Израильские поселения в Иудее и Самарии - правовой статус

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья



Израильские поселения в Иудее и Самарии - правовой статус. Сам статус Иудеи и Самарии является спорным, поэтому спорным является и статус израильских поселений на этой территории.

Некоторые утверждают[1][2][3], что израильские поселения на территории Иудеи и Самарии являются незаконными, потому что находятся на "оккупированной палестинской земле"[4]. Их критики доказывают, что в силу спорности статуса, а также естественного права евреев селиться на этой территории израильские поселения законны. Спор не ведется в исключительно юридической плоскости, но также и касается ряда моральных аспектов, поэтому в данной статье излагаются доводы, существующие в этом вопросе - не только юридические, но и морального свойства.

Содержание

Уникальность еврейской исторической связи со Страной Израиля

Исторические доводы не считаются юридическими, однако они чрезвычайно важны с моральной точки зрения. Сторонниками права еврейского народа на создание поселений в Иудее и Самарии выдвигается довод об уникальности исторической связи евреев с этой территорией.

По мнению сторонников этой позиции, еврейский народ в течение более чем трех тысячелетий рассматривал Страну Израиля как свою историческую родину (включая не только всю территорию от Средиземного моря до Иордана, но и Восточный берег Иордана).

До ХХ в. ни один из ныне живущих народов не рассматривал ранее эту территорию своей родиной, ни один другой народ не создавал и не пытался создать на ней государство, и ни один другой народ не предъявлял требований о создании здесь своего национального государства. Так как историческая связь формируется в течение веков, а не создается за 50 или даже 100 лет, то если она не зафиксирована в прошлом, то и не может быть искусственно создана. Поэтому ни один народ, кроме еврейского, в современности не может предъявлять свои исторические права на эту страну.

Историческая важность Иудеи и Самарии для еврейского народа

Сторонники права еврейского народа на создание еврейских поселений особенно подчеркивают, что на территории Иудеи и Самарии (в основном, в зоне С) находятся важнейшие исторические реликвии еврейского народа, такие как гробница Праотцев в Хевроне, Иродион, древнейшая синагога в Иерихоне, могила Иосифа в Шхеме, древняя религиозная столица Израиля в Тель-Шило, жертвенник времен Йегошуа на горе Эйваль возле Шхема и многие другие важнейшие реликвии, имеющие еврейское библейское историческое значение.

Признание международным сообществом исторических прав еврейского народа на Страну Израиля

Декларация Бальфура

По мнению сторонников законности поселений в Иудее и Самарии, юридическим основанием для еврейского заселения этих территорий служит декларация Бальфура.

Они подчеркивают, что в течение почти двух тысяч лет изгнания еврейский народ был лишен возможности создания национального государства на своей исторической родине. А признание миром законных исторических прав еврейского народа в современную эпоху ведет начало от декларации Бальфура, провозглашающей право еврейского народа на создание своего национального очага в Стране Израиля. В тексте декларации не упоминается никакое арабское или какое-то иное государство на данной территории.

При этом сторонники законности еврейских поселений на западном берегу Иордана отмечают, что параллельно с декларацией Бальфура английское правительство декларировало право арабского народа на свое государство, - однако в Аравии и на других территориях, которые до этого принадлежали Турции, и где арабских государств до этого не существовало. Таким образом, исходно Великобритания как ведущая держава того времени, видела параллель в создании арабского государства в районах, являющихся исторической родиной арабов - Аравии, а еврейского государства – на исторической родине евреев, и поэтому вся историческая Страна Израиля была отнесена Бальфуром к еврейскому государству.

Конференция в Сан-Ремо и мандат Лиги Наций

Согласно решению конференции Лиги Наций в Сан-Ремо о распределении мандатов Лиги Наций (1920 г.), вся территория исторической Палестины, включая как территорию от моря до Иордана, так и Восточный берег Иордана, выделялась Великобритании, в соответствии с декларацией Бальфура, для создания на ней еврейского Государства. Поскольку ООН в дальнейшем провозгласила, что все постановления Лиги Наций продолжают иметь силу, - это постановление Лиги Наций является современной юридической основой еврейских прав на всю территорию Страны Израиля.

История (1920-современность)

Поскольку данную тему следует рассматривать не только с юридической точки зрения, но здесь свою роль играют и морально-исторические компоненты, то для понимания доводов сторон чрезвычайно важно рассмотреть историю вопроса.

Создание Иордании

Несмотря на то, что для территории еврейского национального дома выделялась вся территория исторической Палестины, в 1921 году Великобритания, в нарушение условий конференции в Сан-Ремо и мандата Лиги Наций, разделила подмандатную территорию Палестины. Восточный берег Иордана был выделен для создания арабского эмирата Трансиордания (современная Иордания), на территории которого было запрещено создавать еврейские поселения. Таким образом, арабское государство на территории Палестины было создано еще задолго до создания Государства Израиль, и с этого момента палестинские арабы не могут считаться «народом, не имеющим государства».

Раздел ООН 1947 г

В ноябре 1947 г. ООН приняла решение о разделе Западной берега реки Иордан между еврейским и арабским государством. После некоторых колебаний евреи этот раздел приняли, а арабы категорически отвергли. По мнению сторонников законности еврейской поселенческой деятельности в Иудее и Самарии, отказавшись принять раздел, арабы тем самым отказались от права на его использование, т.е. потеряли право на свое государство в Западной Палестине.

Война за Независимость и статус «зеленой черты»

В результате войны 1948-1949 гг. территория Западной Палестины оказалась разделенной между Израилем, Иорданией и Египтом. Установившиеся демаркационные линии («Зеленая черта») являлись линией прекращения огня. Дополнительно было подчеркнуто, что они не являются государственными границами, не признаются ни одной из сторон в качестве таковых и не имеют никакого государственного статуса, - но являются исключительно средством достижения перемирия и прекращения военных действий, а не установлением права той или иной стороны на ту или иную территорию. Поэтому требование «возвращения» к этим линиям перемирия не имеет никакого юридического обоснования.

Результаты войны 1948-49 гг.

Израиль аннексировал все территории, которые попали под его контроль в 1948-49 гг. Арабам, остававшимся на этих территориях, было предоставлено гражданство, а также все политические и гражданские права. Иордания также аннексировала территории, находящиеся под ее контролем, при этом все евреи были изгнаны с ее территорий, а все еврейские населенные пункты (Гуш-Эцион, Неве-Яаков) были уничтожены.

Таким образом, мы видим разницу в отношении еврейского государства к арабам, находящимся на его территории, и отношении арабского государства к еврейским населенным пунктам, оказавшимся на его территории. Эта разница показывает, что евреи в Стране Израиля не могут находиться и нормально жить на территории, контролируемой арабами.

Шестидневная Война и право Израиля на аннексию Иудеи и Самарии

В мае 1967 г. арабские страны закрыли Тиранский пролив, в нарушение предыдущих соглашений, фактически произведя агрессию против Израиля. Одновременно они провозгласили своей программой уничтожение еврейского государства. Реализуя свое право на самозащиту, Израиль был вынужден начать военные действия, не дожидаясь, пока арабы приведут угрозу в действие и уничтожат его. Тем самым, со стороны Израиля война носила оборонительный характер. В результате войны территория Иудеи и Самарии попала под контроль Израиля. А в мировой юридической практике принято, что в случае оборонительной войны аннексия завоеванной территории является законной.

Суверенитет и уникальный юридический статус

Территория Иудеи, Самарии и Газы является уникальной в мировой практике территорией, на которую на сегодняшний день не распространяется суверенитета ни одного государства.

До Первой Мировой войны это была территория Турции, далее – территория английского мандата. В 1948 году территория Иудеи и Самарии была незаконно захвачена Иорданией, которая попыталась эти земли аннексировать. Аннексия не была признана в мире, за исключением Великобритании и Пакистана (Египет, захвативший территорию сектора Газы в 1948 году, не пытался аннексировать его).

Утеряв контроль над Западным берегом де-факто, в 1988 году Иордания де-юре отказалась от своего суверенитета над этой незаконно захваченной ею территорией в пользу палестинского государства, которое не существует до сих пор. Таким образом, Иудея и Самария не имеют ничьего суверенитета, что является уникальным явлением в мировой практике.

Что касается юридического владения землей, то большая ее часть, и практически вся в зоне С является государственной землей в отсутствие государства, распространяющего свой суверенитет на нее. Последним государством, владеющим ею, была Иордания.

Вопрос о законности еврейских поселений в Иудее и Самарии

Палестинская администрация, арабские государства, оказывающее сильное влияние на голосованиях в ООН, а также анти-израильские силы на Западе регулярно оспаривают законность еврейских поселений и жителей в Иудее и Самарии.

Четвертая Женевская конвенция о защите жертв войны (1949)

Одним из основных аргументов противников израильской поселенческой деятельности является то, что, согласно Четвертой Женевской конвенции, никакое государство не имеет права изменять демографические реалии оккупированной ею территории другой страны.

Неправомочность применения положений Женевских конвенций к израильским поселениям

В статье 49 «Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны» указано

Оккупирующая держава не сможет депортировать или перемещать часть своего собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию.[5]

Однако в случае Иудеи и Самарии, эта территория не принадлежит ни одному государству, на них не распространяется суверенитет какой-либо другой страны, и поэтому они не подпадают под определения Женевской конвенции.

Неверное применение положений Женевских конвенций

По мнению сторонников легитимности еврейских поселений в Иудее и Самарии, другим намерением авторов Четвертой Женевской конвенции была защита прав населения оккупированных территорий - во избежание насильственного трансфера и поселения населения оккупирующей державы на месте населенных пунктов, откуда были изгнаны местные жители.

Но строительство еврейских поселений на территории Иудеи и Самарии осуществляется только на государственных землях, и, тем самым, частные права арабских жителей не нарушаются.

Признание международным сообществом права еврейского народа на заселение Иудеи и Самарии

С исторической же точки зрения, а также с точки зрения Декларации Бальфура и решения Лиги Наций о Британском мандате, все эти территории должны относиться к еврейскому государству, и, таким образом, евреи имеют полное право селиться на них.

Согласно решению ООН от ноября 1947 года, нет запрета для евреев селиться на территории Иудеи и Самарии.

Возвращение еврейского народа в населенные пункты, откуда они были изгнаны в ХХ веке

Среди населенных пунктов, расположенных в Иудее и Самарии, есть те, откуда евреи были изгнаны арабами в ХХ веке, причем оба раза это было связано с арабскими военными преступлениями и преступлениями против человечества.

  • Евреи были изгнаны из Хеврона в 1929 году в результате чудовищного погрома, при котором были убиты десятки мирных жителей, а оставшиеся еврейские жители Хеврона были изгнаны, хотя до этого евреи жили в Хевроне на протяжении трех тысяч лет.
  • В Гуш Эционе после захвата еврейских населенных пунктов арабы расстреляли десятки захваченных евреев, что квалифицируется как тяжкое военное преступление.

Таким образом, евреи Хеврона и евреи Гуш Эциона возвращаются в свои дома, отнятые у них арабами совсем недавно, при жизни последнего поколения. И те, кто считают незаконными еврейское поселение в этих домах, практически оправдывают погром в Хевроне и расстрел пленных в Гуш Эционе – носители подобных радикальных взглядов не имеют права принимать участие в переговорах.

Поведение других стран при захвате части территории противника во время войны и проблема "двойных стандартов"

Можно привести ряд исторических примеров в ХХ веке, когда в результате войны ряд государств осуществляли окончательную аннексию территории других государства:

  • Аннексия Советским Союзом и присоединение к России бывшей Восточной Пруссии,
  • Аннексия Россией Южного Сахалина и нескольких остров Курильской гряды,
  • Аннексия Польшей западных районов Польши,
  • Аннексия Украиной Западной Украины,
  • Аннексия Францией Эльзаса и Лотарингии после Первой и Второй мировых войн и т.д.

С этой точки зрения, Израиль имеет полное международное право аннексировать все или часть территорий, оказавшихся в ходе оборонительной войны под его контролем. Сторонники законности израильских поселений в Иудее и Самарии подчеркивают, что те страны, которые осуждают Израиль в данном вопросе, применяют двойные стандарты, потому что сами аннексируют территории, захватываемые ими в результате военных действий.

С точки зрения ООН сегодня

Резолюциях СБ ООН 446[6], Р 452[7], 465[8] и 471[9] указанно, что создание Израилем поселений на оккупированных территориях является незаконным и выдвигаются требования к Израилю прекратить постройку поселений.

[Совет Безопасности ООН] постановляет, что политика и практика Израиля по созданию поселений на палестинских и иных арабских оккупированных территориях с 1967 года не имеет законных оснований и представляет собой серьезное препятствие для установления всеобъемлющего, справедливого и долговременного мира на Ближнем Востоке. (резолюций ООН 446, статья 1)[6]


Позиция "ООН потеряла моральное право решать"

В последние годы раздается немало критики в адрес различных институтов ООН относительно их морального права принимать решения в отношении арабо-израильского конфликта. Это связано с тем, что эта организация относится предвзято к Израилю, и в Совете ООН по правам человека председательствуют такие страны, как Ливия под руководством Муамара Каддафи, где нарушения прав человека носят постоянный характер, в связи с чем ее членство в данном совете было приостановлено[10].

Помимо этого, блок арабских государств и блок неприсоединившихся стран инициируют и автоматически поддерживают все резолюции ООН, имеющие анти-израильскую направленность, вне всякой зависимости от их содержания. Все эти факторы в сумме, по мнению защитников легитимности израильских поселений в Иудее и Самарии, указывают на то, что ООН утеряла моральное право указывать Израилю, как вести себя.

Ссылки

На английском языке:

of the Settlement Issue]


Критика:


На русской языке:


Видео (на английском):

Примечания


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация