемещать часть своего собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 [http://www.un.org/russian/documen/scresol/1979/res446.pdf
  3. Резолюция СБ ООН 452
  4. Резолюция СБ ООН 465
  5. Резолюция СБ ООН 471
  6. Статья «Израиль. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк» в Электронной еврейской энциклопедии
  7. http://www.un.org/russian/hr/civilians/docs/fulltext.htm Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны
  8. Резолюция СБ ООН 452
  9. Резолюция СБ ООН 465
  10. Резолюция СБ ООН 471

См. также

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация